Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возбудители кишечных иерсиниозов




Раздел Вопросы для обсуждения
Биология возбудителя 1. Возбудитель кишечных иерсиниозов - Y. enterocolitica -относится к семейству Enterobacteriасеае роду Yersinia. Этот род включает 7 видов, из них патогенный для че­ловека Y.pestis - возбудитель чумы и условно-патогенные Y.pseudotuberculosis – возбудитель псевдо­туберкулеза и Y.enterocolitica - возбудитель кишечных иерсиниозов. 2. Основные биологические свойства: а) морфологические - мелкие палочки, могут образовы­вать капсулу в организме, б) тинкториальные Гр - в) культуральные - лучше растут в холодовых условиях г) биохимические - специфичны для вида д) антигенные О, К и Н-АГ (по О-АГ у Y.enterocolitica - 30 сероваров, у Y.pseudotuberculosis - 10сероваров) е) факторы вирулентности: адгезины, способность к колонизации, устойчивость к фагоцитозу и бактери­цидным факторам крови за счет капсулы, эндотоксина и поверхностных белков, кодируемых плазмидами, вы­сокая инвазивность, способность к внутриклеточному размножению в макрофагах лимфатического аппарата и способность проникать в кровь и там размножаться (возникает сепсис).
Эпидемио-логия, патогенез, клиника Источник инфекции - грызуны Путь передачи – алиментарный и водный Кишечный иерсиниоз – зоо-антропонозная острая кишечная инфекция. Фазы патогенеза: а) энтеральная б) регионарная в) генерализованная фаза г) фаза вторичных очаговых и аллергических проявле­ний. Основные группы клинических симптомов: а)острая кишечная инф екция с клиникой м ез ентери- ального лимфаденита б)сепсис и вторичные проявления
Микробио-логическая диагностика Методы диагностики: а) экспресс-метод диагностики - иммуноиндикация (ис­пользование РИФ и РИФА для обнаружения антигенов возбудигеля в материале от больного, материал зависит от фазы патогенеза и клинических проявлений) б) бактериологическое исследование: материал - фекалии, кровь и материал из вторичных очагов. Ход исследования стандартен. Особенность: первичный посев помещают в холодовые условия в) серологическое - ретроспективная диагностика - РПГА: ставится с эритроцитарным иерсиниозным диагностикумом и разведениями парных сывороток боль­ного для доказательства инфекционного происхождения выявляемых антител по нарастанию их титра.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Биология возбудителей кишечного иерсиниоза.

2. Эпидемиология, патогенез, клиника.

3. Микробиологическая диагностика.

4. Специфическое лечение и профилактика.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Определить фаговар выделенного возбудителя из гемокультуры.

2. По результатам посева на «Энтеротест» определить родовую принадлежность выделенного возбудителя. Результат записать в протокол.

3. Микроскопия мазков из культур Y.enterocolitica и Y.pseudotuberculosis.
По результатам проведенных исследований поставить диагноз:

а) по результатам биохимической идентификапии при помощи энтеротестов I и II определить вид выделенной из фекалий больного иерсинии, результат запротоколировать в таблице:

H2S   Энтеротест 1
Ман    
Лиз. Дк.    
Индол    
Орнитин    
Цитрат    
Уреаза    
Онфг    
Ф-П    
Инозит    
Липаза    
Фенилаланин    
Мал   Энтеротест 2
Адо    
Цел    
Рам    
Аринин    
Сах    
Сор    
Эскул    
Тре    
Дул    
Глю    

Заключение:

б) по результатам РПГА определить тигры антител в сыворотке больного иерсиниозом. Определить с каким из примененных эритроцитарных диагностикумов реакция прошла в диагностическом титре. Сделать заключение, результат запротоколировать в таблице:

Тип диагностикума Титр реакции
Интегральный У. pseudotuberculosis  
Y. enterocolitica О3  
Y. enterocolitica О9  

Заключение:

 

МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ

МИКРОБОВ – ВОЗБУДИТЕЛЕЙ ГНОЙНОЙ КОККОВОЙ ИНФЕКЦИИ

Цель занятия: выработать навыки лабораторного анализа кокковых инфекций.

Знать:

- основных возбудителей кокковых инфекций;

- патогенетические факторы микроорганизмов;

- методы лабораторной диагностики.

Уметь:

- интерпретировать полученные результаты лабораторного анализа гнойных кокковых заболеваний;

- оценить результаты антибиотикограмм и факторов «персистенции»;

- подобрать препараты для специфической профилактики и терапии дан­ных болезней.

В группу гноеродных кокков, имеющих значение в инфекционной пато-логии человека, входят следующие микроорганизмы:

- стафилококки,

- стрептококки,

- пневмококки,

- менингококки,

- гонококки.

По тинкториальному признаку гноеродные кокки распадаются на две подгруппы:

А. Грамположительные кокки: - стафилококки,

- стрептококки.

Б. Грамотрицательные кокки: - менингококки,

- гонококки

Общей патогенетической особенностью гноеродных кокков является их способность вызывать воспалительные процессы, сопровождающиеся образо­ванием гноя. Проблема гнойных кокковых инфекций в настоящее время обрела большое значение и стала актуальной во всем мире. Анализ современного со­стояния вопроса о кокковых инфекциях свидетельствует о том, что патогенные стафилококки играют первенствующую роль в этиологии самых различных за­болеваний. Стафилококк - уникальный микроорганизм. Он может вызывать более 100 раз личных заболеваний, относящихся к одиннадцати классам болез­ней по Международной классификации 1968 года.

