Глава 1 Власть после октября 1917 Г. Изменения
Диктатура пролетариата или диктатура партии?— Советская власть. — Партия и государство. Политическая власть и государственный строй в России после октябрьского переворота претерпели наиболее радикальные изменения. На смену авторитарному царскому строю и недолгому правлению буржуазного по своей сути Временного правительства к власти пришла РСДРП (б), которая провозгласила в соответствии со всеми канонами теории социализма превращение императорской (а с сентября 1917 г. —республиканской) России в государство диктатуры пролетариата. Официальной идеологией этого государства стали большевистские представления о социализме, а целью — создание в соответствии с ними нового общества. Естественно, что власть и характер государства стали другими, хотя и не вполне соответствовали или совсем не соответствовали тому, что предусматривало учение К. Маркса. Вместе с тем последнее стало определять содержание социально-экономической политики новой власти. Само по себе понятие диктатуры пролетариата в марксистской теории не носило той одиозной трактовки, которую впоследствии приобрел этот термин как обозначение диктатуры в ее крайних формах. Под ним в теории понималась сущность государства, в котором господствующим классом становится пролетариат. По логике политическое господство большого класса, создающего значительную часть материальных ценностей, казалось бы, означало наступление царства демократии, т. е. —с учетом мелкого и среднего крестьянства и трудовой интеллигенции — власти основной части народа. Однако после взятия власти диктатура пролетариата стала рассматриваться лидерами Российской коммунистической партии не как собственно господство победившего класса, призванного определить основы экономической и политической жизни государства, а преимущественно как инструмент революционного ниспровержения старого строя, позволяющий удерживать власть и подавлять сопротивление противников. Поэтому диктатура пролетариата трактовалась ими прежде всего с точки зрения выработки конкретной подходящей формы осуществления власти, лишь теоретически увязывавшейся с представлениями о классовом характере государства. Н. И. Бухарин в работе «Теория пролетарской диктатуры» (1919 г.) выводит необходимость «режима диктатуры
вооруженного пролетариата» из тактической задачи: как можно скорее одержать победу «в ожесточенной борьбе не на живот, а на смерть». В условиях гражданской войны, полагал он, «тип государственной власти неизбежно должен быть диктаторским. Но это определение есть определение формальное. Важен классовый характер государственной власти. И поскольку государственная власть находится в руках пролетариата, постольку до его решающей победы во всем мире она неизбежно должна носить характер диктатуры». Диктатура же, в его понимании, представляет собой «форму власти, наиболее резко выражающую классово-репрессивный характер этой власти».1 В другой, более поздней своей работе — «Путь к социализму и рабоче-крестьянский союз» (1925 г.) он оценивает сущность диктатуры пролетариата в эпоху военного коммунизма как «форму военно-пролетарской диктатуры», которая, по его мнению, функционировала не на основе строгого выполнения законов, а на основе «приказов и распоряжений» и по сути очень медленно изменялась и в годы нэпа.2 Понятие «диктатура пролетариата» сходным образом трактовалось и в тезисах И. В. Сталина, представленных им комиссии по подготовке Конституции РСФСР 1918 г. и принятых большинством голосов. В них он предлагал рассматривать Конституцию как документ временного характера, рассчитанный на переход к социализму, и в связи с этим был больше озабочен вопросом об организации власти как «выражении» диктатуры пролетариата, чем придании этому термину какой-либо конституционной характеристики.3
По-видимому, среди главных политических деятелей нового, режима не было особых разногласий и относительно меры допущения «буржуазной» демократии при диктатуре пролетариата. Наиболее отчетливо это выявилось в связи с ограничением демократических свобод, и в частности избирательных прав населения. В этом смысле Конституция 1918 г. в соответствии с российской традицией (например, куриальной системой), хотя и «временно», ограничивала избирательные права некоторых категорий граждан или лишала их вовсе. «Руководствуясь интересами рабочего класса в целом..., — записано в ней, — Республика лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые пользуются ими в ущерб интересам социалистической революции».4 В результате были лишены избирательных прав многие зажиточные крестьяне, выходцы из прежних состоятельных сословий, торговцы, люди, живущие «на нетрудовой доход», бывшие сотрудники правоохранительных органов, служители культа, дети представителей этих слоев общества и т. д. Число «лишенцев» колебалось в зависимости от политической конъюнктуры и резко увели- 1 Бухарин Н. И. Избранные произведения. М., 1988. С. 11, 17. 