Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бактерии, имеющие медицинское значение




ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 


ЧАСТНАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ

ВОЗБУДИТЕЛИ

БАКТЕРИАЛЬНЫХ ИНФЕКЦИЙ

ЧЕЛОВЕКА

Волгоград

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ

ЧАСТНАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ

 

ВОЗБУДИТЕЛИ БАКТЕРИАЛЬНЫХ ИНФЕКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА

Учебное пособие

 

Волгоград

УДК 576.8/616 - 097(076.5)

ББК 28.4

 

Авторы:

д.м.н., профессор В.С. Крамарь

д.м.н., доцент Т.Н. Савченко

к.м.н., доцент Л.В. Михайлова

к.б.н., ассистент А.К. Рябинин

к.м.н., ассистент Г.А. Четвертнова

ст. преподаватель Л.А. Блинцова

 

Частная микробиология: учебное пособие. - Волгогр. гос. мед. университет. -Волгоград, 2013. – 142 с.

Под редакцией д.м.н., профессора О.Г. Крамарь.

 

 

В учебном пособии дана характеристика совокупности методов обнаружения и техни­ческих приемов, используемых для обнаружения и выделения патогенных и условно-патогенных бактерий от больных, носителей и объектов внешней среды; обоснована техни­ческая подготовка, а также приобретение практических навыков по микробиологии, которые ориентированы на конечную цель - подготовку врачей в соответствии с квалификационными характеристиками.

Учебное пособие составлено в соответствии с программой по микробиологии, вирусо­логии и иммунологии для студентов вузов ГОУВУНМУ, 2009.

 

 


Рецензенты: зав. кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии Саратовского государственного медицинского университета, д.м.н., профессор Г.М. Шуб; зав. кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии Ростовского государственного медицинского университета, д.м.н., профессор Л.И. Васильева.

 

 

Учёт успеваемости и посещаемости

 

Студента___________________________курса__________

Факультета____________________________группы_____

 

Тема итогового занятия Дата Оценка Подпись Практичес­кие навыки Подпись
Весенний семестр
I          
II          
III          
Осенний семестр
I          
II          
УИРС Пропуски и отработки
Рефераты Самосто­­я­тельная исслед. работа (в баллах) Практи­ческие занятия Лекции
Тема Оценка (в баллах)
         
                 

 

 

ИТОГО БАЛЛОВ ____________

Оглавление

№№ Тема стр.
1. Введение в частный курс микробиологии. Цели и задачи частной микробиологии. Материалы и методы исследования. Бактерии, имеющие медицинское значение. Материал для исследования. Работа над материалом. Документация. Методы микробиологической диагностики  
2. Бактериальные инфекции, обусловленные энтеробактериями…..  
  Дизентерия (шигеллез) ………………………………………..  
  Холера…………………………………………………………..  
  Эшерихиозы…………………………………………………….  
  Пищевые токсикоинфекции и токсикозы……………………..  
  Кишечные инфекции……………………………………………  
  Ботулизм…………………………………………………  
  Сальмонеллез ……………………………………………  
  Возбудители кишечных иерсиниозов…………………………  
3. Микробиологические методы идентификации микробов – возбудителей гнойной кокковой инфекции ………………………  
  Стафилококки …………………………………………………..  
  Стрептококковые инфекции …………………………………...  
  Пневмококки ……………………………………………………  
  Менингококковые инфекции ………………………………….  
  Гонококковые инфекции ……………………………………….  
4. Возбудители бактериальных воздушно-капельных инфекций….  
  Дифтерия ………………………………………………………..  
  Туберкулез ………………………………………………………  
  Коклюш и паракоклюш ………………………………………..  
5. Возбудители бактериальных зооантропонозных инфекций ……..  
  Чума ……………………………………………………………..  
  Сибирская язва ………………………………………………….  
  Туляремия ………………………………………………………  
  Бруцеллез ………………………………………………………..  
6. Возбудители раневых инфекций. Этиологическая структура. Принципы диагностики. Материал для исследования: особенности взятия, хранения транспортировки. Общая схема бактериологического исследования при раневой инфекции …..  
  Перечень экзаменационных вопросов ……………………………  
  Дополнительный перечень вопросов для студентов педиатрического факультета……………………………………………………………  
  Дополнительный перечень вопросов для студентов стоматологического факультета………………………………….  
  Дополнительный перечень вопросов для студентов фармацевтического факультета…………………………………..  
  Конечные цели обучения …………………………………………  
  Практические навыки………………………………………………  

ВВЕДЕНИЕ В ЧАСТНЫЙ КУРС МИКРОБИОЛОГИИ.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЧАСТНОЙ МИКРОБИОЛОГИИ.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Основной задачей микробиологической диагностики инфекционных заболеваний является установление их этиологической природы.

