Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обсуждение доклада О. Ю. Васильевой




 

А.Кашеваров: В Вашем докладе основное внимание было сосредоточено на личности митр. Сергия. Это вполне правомерно. Но при нем действовал временный патриарший Синод. Позволяют ли документы проследить, как члены Синода участвовали в выработке затронутых Вами документов, подготовке митр. Сергия к встрече с журналистами. Потому что в Высшем Церковном Управлении, ближайшем окружении патриарха Тихона в первые годы советской власти, можно четко проследить существование и принадлежность самостоятельных мнений, влияние их на Патриарха. Были аналитики, были исполнители в ВЦУ.

О. Васильева: Есть одно единственное письменное свидетельство будущего патриарха Алексия I (Симанского), который писал, что архиереи участвовали в составлении этих документов, и Декларации, и подготовке вопросов. На сегодняшний день - это единственное свидетельство, что митрополитом Сергием работа велась коллегиально, а не единолично, как это принято считать. На всех принятых документах стоят подписи временного патриаршего Синода, который, кстати, сам митр. Сергий не считал каноничным. Известна его - опубликованная о. Дамаскиным (Орловским) - переписка с митр. Петром, которого митр. Сергий заверяет в том, что полностью передаст ему главенство патриаршего Синода при первой же возможности.

«Дело» митр. Сергия находится в Центральном АрхивеФСБ. Мой запрос на получение этого «Дела» был обоснован тем, что изучение его снимет многие сомнения в Церкви.

А. Журавский: В упомянутом Вами списке 28-ми архиереев, за которых ходатайствовал митр. Сергий, есть ли митр. Петр и митр. Кирилл?

О. Васильева: Этот список только начинает собираться по крупицам фонда, открытого полтора года назад. Например в письмах митр. Мефодия названы четыре имени, но митрополитов Петра и Кирилла там нет. Думаю полностью этот список есть в Центральном Архиве ФСБ. Известно, что бюрократическая система СССР имела тенденцию дублировать документы, поэтому он, может быть, будет обнаружен в другом месте.

С. Фирсов: В любом случае список должен был бы начинаться с митр. Петра

О. Васильева: Митр. Мефодий пишет о себе, что получил письмо уже с назначением на кафедру, но Кедрова выпустили по тому же постановлению ГПУ, а его нет.

С. Фирсов: Теоретически - это 28 писем...

Прот. Александр: Не думаю, что митр. Сергий был заинтересован в освобождении митрополитов Петра и Кирилла, ведь он уже выработал с Тучковым метод руководства Церковью.

О. Васильева: Это не совсем так. Я напомню Вам письмо к владыке Агафангелу: «поминайте кого хотите - только не уходите в раскол». Митр. Сергий не знал своевременно ни о насильственной кончине митр. Петра, ни о дате. В 1939 г. Пантелеймон (Рожновский) запишет о митр. Сергии, что он "пленник". Но в 1930 г. он еще пытался что-то сделать. И в период войны он не был пленником, когда 22 июня, т. е. в первй день войны, на 13 дней раньше Сталина, нарушая гражданское законодательство, по которому не имел права вмешиваться в дела нации, обратился к народу. Надо стараться непредвзято оценивать...

М. Шкаровский: На самом деле в. 1930-м г. уступок митр. Сергию было больше, чем Вы сказали. По целому ряду дел моей Ленинградской епархии я это почувствовал: священников освободили от рубки дров, стал решаться квартирный вопрос. Были попытки воссоздать Ленинградский Богословский институт, предпринятые по просьбе митр. Сергия. Несмотря на сопротивление ленинградских властей, ВЦИК даже принял официальное решение о его открытии, уже подыскивалось помещение, и лишь арест ректора о. Николая Чукова и ряда преподавателей по "светскому делу академиков" помешали началу работы института. Власти реагировали на все пункты, но длилось это недолго - всего несколько месяцев. Власти приостановили антицерковные планы, намеченные на 1930 г. В частности - запрещение колокольного звона. Претворение в жизнь многих решений было отложено на 2-3 года. Но сама кратковременность перерыва антирелигиозной политики ставит под вопрос эффективность этого шага митр. Сергия и о той цене, которую пришлось заплатить. В качестве иллюстрации я могу привести Ижевского еп. Игнатия (Синезия), которого настолько поразил факт конференции, что он отошел от митр. Сергия и присоединился к иосифлянам.

О. Васильева: Нельзя забывать о тяжелейшей обстановке внутри страны. Цель колокольной кампании была экономической: в 1929 г. было установлений, что переплавка всей колокольной бронзы обеспечивала медью на 600 рублей дешевле чем на Лондонской бирже. РудМеталТорг разработал программу по переработке колокольной бронзы по пятилеткам. Там, где сбрасывались колокола, естественно, закрывались храмы. Особенно в Ленинграде, Москве и Харькове -трех городах, где должны были быть построены заводы по электрохимической переработке, на что, однако, не имелось достаточно возможностей. Колокола сбрасывали, но вместе с тем их некуда было транспортировать. Швейцария купила через Микояна как художественную ценность 8 больших колоколов из Киевских храмов.