2 Бухарин Н. И. Путь к социализму. Новосибирск, 1990. С. 73—76. 3 Тезисы И. В. Сталина см. в кн.: Гурвич Г. С. История советской конституции. М., 1923. С. 33, 146—147. 4 Конституция и конституционные акты РСФСР: (1918—1937). М., 1940. С. 24. чилось в связи со свертыванием новой экономической политики. Конституция устанавливала и явное неравенство избирательных прав между рабочими и крестьянами. Последние избирали в Советы всех уровней своих представителей по сравнению с рабочими по квоте 1 к 5. Ограничение и лишение избирательных прав в Конституции по классовому признаку было освящено программой партии, принятой в 1919 г.: «Советское государство, по самой своей сущности, направлено к подавлению сопротивления эксплуататоров, и советская Конституция, исходя из этого... не останавливается перед отнятием у эксплуататоров политических прав».5
Примечательно, что В. И. Ленин в своей речи о программе партии на VIII съезде РКП (б) заявил, будто «теоретически» диктатура пролетариата, подавляя буржуазию «на каждом шагу», может не лишать ее избирательных прав. В то же время он утверждал, что подобные меры «Конституция... записала после того, как они были введены в жизнь». Буржуазию де до Октябрьской революции и после нее никто из Советов не изгонял: она сама ушла из них. Столь же невразумительно и его объяснение неравенства прав рабочих и крестьян, закрепленного Конституцией: «Наша Конституция... вынуждена была ввести это неравенство, потому что культурный уровень слаб... Но мы не превращаем этого в идеал, а напротив, по программе партия обязуется систематически работать над уничтожением этого неравенства более образованного пролетариата с крестьянством, неравенства, которые мы отвергнем, как только нам удастся поднять культурный уровень. Тогда мы сможем обойтись без таких ограничений».6 Н. И. Бухарин, который был членом конституционной комиссии, целиком поддерживая закон о лишении и ограничении избирательных прав, высказывался даже и позднее куда более определенно. Неравенство в пользу рабочего класса он считал необходимым, чтобы «дать ему добавочную страховку» как опоре политического строя.7 Если идет речь о «политической страховке» целого класса, уместным становится вопрос: какова же была его подлинная роль в осуществлении государственной власти? По-видимому, какое-то время после Октябрьской революции в большевистском руководстве еще существовали определенные надежды или расчеты на прямое использование диктатуры пролетариата в форме довольно широкого привлечения представителей этого класса к руководству государством. Они, в частности, связывались с коротким периодом эйфории, вызванной повсеместным введением рабочего контроля, а также тем значением, которое стихийные действия рабочих и солдат приобрели в первые месяцы установления и утверждения советской власти. Выражалось это и в преувеличении роли профсоюзов в организации и управлении народным хозяйством: еще
5 КПСС в резолюциях съездов, конференций и пленумов ЦК. 9-е изд. М., 1983. Т. 2. С. 76—77. 6 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 38. С. 172—173. 7 Бухарин Н. И. Путь к социализму. С. 86; Десятый съезд РКП (б): Стенографический отчет. М., 1963. С. 220—222. сказывалось влияние идей ленинской работы «Государство и революция» о поголовном участии населения в управлении государством и хозяйством при социализме, подтвержденных программой партии 1919 г.8 Но уже в 1920 г. Ленин отходит от своих прежних в сущности утопических, взглядов. Во время дискуссии о профсоюзах 1920—1921 гг. он резко и определенно ставит вопрос о неспособности рабочих в своей массе руководить сложными процессами жизни государства. «Разве знает каждый рабочий, как управлять государством? — спрашивал он. — Практические люди знают, что это сказки. Мы даже неграмотность не ликвидировали. Мы знаем, как рабочие, связанные с крестьянами, поддаются на непролетарские лозунги. Кто управлял из рабочих? Несколько тысяч по всей России и только».9 Специально проследивший эволюцию ленинских взглядов по этому вопросу видный публицист и общественный