Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приложение методика выявления нарушений чтения у детей




Для выявления детей, страдающих дислексиями, про­водится обследование процесса чтения. При этом лого­пед учитывает закономерности чтения в норме. Обследо­вание включает усвоение детьми букв, чтение слогов, чтение и понимание слов, предложений текста.

Чтобы проверить, как дети усваивают буквы, предла­гаются следующие задания:

1.Назвать указанную букву, .> •

2. Найти среди букв требуемую.

3. Указать букву, написанную другим шрифтом.

4. Узнать правильно написанную букву, когда рядом
та же буква, но написанная стилизованно или зеркаль­
но. %

5. Назвать букву, перечеркнутую дополнительными
штрихами.

6. Найти среди сходных по начертанию букв нуж­
ную.,.

Для выполнения этих заданий предъявляются сле­дующие, сходные по начертанию ряды букв: ЛА, ЛМ, АД, ЛД, ГБ, ВР, ВЗ, ВЫ, ГТ, ГЕ, КЖ, ГП, ПИ, ЩЦ, ОЮ, СО, КХ, НИ, ОР.

При обследовании восприятия букв логопед отмеча­
ет, узнает ли ребенок букву, соотносит ли звук с соот­
ветствующей буквой. -

При обследовании чтения слогов можно предложить детям прочитать" простые открытые и закрытые слоги, с


твердыми и мягкими согласными, со стечением соглас­ных, например МА, СА, ДА, ТА, ЛИ, АМ, АС, РОС, СТА и т. д. Здесь следует обратить внимание, как происходит у ребенка слияние звуков в слоги, каков способ чтения (побуквенный или послрговой).

При обследовании чтения слов-1 необходимо учиты­вать звуковую структуру читаемых слов, а также на­сколько знакрмы эти слова ребенку. Поэтому порядок предъявления слов должен быть следующим:

1.Хорошо знакомые слова.

2. Легкие фонетически,,но недостаточно знакомые
слова. ~

3. Хорошо знакомые слова, но более, сложные по
структуре;

4. Сложные по составу и малоупотребительные в
речи. -

В I классе можно дать слова: каша, луна, мыло, Шу­ра, лыжа, малы, сук, рос, сыр, кукла, кошка, малыш.

Во II классе даются более сложные слова, такие, как синичка, бросила, форточка, хозяйка и др. После прочте­ния каждого слова логопед задает вопросы для провер-* ки понимания прочитанного.

Например, после прочтения слова луна можно задать
вопрос: «Где ты её в^дел?» А после прочтения слова
мыло ученик должен ответить на вопрос: «Что им де­
лают?» и т. д. /

При обследовании понимания прочитанных слов ло­гопед использует картинки с изображениями предметов, животных и т. д.,,а также отдельные карточки с надпи­сями к этим картинкам,

Даются следующие задания:

1.Прочитать слово, найти его изображение на кар­
тинке и положить соответствующую надцись.

2. Прочитать слово, напечатанное на карточке, и по
памяти найти соответствующую картинку.

Для Г и II классов можно рекомендовать следующие слова для чтения и соотве'тствующие картинки к ним: лиса, репа, щука, ели, дом, еж, шар, петух, "жук, утка, арбуз, кукла, белка, стол, хлеб, труба, зонт, флаги, гри­бы, вишни, ослик, чайник, мяч, индюк, цапля, ножниць1, этажерка, якорь.

В данных словах встречаются слоги различной слож-


ности: открытые, закрытые, открытые и закрытые со стечением согласных, с • твердыми и мягкими соглас-. ными.

* 3. Кроме вышеуказанных слов, можно дать слова, сходные по буквенному составу: дочкаточка, бочкапочка, уточкаудочка, папабаба, мишкамиска, козакоса, зубсуп, жуксук, лапа —лампа, коры­то—копыто, конфетыконцерты, шкаф—шарф, стол-ствол. После прочтения дать задание соотнести каждое из двух данных слов с определенной картинкой, предло­жить детям найти картинку, соответствующую словам-паронимам.

При чтении детьми слов логопед фиксирует характер ошибок (замена букв, пропуски, угадывания, переста­новки, нарушения понимания читаемого).

С целью исследования чтения и- осмысления прочи­танных предложений можно давать следующие зада­ния: '-.•..

1.Прочитать предложение и выиолнить соответст­
вующее действие. Даются карточки с напечатанными за­
даниями типа: «Покажи глаз», «Подойди к стене»,
«Возьми ручку», «Дай тетрадь», «Встань со стула»,
«Подними руку».,..

2. Прочитать напечатанное на карточке предложе­
ние, найти соответствующую картинку..

В I классе можно -использовать такие предложения: Зоя моет руки. Паша ест \суп. Мама моет свеклу. Мама режет капусту. Нина пьет молоко-. Мама наливает суп.

Во II классе даются следующие предложения: Това­рищи играют 'вместе. Девочки играют вместе. Мальчик открывает дверь. Девочка снимает фартук. Девочка причесывается. Мальчик надевает пальто. Мальчик оде­вается. После прочтения предложений логопед задает вопросы по содержанию.

Для обследования навыка чтения можно.предложить тексты, небольшие по объему. Это могут быть тексты из букваря, из книг для чтения.

Тексты для обследования первоклассников должны состоять из трех-четырех предложений. Например:

Собака Бишка. -

 

Лиза кормила Бишку. В саду были галки и вороны. Они у Бишки таскали кости.

6 Заказ 4083


6*

Около липы.нора. У норы лиса. Лиса ушла в нору. У нас была коза. Коза давала нам молоко. Наташа пасла козу.

Пастух.

Саша вышла на лужок. Там был пастух. Он пас ко-ров. У пастуха рожок.

При обследовании чтения во II классе можно дать следующие связные тексты.

Синичка.

Была холодная зима. К'окну дома прилетела синич­ка. Синичке было очень холодно. Около окна стояли дети. Им стало жалко синичку. Дети открыли фор­точку.

ЗАИКА

Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок,

(А. Барто.)

Пришла весна.

Пришла весна. Потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку цо воде.

Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали и в лужу упали.

В процессе обследования навыка чтения отмечается характер искажения звуковой и слоговой структуры сло­ва, а также трудности понимания отдельных читаемых предложений и всего текста.

Данная методика позволяет выявить детей с нару­шениями чтения, определить их симптоматику, характер ошибок (неусвоение букв, побуквенное чтение, искаже­ния звуко-слоговой структуры слова, нарушения пони­мания читаемого).

Для уточнения механизмов, патогенеза нарушений чтения и определения видов дислексии необходимо ис­пользовать более углубленную методику. Эта методика включает исследование основных психических функций, осуществляющих процесс чтения в норме,


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...