Стафилококки могут поражать любую ткань, любой орган. Это их свой­ство обусловлено тем, что они располагают большим комплексом факторов патогенности.

Стафилококки

Цель занятия: овладеть навыками микробиологической диагностики стафилококковых инфекций.

Знать:

- биологию возбудителей;

- эпидемиологию инфекции;

- организацию лабораторной диагностики.

Уметь:

- оценить полученные данные идентификации возбудителей;

- подобрать препараты для специфической профилактики и терапии гнойно-воспалительных инфекций, обусловленных стафилококками.

Раздел Вопросы для обсуждения
Биология возбудителя I. Таксономия. Возбудители стафилококковых инфекций относятся к семейству Micrococcaceae, роду Staphylococcus. Этот род включает в себя более 20 видов, которые подразделяются на две группы – коагулазоположительные и коагулазоотрицательные стафилококки, Наиболее значимыми являются: St aureus, St. epidermidis, St. saprophyticus. II. Основные биологические свойства: 1. Морфологические свойства – кокки с диаметром клеток от 0,6501 мкм, не образующие капсул и спор; 2. Тинкториальные свойства – грамположительные кокки; 3. Культуральные свойства – факультативные анаэробы. Температурный оптимум +37 °С, но могут расти в пределах температуры от +10 до +48 °С. Оптимальная реакция питательной среды рН = 7,2-7,4. Стафилококки хорошо растут на обычных питательных средах. На бульоне микробы образуют сильную муть и осадок на дне пробирки. Дифференциально-диагностическими средами являются желточно-солевой и молочно-солевой агар. 5–10 %-ная поваренная соль губительно действует на сапрофитные микробы и поэтому на солевом агаре стафилококки хорошо растут при посеве даже загрязненного материала. На молочно-солевом агаре выявляется пигмент из группы каротинидов – золотистых, кремовых, белых, лимонно-желтых. 4. Биохимические свойства: Стафилококки ферментизируют (без газа) лактозу, глюкозу, сахарозу, мальтозу, маннит, ксилозу, фруктозу, глицерин, быстро сбраживают молоко. При посеве уколом в столбик мясо-пептонной желатины на 2-3 день заметна зона разжижения. Стафилококки выделяют сероводород и не образуют индола, восстанавливают нитраты в нитриты. Каталазоположительные. 5. Факторы патогенности: А. Факторы адгезии, обусловленные полисахаридами, белком А, способностью связывать фибронектин; Б. Разнообразные ферменты, играющие роль факторов "агрессии и защиты": плазмокоагулаза (главный фактор патогенности), гиалуронидаза, ДНК-аза, лецитиназа, фосфатаза, протеиназа; В. Комплекс секретируемых экзотоксинов: а) мембраноповреждающие токсины: · гемолизины, · лейкоцидин, · фибронолизин, · летальный токсин, · некротоксин; б) эксфолиативныс токсины; в) экзотоксин, вызывающий синдром токсического шока (СТШ); г) энтеротоксин; Г. Факторы, угнетающие фагоцитоз: · капсула, · белок А, · пептидогликан, · тейхоевые кислоты. – 6. Антигенные свойства: у стафилококков обнаружено более 50 типов антигенов. По специфичности антигены подразделяются на: – - общие для всего рода Staphylococcus, антигены общие с изоантигенами эритроцитов, кожи и почек человека; – - видовые – типоспецифические антигены. По типоспецифическим антигенам стафилококки разделяются более чем на 30 серовариантов.
Эпидемио-логия Стафилококки являются постоянными обитателями кожи и слизистых оболочек; заболевания, вызываемые ими, могут носить характер либо аутоинфекции, либо экзогенной инфекции, обусловленной контактно-бытовым, воздушно-капельным, воздушно-пылевым или алиментарным способами заражения.
Патогенез Стафилококки легко проникают в организм через мельчайшие повреждения кожи и слизистых оболочек и могут вызвать самые различные заболевания – от юношеских угрей до тяжелейшего перитонита, эндокардита, сепсиса или септикопиемии, при которых летальность достигает 80 %. Стафилококки вызывают фурункулы, гидрадениты, абсцессы, флегмоны, остеомиелиты. Инфицирование стафилококками пищевых продуктов – частая причина пищевых отравлений. Стафилококки – главные виновники сепсиса, в том числе у новорожденных. В отличие от бактериемии (бактерии в крови), которая является симптомом болезни.
Постинфек-ционный иммунитет Обусловлен как гуморальными, так и клеточными факторами. Важную роль играют антитоксины, антимикробные антитела, антитела простых ферментов, а также Т-лимфоциты фагоциты.

 

Для этиотропной терапии острых форм гнойно-воспалительных заболеваний стафилококковой этиологии используют противостафилококковый гамма-глобулин, стафилококковую плазму, поливалентные стафилококковые бактериофаги, а для иммунотерапии хронических форм – стафилококковый анатоксин, аутовакцины, стафилококковую убитую вакцину ВП-4, стафило-протейно-синегнойную вакцину.

При специфической иммунопрофилактике с помощью стафилококкового анатоксина можно создать активный антитоксический противостафилококковый иммунитет, а с помощью стафилококковой плазмы и противостафилококкового гамма-глобулина – пассивный антитоксический противостафилококковый иммунитет контактным лицам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...