деятель Н. Валентинов (Вольский) приходит к следующему выводу: «Произошел явный поворот на 180 градусов?... Профсоюзы могли вмешиваться в производство только на первых порах революции, когда нужно было действовать тараном, выгонять силою прежнюю администрацию, пробовать кое-что заменить. Тогда для разжигания энергии рабочих можно и нужно было говорить о передаче в их руки всего управления индустрией. Но как только „мавр" сделал предназначенную ему черную работу, роль его была окончена. Параллельно этому процессу шла и метаморфоза понятия диктатуры пролетариата. Сначала под нею понимается акция, действие революционных миллионов, напор бедноты, творческая воля массы пролетариев, поголовно организующихся в союзы... Однако наступает момент, когда даже самый тупой человек понимает бессмысленность мысли об управлении государством и индустрией миллионами еле грамотных людей... Нужно было два с половиной года экспериментов Советской власти, чтобы уточнить понятие диктатуры пролетариата».10 8 большевистском руководстве нашелся и хорошо подготовленный политик, чтобы теоретически обосновать невозможность сколько-нибудь значительного участия рабочих в организации политической власти и управлении государством, — Н. И. Бухарин. В большой статье «Буржуазная революция и революция пролетарская», написанной в конце 1921 г. и опубликованной летом 1922 г., он выступил против традиционной марксистской посылки о вызревании социализма в недрах старого капиталистического общества. Бухарин отмечал, что развитие оппозиционной буржуазии при феодализме опирается на ее собственную материальную, техническую и культурную базу, которая способствует формированию из представителей этого нового класса профессионального административного, управленческого слоя. Пролетариат же при капитализме остается классом, лишенным не только материаль-
в См.: КПСС в резолюциях... Т. 2. С. 84—85, 107. 9 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 42. С. 253. 10 Валентинов Н. (Вольский Н.). Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина: Годы работы в ВСНХ во время нэп. Воспоминания. М., 1991. С. 50. ной основы для своего развития, но и условий для получения образования, и поэтому, в отличие от буржуазии, неспособен подготовить себя к организации всего общества, а пригоден поначалу только «к разрушению старого мира». Как организатор общества он вызревает лишь в период своей диктатуры.11 Однако это «вызревание» происходило в таких условиях, когда стартовый уровень численности фабрично-заводских рабочих цензовой промышленности составлял менее половины даже весьма малого их числа ко времени революции 1917 г. (он не достиг его даже к середине 1920-х годов). Кроме того, во время гражданской войны и особенно после нее наблюдался зловещий процесс деклас-сирования пролетариата, приведший к утрате им в значительной степени классовообразуюших признаков, которые рассматривались большевиками как главные критерии для признания за ним ведущей роли в политической жизни общества и руководстве государством. Естественно, власть не дожидалась, пока «вызреет» тот класс или слой общества, который, согласно теории, должен был выступить его «социальноорганизующим» элементом и руководящей силой государства. Диктатура пролетариата была провозглашена, Советы как ее государственная форма были определены, власть стала осуществлять политику. Как же сами наиболее влиятельные политические деятели нового режима в России оценивали характер власти и механизм принятия государственных решений? Каково было соотношение между органами признанной теоретически диктатуры пролетариата и той партией, которая привела его к победе революции, между законодательными и исполнительными органами власти в государстве, между принимающими решения партийными инстанциями и аппаратом для их исполнения? Практическое решение всех этих вопросов в течение относительно небольшого периода после Октябрьской революции привело к складыванию той партийно-государственной системы, которая в своей основе сохранялась в России и СССР почти до конца 1980-х годов XX в. При этой системе подлинная власть в стране стала монопольно принадлежать коммунистической партии. Ее господствующее положение в государстве и обществе давно уже получило в западной литературе определение — «диктатура партии». Следует специально остановиться на самом термине «диктатура партии» и отношении к нему в высших партийных кругах России. Можно сказать, что этот термин употреблялся достаточно определенно вместо термина «диктатура пролетариата» как тождественный ему (либо это подразумевалось), отражая действительное положение дел в Советской России — в речах всех наиболее видных политических руководителей партии и государства и в целом ряде партийных решений до середины 20-х годов. 