Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Письмо митрополита Антония (Храповицкого) Святейшему Патриарху Тихону




 

11/24 августа 1923 г.

Его Святейшеству,

Великому Господину, Святейшему Тихону, Патриарху Московскому и всея Руси.

От себя лично и пребывающих заграницей архиереев приветствую Ваше Святейшество с освобождением из заключения, о чем мы все неустанно молили Всевышнего. Мы верим, что Ваше освобождение положит конец расколу в Церкви и направит «живоцерковников» на путь истины к своему Архипастырю.

Пользуясь случаем, долг приемлю доложить Вашему Святейшеству о положении Русской Православной Церкви заграницей.

Я не буду описывать периода с ноября 1920 года - по эмигрировании из Крыма по август месяц 1922 года - время закрытия Высшего Русского Церковного Управления заграницей, согласно Вашему указу. А обращу внимание Вашего Святейшества на момент со времени закрытия сего Управления.

По получении Вашего указа о закрытии Высшего Русского Церковного Управления заграницей, я принял решение немедленно его исполнить и удалиться на покой, на Афоне, где я проживал с марта 1920 года по сентябрь того года. Но не мог его привести в исполнение, так как сущие при мне архиереи, а также Заграничный Синод и Церковный Совет Высшего Русского Церковного Управления заграницей представили веские мотивы о невозможности закрытия его без организации какой-либо иной Высшей Церковной инстанции заграницей, в чем вызывалась крайняя необходимость запутанностью русской церковной жизни заграницей и имущественных отношений Русской Церкви. А из Вашего указа было видно, что Вы не представляете церковную жизнь заграницей ясно. Вы полагали, что при существовании Управляющего русскими заграничными православными церквами в З[ападной] Европе митрополита Евлогия, собственно для Высшего Церковного Управления уже нет области, в которой оно могло проявлять свою деятельность. Между тем митрополит Евлогий один из 14 архиереев, правящих, не на покое, подчиненных Высшему Церковному Управлению, которое ведало в качестве высшего церковного органа русскими епархиями в З[ападной] Европе, Сербии, Болгарии, Греции, Америке, Китае, Маньчжурии, Японии, Иерусалимской Миссии, Управлением военного и морского духовенства и т. д. Кроме того, указывалось многими епископами, что указ этот, как исходящий в обстановке, лишающей Вас возможности свободного волеизъявления, не подлежит исполнению и что вообще заграничная церковь должна действовать автономно, самостоятельно до утверждения в России правопорядка и религиозной свободы.

Кроме того, посыпались со всех концов мира от разных русских церковных общин, приходов, русских колоний, русских общественных организаций, учреждений, учебных заведений, некоторых Преосвященных протесты против закрытия Высшего Русского Церковного Управления и моего удаления от дел. Никто не верил в подлинность указа о сем, все усматривали в этом напор врагов Русской Православной Церкви, тем более что Высшее Церковное Управление ни одного политического акта не издало, а обращение к Генуэзской конференции и постановление о Доме Романовых явилось решением Собора, а не его.

В августе м[еся]це 1922 года мною в согласии со всеми был созван Собор Русских Архиереев, который после долгих и тщательных обсуждений сначала совместно с Высшим Церковным Управлением из клириков и мирян, а затем самостоятельно, решил:

«. Во исполнение указа Вашего Святейшества существующее Высшее Русское Церковное Управление заграницей упразднить;

2. Для организации новой Высшей Церковной власти созвать Русский Всезаграничный Церковный Собор;

3. Ввиду нарушения деятельности Высшей Всероссийской Церковной власти (в это время Вы были уже арестованы, а Священный при Вас Синод упразднен) и в целях сохранения правопреемства Высшей Церковной власти, на основании постановления Вашего и Священного при Вас Собора, в соединенном присутствии Высшего Церковного Совета, от ноября 1920 г. за № 362, о преподании правил касательно организации Высшей Церковной власти в случае нарушения или прекращения деятельности Святейшего Патриарха и высших церковных органов, образовать Временный Архиерейский Синод Русской Православной Церкви заграницей, с обязательным участием митрополита Евлогия, каковому Синоду и передать все права и полномочия Русского Высшего Церковного Управления заграницей;

4. Состав Временного Архиерейского Синода определить в 5 членов оного;

5. Названному Синоду принять зависящие меры к созыву Русского Всезаграничного Церковного Собора; и

6. Об образовании Синода довести до сведения Святейшего Патриарха Тихона и всех глав Автокефальных Церквей".

