Глава 2 Власть после октября 1917 Г. Преемственность
Новый режим и бюрократия. — Централизация управления государством и экономикой. — Авторитарная традиция, «Новая религия» или тоталитаризм?— Идеология развития: от революционного «западничества» к «самобытности». Складывавшаяся в России после октябрьского переворота партийно-государственная власть унаследовала многие черты от старого российского самодержавного строя. Некоторые свойства советского режима восходят как к российской традиции, так и историческому опыту большевистской партии; жесткая централизация как основной метод управления, решающая роль высших органов реальной власти (независимо от их названия) и исполнительного аппарата в формировании государственной политики в центре и на местах, резкое ограничение полномочий и прав сколько-нибудь широких выборных органов, выделение среди «верхов» узкого круга лиц или групп определенное время несменяемых профессиональных «управленцев» и т. п. Эти отдельные наблюдения побуждают к более общей постановке проблемы: насколько глубоко было «потрясение основ» традиционной российской государственности в результате революции 1917 г. и какие направления в ее многовековом развитии оказались наиболее устойчивыми и были восприняты (естественно, с учетом изменившихся условий) новым партийно-государственным строем. Среди многих теорий влияния исторических традиций на характер и особенности развития государства, власти и общества и еще большего числа отдельных высказываний, положений, аналогий на этот счет привлекают внимание две концепции. Одна принадлежит английскому профессору Э. Карру:, рассматривается вопрос о соотношении революционных перемен в России и устоев старого строя. Другая, во многом аккумулирующая взгляды многочисленных русских историков прошлого, но современно и актуально представленная, принадлежит А. Г. Фонотову и основана на анализе исторически сложившегося типа государственного и общественного развития России.
Э. Карр в своей многотомной «Истории Советской России» и в ряде других трудов основывается на теории «сдвигов и преемственности» как наиболее плодотворной, по его представлению, для анализа исторического процесса в послереволюционную эпоху. Ее суть раскрывается автором следующим образом: «В развитии революции элементы сдвигов и преемственности сосуществуют друг с другом, то вступая в конфликт, то соединяясь, пока не образу- ^,.ся новый и прочный синтез. Этот процесс может длиться несколько лет и даже несколько поколений. Но в общем чем больше расстояние во времени от начального влияния революции, тем бо-j,ee решительно принцип преемственности снова утверждает себя вопреки принципу изменений». По мнению Э. Карра, большевистское руководство по мере удаления от времени октябрьского переворота «все более и более открыто становилось наследником русской государственной власти» и «провозглашало свои цели в выражениях, которые для чувствительного уха отзывались безошибочным эхом прошлого России». Далее Э. Карр приходит к выводу, что «дело России и дело большевизма начали сливаться в одно неразрывное целое», а политика новой власти, особенно в области экономики, все более стала определяться исконными национальными интересами страны.1 А. Г. Фонотов, ссылаясь на труды ряда русских историков прошлого и останавливаясь на природно-географических, геополитических особенностях, а также военно-оборонительных факторах развития России на протяжении веков предлагает схему формирования особого, «мобилизационного», типа государства, создаваемого «сверху», а не «снизу», как это было в Западной Европе. «Особенностью мобилизационного типа в России, — пишет А. Г. Фонотов, —...явилось доминирование политических факторов и как следствие — гипертрофированная роль государства в лице правительства или центральной власти. Последние, используя различные меры контроля, опеки, попечительства, принуждения и прочих регламентации, стремятся решать встающие проблемы, беря инициативу на себя». При этом итог развития исторических процессов в государстве такого типа «не вытекает естественным образом» из внутренних закономерностей, а достигается тем, что власти приходится «насаждать его сверху». Относительно послеоктябрьского периода он пишет: «Во всяком случае изучение послеоктябрьской истории страны создает впечатление детерминированности исторических условий нашего развития в течение последних семи десятилетий», оговариваясь лишь, что, помимо традиций, на них оказали влияние и некоторые «идеологические установки первых лет советской власти».2 А. Г. Фонотов намечает и общие для всего «мобилизационного» типа развития элементы государственного руководства в области экономики, трудовых отношений, организации управления с сильным бюрократическим аппаратом, территориальной экспансии и т. д.