11 См.: Вухарин Н. И. Некоторые вопросы экономической политики: Сб. статей. М., 1925. С. 77; За ленинизм: Сб. статей. М.; Л., 1932. С. 306—310; Бухарин Н. И., Рыков А. И. Партия и оппозиционный блок. М.; Л., 1926. 2-е изд. С. 57—58. Начиная с 1919 г. В. И. Ленин и другие руководители РКП(б) неоднократно обращались к вопросу о роли коммунистической партии в руководстве государством и обществом и о соотношении между ее монопольным положением и диктатурой пролетариата В докладе о партийной программе на VII съезде РКП (б) Ленин пожалуй, впервые отмечает, что Советы как органы государственной власти при диктатуре пролетариата не выступают реально в качестве подлинного инструмента руководства в руках широких рабочих и трудящихся масс. Иначе говоря, субъектом государственной власти является не пролетариат, организованный как господствующий класс, а представляющий его интересы «тонкий слой».12 В июле того же 1919 г. В. И. Ленин впервые употребляет сам термин «диктатура партии». «Когда нас упрекают в диктатуре одной партии, — заявил он в речи на I Всероссийском съезде работников просвещения, —и предлагают... единый социалистический фронт, мы говорим: „Да, диктатура одной партии! Мы на ней стоим и с этой почвы сойти не можем, потому что это та партия, которая в течение десятилетий завоевала положение авангарда всего фабрично-заводского и промышленного пролетариата"».13 В феврале 1920 г. в инструктивном письме партийным организациям о подготовке IX съезда РКП (б) В. И. Ленин фактически уже признал, что именно партия осуществляет функции диктатуры пролетариата.14 Известным тезисом В. И. Ленина в работе «Детская болезнь „левизны" в коммунизме», в сущности, обосновывается правомерность диктатуры партии как политической силы, которая руководит классом и действует от его имени или вместо него. Но, кроме того, партия в свою очередь не управляет как единое целое. Это делается «более или менее устойчивыми группами наиболее авторитетных, влиятельных, опытных» лиц, «называемых вождями».15 В выступлениях В. И. Ленина начиная с 1920 г. неоднократно подчеркивается «главенствующая роль партии» и ее руководящее место в государстве и обществе. Наконец, на X съезде РКП (б) он делает вполне резонный вывод: «Мы после двух с половиной лет Советской власти перед всем миром выступили и сказали в Коммунистическом Интернационале, что диктатура пролетариата невозможна иначе, как через Коммунистическую партию».16 Если обратиться к высказываниям других руководителей партии того времени, то многие из них также сводили —прямо или косвенно — функционирование диктатуры пролетариата в Советской России к полновластию, или диктатуре, партии. Л. Д. Троцкий говорил на X съезде РКП (б): «Необходимо сознание, так сказать, революционного исторического первородства партии, которая обязана удержать свою диктатуру», даже если эта диктатура временно вступила бы в противоречие с «преходящим настроением рабочей демократии». «Партия, —заявлял он, —в целом связана единством понимания того, что над формальным моментом стоит диктатура партии, которая отстаивает основные интересы рабочего класса даже при временных колебаниях его настроения».17 Можно констатировать, что в среде лидеров РКП (б) обычным было представление о главенстве партии, ее диктаторском праве принимать любые политические, экономические и социальные решения, которые, по их мнению, соответствовали задачам диктатуры пролетариата. Такие настроения еще до твердых формулировок XII съезда партии разделялись Л. Б. Каменевым и Н. Н. Крестинским. Последний на IX съезде РКП (б) говорил, что октябрьский переворот сделал партию господствующей и поставил перед ней задачу руководить «всем центральным правительственным аппаратом и всеми местными советскими органами... всей конституционно устроенной Советской Россией».18 Как бы суммируя общие взгляды на вопрос о диктатуре партии как рабочей форме диктатуры пролетариата, А. В. Луначарский в своем выступлении на X съезде РКП (б) утверждал: «Мы все понимаем, что диктатура пролетариата есть диктатура партии, и государственный аппарат должен представлять собою отражение этой партии».19 Можно было бы предположить, что все эти представления явились порождением чрезвычайной обстановки периода