Собор этот особым актом избрал в состав Синода меня и Преосвященных: митрополита Евлогия, архиепископа Феофана и епископов Гавриила и Гермогена. Председательствовал в Синоде я, как старейший.

Автокефальные Церкви были о сем уведомлены, с ознакомлением их с Вашим решением о Высшем Церковном Управлении, и они сносились и сносятся с нами как с Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви заграницей. А Вашему Святейшеству до сего времени доложить не представлялось возможности.

Созвать Собор не удавалось. Были назначены сроки: 21 ноября, после Крещения, 9 мая 1923 г. Многие заграничные церкви, общины и епархии (Китайская, Японская, Харбинская и др.) не могли прислать своих представителей за недостатком средств и дальностью расстояния, а другие предоставляли решение вопросов, подлежащих обсуждению на Соборе, совещанию Епископов. В виду этого были разосланы вопросные пункты во все епархии и миссии, подведомственные Всероссийскому Патриархату: Эстония, Латвия, Литва, Финляндия, Китай (3 епископа), Япония (2 епископа), Манчжурия (Харбин - 3 епископа), Аляска, С.-Америка (4 епископа), Иерусалим. От всех их были получены письменные мнения и 17(30) мая с. г. был созван Архиерейский Собор, на котором были представлены следующие Преосвященные: 1) Я - как Управляющий, с благословения Святейшего Патриарха Сербского, русскими православными в Королевстве С.Х.С.; 2) митрополит Евлогий - Управляющий русскими православными церквами в 3[ападной] Европе; 3) епископ Серафим, Управляющий русскими православными общинами в Болгарии; 4) епископ Гермоген, Управляющий с благословения митрополита Асинского, русскими православными общинами в Греции; 5) архиепископ Анастасий, Управляющий, с благословения Вселенского Патриарха, русскими православными общинами Константинопольского округа (только в Константинополе 19 русских церквей); 6) Управляющий военным и морским духовенством, эмигрировавшей армии епископ Вениамин; 7) архиепископ Полтавский Феофан; 8) епископ Александровский Михаил; 9) епископ Курский Феофан; 10) епископ Черноморский Сергий; 11) епископ Челябинский Гавриил; 12) епископ Царицынский Дамиан. И были представлены письменными мнениями Преосвященные: Литовский, Латвийский, Финляндский, Китайские 3, Харбинские 3, Аляскинский, С.-Американские 4, Иерусалим (епископ Аполлинарий), епископ Сергий Вельский, епископ Владимир Белостокский, епископ Пантелеймон Пинский. И кроме того поступило множество пожеланий, вполне сходящихся с мнениями Преосвященных от разных церковных общин и приходов, русских общественных организаций и русских колоний со всего мира.

Обсудив положение Русской Православной Церкви заграницей и приняв мнения всех Преосвященных, Архиерейский Собор определил Временный Архиерейский Синод Русской Православной Церкви заграницей оставив в качестве постоянного Архиерейского Синода до умиротворения Европы и установления беспрерывной связи с Вашим Святейшеством. Постановления сего Собора при сем представляю.

Хотя Высшее Русское Церковное Управление заграницей никакой политической деятельности не проявляло, а инкриминируемые ему Вашим Святейшеством обращение к Генуэзской конференции и молитвенное пожелание о восстановлении в России Царя и притом из династии Дома Романовых, было постановлением подавляющего большинства Всезаграничного Собора, а постановление о Царе без упоминания династии и обращение к Генуэзской конференции было единогласным решением Собора, я же был лишь исполнитель постановлений Собора и не считал себя в праве не исполнить его решений, тем не менее, ныне в виду Вашего указа Архиерейский Собор принял решение строго придерживаться указаний сего указа в своей деятельности.