Не абсолютизируя ни ту, ни другую концепцию, можно констатировать, что они пригодны как рабочие гипотезы, позволяющие объяснить те многочисленные сходные, близкие или тождественные явления и линии в развитии событий, которые были реальными (или кажущимися таковыми) «заимствованиями» из прошлого, проявлявшимися в политике, экономике, организации управления Советским государством, обществом, хозяйством и 1 СагтЕ. N. Socialism in One Country: 1924—1926. London, 1957. Vol. 1. P. 4—22. 2 Фонотов А. Г. Россия от мобилизационного общества к инновационному. М., 1993. С. 88, 97, 109. т. д. Традиции, которые воспринял советский образ правления о старого режима, нашли свое отражение в целом комплексе эх? ментов, политических средств, методов и форм руководства. Прежде всего следует остановиться на степени революционности и демократической сущности того исторического процесса, который повлекли за собой обе русские революции 1917 г. Низ'веп-жение самодержавия не было ограничено узкой целью устранения царя и монархии как формы правления. Все главные социалистические и демократические партии ставили своей задачей в революции радикальное уничтожение окостенелого царского бюрократического, полицейского и милитаристского аппарата. Февральская революция не решила этой задачи. Большевикам же удалось вовлечь в революционное движение огромную народную стихию политическая незрелость которой, ее неграмотность и неготовность к социалистической революции, склонность к насильственным методам достижения социального реванша в конечном итоге были поставлены большевиками на службу своим, во многом утопическим целям.
Новая власть укрепляла демократические завоевания революции (передачу земли крестьянам, ликвидацию помещичьего землевладения, отмену сословных привилегий, чинов и званий, доступность образования для народа, отделение церкви от государства и т. п.) и так или иначе руководила борьбой масс, отстаивавших эти завоевания. В то же время с самого начала своего становления она средствами террора и насилия пыталась во имя своих утопических целей преодолеть естественные законы социального и экономического развития государства и общества. Сказанное не следует понимать упрощенно. Диктатура большевистской партии вовсе не находилась в некоем социальном вакууме или в полном отрыве от народа. Но оказавшись бессильными при существующем уровне социально-экономического развития страны и не сумев заменить прежние господствующие классы общества диктатурой пролетариата в ее марксовом понимании, большевики реализовали свою концепцию «диктатуры партии». Это, однако, не означало, что официальная идеология и социальная политика нового режима не преуспели в формировании, поддержании и культивации иллюзии о появлении и существовании в России диктатуры рабочего класса, представление о котором как о гегемоне настойчиво внедрялось в сознание граждан.
С другой стороны, как писал эмигрантский орган социал-демократов (меньшевиков), сам российский рабочий класс все более связывал представление о «своем привилегированном социальном положении, поддерживаемом всесторонней опекой и безграничной тиранией государственной власти» с реально складывавшейся и укреплявшейся диктатурой партии. В обстановке голода и разрухи периода гражданской войны, говорилось далее, такое представление закреплялось в конце концов положением этого класса как «наименее голодного среди голодных».3 Другим «опорным» соци- зльным слоем, который активно использовался для целей большевистского руководства, было «беднейшее крестьянство». При всей противоречивости курса большевистской партии в крестьянском вопросе, обусловленной прагматическими соображениями, сталинская версия о беднейшем крестьянстве как естественном союзнике пролетариата была наиболее живучей. И этот (главный) — рабочий класс и другой (второстепенный социальный слой) — беднейшее крестьянство — еще в большей степени, чем образованное дворянство или буржуазия, создавали почву для консервации и постоянного подпитывания традиций российской государственности, основанной на функционировании мощной и разветвленной бюрократической системы. На этой почве культурной отсталости «опорных» социальных слоев, в стране с громадным преобладанием сельского населения, естественным было быстрое возрождение (если не по содержанию, то по форме) старой бюрократической машины управления государством и обществом. Вынужденное признание этого факта стало обычным для лидеров всех течений партии большевиков. Первыми заметили и стали старательно отслеживать процесс превращения партийно-государственной советской системы в бюрократическую оказавшиеся в эмиграции меньшевики. В феврале 1921 г., опираясь на данные переписи 1918 г. советских служащих в Москве (231 тыс.) и Петрограде (185 тыс.), берлинский «Социалистический вестник» отмечал в передовой статье наличие в России «чудовищно разбухшего бюрократического аппарата»: «Каждый второй взрослый житель обеих столиц работает в одной из бесчисленных советских канцелярий», — констатировал журнал.4 «Военный коммунизм» с его гипертрофированной централизацией всех сторон жизни стал еще более питательной средой для бюрократии, создания все новых и новых канцелярий, главков, ведомств. Поскольку диктатура партии в это время охватила все стороны деятельности государства — военную, политическую, идеологическую, хозяйственную, — только разрастание бюрократического механизма давало партии возможность уследить за всем, чтобы выжить самой.