гражданской войны и были созвучны лишь политике военного коммунизма. Однако если даже допустить, что высказывания В. И. Ленина и других видных партийных деятелей на X съезде РКП (б) отражали еще в какой-то мере переходную стадию развития государства и общества в связи с только что провозглашенным нэпом, то все последующее позволяет утверждать, что эти взгляды чем дальше, тем больше получали свое воплощение в организации власти. Откровенное обоснование феномена «диктатуры партии» принадлежало Г. Е. Зиновьеву. Еще на XI съезде РКП (б) он, выступая с одним из основных докладов — об укреплении партии — заявил: «Наша партия есть партия, руководящая государством. Наша партия является прообразом для целого ряд других партий». Далее он призывал, чтобы съезды «ни в коем случае не идеализировали тех рабочих, которых мы имеем сейчас на наших фабриках и заводах», — деклассированные массы, с разрушенным кадровым ядром, рассеянные по стране, где промышленность находится в состоянии разрухи, и т. п. Поэтому задача партии по отношению к рабочему классу состоит в том, чтобы помочь ему «стать на ноги», «излечиться». Сама же партия обладает «монополией легальности», «отказывая в политической свободе нашим противникам».20 Некоторые мысли этого доклада Г. Е. Зиновьева получили офор- 12 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 38. С. 170. 13 Там же. Т. 39. С. 134. 14 Там же. Т. 40. С. 140. 15 Там же. Т. 41. С. 24, 102—103. 16 Десятый съезд РКП (б): Стенографический отчет. С. 575. 17 Там же. С. 350—351. 18 Девятый съезд РКП (б): Стенографический отчет. М., 1920. С. 22. 19 Десятый съезд РКП (б): Стенографический отчет. С. 152. 20 См.: Одиннадцатый съезд РКП(б): Стенографический отчет. М., 1922. С. 342, 351—353, 356—357. мление в принятой на XI съезде РКП (б) резолюции «Об укреплении и новых задачах партии».21 Однако наиболее полное и развернутое изложение концепции «диктатура партии» было дано в политическом докладе Г. Е. Зиновьева на XII съезде РКП (б), где он сразу приступает к весьма категорическому формулированию своего подхода к вопросу. «Мы должны сейчас добиться того, чтобы и на нынешнем новом этапе революции руководящая роль партии, или диктатура партии, была закреплена. У нас есть товарищи, которые говорят: „Диктатура партии — это делают, но об этом не говорят"... Почему мы должны стыдиться сказать то, что есть и чего нельзя спрятать? Диктатура рабочего класса имеет своей предпосылкой руководящую роль его авангарда, т. е. диктатуру лучшей его части, его партии. Это нужно иметь мужество смело сказать и защитить, особенно теперь, когда беспартийные рабочие это видят совершенно ясно. Вот почему в этой области нам нельзя допускать никаких ревизий». Основной довод сохранения диктатуры партии после окончания гражданской войны по крайней мере на ближайшее десятилетие, по мнению Зиновьева, — внутренние трудности и капиталистическое окружение. Он свою речь закончил такими выводами: «Мы не собираемся пересмотреть формулу диктатуры»; «мы никак этой диктатуры, которую знали до сих пор, изменять не можем. И это не потому, что мы особенно ужасные диктаторы, а потому, что все соотношения сил не позволят этого».22 Выступая в конце прений по отчету ЦК 19 апреля 1923 г., Г. Е. Зиновьев еще более заостряет формулировки. Диктатура партии, в сущности, рассматривается им в виде «единого, сильного, мощного ЦК, который руководит всем»: Советами, профсоюзами, кооперативами, губисполкомами, всем рабочим классом. «В этом и заключается его руководящая роль, в этом выражается диктатура партии», — говорит оратор. Следовательно, диктатура партии в этом рассуждении в свою очередь сужается до диктатуры ЦК. Мысль вполне понятная, если учесть, что Г. Е. Зиновьев в это время не без основания мог претендовать на ключевую роль и в «триумвирате» (И. В. Сталин, Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев), и в руководимом им ЦК РКП (б). В заключение он сделал свой главный вывод: «Диктатура пролетариата в форме диктатуры нашей партии есть абсолютно неизбежная необходимость, если мы не хотим, чтобы Россия пошла вспять».23 Следует специально остановиться на позиции И. В. Сталина, выступившего на съезде с организационным отчетным докладом ЦК 17 апреля 1923 г. Не употребляя самого термина «диктатура партии», Сталин, без сомнения, разделял позицию Зиновьева относительно полновластия партии в руководстве государством и обществом. Он лишь выстроил весьма удобную схему осуществления 21 КПСС в резолюциях... Т. 2. С. 500—501.