Современная наука вооружила микробиологические лаборатории широ­ким арсеналом методов обнаружения и идентификации возбудителей болезней. От микроскопического исследования до современных молекулярно-биологических методик - таков их диапазон. При всем многообразии эти мето­ды совершенно четко делятся на две группы.

Первая группа методов - это классические, традиционные культуральные методы, целью которых является выделение возбудителя и его идентификация.

Вторая группа методов - это так называемые не культуральные методы ("non-culture methods"), позволяющие обнаруживать возбудитель или какие ли­бо его компоненты непосредственно в клиническом материале без выделения чистой культуры.

Этиологическая структура инфекционного заболевания может быть уста­новлена не только путем выделения микроорганизма-возбудителя из исследуе­мого материала или индикации (обнаружении) в материале его антигенов или нуклеотидных последовательностей, но и путем выявления образующих­ся/формирующихся в ходе развития инфекционного заболевания, иммунологи­ческих изменений (антител или сенсибилизированных лимфоцитов).

БАКТЕРИИ, ИМЕЮЩИЕ МЕДИЦИНСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

 

Название рода и вида Заболевания

 

ГРАМПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КОККИ
Стафилококки Staphylococcus species Гнойно-воспалительные за­болевания
Стрептококки Streptococcus species Streptococcus pneumoniae То же, скарлатина, рожа Гнойно-воспалительные заболевания
Энтерококки Enterococcus species To же
Микрококки Micrococcus species  
Пептококки Peptococcus species  
Пептострептококки Peptostreptococcus species  
ГРАМОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ КОККИ
Гонококки Neisseria gonorhoeae Гонорея
Менингококки Neisseria meningitidis Менингококковая инфекция
Моракселлы Подроды Moraxella, Branhamella Гнойно-воспалительные за­болевания
Вейлонеллы Veillonella То же
ГРАМОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ФАКУЛЬТАТИВНО-АНАЭРОБНЫЕ ПАЛОЧКИ
Условно-патогенные энтеробактерии Escherichia, Klebssiella, Morganella, Proteus, Citrobacter, Edwardsiella, Enterobacter, Erwinia, Hafhia, Кluyvега, Providencia, Serratia Гнойно-воспалительные за­болевания
Сальмонеллы Salmonella typhi Salmo­nella paratyphi A, B, C Salmonella enteritidis и др. Брюшной тиф Паратифы Сальмонеллезы
Шигеллы Shigella species Дизентерия
Иерсинии Yersinia pestis Yersinia enterocolitica Yersinia pseudotuberculosis Чума Кишечный иерсиниоз Псевдотуберкулез
Вибрионы Vibrio cholerae Vibrio parahaemolyticus Холера Пищевая токсикоинфекция
Пастереллы Pasteurella species Гнойно-воспалительные заболевания
Актинобациллы Actinobacillus species То же
Гемофилы Haemophilus influenzae Haemophilus ducreyi Мягкий шанкр
Калимматобактерии Calymmatobacterium granulomatis Донованоз
Эйкенеллы Eikenella corrodens Гнойно-воспалительные заболева­ния
ГРАМОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ АЭРОБНЫЕ ПАЛОЧКИ
Бордетеллы Bordetella pertussis Коклюш
Бруцеллы Brucella species Бруцеллез
Бартонеллы Bartonella quintana Bar­tonella henselae Траншейная лихорадка Болезнь кошачьих царапин
Франциселлы Francisella tularensis Туляремия
Легионеллы Legionella species Легионеллез и др.
Кингеллы Kingella species Гнойно-воспалительные заболевания
Ацинетобактеры Acinetobacter species То же
Псевдомонады Pseudomonas aeruginosa - «-«-
Стенотрофомона- ды Буркхольдерии Stenotrophomonas maltophilia Burkhoideria pseudomallei Burkholderia mallei - «- «-   Мелиоидоз Сап
ГРАМОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ АНАЭРОБНЫЕ ПАЛОЧКИ
Бактероиды   Bacteroides species Гнойно-воспалительные за­болевания
Фузобактерии Fusobacterium species То же
Лептотрихии Leptotrichia buccalis -«- «-
Превотеллы Prevotella species -«- «-
Порфиромонады Porphyromonas species - «- «-
Билофилы Bilophila wadsworthia -«- «-
ГРАМПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СПОРООБРАЗУЮЩИЕ ПАЛОЧКИ
Бациллы Bacillus anthracis Bacillus cereus Сибирская язва Пищевая токсикоинфекция
Клостридии Clostridium tetani С. perihngens, C. novyi, С. ramosum, С. histolyticum, С. septicum Clostridium botuiinum Clostridium difficile Столбняк Газовая гангрена   То же   Ботулизм Псевдомембранозный колит
ГРАМПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛЬНОЙ ФОРМЫ ПАЛОЧКИ
Лактобациллы Lactobacillus species Представитель микрофлоры
Листерии Listeria monocytogenes Листериоз
ГРАМПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ НЕПРАВИЛЬНЫЕ ПАЛОЧКИ И ВЕТВЯЩИЕСЯ БАКТЕРИИ
Коринебактерии Corynebacterium diphtheriae Дифтерия
Микобактерии (М. tuberculosis, M. bovis, M. africanum Условно-патогенные ми-кобактерии Mycobacterium Leprae Туберкулез     Микобактериоз Проказа (лепра)
Актиномицеты Actinomyces species Гнойно-воспалительные за­болевания
Нокардии Nocardia species То же
Бифидобактерии Bifidobacterium species Представитель микрофлоры
Эубактерии Eubacterium species Гнойно-воспалительные за­болевания
Пропионибактерии Propionibacterium species То же
Мобилункусы Mobiluncus species - «-«-

