Блок 2. ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ - 143 балла (79,4%)
Блок 2. ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ - 143 балла (79, 4%) Серия 1. Понимание значений а) Далеких по звучанию и значению названий предметов — 30 баллов. б) Близких по звучанию названий предметов — 21 балл. в) Далеких по звучанию и значению названий действий — 27 баллов. г) Близких по значению названий действий — 24 балла. Серия 2. Понимание сложных логико-грамматических конструкций — 14 баллов Серия 3. Фонематическое восприятие — 27 баллов ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ Серия 1. Языковой анализ — 21 балл (70%) Языковой анализ — 9 баллов. Звуковой анализ — 12 баллов. Серия 2. Письмо — 15 баллов (33, 3%) Серия 3. Чтение — 20 баллов (44, 4%) Рис. 6. РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ ВАДИМА М. И общий балл, и речевой профиль показывают явное снижение всех компонентов речевой системы, кроме звукопроизношения (1). Слоговая структура слова (2) сформирована хуже, чем звуковая (3). Самые низкие результаты характеризуют связную речь (7), словообразовательные навыки (4), синтаксис (6) и навыки письма (11). Импрессивная речь более благополучна, чем Экспрессивная. Попробуем провести более глубокий анализ путем подсчета индексов. Передний индекс: 1) Оценка за самостоятельность и смысловую адекватность в рассказе — О баллов 2) Оценка за самостоятельность и смысловую адекватность в пересказе — О 3) Штраф за смысловые ошибки в пробах на грамматический строй — (-15) 4) Балл за длину текста — О 5) Балл за слоговую структуру слова — 9 6) Балл за грамматические пробы (б, в, г, д, е, ж, з, и) — 60 7) Балл за критерий программирования текста в рассказе — 5 8) Балл за критерий программирования текста в пересказе — 0 9) Балл за грамматическое оформление пересказа — 0 ПИ = 59 баллов Задний индекс: 1) Балл за звукопроизношение — 30 баллов
2) Балл за пробы на оральный праксис и артикуляционную моторику — 21 3) Балл за сформированность звуковой стороны слова — 12 4) Штраф за ошибки фонематического восприятия в грамматических пробах — (-5) 5) Балл за звуковой анализ — 12 6) Штраф за фонетические ошибки на письме — 0 7) Балл за называние предметов — 36 8) Балл за называние действий — 35 9) Балл за понимание названий предметов, близких по звучанию — 21 10) Балл за понимание логико-грамматических конструкций — 14 11) Штраф за вербальные замены в связной речи — (-5) ЗИ = 171 балл Подставим полученные значения в формулы: (59 - 167, 3): 39, 5 = -2, 74 (171 - 188, 9): 27, 8 = -0, 64 Как видно у нормализованный показатель переднего индекса попадает в диапазон выраженной недостаточности. Грубо страдают смысловое программирование высказывания, а также речевые операции серийной организации на уровне слова, предложения и связного текста. На «передние» трудности указывают и дополнительные показатели: малая длина синтагм (2, 2 слова), невысокий индекс прономинализации (0, 75), стереотипность используемых в связной речи грамматических конструкций (-10 баллов), ошибки, обусловленные инертностью. Величина «заднего» индекса также свидетельствует о снижении соответствующих функциональных возможностей, но в менее выраженной форме. Таким образом, у ребенка отмечается системная речевая патология с преимущественной недостаточностью «передних» функций. В рассмотренных случаях на фоне системного речевого дефекта можно вычленить ведущий компонент. Однако у значительной части младших школьников с заключением об ОНР или ЗПР оказываются в равной мере несформированными речевые операции как выбора, так и комбинирования языковых единиц. Именно такие особенности выявляет анализ выполнения методики Максимом С. Анализ результатов обследования Максима С. Общий балл за весь тест равен 249, 5 (27, 7% успешности, I уровень).