22 Двенадцатый съезд РКП(б): Стенографический отчет. М., 1923. С. 40—42, 23 Там же. С. 207—208. этой диктатуры через систему «щупальцев», проникающих во все поры жизни страны: «В политической области для того, чтобы осуществить руководство авангарда класса, т. е. партии, необходимо, чтобы партия облегалась широкой сетью беспартийных массовых аппаратов, являющихся щупальцами в руках партии, при помощи которых она передает свою волю рабочему классу, а рабочий класс из распыленной массы превращается в армию партии». Кроме того, в докладе Сталина звучал настоящий гимн партийному аппарату, исполнительным органам партии, секретариату и специально Учетно-распределительному отделу ЦК, без которых, по его мнению, сама по себе партийная «политика теряет смысл, превращается в махание руками». Сталин смотрел гораздо дальше общих деклараций о диктатуре партии, он мечтал о том, чтобы во всех звеньях политического аппарата «стояли люди, умеющие осуществлять директивы, могущие принять эти директивы, как свои родные, и умеющие проводить их в жизнь». Будущее он связывал с таким положением, когда всепроникающий партийный аппарат обеспечит партии «полное овладение всеми передаточными аппаратами массового характера».24 Важно отметить, что при обсуждении проекта резолюции XII съезда РКП (б) по отчету ЦК не было высказано ни одного замечания относительно формулы «диктатура партии», и решение было принято единогласно.25 В январе 1924 г. Н. И. Бухарин, выступая на пленуме ЦК РКП (б) по вопросам дискуссии с Л. Д. Троцким и обращая внимание на опасность «политической демократии», говорил: «Чтобы поддержать диктатуру пролетариата, надо поддержать диктатуру партии».26 Следующий, XIII съезд РКП (б), прошедший в мае 1924 г. уже без Ленина, не принес в этом отношении каких-либо изменений. По-видимому, совершенно неожиданным оказалось выступление И. В. Сталина об итогах XIII съезда РКП (б) на курсах секретарей уездных комитетов при ЦК РКП (б) 17 июня 1924 г. с критикой концепции диктатуры партии: «Нередко говорят, что у нас „диктатура партии"... Видимо, кое-кто из товарищей полагает, что у нас диктатура партии, а не рабочего класса. Но это же чепуха, товарищи... стоит на минуту подумать, чтобы понять всю несообразность подмены диктатуры класса диктатурой партии».27 Как представляется, этот демарш был предпринят в следующих целях. Во-первых, стремление показать себя достойным преемником Ленина в качестве теоретика. Во-вторых, с разгромом троцкистской оппозиции, закрепленным в решениях XIII съезда РКП (б), Сталин, очевидно, приходит к мысли об устранении от власти в партии двух своих соперников, соратников по «три- 24 Там же. С. 49—62; Сталин И. В. Соч. Т. 5. С. 197—222. 25 Двенадцатый съезд РКШб): Стенографический отчет. С. 210—214. 26 Цит. по: Волкогонов Д. А. Триумф и трагедия: Политический портрет И. В. Сталина. М., 1989. Кн. 1. Ч. 1. С. 197. 27 Сталин И. В. Соч. Т. 6. С. 258. умвирату». Выпад против вчерашних союзников по поводу диктатуры партии и был пробным шаром, который открывал полуторагодичный период борьбы с ними, маскируемой в том числе теоретическими разногласиями, завершившийся в декабре 1925 г. раз- " 1 Й громом новой оппозиции/8 Что касается термина «диктатура партии», то его использование все усиливавшимся сталинским руководством в ЦК и Политбюро постепенно сошло на нет. Арьергардные бои в защиту правомерности такой оценки характера власти в Советской России вели лишь оппозиционеры в выступлениях на съездах партии, в Коминтерне и в записках в Политбюро ЦК ВКП(б) (Зиновьев, Каменев, Троцкий). Сталин и его окружение, например В. М. Молотов и Л. М. Каганович, употребляли лишь термин «диктатура пролетариата», фетишизируя, по мнению Троцкого, понятие «рабочего государства», чтобы освятить с его помощью данное государство.29 В записке Л. Д. Троцкого в Политбюро от 6 июня 1926 г. говорилось: «Сталинская постановка вопроса о диктатуре класса, противопоставляемой диктатуре партии, ведет неизбежно к диктатуре аппарата, ибо класс с дезориентированным авангардом (отсутствие свободного обсуждения, контроля над аппаратом, выборности...) только и может, что стать объектом руководства централизованного аппарата». Советы формально были провозглашены как органы власти