Первые оппозиционеры в партии большевиков уже весной 1919 г. приходят к печальному выводу о складывании в Советской России бюрократической системы, со всеми ее чертами, присущими старому порядку. На VIII съезде РКП (б) Н. Осинский заявлял: «У нас создалась чиновничья иерархия. Когда мы выставили в начале революции требование государства-коммуны, то в это требование входило следующее положение: все чиновники должны быть выборными и должны быть ответственными перед выборными учреждениями. У нас теперь получилось фактически такое положение, когда низший чиновник, действующий в губернии или в уезде и ответственный перед своим комиссариатом, в большинстве случаев ни перед кем не ответствен».5 3 Социалистический вестник. Берлин, 1921, № 19. С. 3. 4 Там же. № 1. С. 1. 5 Восьмой съезд РКП(б): Стенографический отчет. М., Пг., 1919. С. 162.
Год спустя другой представитель оппозиции, Т. В. Сапронов на IX съезде РКП (б) поставил вопрос еще более остро. Он полагал' что все рассуждения об «избирательном праве, о диктатуре пролетариата» оборачиваются на деле «диктатурой партийного чиновничества».6 Сам В. И. Ленин, оценивая государственный аппарат ко времени окончания гражданской войны, не анализируя еще глубоко его состояние, пришел к убеждению, что «население Москвы пухнет от роста числа служащих», и делал вывод: «Верно наше государство есть государство с бюрократическим извращением».7 Переход к нэпу не только не покончил с традиционным бюрократизмом, но сопровождался его новым ростом. Отказ большевиков от начал демократии, от предоставления политических прав и свобод всем слоям общества, с неизбежностью укреплял тенденцию возрождения старой бюрократической конструкции власти (разумеется, при обновлении персонала и социального содержания деятельности государственного аппарата). В. И. Ленин в предсмертных статьях был вынужден констатировать очевидное: «Наш госаппарат... в наибольшей степени представляет из себя пережиток старого, в наименьшей степени подвергнутого сколько-нибудь серьезным изменениям. Он только слегка подкрашен сверху, а в остальных отношениях является самым типичным старым из нашего старого госаппарата»,8 он сохраняется «в том же до невозможности, до неприличия дореволюционном виде».9 Советский государственный аппарат продолжал и после смерти В. И. Ленина традицию старой российской бюрократии. Свидетельства этому можно найти и в официальном докладе В. М. Мо-лотова в 1924 г.,10 и в сетованиях Л. Д. Троцкого во время его кратковременной «ссылки» на работу в ВСНХ (1925—1926 гг.), когда он отзывался о своей службе как о «среде, наполненной чиновничьим, приказным духом», состоящей из «чинуш-бюрократов, ничего, кроме последнего приказа начальства, не знающих».11 Н. И. Бухарин в 1928—1929 гг. пришел к тем же выводам, которые сделал за десять лет до него Н. Осинский. Он полагал, что из «государства-коммуны» ничего не получилось, что партийные и советские чиновники развращены властью и ведут себя как «надворные советники при старом режиме», проявляя подхалимство и угодничество перед начальством и совершенно «позабыли о живых людях». 6 Девятый съезд РКП(б): Стенографический отчет. М., 1920. С. 44. 7 Ленинский сборник. XXXVI. С. 186; Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 43. С. 54 8 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 45. С. 383, 385. 9 Там же. С. 390. 10 См.: Тринадцатый съезд РКП(б): Стенографический отчет. М., 1963. С. 496—497. 11 Валентинов Н. (Вольский Н.). Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина. М., 1991. С. 315. 12 См.: Коэн С. Бухарин: Политическая биография. 1888—1938. С. 381—387. Представляется, что весьма важным фактором наследования бюрократизма царского строя советским государственным и партийным аппаратом были особенности «слома старой государственной машины» в ходе Октябрьской революции. Наиболее серьезные исследования некоторых отечественных историков дают основание полагать, что по крайней мере центральный государственный аппарат после переворота в значительной мере оказался укомплектованным специалистами и чиновниками, пересаженными из канцелярий старого режима в новые советские кресла. Вряд ли иначе дело обстояло и на губернском и уездном уровнях. «Рабоче-крестьянская власть» лишь прокламировалась официальной идеологией и пропагандой. Впрочем, такой характер «слома» старого порядка вполне соответствовал предреволюционным представлениям и самих большевиков. Весьма характерно в этом смысле сказанное В. И. Лениным в 1919 г. на VIII съезде РКП(б): «Жить без этого аппарата мы не можем, всякие отрасли управления создают потребность в таком аппарате... Старый бюрократический элемент мы разогнали, переворошили и затем начали опять ставить на