Организация логопедической работы
ПО УСТРАНЕНИЮ ДИСЛЕКСИИ В 1-Н КЛАССАХ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ • Работа по устранению дислексии у учеников вспомо Однако в практике работы вспомогательной школы " еще приходится встречаться с такими случаями, когда педагоги и родители недостаточно подготовлены к систематической, методически правильной работе по устранению нарушений чтения. Одним из важнейших путей обеспечения комплексного воздействия является организация логопедом лекций, бесед о нарушениях чтения. Темы таких бесед, лекций и докладов могут быть теоретического, методического и практического характера. Например: «Виды дислексии у умственно отсталых школьников 1—11 классов», «Методика логопедической работы по устранению отдельных видов дислексии у умственно отсталых школьников», «Характеристика нарушений чтения у детей Гили II класса (данной школы)», «Роль учителя и воспитателя в работе по устранению нарушений чтения у детей», «Связь нарушений устной речи с дислексиями у умственно отсталых детей», «Развитие слухопроизносительной дифференциации звуков речи при нарушениях чтения», «Этапы логопедической работы по развитию фонематического анализа у детей с нарушениями чтения».
Параллельно с лекциями и докладами, логопед должен организовать практическое знакомство учителей и воспитателей со случаями нарушения чтения у детей, с содержанием и структурой логопедических занятий по устранению различных видов дислексии, с «некоторыми методическими приемами', которыми должен овладеть учитель и воспитатель для проведения работы с; детьми, страдающими Дислексиями. С этой целью логопед проводит открытые логопедические занятия, ла которых присутствуют учителя и воспитатели. Темой первых открытых'логопедических занятий должно быть обследование детей с нарушениями чтения. В ходе обследова- _ ния логопед обращает внимание педагогов на характер нарушения психических функций, на характер.и особенности ошибок при тех или иных, формах дислексии. Логопед обосновывает и уточняет диагноз, знакомит педагогов с перспективным планом индивидуальной работы с ребенком, определяет цель и основные этапы работы. В дальнейшем учителя и-воспитатели приглашаются на открытые логопедические-занятия по устранению нарушений чтения. Логопед тщательно анализирует каждое такое занятие, обращает внимание на его цель, тему, структуру, подчеркивает целенаправленность каждого этапа логопедического занятия, обосновывает использование тех или иных методических приемов. Для систематического закрепления результатов ло-
Важным моментом является анализ совместной работы логопеда, учителей, воспитателей, родителей, который проводится в конце учебного года в форме докладов на педагогическом, методическом советах или в виде отчета логопеда. Организация занятия с детьми. Нарушения чтения у Однако при обследовании устной речи детей логопед может в какой-то мере предвидеть появление нарушения чтения. 'В основном это.Могут быть дети со стойкими и выраженными нарушениями дифференциации звуков, функций фонематического анализа и синтеза, с грубым недоразвитием лексико-грамматического строя речи, а также дети с заметными нарушениями зрительного анализа и синтеза, с несформированностью пространственных представлений. К более тщательному обследованию таких детей следует приступать в течение второй четверти, начиная с добуиварного периода. В течение букварного периода логопед посещает уроки чтения в классе, беседует с учи-, телями о том, как овладевают процессом чтения дети, у кого из них отмечаются выраженные трудности в ов^ ладении чтением. Обследование детей проводится с участием педагогов и врачей. При недостатке анамнестических сведений логопед беседует с родителями. В случае отсутствия некоторых сведений о состоянии зрения, слуха, о неврологическом, психическом состоянии ребенок направляется к (врачам-специалистам. Обследование проводится в два этапа. При первичном отборочное обследовании (первый этап) логопед выявляет детей, имеющих нарушения чтения. В дальнейшем, на втором этапе, в процессе обследования (по схеме, данной в приложении) логопед определяет проявление, степень и механизмы нарушений чтения у детей.
Первоначально занятия с. такими детьми направлены на развитие психических функций, которые осуществляют процесс чтения в норме. Характер и степень недоразвития этих психических функций у умственно отсталых детей различны..Поэтому на первых этапах логопедической работы рекомендуется проводить индивидуальные занятия. Постепенно организуются группы для занятий. 76 • В группы включаются ученики одного класса со сходными формами дислексии. В I классе количество детей в группе должно быть от двух до четырех. Во II классе—от четырех до шести. Количество детей определяется прежде всего тяжестью речевой патологии. В процессе групповых логопедических занятий логопед осуществляет правильное сочетание фронтальной' и индивидуальной работы с детьми. В ходе занятий необходимо учитывать индивидуальные психологические особенности умственно отсталого ребенка, особенности его речевого дефекта, что и определяет своеобразие индивидуального подхода.,к нему. В процессе выполнения самостоятельных работ логопед проводит индивидуальную работу с теми детьми, у которых недоразвитие психических^ функций является значительно более выраженным (с отклонениями в поведении, с неустойчивым вниманием). Такое сочетание индивидуальной и фронтальной работы позволяет достичь более эффективных результатов. Такая работа требует тщательной подготовки логопеда к занятиям, продумывание приемов самостоятельной и индивидуальной работы, характера дидактического материала. Так, на занятиях по 'развитию дифференциации звуков и функции.фонематического анализа можно предложить такие виды самостоятельной работы: Выбрать картинки с определенным звуком. а) Отобрать картинки, в названии которых опреде
б) Закрыть карточки лото определенными фишками, в) Выбрать картинки, в названии которых данный г) Нарисовать с помощью трафарета или самостоя-. д) Закрыть карточки лото теми буквами, которые е) Нарисовать условно-графическую схему слова по ж) Составить из разрезной азбуки слово по картинке. з) Подобрать к каждой картинке соответствующую и Др. „ -- • Нарушение чтения у детей не является изолированным нарушением, оно тесно связано с недоразвитием всех компонентов устной речи. Поэтому логопеду необ-.хо'димо проводить работу по развитию всех сторон речевой деятельности: коррекцию недостатков звукопроиз-ношения, обогащение и уточнение активного и пассивного словаря, развитие граматичеокого строя речи. Занятия по коррекции недостатков звукопроизношения должны быть насыщены прежде всего приемами по развитию слухопроизносительной дифференциации звуков речи, по формированию функций фонематического анализа. На каждом логопедическом занятии отводится время и на формирование навыка чтения того речевого материала, над которым дети работают в классе (чтения букваря, книг для чтения в I или II классе). В процессе чтения слов и предложений логопед осуществляет необходимую помощь ребенку, проводит работу над ошибками, контролирует чтение, фиксирует трудности и динамику продвижения. Это помогает ребенку быстрее овладеть навыком чтения. На логопедических занятиях у логопеда есть больше возможности уделить внимание каждому ребенку. Логопедическая работа находит свое отражение в Логопедическая работа по устранению дислексии на ходит отражение и в годовом плане работы логопеда В этот план включается основное содержание работы, определяются сроки обследования детей, совместная работа с врачом, учителями, воспитателями, участие логопеда в методических и педагогических советах, работа с родителями участие в отборочных медико-педагогических комиссиях, изготовление наглядных пособий. Кроме того, на каждое логопедическое занятие составляются планы занятий, заполняется журнал.учета успеваемо-
78. • сти и посещаемости логопедических занятий. Как уже указывалось, на каждого ребенка заводится дневник, в котором фиксируется ежедневная работа с ребенком, а также выполнение домашнего задания. В ходе логопедических занятий с помощью магнито-фрна систематически фиксируется чтение детей. Это дает возможность контролиррвать динамику устранения дислексии у детей, анализировать успехи и трудности в процессе овладения чтением.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|