Промежуточные баллы за выполнение разделов, блоков и серий методики выглядят так. УСТНАЯ РЕЧЬ Блок 1. ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ Серия 1. Уровень моторной реализации — 30, 5 балла (25, 4%) а) Звукопроизношение — 8 баллов. б) Слоговая структура слова — 2, 5 балла; звуковая структура слова — 0 баллов. скакалка — сакая (0, 5 — сохранено количество слогов; 0 — грубо упрощена звуковая структура слова) танкист — катак (0, 5; 0) космонавт — маасад (0, 5; 0) милиционер — маатен (0; 0) сковорода — соода (0; 0) кинотеатр — китаит (0; 0) фаскетбол — каабол (0, 5; 0) термометр — кемока (0, 5; 0) в) Оральный праксис и артикуляционная моторика — 11 баллов. г) Повторение цепочек слогов — 9 баллов. Серия 2. Словообразовательные навыки — 0 баллов Серия 3. Грамматический строй — 19 баллов (12, 7%) Курсивом выделены лексические ошибки. а) Составление предложений по картинкам (I): 4; 7; 6. Мальчик моет руки. — Уки мыть (0; 1; 0) Девочка режет колбасу. — Мясу девочка... (? ) басу. (0, 1; 2) Мальчик забивает гвоздь. — Мальчик тук-тук. (2 — пропуск членов предложения; 1; 2) Дети лепят снеговика. — Отказ (0; 3 — невозможность смыслового программирования; 0) Кошка лакает молоко. — Киса молоко... (? ) Кушает. (2 — пропуск членов предложения, исправленный со второй попытки; 1; 2) б) Составление предложений по картинкам (II): 0; 9; 4. Мальчики играют в мяч. — Мальчик мячик. (0; 1; 0) Мальчик бежит под дерево. — Эта елка... мальчик. (0; 1; 0) Мальчик лезет через забор. — отказ (0; 3; 0) Солнце выглядывает из-за туч. — Сопка... тучка. (0; 1; 0) Няня стелет коврик около кровати. — Диван... баба. (0; 3; 4) в) Составление предложений по картинкам (III): 0; 11; 9. Мужчина и женщина грузят сено на машиную. — Олка... машина. (0; 3; 3) Мальчик уступает старушке место. — Ту место... тетя дядя (? ) Бабушка мальчик «сидеть! » (жест рукой). (0; 0; 4) Школьница пришла навестить свою больную подругу. — Девочка пать. (0 — аграмматизм; 2; 2) Отказ (0; 3; 0) Отказ (0; 3; 0) г) Повторение предложений: 4; 9; 0. В саду было много красных яблок. — В саду много яблок. (2 — пропуск членов предложения; 1; 0) Ранней весной затопило весь наш луг. — Рано сипа луг. (0 — пропуск членов предложения, наличие аграмматизмов, упрощение структуры предложения; 3; 0) Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. — Дети тали бабу. (1 — упрощение структуры предложения; 1; 0)
Коля сказал, что он не пойдет сегодня гулять, потому что холодно. — Тому то холодно, Коля не пойдет гулять. (1 — изменение структуры предложения, негрубый аграмматизм; 1; 0) Отказ (0; 3; 0) д) Составление предложений из слов в начальной форме: 1; 11; 6. Доктор, лечить, дети — Доктор лечит... (? ) Дети (1 — аграмматизм, пропуск членов предложения; 1; 0) Сидеть, синичка, на, ветка —... (? ) Ворона (0; 3; 2) Груша, бабушка, внучка, давать — Девочка, бабушка, пучка. (0; 2; 2) Миша, собака, небольшая, бросить, косточка — Витя... (? ) Коста, собака и все. (0; 2; 2) Не выполнил (0; 3; 0) е) Верификация предложений: 2; 5; 0. ж) Вставка предлогов в предложение — 0 баллов. з) Завершение предложений — 5 баллов. и) Образование множественного числа существительных — 3 балла. Штрафные оценки за серию Лексические ошибки — 25 штрафных очков. Смысловые ошибки — 52 штрафных очка, что соответствует -15 баллам. Серия 4. Связная речь — 10 баллов (8, 3%) а) Рассказ по серии картинок — 10 баллов. Картинки раскладывал со стимулирующей помощью. Деда мусор... (жестом показывает, что делает «деда» с мусором) Идет... Мусор... Идет... (? ) Холодно... (? ) Мусор сюда. Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения — 5 баллов (использование помощи при раскладывании картинок и составлении рассказа, смысл происходящего понят частично). Критерий программирования текста — 0 баллов (невозможность построения связного текста). Критерий грамматического оформления высказывания — 0 баллов (высказывание грамматически не оформлено, состоит из слов в начальной форме). Критерий лексического оформления — 5 баллов (единичные вербальные замены, выраженная бедность словаря). б) Пересказ — 0 баллов. После двух предъявлений. Девочка... Ворона. Штрафные и дополнительные оценки за серию Штраф за вербальные ошибки — за 3 ошибки (-5 баллов). Средняя длина текста — 3, 5 слова, что соответствует 0 баллов. Средняя длина синтагмы — 1, 16 слова. Средний индекс прономинализации — 0.
Серия 5. Номинативная функция речи — 32 балла (26, 6%) а) Называние предметов — 16 баллов. часы — часы (3 балла) пальто — шуба? (1 — близкая вербальная замена) очки — отказ (0) кровать — диван? (1 — близкая вербальная замена) лестница — отказ (0) карандаш — писать? (0 — замена существительного глаголом) сито — отказ (0) руль — вилясапед (1 — замена названия части названием целого, искажение звуковой структуры слова) колесо — машина (? ) колесо (2 — поиск с нахождением нужного слова) лопата — лопата (3) крокодил — кодил (1 — нарушение звуковой структуры слова) свеча — сета (1 — искажение звукового состава слова) прищепка — отказ (0) кастрюля — отказ (0) пылесос — пылесос (3) б) Называние действий — 6 баллов. одевает — дивается (1 — близкая замена, искажение звукового состава слова) кормит — кушает (1 — близкая вербальная парафазия) плачет — плачет (3) строит — дом (0 — замена глагола существительным) копает — ямка (? ) лопата (0 — замена глагола существительным) рубит — тук-тук (1 — вербальная замена) черпает — вода (0 — замена глагола существительным) Остальные картинки называть отказался. в) Словоупотребление — 25 штрафных очков за лексические ошибки в пробах на синтаксис, что по специальной шкале соответствует 10 баллам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|