Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация логопедической работы




ПО УСТРАНЕНИЮ ДИСЛЕКСИИ В 1-Н КЛАССАХ

ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

• Работа по устранению дислексии у учеников вспомо­
гательной школы проводится логопедом в тесном содру­
жестве с учителями, воспитателями и родителями. Без
постоянной систематической помощи со стороны учите­
лей и воспитателей логопедическая работа по устране­
нию дислексии не может достигнуть хороших и стойких
результатов. Это объясняется прежде всего тем, что
формирование новых условнорефлекторных связей у ум­
ственно отсталых детей проходит замедленно, с боль­
шими трудностями, новые условные связи неустойчивы,
быстро распадаются, если не заниматься систематиче­
ски. Поэтому сформированные на логопедических заня­
тиях действия и умения обязательно должны быть за­
креплены в последующей работе учителями и воспита­
телями., •. -

Однако в практике работы вспомогательной школы " еще приходится встречаться с такими случаями, когда педагоги и родители недостаточно подготовлены к систе­матической, методически правильной работе по устра­нению нарушений чтения. Одним из важнейших путей обеспечения комплексного воздействия является органи­зация логопедом лекций, бесед о нарушениях чтения. Темы таких бесед, лекций и докладов могут быть теоре­тического, методического и практического характера. Например: «Виды дислексии у умственно отсталых школьников 1—11 классов», «Методика логопедической работы по устранению отдельных видов дислексии у ум­ственно отсталых школьников», «Характеристика нару­шений чтения у детей Гили II класса (данной школы)», «Роль учителя и воспитателя в работе по устранению нарушений чтения у детей», «Связь нарушений устной речи с дислексиями у умственно отсталых детей», «Раз­витие слухопроизносительной дифференциации звуков речи при нарушениях чтения», «Этапы логопедической работы по развитию фонематического анализа у детей с нарушениями чтения».

Параллельно с лекциями и докладами, логопед дол­жен организовать практическое знакомство учителей и


воспитателей со случаями нарушения чтения у детей, с содержанием и структурой логопедических занятий по устранению различных видов дислексии, с «некоторыми методическими приемами', которыми должен овладеть учитель и воспитатель для проведения работы с; детьми, страдающими Дислексиями. С этой целью логопед про­водит открытые логопедические занятия, ла которых присутствуют учителя и воспитатели. Темой первых от­крытых'логопедических занятий должно быть обследо­вание детей с нарушениями чтения. В ходе обследова- _ ния логопед обращает внимание педагогов на характер нарушения психических функций, на характер.и особен­ности ошибок при тех или иных, формах дислексии. Ло­гопед обосновывает и уточняет диагноз, знакомит педа­гогов с перспективным планом индивидуальной работы с ребенком, определяет цель и основные этапы работы.

В дальнейшем учителя и-воспитатели приглашаются на открытые логопедические-занятия по устранению на­рушений чтения. Логопед тщательно анализирует каж­дое такое занятие, обращает внимание на его цель, те­му, структуру, подчеркивает целенаправленность каж­дого этапа логопедического занятия, обосновывает ис­пользование тех или иных методических приемов.

Для систематического закрепления результатов ло-
гопедической'работы на уроках и во внеклассное время
на каждого ребенка заводится дневник, в котором лого­
пед записывает основное содержание и результаты ра­
боты на логопедическом занятии, определяет ближай­
шую цель учителя и воспитателя, записывает домашнее
задание. С целью контроля над правильностью'-выполне­
ния учителями и воспитателями намеченных целей ло­
гопедической работы логопед систематически посещает
уроки, особенно уроки чтения и развития речи, а также
занятия^ воспитателей. Целью такого посещения являет­
ся также наблюдение за чтением детей в классном кол­
лективе, оказание помощи учителям и воспитателям по
устранению нарушений чтения у учеников. Если ребе­
нок не в интернате, то логопед осуществляет необходи­
мую помощь родителям в выполнении домашних лого­
педических занятий, разъясняет цели, задачи логопеди­
ческой работы по устранению дислексии, знакомит с не­
которыми методическими приемами, дидактическим ма­
териалом, объясняет записи в дневнике.,


Важным моментом является анализ совместной ра­боты логопеда, учителей, воспитателей, родителей, кото­рый проводится в конце учебного года в форме докладов на педагогическом, методическом советах или в виде от­чета логопеда.

Организация занятия с детьми. Нарушения чтения у
умственно отсталых детей нельзя выявить в первые же
недели учебного года. -

Однако при обследовании устной речи детей логопед может в какой-то мере предвидеть появление нарушения чтения. 'В основном это.Могут быть дети со стойкими и выраженными нарушениями дифференциации звуков, функций фонематического анализа и синтеза, с грубым недоразвитием лексико-грамматического строя речи, а также дети с заметными нарушениями зрительного ана­лиза и синтеза, с несформированностью пространствен­ных представлений.

К более тщательному обследованию таких детей сле­дует приступать в течение второй четверти, начиная с добуиварного периода. В течение букварного периода логопед посещает уроки чтения в классе, беседует с учи-, телями о том, как овладевают процессом чтения дети, у кого из них отмечаются выраженные трудности в ов^ ладении чтением.

