Дифференциация твердых и мягких согласных
В процессе овладения чтением у умственно отсталых детей особенно стойкими являются трудности усвоения чтения слогов и слов с мягкими согласными, так как это требует углубленной предварительной работы:
СУМКА ЦЫПЛЁНОК БУСЫ СВЕКЛА | КУРИЦА
ЦАПЛЯ ПЕРЕЦ
ЦВЕТЫ СЛИВ'А 'КОЛЬЦО 1 Подписи под картинками должны быть исключены. а) над дифференциацией твердых и мягких соглас б) над уточнением двузначности многих букв, обо* в) над усвоением мягкости согласных звуков перед г) над навыком чтения с ориентировкой на после В логопедической работе по устранению фонематических дислексии должно быть уделено больше внимания дифференциации твердых и мягких согласных звуков. Примерный план проведения занятий Тема: «Рассматривание картинок со словами-паро Цель: научить детей выделять из слов твердые и мягкие звуки (м—мь), различать изолированные звуки (м— мь) на слух и по артикуляции. Ход занятия Логопед. Что нарисовано на первой картинке (Мыло.} Логопед. Что нарисовано на второй картинке? (Девочка.) Л о г о п е д. Эту девочку зовут Мила. Логопед. Итак, что нарисовано на картинке? (Мыло.) Как зовут девочку на картинке? (Мила) Дети еще раз повторяют слова (мыло и Мила) и определяют, что в слове мыло первый звук м, а в слове Мала — мь_. Логопед произносит эту пару звуков (м— мь), затем просит детей повторить эти звуки.
Л о г о п е д. Одинаково ли произносятся звуки м и мь^ (Неодинаково.) Логопед. При каком звуке губы больше растянуты? (При звуке мь.) Логопед. Какой звук произносится с большим напряжением? (Звук мь.) Логопед делает вывод: звук мь произносится с большим напряжением губ, чем м. Сравнивается звучание м и мь. Логопед произносит оба звука и задает вопрос: «Какая разница в звучании этих звуков?» Если дети затрудняются в ответе, следует поставить Логопед/Какой звук звучит более твердо— ~м или мь? - Логопед. Какой звук звучит более мягко— м Логопед. Значит, как звучите? (Твердо.) Логопед. А как звучит мь? (Мягко.) Делается вывод: звук м звучит твердо, он твердый; звук мь звучит мягко, он мягкий. Лого п е д. Какой буквой обозначаются звуки м и мь? (Буквой м.) Лео г о п е д. Одной буквой обозначается и твердый и мягкий звук? Чтобы различать твердые и мягкие звуки, возьмем красную и синюю букву м. Синяя буква будет обозначать твердый звук м, а красная буква — мягкий звук мь. (Логопед дает детям схему слов мыло, Мила и ставит эти слова под соответствующей картин* кой.) Логопед. В слове мыло какой первый звук? (Звук м.) Логопед. Это звук'твердый или мягкий? (Твердый.) Логопед. Какой буквой мы обозначим его — крас< ной или синей? (Синей.) (В схеме под картинкой ставится синяя буква-" м.) Логопед. Кто нарисован на второй картинке? (Мила.) (Повторяется это слово.) Логопед. Скажите, какой первый звук в этом слове? (мь). Л о т о п е д. Это твердый или мягкий звук? (Мягкий.) Л о г о п е д. Какой буквой обозначим этот звук? (Красной.) (Ставится красная буква м в соответствующей схеме под картинкой.) ' Логопед. В каком слове звук м твердый? (В сло Логопед. В каком слове звук л мягкий? (В слове Мила.) \ Подобным же образом анализируется твердый и мягкий звук м в словах мал—мял, мать — мять, мышка—мишка. „
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ М— МЬ В СЛОГАХ Задания. 1. Поднять красную букву м, если в слоге мягкий ''КОММ). 2. Прочитать слоги со звуками м и мь, подчеркнуть 3. Диктант, состоящий из слогов с твердым и мяг* ЗАКРЕПЛЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ' ЗВУКОВ М^-МЬ В СЛОВАХ 1. Поднять красную или синюю букву м, в зависи Предлагаемые слова: а) малина, мяч, молния, муха, мясо, мел, мед, миш б) камыш, смех, камень, дома, помидор, ломать, 2. Распределить картинки на две части. Если в слове 3. Подобрать слова на твердый звук м. 4. Подобрать слова, которые начинаются с мягкого 5. Заменить в предлагаемых- на слух словах твердую
6. Составить предложения с каждой парой слов. 7. Добавить слог с твердым или мягким звуком м. .. ха,..локо,..со,.. чик,.. шина,..тя,.. ша,..лыш,,. нута. 8. Записать слова, подчеркнуть бунву м каранда 9. Разделить страницу тетради на две части. Слева 10. Отгадать загадки. В отгадках определить, твер Кто не лает, не кусает, а в дом не пускает? (Замок)
Стоят в лугах сестрички, Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки) Красна девица в темнице,. Коса на улице. (Морковь) Я над речкой лежу, оба.берегу держу. (Мост) Бьют его рукой и палкой, Никому его не жалко. Почему беднягу бьют? Потому что он надут. (Мяч) Зверь забавный сшит из плюша. Есть и лапы, есть и уши. - ' Меду зверю дай немного И устрой его в берлогу! (Медведь) Без рук, без ног, а рисовать умеет. - (Мороз) 11. Игра в лото. На карточках картинки, в названиях которых имеется твердый или мягкий звук м. Дети закрывают картинку синей буквой, если звук м в слове твердый, и 31
красной буквой, если звук м в слове мягкий. (Образ
'СМОРОДИНА
Затем переходят к дифференциации следующих пар твердых <и мягких звуков: н—нь, в—вь, т—ть, л—ль.
После того как закончена работа над этими пара-м«твердых и мягких согласных, проводится закрепление дифференциаций всех твердых и мягких согласных. Дидактический материал включает слова на все пары твердых и мягких согласных: д—дь, т—ть, б—бь, п—пь, в—вь, ф—фь, х—хь, г—гь, к—кь, л—ль, м—мь, н—нь, с—сь, з—зь,р—рь. Подписи под картинками должны быть исключены.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|