новые места. Царские бюрократы стали переходить в советские учреждения и проводить бюрократизм, перекрашиваться в коммунистов и для большей успешности карьеры доставать членские билеты РКП».13 При этом Ленин ставил вопрос так, что победа над бюрократизмом возможна лишь при условии активного участия населения в управлении государством.14 Поскольку же процесс концентрации власти в Советской России шел в ином направлении, замыкаясь на все более узких по составу структурах, преодоление вековой российской бюрократической традиции становилось все более проблематичным. К концу жизни Ленин все более убеждался, что не коммунисты «владеют теми аппаратами, у которых они поставлены», а «аппарат ими владеет».15 Работы В. 3. Дробижева и М. П. Ирошникова конца 1960-х—начала 1970 годов, основанные на анализе: первая — материалов личного состава служащих ВСНХ 1918 г. и переписи их 1922 г., вторая — выявленных автором данных переписи центрального государственного аппарата в августе 1918 г., дают поразительную картину реальных итогов слома старой государственной машины. Оказалось, что многие новые ведомства и комиссариаты заимствовали из нее подавляющее большинство специалистов и чиновников. Из приводимых В. 3. Дробижевым данных видно, как разрастался бюрократический аппарат ВСНХ, его главков и центров (с 2228 человек в 1918 г. до 5207 в 1919 г. и 23 тыс. на 1 января 1921 г.).16 В 1918 г. коммунисты составляли в нем всего 3,9 %, — и к тому же эта цифра определялась наличием членов РКП (б) в руководящей верхушке. В 1922 г. число коммунистов стало еще меньше. Среди 13 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 38. С. 170. 14 Там же. С. 170. 15 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 45. С. 308. 16 См.: Дробижев В. 3. Главный штаб социалистической промышленности: (Очерки истории ВСНХ. 1917—1932 гг.). М., 1966. С. 26—27, 224, 227—228. служащих ВСНХ в 1922 г. выходцев из рабочих было всего 2,8 °/ остальные же в своей громадной массе (97,2 %) были служащими°и по социальному происхождению.17 Еще более выразительны результаты, к которым прищел М. П. Ирошников, подвергнув обработке по особой методике выявленные им анкеты (24,5 тыс.), относящиеся к дотоле неизвестной переписи, проведенной в августе 1918 г. среди сотрудников центрального государственного аппарата Советской России. На основании анализа анкет личного состава всех важнейших советских комиссариатов, ВСНХ, ВЦИК и других центральных органов государственного управления он установил, что чиновники бывших царских министерств, старых губернских учреждений, частных и общественных организаций и предприятий составляли в подавляющем большинстве комиссариатов более половины советских служащих, а среди хозяйственных ведомств — от 70 до 100 %.18 Для восприятия новым советским государственным аппаратом старой бюрократической традиции партийная диктатура создала все необходимые условия и предпосылки. Отсутствие гласности и подлинно демократического общественного контроля за деятельностью советских учреждений при быстром смещении реальных полномочий к их исполнительным органам, а то и к «личной политике» словно бы намеренно открывало простор для создания мощной бюрократической и полумилитаристской системы управления. Хотя новая бюрократия внешне выглядела чуждой старым царистским основам, быстрое отторжение новой властью демократических форм общественной жизни с неизбежностью вело к воспроизводству старой, классической бюрократической системы, стимулируемой к тому же тем ощущением самоценности вершителей судеб огромной страны, которое все более и более овладевало партийным руководством. К тому же в ряды бюрократии с сильным ядром старого чиновничества постоянно вливались все новые и новые кадры «людей с портфелями», с партбилетом в кармане и весьма низким общим образовательным, культурным и специальным уровнем подготовки. По данным французского исследователя Н. Верта, из отправленных в 1918 г. в составе продотряда 2 тыс. петроградских рабочих-партийцев через три года на заводы вернулось только 22 %, всего 8 % осталось в деревне, около 9 % возобновили учебу, а остальные (почти 2/3) ушли «на административную работу». Тот же автор пишет, что, согласно частичной переписи коммунистов, в октябре 1919 г. выявилась поразительная диспропорция между их социальным происхождением (52 % выходцы из рабочих, 18 % — из крестьян, 30 % — прочие) и профессиональной деятельностью: 11 % — рабочие, 3 % — крестьяне, 25 % — в армии и 61 % —«на административной работе».19 Все это позволяет заключить, что рекрутирование в органы госаппарата откровенно малограмотных и лишенных всякого представления об управленческой работе людей могло лишь способствовать усвоению худших черт