Обследование детей проводится с участием педаго­гов и врачей. При недостатке анамнестических сведений логопед беседует с родителями. В случае отсутствия не­которых сведений о состоянии зрения, слуха, о невроло­гическом, психическом состоянии ребенок направляется к (врачам-специалистам.

Обследование проводится в два этапа. При первич­ном отборочное обследовании (первый этап) логопед выявляет детей, имеющих нарушения чтения. В дальней­шем, на втором этапе, в процессе обследования (по схе­ме, данной в приложении) логопед определяет проявле­ние, степень и механизмы нарушений чтения у детей.

Первоначально занятия с. такими детьми направлены на развитие психических функций, которые осуществля­ют процесс чтения в норме. Характер и степень недораз­вития этих психических функций у умственно отсталых детей различны..Поэтому на первых этапах логопедиче­ской работы рекомендуется проводить индивидуальные занятия. Постепенно организуются группы для занятий.

76 •


В группы включаются ученики одного класса со сход­ными формами дислексии. В I классе количество детей в группе должно быть от двух до четырех. Во II клас­се—от четырех до шести. Количество детей определя­ется прежде всего тяжестью речевой патологии.

В процессе групповых логопедических занятий лого­пед осуществляет правильное сочетание фронтальной' и индивидуальной работы с детьми. В ходе занятий необ­ходимо учитывать индивидуальные психологические осо­бенности умственно отсталого ребенка, особенности его речевого дефекта, что и определяет своеобразие инди­видуального подхода.,к нему. В процессе выполнения самостоятельных работ логопед проводит индивидуаль­ную работу с теми детьми, у которых недоразвитие пси­хических^ функций является значительно более выражен­ным (с отклонениями в поведении, с неустойчивым вни­манием). Такое сочетание индивидуальной и фронталь­ной работы позволяет достичь более эффективных ре­зультатов. Такая работа требует тщательной подготовки логопеда к занятиям, продумывание приемов самостоя­тельной и индивидуальной работы, характера дидакти­ческого материала. Так, на занятиях по 'развитию диф­ференциации звуков и функции.фонематического анализа можно предложить такие виды самостоятельной работы:

Выбрать картинки с определенным звуком.

а) Отобрать картинки, в названии которых опреде­
ленное количество звуков (3 шти 4).

б) Закрыть карточки лото определенными фишками,
в зависимости от количества звуков в слове-названии.

в) Выбрать картинки, в названии которых данный
звук находится в начале, середине или конце слова.

г) Нарисовать с помощью трафарета или самостоя-.
тедьно изображение, раскрасить его и определить место
данного звука в названии.

д) Закрыть карточки лото теми буквами, которые
соответствуют первому.звуку в названиях картинок.

е) Нарисовать условно-графическую схему слова по
картинке. •

ж) Составить из разрезной азбуки слово по картинке.

з) Подобрать к каждой картинке соответствующую
цифру, в зависимсти от количества звуков в ее названии

и Др. „ -- •


Нарушение чтения у детей не является изолирован­ным нарушением, оно тесно связано с недоразвитием всех компонентов устной речи. Поэтому логопеду необ-.хо'димо проводить работу по развитию всех сторон рече­вой деятельности: коррекцию недостатков звукопроиз-ношения, обогащение и уточнение активного и пассивно­го словаря, развитие граматичеокого строя речи. Заня­тия по коррекции недостатков звукопроизношения дол­жны быть насыщены прежде всего приемами по разви­тию слухопроизносительной дифференциации звуков ре­чи, по формированию функций фонематического ана­лиза.

На каждом логопедическом занятии отводится время и на формирование навыка чтения того речевого мате­риала, над которым дети работают в классе (чтения букваря, книг для чтения в I или II классе). В процессе чтения слов и предложений логопед осуществляет необ­ходимую помощь ребенку, проводит работу над ошибка­ми, контролирует чтение, фиксирует трудности и дина­мику продвижения. Это помогает ребенку быстрее овла­деть навыком чтения. На логопедических занятиях у ло­гопеда есть больше возможности уделить внимание каждому ребенку.

Логопедическая работа находит свое отражение в
отчетной документации. Материалы комплексного обсле­
дования ребенка оформляются в речевой карте. Анализ
результатов обследования дает возможность логопеду
определить диагноз, уточнить вид дислексии? степень и
проявления нарушения чтения. Точный и обоснованный
диагноз позволяет наметить логопеду перспективный
план работы с каждым учеником. В перспективном пла­
не намечаются основные направления логопедической
работы, ее этапы. ' •

Логопедическая работа по устранению дислексии на ходит отражение и в годовом плане работы логопеда В этот план включается основное содержание работы, определяются сроки обследования детей, совместная ра­бота с врачом, учителями, воспитателями, участие лого­педа в методических и педагогических советах, работа с родителями участие в отборочных медико-педагогиче­ских комиссиях, изготовление наглядных пособий. Кро­ме того, на каждое логопедическое занятие составляют­ся планы занятий, заполняется журнал.учета успеваемо-

78. •


сти и посещаемости логопедических занятий. Как уже указывалось, на каждого ребенка заводится дневник, в котором фиксируется ежедневная работа с ребенком, а также выполнение домашнего задания.

В ходе логопедических занятий с помощью магнито-фрна систематически фиксируется чтение детей. Это дает возможность контролиррвать динамику устранения дислексии у детей, анализировать успехи и трудности в процессе овладения чтением.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...