Развитие функций фонематического анализа
При нарушениях чтения, связанных с недоразвитием фонематического анализа (по'буквенном чтении, искажениях звуковой и слоговой структуры слова), проводится работа по развитию его функций. Фонематическим анализом определяются как элементарные, так и более сложные формы. К элементар» ной форме относится выделения звука на фоне сло$а. Более сложными являются вычленение звука из слова и определение последовательности звуков в слове, их ко^ личества и места по отношению к другим звукам. формирование каждой из указанных, форм фонематического анализа у умственно отсталых детей представляет задачу большой и самостоятельной трудности. Более того, овладение действием на простом речевом ма-тери.але еще не означает, что оно будет перенесено на более сложный речевой материал. Такого, обобщения и переноса умения умственно отсталыми детьм'и не осуществляется. В связи с этим процесс овладения функцией фонематического анализа делится на ряд этапов. Формирование умения на каждом этапе подготавливается и проводится постепенно, также постепенно включается и более сложный речевой материал. Развитие функций, фонематического анализа проводится по следующему плану: 1)* Формирование-действия Тзыделения звука на фоне слова (есть или отсутствует данный звук в слове). Например, задается вопрос: «Есть ли звук с в словах собака, стол, дом, лампа и т. д.?» 2) Формирование действия вычленения звука из на 3) Определение последовательности и количества
4) Определение' места звука в слове (какой звук При развитии первых двух форм фонематического анализа (выделение звука на фоне слова и вычленения его из слова) необходимо учитывать, что трудности выделения и вычленения звука зависят от качества и положения звука в слове, 'а также от произносительных особенностей звукового ряда. • - 37" Так, гласные ударные выделяются, гораздо легче безударных, твердые согласные — легче мягких, щелевые звуки и р, как более длительные, — легче взрывных. В свою очередь, ударные гласные и щелевые согласные звуки легче. выделить из начала слова, чем из середины или конца слова, в то время как выделение взрывных происходит гораздо успешнее, когда звук на-* ходится в конце слова. Наибольшие трудности представляют определение наличия гласного и выделение его из конца слова. Это объясняется особенностью восприятия детьми слога, трудностями его расчленения, так как основным произносительным стержнем его является согласный. Гласный же воспринимается не как самостоятельный звук, а как оттенок звучания согласного звука.. Подобная осо-.бенность восприятия слога отмечается не только у умственно отсталых школьников. Эта особенность восприятия слога является закономерностью и у детей дошкольного возраста. Звуковой ряд из двух-трех гласных анализируется легче, чем ряд, состоящий из согласного и гласного. Каждый звук в ряду, состоящем из гласных, произносится почти тождественно изолированному.произношению. Кроме того, каждый звук в этом ряду можно тянуть длительное время. По мере закрепления действия по формированию функций фонематического анализа ряда длительность звучания гласных сокращается до естественного темпа звучания в устной речи.
(В связи с вышесказанным функции фонематического анализа формируются первоначально на материале ряда из гласных, затем ряда-слога, состоящего из гласного-согласного или согласного-гласного, и, наконец, на материале ряда-слова. - Формирование функции фонематического анализа звукового ряда, состоящего из двух гласных звуков, проводится в следующей последовательности: 1. Уточнение артикуляции гласных: а, о, у, и.
2. Определение наличия гласного а в ряду глас 3. Определение места звука в ряду (в начале, в се ^4. Определение первого звука в ряду у а, ао и т. д. 5. Определение последовательности звуков в ряду гласных (иу, ао и т. д.). Умственно отсталые дети часто затрудняются в самом речевом определении временной последовательности звуков (раньше —позже), так как длительность зву* чания. каждого отдельного звука, в потоке речи очень кратковременна. Иногда первым звуком они называют тот звук, ко Таким же образом можно определить последователь Затем фонематический анализ осуществляется по слуху, без использования зеркала, причем продолжительность звучания гласных постепенно сокращается до естественного звучания устной речи. На последующих этапах логопед включает в работу букву. Дает задания определить первый звук в ряду (ау, уа, ао, уо и т. д.), второй звук; найти соответствующие буквы. Детям дается задание составить из букв разрезной азбуки диктуемый ряд или записать его печатными буквами.
Такая работа подготавливает детей к определению первого звука (ударного гласного) в славах типа Аня, Оля, утка, окна, астра, уголь и т. п. Сначала гласная
произносится с интонированием, т. е. выделением голосом, затем с естественной -интонацией. • Задания. 1.Определить первый звук в словах: Ослик, утка 2. Найти в разрезной:*аз1буке букву, соответствую "3. Подобрать слова, которые начинаются на гласный а, о, у. 4. Отобрать картинки, названия которых начинаются 5. К картинке подобрать букву, соответствующую пер 6. Речевое лото. Раздаются карточки с картинками. Определение ударной гласной в начале слова прово
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|