царского государственного аппарата. Другим важнейшим элементом преемственности в отношении основ старого порядка была традиционная для России жесткая централизация управления государством и обществом. На Западе издано значительное число работ, считающих централизацию доминантой русского национального развития, причем многие авторы полагают, что эта национальная особенность получила как бы второе дыхание благодаря принципу демократического централизма большевиков. Примером могут служит книги американского исследователя Т. Андерсона «Русская политическая мысль» и «Творцы русского марксизма». Он прослеживает эту традицию русской политической мысли от Рюрика и князя Владимира Киевского, полагая, что и последующая политика опирается «на варяжско-византийско-монголо-славянское наследство». Главным же проявлением этой национальной традиции автор считает постоянное стремление к жесткой централизации.20 Что же касается принципа демократического централизма, то в книге английского политолога М. Уоллера «Демократический централизм. Исторический комментарий» он рассматривается как составная часть «одной из крупнейших политических концепций XX века», определявшей дореволюционное развитие российского общества и большевистской партии.21 Несомненно, что способ управления самодержавной Россией был жестко централизованным и сводил к минимуму возможности местного самоуправления и самостоятельности местных властей. Централизация обрела новую жизнь в Советской России. Уже подвергшийся нападкам как «правый», но все еще сохранявший пост главы правительства А. И. Рыков говорил в докладе о первом пятилетнем плане на XVI партконференции в апреле 1929 г.: «Местные органы до сих пор часто справедливо жаловались на чрезмерную централизацию управления хозяйством, при которой иногда даже затрагивались конституционные права республиканских или других органов. До сих пор мы действительно грешим тем, что административно-оперативную работу в огромном государстве, с населением свыше 140 млн. человек, с гигантской территорией, 17 Там же. С. 229—230. 18 Ирошников М. П. Председатель Совета народных комиссаров Вл. Ульянов (Ленин): Очерки государственной деятельности в 1917—1918 гг. Л., 1974. С. 415—430. 19 См.: Верт Н. История Советского государства: 1900—1991. М., 1992. С. 134. 20 Anderson Th. Russian Political Thought: An introduction. N. Y., 1967. P. 361—373. 21 Waller M. Democratic Centralism: An historical commentary. Manchester Univ. Press., 1981. P. 30—47. сосредоточивали „на вышке" в руках немногих центральных органов».22 В послереволюционной России среди самых сильных элементов старого строя было отношение власти к экономике и роль правительства в ее регулировании. Следует особо отметить, что это мощное воздействие государства на процессы развития народного хозяйства страны получило дополнительные стимулы и возможности именно в связи с попытками партийно-государственной власти осуществлять свои планы строительства социализма и коммунизма. Как известно, теоретики научного социализма, и в их числе В. И. Ленин, озабоченные критикой капиталистического общества и определением стратегии и тактики его уничтожения, не создали собственной концепции экономической политики после установления диктатуры пролетариата, ограничившись рядом общих замечаний и предложением отдельных мер. Поэтому отличительной чертой политики большевистского руководства в области экономики после Октября была импровизация. В каких-то элементах эта политика продолжила дело, которое не было завершено ходом исторического развития России. В некоторых областях экономики поворот к радикальной ломке в соответствии с социалистическими догмами выявился отнюдь не сразу, а в первые 8—9 месяцев нового режима: обобществление производства, распределение, торговля, финансовая политика. Здесь новая власть проявляла осторожность, нежелание форсировать темпы, искала пути приспособления существующей экономики к идеологическим представлениям социализма и в то же время к реальной обстановке. Как бы ни было велико воздействие социалистической теории, по-видимому, не следует преувеличивать его значение, по крайней мере для этого периода. Политика большевиков в области экономики при всей «социалистической» фразеологии до лета 1918 г. в значительной степени определялась задачами завершения демократических реформ, прежде всего в сельском хозяйстве, а в других секторах народного хозяйства отчасти развивалась по правилам игры, сложившимся в дореволюционное время и при Временном правительстве. Элементы социалистического экспериментирования в экономике, конечно, были (национализация банков, внешней торговли и т. д.), но не имели еще фронтального характера и во многом были фрагментарными или