при диктатуре пролетариата. По свидетельству Бухарина, Советы оценивались большинством видных деятелей РКП (б) не только как «специфически национальная, чисто российская» форма пролетарской диктатуры, но и как «универсальная, всеобщая» ее форма.31 Между тем сами Советы после Октябрьской революции переживали явный процесс превращения в инструмент диктатуры партии. Сложная обстановка гражданской войны и послевоенного времени привели к резкому сужению демократических начал в работе Советов и постепенному перемещению властных функций от Советов всех уровней к партийным инстанциям. Свертывание первоначально наметившейся полновластной деятельности Советов на широкой коллективной основе стало проходить весьма стремительно и сразу по нескольким направлениям. На городском, губернском и уездном уровнях наблюдалось падение роли съездов, конференций и пленумов Исполкомов Со- 28 См.: XIV съезд ВКП(б): Стенографический отчет. М.; Л., 1926. С. 455. 29 Там же. С. 454—455; XV Конференция Всесоюзной коммунистической партии (Б): Стенографический отчет. М.; Л., 1926. С. 523, 666, 668; Пути мировой революции: Седьмой расширенный пленум ИККИ. М., 1927. Т. 2. С. 80—81, 203; Троцкий Л. Д. Сталинская школа фальсификации: Поправки и дополнения к литературе эпигонов. М., 1990. С. 144—145. 30 Архив Троцкого: Коммунистическая оппозиция в СССР. 1923—1927. Т. 1-С. 237. 31 Восьмой съезд РКП(б): Стенографический отчет. М.; Пг., 1919. С. 35, 36. ветов. Власть все более либо концентрировалась во временных чрезвычайных органах, не предусмотренных Конституцией (различные ревкомы, комбеды и т. п. весьма узкого по руководству состава), либо принятие большинства решений в Советах переходило от представительных органов широкого состава к исполкомам Советов или их президиумам, к тому же часто в лице их председателей или двух-трех активно действующих членов. Исполкомы в свою очередь оказались ограниченными в своих полномочиях, ибо построенное в годы гражданской войны управление «по вертикали»'привело к обособлению от своих губиспол-комов аппарата ряда отделов (военного, ЧК, хозяйственных и т. д.), которые фактически работали под началом соответствующих центральных ведомств: комиссариатов, ВСНХ, ВЧК и даже финансировались ими. В верхнем эшелоне Советов наблюдалось такое же усиление высших исполнительных органов государства по отношению к высшим законодательным. Значительная доля законодательной работы сохранялась в ведении высшего исполнительного органа — Совета народных комиссаров (СНК), что, впрочем, не противоречило и конституции, признававшей за последним право на законотворчество. Падение реальной власти Советов, уровня демократизма и коллегиальности при принятии решений очень скоро стали вызывать озабоченность в рядах правящей партии, стали предметом дискуссий на ее съездах. Уже на VIII съезде РКП (б) были обозначены все основные деформации советской системы. В выступлениях на этом съезде Н. Осинского (В. В. Оболенского) отмечалось смещение центра тяжести всех властных полномочий в Советах к их исполнительным органам и нередко — к личной политике партийных авторитетов различного уровня. В речах других представителей оппозиции система функционирования Советов с гипертрофированной ролью чрезвычайных или исполнительных органов называлась «исполкомией», «умиранием Советов», критиковалась практика «назначенства», все более вытеснявшая выборность, «централизация по вертикали» или управление «по столбикам», когда отделы исполкомов различных уровней (губерния, уезд) фактически не подчинялись своим Советам и их исполкомам, а управлялись путем «ведомственной иерархии».32 Второй вопрос, возникший также уже на VIII съезде РКП (б), касался неправомерности, по мнению ряда делегатов, существования двух параллельных высших органов государственной власти, наделенных законодательными правами: речь идет о Президиуме ВЦИК Советов и СНК. Так, опираясь на большевистское отрицание принципа буржуазного парламентаризма о разделении законодательной и исполнительной власти, Н. Н. Осинский выступил за полное сосредоточение законодательных функций в руках вы- 32 Восьмой съезд РКП(б): Стенографический отчет. С. 161 — 164, 170, 172, 174—175, 262—265 (выступления Н. Осинского, Е. Н. Игнатова, В. А. Антонова-Овсеенко, Т. В. Сапронова). сшего