 

Материал для исследования

 

Для проведения микробиологического исследования нужен материал, который, несомненно, или вероятно содержит микроорганизм.

Все биологические жидкости, мягкие и твердые ткани, продукты воспалительных процессов являются подходящим материалом для исследования.

Важным моментом считают распределение материала на:

нормально стерильный: нормально нестерильный:
кровь содержимое полости рта, желудка, кишечника, вагинальное содержимое
ликвор наружное ухо
суставная жидкость конъюнктива
плевральная и перитонеальная жидкость поверхность кожных покровов
внутричерепное содержимое  
внутренние органы, как: печень, селезенка, предстательная железа, яички, матка, железы внутренней секреции  

 

Способы микробиологического исследования и толкования находок подчиняются вышеназванному распределению материалов. При соблюдении правил взятия нормально стерильного материала на исследование легче толковать микробную находку.

Выяснить микробный фактор в нормально нестерильных органах значительно труднее, так как:

- болезнетворность микроорганизмов нужно выявлять среди других несущественных микроорганизмов;

- микроорганизм-возбудитель может относиться к резидентной микрофлоре;

- микроорганизм-возбудитель может быть каким-нибудь слабо патогенным микроорганизмом, который часто обитает в организме человека, не вызывая заболевания.

Исследования и толкование находки микроорганизма могут быть значительно облегчены, если материал достоверен, достаточен по количеству, взят в подходящее время.

Достоверным материал бывает тогда, когда он взят из больного органа (мокрота, а не слюна, средняя порция мочи, а не начальная, секрет из глубины носа, а не из ноздрей, гнои из глубины, а не из отверстия свища и др.).

Полученный результат может быть недостоверным в силу того, что больной принимал до обследования антибиотики, которые могут обладать бактерицидным или бактериостатическим эффектом.

Достаточное количество материала дает возможность провести более расширенные исследования. Взятый в подходящее время материал содержит живые микроорганизмы в оптимальном количестве.

 

Работа над материалом

 

Сюда относятся: взятие, хранение, транспортировка, обработка.

Взятие материала осуществляется с помощью стерильного инструмента в стерильные сосуды. В некоторых случаях необходимо это проводить в стерильном помещении. Попадание микроорганизмов из внешней среды в матери­ал может помешать развитию микроорганизмов-возбудителей заболевания, так как микроорганизмы-сапрофиты развиваются более активно. Это нередко уво­дит толкование находки в неправильном направлении.

Хранение материалов происходит при наиболее подходящей температуре, причем надо избегать их высушивания. Рекомендуется прибавлять поддерживающие средства (консерванты), обеспечивающие рН и другие условия для со­хранения деликатных микроорганизмов и торможения развития побочных мик­роорганизмов.

Транспортировка представляет собой часть процесса хранения, к которым прибавляются дополнительные требования, чтобы не повредить материал и не загрязнить окружающую среду при транспортировке заразного материала.

 

Документация

 

Материал, посылаемый в лабораторию для исследования, должен иметь сопроводительный бланк, в котором необходимо отметить:

- учреждение, направляющее материал;

- дату направления;

- фамилию, имя, отечество обследуемого;

- возраст,

- адрес;

- где работает или какое учреждение посещает;

- характер материала: кал, мокрота, желчь, кровь и др.;

- цель исследования;

- дата заболевания, предварительный диагноз и др. указания к анализу;

- дата и время сбора материала.

В направлении должна быть точно указана цель исследования для того, чтобы в лаборатории были применены соответствующие методы обработки и питательные среды. Тесная связь между бактериологом, клиницистом и эпидемиологом, направляющим материал для анализа, обеспечивает сознательное, плодотворное отношение работе.

Таблица 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...