На Соборе этом не была представлена Русская Православная Церковь в Польше, так как иерархи ее во главе с митрополитом Георгием (и неканонически посвященные им епископы Александр, Антоний и Алексий) прекратили братское общение с русскими иерархами, осудившими действия митрополита Георгия по отделению от Русской Православной Церкви и от Вас и провозглашению автокефалии вопреки желанию народа, клира и законных архиереев, им устраненных и заключенных в монастыри преосвященных: Пантелеймона, Владимира, Елевферия и Сергия (последнего он выслал из Польши в Чехию). Ныне архиепископ Дионисий, получивший от Вселенского Патриарха сан Митрополита, старается восстановить это братское общение и мне уже написал письмо. Имею сведения, что вскоре состоится постановление их Синода в этом роде. Причем он изменяет тактику митрополита Георгия и хочет продолжать считать себя в Вашей юрисдикции. Обещал народу и даже принял меры к созыву Собора Русской Православной Церкви в Польше, чего так не хотел делать убитый митрополит Георгий.

В состав Синода избран я, митрополит Евлогий, архиепископы Анастасий и Феофан, епископы Сергий, Гавриил, Михаил и Гермоген. Председателем Синода являюсь я, согласно указанию 28 епископов против двух. Периодически будет собираться Архиерейский Собор. Необходимость существования Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей подтверждена также 28 епископами. Расстройство церковных дел в Америке, защита имущества Русской Православной Церкви в Иерусалиме, Буэнос-Айресе, Китае, почти катастрофическое положение хозяйства Духовной Миссии в Иерусалиме, наличие заграницей множества русских священников, монахов и монахинь, а также епископов, возникающие по местам расселения, русских беженцев по всему миру церковные общины, бракоразводные дела и пр. и пр. требуют настоятельно существования Высшей Церковной Власти заграницей, с которой, слава Богу, считаются и державы, и в признании которой не отказывают сестры -Церкви.

С прошлого года подчинились Синоду Российская Духовная Миссия в Корее и Урмии. Последняя и русские церковные общины в Персии находятся в крайне плачевном состоянии, но теперь, слава Богу, несколько налаживается в Персии церковное дело. Духовная Миссия в Корее Архиерейским Синодом подчинена начальнику Российской Духовной Миссии в Японии архиепископу Сергию, который сам подчинился сему Синоду. Распоряжение наше о Корейской Миссии, состоявшееся в конце прошлого года совпало с аналогичным распоряжением Вашим, состоявшимся в 1920 г., но в Корее полученном одновременно с нашим, то есть спустя почти 2 года. В Китае, согласно представлению начальника Российской Духовной Миссии архиепископа Иннокентия, поставлены два епископа - викария. Архимандрит Иона епископом Тяньцзиньским и Архимандрит Симон епископом Шанхайским. Камчатская епархия выделена в самостоятельную епархию Архиерейским Синодом, на основании совещания епископов Дальнего Востока, с присоединением к ней Охотского уезда, епископ которой, преосвященный Нестор, тоже добровольна подчинился в прошлом году Архиерейскому Синоду. Образовано особое викариатство. Охотское с посвящением во епископа протоиерея Даниила Шерстеникова. Харбин с полосой отчуждения Китайской Восточной жел[езной] дороги по усиленному ходатайству администрации дороги и в виду затруднительности сообщения с кафедральным городом Владивостоком, Архиерейским Синодом выделен в особую епархию, с гёафедрой в Харбине, и во главе епархии поставлен архиепископ Мефодий с титулом Харбинского и Маньчжурского. Вскоре же после этого сообщения между Харбином и Владивостоком совершенно прекратились.

В Иерусалим командирован епископ Белгородский Аполлинарий, для урегулирования миссионерского хозяйства, так как Миссии угрожает продажа с молотка, в связи с чем и. д. начальника Миссии иеромонах Мелетий, возведенный затем в сан архимандрита, заменен распоряжением Синода новым начальником Миссии кандидатом богословия архимандритом Иеронимом из Курской епархии.