органа власти страны — ВЦИК.33 В советской историографии нередко представляется как достижение конституционное закрепление именно за высшим исполнительным органом власти — СНК — права издавать также и основополагающие законы (декреты) по всем главным направлениям жизни государства и общества в первые послеоктябрьские годы.34 Автономное положение СНК, отражавшее общую тенденцию развития партийно-государственной системы в сторону усиления исполнительной власти, ограничения влияния на нее сколько-нибудь широких кругов избираемых лиц, делало вряд ли приемлемым для большевистского руководства даже перенесение его под крыло (или под весьма приблизительный контроль) выборного ВЦИК. Наконец, именно в эти годы складывалось полное подчинение деятельности Советов всех уровней, их исполнительных органов, не исключая и СНК, соответствующим структурам большевистской партии. Предложение включить СНК в схему ВЦИК было решительно отклонено. К концу гражданской войны, собственно, и сложилась абсолютная бесправность ВЦИК Советов как главного законодательного органа власти в стране. В этом отношении весьма характерна оценка меньшевиками работы VIII Всероссийского съезда Советов (декабрь 1920 г.) и его руководящих органов. На нем еще присутствовали представители оппозиции от меньшевиков — Ф. Дан, Д. Далин, С. Ежов, А. Югов, от Бунда — И. Рубин, И. Юдин. «Для характеристики настроения делегатов, — говорилось в меньшевистском журнале, — примечательно то, что при выборах ВЦИК были забаллотированы все милитаристские чрезвычайнин-ские элементы во главе со Смилгой (герой похода на Варшаву). Стеклов не попал даже в кандидаты; снова говорят, что это начало конца. В Президиум ЦИК введены не только „либералы" типа Л. Каменева, но и заведомые оппозиционеры: Лутовников и Сапронов... О дно время возникла идея сделать Ленина председателем ВЦИК, чтобы поднять престиж сего учреждения, но махнули рукой»35 (разрядка наша. —Авт.). И действительно, основные законодательные права фактически перешли в руки ЦК РКП (б) и СНК, —оба возглавлял уже к тому времени Ленин. Вдохнуть новую жизнь в увядающий высший орган власти никто из большевистского руководства вовсе и не стремился. Состояние Советов и увенчивающего их систему ВЦИК к концу 1920 г. было хорошо охарактеризовано в речи Ф. Дана на VIII съезде Советов. В последний раз в советское время проблема законодательных прав СНК и ВЦИК была затронута в 1922 г. на XI съезде РКП (б). В отчетном докладе ЦК, с которым выступил В. И. Ленин, была сделана вялая попытка «приподнять» роль ВЦИК в законодательной работе государства. «Надо добиться, — говорил В. И. Ле- 33 Там же. С. 164—165, 241, 243, 250—251, 265, 268—269. 34 См.: Ирошников М. П. Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин): Очерки государственной деятельности в 1917—1918 гг. Л., 1974. С. 248—249. 35 Социалистический вестник. 1921. № 2. С. 7. нин, — чтобы ВЦИК работал более энергично и правильно собирался на сессиях, которые должны быть более длительными. Сессии должны обсуждать проекты законов, которые иногда наспех вносятся в Совнарком без обязательной надобности. Лучше отложить и дать местным работникам внимательно обсудить и строже требовать от составителей законов, чего у нас не делается».36 Несколько приободренный такой в общем декларативной постановкой вопроса Н. Осинский вновь попытался противопоставить всевластию ЦК РКП (б и СНК своеобразный советский «парламентаризм», предложив передать ВЦИК всю законодательную власть, оставив СНК лишь исполнительную. На первый взгляд это выглядело довольно радикально, но было тем не менее игрой по правилам и в рамках той реальной политической системы, которая олицетворялась в диктатуре партии. Нельзя было добиться реанимации подлинной законодательной власти через усиление ВЦИК Советов, если, по остроумному выражению одного из меньшевистских публицистов, в нем «как известно, было ноль процентов оппозиции».37 Никакого обсуждения этого предложения Н. Осин-ского на съезде не было. Наряду с ВЦИК и Всероссийский съезд Советов — этот «полновластный» советский парламент — превратился просто в декорум партийно-государственного аппарата. В
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|