Прот. Николай: Возможно, многое объясняется надеждами на скорое падение богоборческой власти...

О. Васильева: В 30-е гг.? - падение богоборческой власти? - да что Вы!

Прот. Николай: Испанская война была встречена подъемом и надеждой на то, что скоро происходящие в мире процессы перенесутся и на Россию.

Архим. Тихон (Шввкунов): О. Серафим Тяпочкин был приговорен к 25-ти гг. заключения. Он вспоминал: «Если бы нам тогда кто-то сказал, что мы будем на свободе совершать Божественную Литургию, мы бы рассмеялись ему в лицо, нам было ясно, что утвердился антихристов режим и на престолы садятся безбожники».

Прот. Николай: Сомневаюсь, что это так однозначно. Мое знакомство с Россией и опыт общения с людьми, приезжающими из России, определило вывод о том, что Россия большая и там можно увидеть все что угодно. Поэтому я прихожу к заключению, что люди желали этого падения и действительно надеялись на Гитлера

О. Васильева: Единицы были везде. Не надо... За Сталина! Николай Чудотворец вместе с партбилетом у сердца. Это то что называется микроисторией - та история, которой реально жили люди.

Прот. Николай: А как Вы скажете, Михаил Витальевич? Это все выдумки НКВД, что священники говорили верующим, что скоро все это кончится? Священники говорили: «Колхозный строй скоро исчезнет, безбожная власть рухнет».

М. Шкаровский: Да, я очень часто это встречал. Например, если взять "Дело Алексия Буя". Когда к нему приезжали в лагерь, он говорил, что осталось несколько месяцев, Сталин будет скоро убит и т. п.

Прот. Николай: И это не он один. Этим должно было жить в какой-то мере священство и верующий народ. А тех кого за это сажали -сажали за эти разговорчики.

О. Васильева: Отдельные епископы говорили. Нет свидетельств, что этим жил народ. Сажали только за принадлежность.

Архим. Тихон: О. Иоанн (Крестьянкин) сидел именно за это. Он рассказывал о тех, кто с ним сидел, кого убивали... Ни разу он не говорил, что жили надеждой, что это все скоро кончится.

М. Назаров: Архиепископ Волоколамский Феодор (Поздеевский), из его допроса: «мы за борьбу фашизма против коммунистической идеологии, отсюда и против советской власти. Но мы утверждаем, что фашизм не разрешает -всех социальных проблем с точки зрения религии. Одним полезен фашизм для Православной Церкви - это тем, что он поможет нам изменить советский строй и восстановить монархию, где снова Церковь займет господствующее положение». Здесь достаточно сложная мысль, чтобы думать, что ее выдумали большевики, они бы попроще написали. Здесь в сущности неприятие фашизма. О том, что подобные надежды были свойственны какой-то немалой части населения России, свидетельствует то, что потом происходило на территориях, занимаемых немцами в первые месяцы войны. Немцев встречали цветами, хлебом-солью - а немцы открывали храмы. Это все достаточно хорошо описано. Люди и в неоккупированной России знали, что немцы открывают храмы, а антисоветские настроения были сильными после коллективизации; и потом миллионы человек были уничтожены - только на Бутовском полигоне под Москвой, и только за 8 месяцев было расстреляно более 1000 священников в 1938 г., когда, по мнению некоторых, Сталин начал поворот к национал-большевизму. Это все было у людей в памяти и порождало такие настроения, у кого-то они были, у кого-то не были - вопрос пропорции. Но в первый период войны эти настроения достаточно широко проявились. Когда гитлеровцы начали зверствовать на оккупированных территориях, таких настроений стало меньше. Когда Сталин созвал уцелевших архиереев, восстановил патриаршество - их могло стать еще меньше, и они могли сойти на минимум. В разные периоды войны - это могло быть по разному. Я считаю, что тут мы до однозначной оценки еще не дошли.

О. Васильева: Я просто возражу. Вы говорите абсолютно верно, что в разные периоды было по разному. Но то, что Сталин созвал несколько епископов и все пошло по другому - это тоже слишком прямолинейно. Мы зыбываем одну вещь, когда фашисты в своей идее блицкриг и на Восток, у них была четкая сформулированная политика по отношению к восточной территории и православной церкви:. Основная задача - создание квазицеркви, свободной от всякого "иудейского влияния". Страна была поделена: В западных областях - одно, Украина как самостоятельная самостийная область до 43 г., когда бендеровцы развернулись против немцев - другое, Белоруссия еще третье. Политика четко вырабатывалась и люди работали в системе Гиммлера долгие годы. И нечего говорить о том» что Гитлер пришел дать нам религиозную свободу. Пришли нацисты с целью дать свободу от любого православия. Люди, которые работали как миссионеры, сами не предполагали, что им уготованна такая участь.

