Приложение методика выявления нарушений чтения у детей
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Для выявления детей, страдающих дислексиями, проводится обследование процесса чтения. При этом логопед учитывает закономерности чтения в норме. Обследование включает усвоение детьми букв, чтение слогов, чтение и понимание слов, предложений текста. Чтобы проверить, как дети усваивают буквы, предлагаются следующие задания: 1.Назвать указанную букву, .> • 2. Найти среди букв требуемую. 3. Указать букву, написанную другим шрифтом. 4. Узнать правильно написанную букву, когда рядом 5. Назвать букву, перечеркнутую дополнительными 6. Найти среди сходных по начертанию букв нуж Для выполнения этих заданий предъявляются следующие, сходные по начертанию ряды букв: ЛА, ЛМ, АД, ЛД, ГБ, ВР, ВЗ, ВЫ, ГТ, ГЕ, КЖ, ГП, ПИ, ЩЦ, ОЮ, СО, КХ, НИ, ОР. При обследовании восприятия букв логопед отмеча При обследовании чтения слогов можно предложить детям прочитать" простые открытые и закрытые слоги, с твердыми и мягкими согласными, со стечением согласных, например МА, СА, ДА, ТА, ЛИ, АМ, АС, РОС, СТА и т. д. Здесь следует обратить внимание, как происходит у ребенка слияние звуков в слоги, каков способ чтения (побуквенный или послрговой). При обследовании чтения слов-1 необходимо учитывать звуковую структуру читаемых слов, а также насколько знакрмы эти слова ребенку. Поэтому порядок предъявления слов должен быть следующим: 1.Хорошо знакомые слова. 2. Легкие фонетически,,но недостаточно знакомые 3. Хорошо знакомые слова, но более, сложные по 4. Сложные по составу и малоупотребительные в
В I классе можно дать слова: каша, луна, мыло, Шура, лыжа, малы, сук, рос, сыр, кукла, кошка, малыш. Во II классе даются более сложные слова, такие, как синичка, бросила, форточка, хозяйка и др. После прочтения каждого слова логопед задает вопросы для провер-* ки понимания прочитанного. Например, после прочтения слова луна можно задать При обследовании понимания прочитанных слов логопед использует картинки с изображениями предметов, животных и т. д.,,а также отдельные карточки с надписями к этим картинкам, Даются следующие задания: 1.Прочитать слово, найти его изображение на кар 2. Прочитать слово, напечатанное на карточке, и по Для Г и II классов можно рекомендовать следующие слова для чтения и соотве'тствующие картинки к ним: лиса, репа, щука, ели, дом, еж, шар, петух, "жук, утка, арбуз, кукла, белка, стол, хлеб, труба, зонт, флаги, грибы, вишни, ослик, чайник, мяч, индюк, цапля, ножниць1, этажерка, якорь. В данных словах встречаются слоги различной слож- ности: открытые, закрытые, открытые и закрытые со стечением согласных, с • твердыми и мягкими соглас-. ными. * 3. Кроме вышеуказанных слов, можно дать слова, сходные по буквенному составу: дочка — точка, бочка — почка, уточка — удочка, папа — баба, мишка — миска, коза — коса, зуб — суп, жук — сук, лапа —лампа, корыто—копыто, конфеты — концерты, шкаф—шарф, стол-ствол. После прочтения дать задание соотнести каждое из двух данных слов с определенной картинкой, предложить детям найти картинку, соответствующую словам-паронимам. При чтении детьми слов логопед фиксирует характер ошибок (замена букв, пропуски, угадывания, перестановки, нарушения понимания читаемого).
С целью исследования чтения и- осмысления прочитанных предложений можно давать следующие задания: '-.•.. 1.Прочитать предложение и выиолнить соответст 2. Прочитать напечатанное на карточке предложе В I классе можно -использовать такие предложения: Зоя моет руки. Паша ест \суп. Мама моет свеклу. Мама режет капусту. Нина пьет молоко-. Мама наливает суп. Во II классе даются следующие предложения: Товарищи играют 'вместе. Девочки играют вместе. Мальчик открывает дверь. Девочка снимает фартук. Девочка причесывается. Мальчик надевает пальто. Мальчик одевается. После прочтения предложений логопед задает вопросы по содержанию. Для обследования навыка чтения можно.предложить тексты, небольшие по объему. Это могут быть тексты из букваря, из книг для чтения. Тексты для обследования первоклассников должны состоять из трех-четырех предложений. Например: Собака Бишка. - Лиза кормила Бишку. В саду были галки и вороны. Они у Бишки таскали кости. 6 Заказ 4083
Около липы.нора. У норы лиса. Лиса ушла в нору. У нас была коза. Коза давала нам молоко. Наташа пасла козу. Пастух. Саша вышла на лужок. Там был пастух. Он пас ко-ров. У пастуха рожок. При обследовании чтения во II классе можно дать следующие связные тексты. Синичка. Была холодная зима. К'окну дома прилетела синичка. Синичке было очень холодно. Около окна стояли дети. Им стало жалко синичку. Дети открыли форточку. ЗАИКА Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок, (А. Барто.) Пришла весна. Пришла весна. Потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку цо воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали и в лужу упали. В процессе обследования навыка чтения отмечается характер искажения звуковой и слоговой структуры слова, а также трудности понимания отдельных читаемых предложений и всего текста. Данная методика позволяет выявить детей с нарушениями чтения, определить их симптоматику, характер ошибок (неусвоение букв, побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения понимания читаемого).
Для уточнения механизмов, патогенеза нарушений чтения и определения видов дислексии необходимо использовать более углубленную методику. Эта методика включает исследование основных психических функций, осуществляющих процесс чтения в норме,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|