Бактерии, имеющие медицинское значение
Стр 1 из 18Следующая ⇒ ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЧАСТНАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ ВОЗБУДИТЕЛИ БАКТЕРИАЛЬНЫХ ИНФЕКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА Волгоград
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ ЧАСТНАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ
ВОЗБУДИТЕЛИ БАКТЕРИАЛЬНЫХ ИНФЕКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА Учебное пособие
Волгоград УДК 576.8/616 - 097(076.5) ББК 28.4
Авторы: д.м.н., профессор В.С. Крамарь д.м.н., доцент Т.Н. Савченко к.м.н., доцент Л.В. Михайлова к.б.н., ассистент А.К. Рябинин к.м.н., ассистент Г.А. Четвертнова ст. преподаватель Л.А. Блинцова
Частная микробиология: учебное пособие. - Волгогр. гос. мед. университет. -Волгоград, 2013. – 142 с. Под редакцией д.м.н., профессора О.Г. Крамарь.
В учебном пособии дана характеристика совокупности методов обнаружения и технических приемов, используемых для обнаружения и выделения патогенных и условно-патогенных бактерий от больных, носителей и объектов внешней среды; обоснована техническая подготовка, а также приобретение практических навыков по микробиологии, которые ориентированы на конечную цель - подготовку врачей в соответствии с квалификационными характеристиками. Учебное пособие составлено в соответствии с программой по микробиологии, вирусологии и иммунологии для студентов вузов ГОУВУНМУ, 2009.
Рецензенты: зав. кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии Саратовского государственного медицинского университета, д.м.н., профессор Г.М. Шуб; зав. кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии Ростовского государственного медицинского университета, д.м.н., профессор Л.И. Васильева.
Учёт успеваемости и посещаемости
Студента___________________________курса__________ Факультета____________________________группы_____
ИТОГО БАЛЛОВ ____________ Оглавление
ВВЕДЕНИЕ В ЧАСТНЫЙ КУРС МИКРОБИОЛОГИИ.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЧАСТНОЙ МИКРОБИОЛОГИИ. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Основной задачей микробиологической диагностики инфекционных заболеваний является установление их этиологической природы. Современная наука вооружила микробиологические лаборатории широким арсеналом методов обнаружения и идентификации возбудителей болезней. От микроскопического исследования до современных молекулярно-биологических методик - таков их диапазон. При всем многообразии эти методы совершенно четко делятся на две группы. Первая группа методов - это классические, традиционные культуральные методы, целью которых является выделение возбудителя и его идентификация.
Вторая группа методов - это так называемые не культуральные методы ("non-culture methods"), позволяющие обнаруживать возбудитель или какие либо его компоненты непосредственно в клиническом материале без выделения чистой культуры. Этиологическая структура инфекционного заболевания может быть установлена не только путем выделения микроорганизма-возбудителя из исследуемого материала или индикации (обнаружении) в материале его антигенов или нуклеотидных последовательностей, но и путем выявления образующихся/формирующихся в ходе развития инфекционного заболевания, иммунологических изменений (антител или сенсибилизированных лимфоцитов). БАКТЕРИИ, ИМЕЮЩИЕ МЕДИЦИНСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Материал для исследования
Для проведения микробиологического исследования нужен материал, который, несомненно, или вероятно содержит микроорганизм. Все биологические жидкости, мягкие и твердые ткани, продукты воспалительных процессов являются подходящим материалом для исследования. Важным моментом считают распределение материала на:
Способы микробиологического исследования и толкования находок подчиняются вышеназванному распределению материалов. При соблюдении правил взятия нормально стерильного материала на исследование легче толковать микробную находку. Выяснить микробный фактор в нормально нестерильных органах значительно труднее, так как: - болезнетворность микроорганизмов нужно выявлять среди других несущественных микроорганизмов; - микроорганизм-возбудитель может относиться к резидентной микрофлоре; - микроорганизм-возбудитель может быть каким-нибудь слабо патогенным микроорганизмом, который часто обитает в организме человека, не вызывая заболевания. Исследования и толкование находки микроорганизма могут быть значительно облегчены, если материал достоверен, достаточен по количеству, взят в подходящее время. Достоверным материал бывает тогда, когда он взят из больного органа (мокрота, а не слюна, средняя порция мочи, а не начальная, секрет из глубины носа, а не из ноздрей, гнои из глубины, а не из отверстия свища и др.). Полученный результат может быть недостоверным в силу того, что больной принимал до обследования антибиотики, которые могут обладать бактерицидным или бактериостатическим эффектом. Достаточное количество материала дает возможность провести более расширенные исследования. Взятый в подходящее время материал содержит живые микроорганизмы в оптимальном количестве.
Работа над материалом
Сюда относятся: взятие, хранение, транспортировка, обработка. Взятие материала осуществляется с помощью стерильного инструмента в стерильные сосуды. В некоторых случаях необходимо это проводить в стерильном помещении. Попадание микроорганизмов из внешней среды в материал может помешать развитию микроорганизмов-возбудителей заболевания, так как микроорганизмы-сапрофиты развиваются более активно. Это нередко уводит толкование находки в неправильном направлении. Хранение материалов происходит при наиболее подходящей температуре, причем надо избегать их высушивания. Рекомендуется прибавлять поддерживающие средства (консерванты), обеспечивающие рН и другие условия для сохранения деликатных микроорганизмов и торможения развития побочных микроорганизмов. Транспортировка представляет собой часть процесса хранения, к которым прибавляются дополнительные требования, чтобы не повредить материал и не загрязнить окружающую среду при транспортировке заразного материала.
Документация
Материал, посылаемый в лабораторию для исследования, должен иметь сопроводительный бланк, в котором необходимо отметить: - учреждение, направляющее материал; - дату направления; - фамилию, имя, отечество обследуемого; - возраст, - адрес; - где работает или какое учреждение посещает; - характер материала: кал, мокрота, желчь, кровь и др.; - цель исследования; - дата заболевания, предварительный диагноз и др. указания к анализу; - дата и время сбора материала. В направлении должна быть точно указана цель исследования для того, чтобы в лаборатории были применены соответствующие методы обработки и питательные среды. Тесная связь между бактериологом, клиницистом и эпидемиологом, направляющим материал для анализа, обеспечивает сознательное, плодотворное отношение работе. Таблица 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|