Прот. Николай: Речь не о том, чего хотел Гитлер с Гиммлером, а чего люди ожидали. Напомню слова митр. Сергия (Воскресенского), ведь он именно пытался объяснить поведение митр. Сергия (Страго-родского) надеждой на скорое падение богоборческой власти. Псковская миссия - отдельная тема, многогранная. Я бы хотел остановиться на этом. Видимо, эту проблему нам придется в будущем обрабатывать, откроются наверняка очень интересные темы, потому что тут есть документы и свидетельства, которые надо внимательно рассматривать. Мы лично знаем немцев, которые вступали в Россию -таким немцем был во Франкфурте хозяин дома, в котором мы жили. Он был фотографом и показывал мне свой фотоальбом, который он тогда создавал. При встрече немецких историков с русскими историками на должном уровне - можно было бы этот вопрос соответственно обработать. Многое было впоследствии искажено, естественно, и это - десятилетиями. Нам предстоит это выяснять.

Прот. Александр: Несомненно существовало ожидание скорой гибели советской власти. В соборном послании Русской Зарубежной Церкви 1933 г. архиереи пишут: неужели заместитель патриаршего престола, который никогда не был чужд дальновидности, не замечает знамений времени, что советская власть доживает последние свои дни, будучи обречена на неминуемую гибель. Это, во всяком случае, официальное представление зарубежных епископов в 1933-м г.

О. Васильева: Мы сейчас, только спустя 10 лет, подступаем к разбору системы тоталитаризма, начинаем узнавать то, что было реально. Конечно, были чаяния, чтоб это скорее кончилось. Но реальности как таковой - ее не было никогда. Собрано много документальных сведений о том, что люди ждали. Чего? Войны - ждали, а падения этой власти, пожалуй, не ждали. Я не собирала мнений епископов и того, что они говорили пастве. Но ведь НКВД в сельской местности прочищало любое высказывание, падения - нет, войны ждали, не знаю чего ждали от войны. Середина 30-х гг.: и предсказания и явления, чего там только нет по всей стране, войны ждали, может быть как освобождения.

М. Назаров: Еще одна иллюстрация, и одно замечание, предваряющее ее. Необходимо строго различать между тем, что планировали идеологические нацистские органы, и тем, что реально творилось на оккупированных территориях, тем более близких к линии фронта, которые были в ведении военного командования, а не министерства по оккупированным областям. Псковская миссия могла достаточно свободно вести свою работу (с 1941-44гг.), потому что она находилась на территории, подчиненной военному командованию, которое не проводило розенберговской политики. Митрополит Сергий (Воскресенский) был переведен в Ригу из Москвы как экзарх лишь в начале 1941 г. и намеренно остался под немцами, скрывшись от эвакуации; затем выпускал антикоммунистические воззвания. Он составил тогда Меморандум немецким властям. Вот три пункта из него: «1) Московская Патриархия никогда внутренне не примирялась с безбожной властью. 2) Патриархия только подчинялась советской власти де-факто как реальной власти и только после победы последней в гражданской войне. 3) По этой причине прекратилась обязанность повиноваться советской власти с началом теперешней войны - поэтому-то я имею внутреннее право выпустить свое воззвание, призывающее к восстанию народы России».

О. Васильева: Это митр. Сергий (Воскресенский) пишет какого числа, и где взята вами эта ссылка? Дело в том, что в обращении митр. Сергия (Страгородского) - Сергий (Воскресенский) не назван предателем. Было рекомендовано только отвечать за свои слова и не превышать своих полномочий.

М. Назаров: Сергий митрополит. Заметка о положении Русской Православной Церкви в Остланде, Рига, 1941 г., 12 ноября, Цит. по: Алексеев В.И., Ставру Ф. Русская Православная Церковь на оккупированной немцами территории // Русское возрождение. Нью-Йорк. 1981. № 14. С. 130.

О. Васильева: Ну нет, это для нас не убедительно. У них многих данных нет. Это великолепные зарубежные историки, но они Псковскую миссию называют «вторым крещением Руси». Мы, конечно за метафоры, но это слишком сильное высказывание. Мы также работаем по митр. Сергию, по Псковской миссии, не умаляя его заслуг. Он не призывал к восстанию, хотя он не поддерживал разговоры со своими миссионерами про большевистскую власть.

Иером. Евфимий: В контексте «успехов Тучкова», как Вы оцениваете в целом пресс-конференцию митр. Сергия? Надо ее считать успехом его работы или неуспехом?

О. Васильева: Если исходить из той специальной характеристики, которую подписывал Агранов, то конечно успех. Причем эта характеристика охватывает деятельность Тучкова с 1919 по 1930 г. включительно. Орден Трудового Красного Знамени ему дали. Оценка его профессионализма очень высокая. Он был не только исполнителем. Но над ним стояли и очень талантливые инициаторы. Евгений Александрович пережил 1937 г., а в 1939 г. был уволен с очень странной формулировкой: из-за невозможности предоставить работу по специальности. Парадоксы истории - его первый заместитель Михаил Полянский носил фамилию главы Русской Церкви (фамилия митр. Петра Крутицкого была - Полянский. - Примеч. ред.). Эти люди действовали всеобъемлюще, по всей стране. Портрет Тучкова: совершенно не примечательное лицо, ни большой, ни маленький - "некто в сером" (как черт в "Братьях Карамазовых - Примеч. ред.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...