В плачевном состоянии находятся С.-Американская епархия, откуда архиепископ Александр удалился, а управление принял на себя митрополит Платон, ссылаясь на Ваше распоряжение. Причем присвоил себе титул митрополита "всея Америки и Канады". Управление им С.-Американской епархией Синод и Собор признали за ним, но без такого титула. Владыка Платон в отношении Синода и Собора Русской Православной Церкви заграницей держится двойственно. То признает их, то отрицает. Когда ему в делах худо - он признает. Так, например, в гражданском суде Нью-Йорка он свои права на управление епархией доказывал на основании нашего указа. Против него восстал и поднял церковную смуту епископ Петербургский Стефан. Свои права и ему митрополит Платон доказывал этим указом. Епископ Стефан объявил себя Управляющим С.-Американской епархией, а митрополита Платона чужеепархиальным архиереем. Затем епископ Стефан примирился с ним. Синод и Собор подтвердили права митрополита Платона на управление С.-Американской епархией.

Епископ Стефан покорился. Тогда выступил против их обоих епископ Адам, рукоположенный во епископа епископом Стефаном совместно с Чехословацким епископом Гораздом и объявил себя Управляющим епархией. Смута церковная страшная. Но теперь и епископ Адам подчинился решению нашего Синода Америка раздирается церковной смутой и нестроениями. Вашему Святейшеству следовало бы особым актом подтвердить категорическую подчиненность митрополита Платона нашему Синоду и Собору впредь до установления совершенно свободного сообщения с Вами. Иначе Русская Церковь потеряет Америку, ибо многие, видя такие распри, смотрят на англиканскую, католическую и униатскую церкви. Тяжело стоит в Америке и вопрос об образовании там Сирийской Церкви, согласно Вашей грамоте на имя Святейшего Патриарха Антиохийского Григория. И наш Собор постановил в согласии с этой грамотой, но Владыка митрополит Платон противится сему. Патриарх Григорий огорчен последним. В Аргентине образуется русский монастырь.

Всего, впрочем, здесь не перечесть.

В текущем же году необходимость существования Высшей Церковной Власти заграницей еще более стала ощутительна, так как некоторые автокефальные церкви стали простирать свои права на Русские Православные Церкви и имущества их, так Вселенский Патриарх на Польшу, Эстонию, Латвию и Финляндию и даже на Китайскую Духовную Миссию, Иерусалимский на нашу Миссию и имущество Палестинского Общества и т. д. Русский Архиерейский Синод охраняет права Русской Православной Церкви. Затем он помогает другим автокефальным церквам сдерживать еретические новаторства некоторых глав автокефальных церквей. Так Вселенский Патриарх Мелетий IV созвал в Константинополе Междуправославную Комиссию, решения которой были затем названы декретами Всеправославного Конгресса.

Па этом «Конгрессе» рассмотрены и решены вопросы о переходе на новое времясчисление, даже выражено согласие на принятие календаря с уничтожением недельного распорядка, о второбрачии духовенства, о женатом епископате, о препятствиях к браку, об одежде и волосах духовенства и т. д. Александрийский, Антиохий-ский и Иерусалимский Патриархи не только не приняли решений этих, но совершенно отказались от участия в них, признав не благовременным возбуждение ныне подобных вопросов и решения

Комиссии абсурдными и еретическими. К ним присоединились и мы -русские иерархи. Представитель Румынской Церкви впоследствии заявил в официальном органе, что участники этой Комиссии дали свои подписки слишком поспешно. Есть слухи, что от некоторых церквей участвовали неправильные представители (например, Греческой). Но в общем в Комиссии этой участвовали: представители Вселенского Патриархата, Кипрской Церкви, Румынской, Греческой и Сербской. Материалы по сему вопросу при сем представляю Вашему Святейшеству.

Вот совершенно краткий конспект доклада о положении Русской Православной Церкви заграницей.

Кроме перечисленных в сем докладе приложений, при сем представляю: 1) книгу "Деяний Русского Всезаграничного Церковного Собора", 2) наши постановления, послания, воззвания и грамоты по поводу Вашего ареста и возникновения так называемой "Живой Церкви".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...