стихийными. Этот начальный период экономической политики новой власти можно вынести за рамки собственно политики «военного коммунизма», жесткой и окончательно сложившейся примерно с лета 1918 г. Обострение гражданской войны прервало этот процесс маневрирования в области экономической политики и побудило большевистский режим перейти к осуществлению ее в таком виде, как это диктовала чрезвычайная обстановка. Для обоснования же нового курса как нельзя более подходили некоторые положения социалистической доктрины, порою относящиеся скорее к фазе коммунистического общества, как его понимали большевики, чем переходного периода. Политика «военного коммунизма» часто рассматривается как чисто революционный скачок, заранее тщательно продуманный и сознательно предпринятый для реализации социалистических идеалов. На самом деле внутренняя политика новой власти в течение всего периода от октябрьского переворота и до весны 1921 г. формировалась под влиянием по крайней мере трех основных составляющих: во-первых, российской исторической традиции (активное вмешательство государства в управление экономикой); во-вторых, чрезвычайных условий войны; в-третьих, идей социалистической теории, утопических коммунистических воззрений. Теоретической основой для форсирования перехода к «социалистической» экономической политике была выдвинутая Лениным концепция, в которой предусматривался приоритет субъективных факторов в процессе преобразования общества. Но это новшество в теории социалистической революции, сформулированное лишь в январе 1923 г. в статье «О нашей революции (По поводу записок Н. Суханова)»23 и не предлагавшееся Лениным никогда ранее в таком законченном виде, скорее выглядит как попытка задним числом оправдать и подтвердить избранный или эмпирически сложившийся курс на форсированное строительство нового общества, новой социалистической цивилизации. Три важные особенности экономического развития дореволюционной России обычно отмечались лидерами большевиков как основа для будущей организации народного хозяйства в условиях «социалистического строительства» страны. Первая заключалась в определенной ступени монополизации частной промышленности, которая, как полагали, подготовила обобществление и национализацию крупной и средней индустрии и ее функционирование как государственной в послеоктябрьский период. Вторая особенность — регулирование экономики со стороны государства посредством различного рода комитетов, совещаний, советов экономического характера. В восприятии участников событий организация управления промышленностью после победы Октября («главкизм») связывалась и с этими органами регулирования экономики России военного времени, и с заимствованием новой властью идей организации германских центров управления военной индустрией. Третья особенность — поддержание и развитие одного из ведущих укладов народного хозяйства, где роль государства приобрела всеобъемлющее значение и где понятие рыночных отношений и прибыли почти ничего не значили, — централизованного казенного хозяйства. Оно стало, может быть, главнейшей материальной предпосылкой будущего государственного сектора советской эко- 22 XVI конференция РКП(б): Стенографический отчет. М.; Л., 1929. С. 12. 23 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 45. С. 378—382. номики и той моделью экономического развития, которая отражала прежде всего и главным образом политические цели и интересы новой власти. Русская крупная промышленность и тем более ее казенные заводы, были весьма тесно связаны с политическими и военно-стратегическими интересами государства и в гораздо меньшей степени—с внутренним потребительским рынком. В этом смысле традиционная патерналистская и регулирующая роль государства в ряде крупных отраслей народного хозяйства, особенно четко выявившаяся в конце XIX—начале XX в., не была прервана революцией. Она была сохранена и продолжена в иных по содержанию формах, но, может быть, в еще более гипертрофированном виде благодаря созданию в Советской России гораздо более мощного государственного сектора экономики. Интерес в этом смысле представляет полемика, возникшая в декабре 1926 г. на пленуме Исполкома Коминтерна между Л. Д. Троцким и Н. И. Бухариным, которая касалась отношения к традиции российской экономической истории. Оба признавали, что она есть и с нею надо считаться при строительстве «фундамента социализма». Но если «сверхиндустриализатор» Троцкий был довольно осторожен в том, чтобы пытаться быстро «перешагнуть через предшествующую экономическую историю, создавшую нашу нынешнюю индустрию такою, как она есть», то объявленный через полтора года «правым» Бухарин, соглашаясь, что «совершенно абстрагироваться от истории мы не можем», говорил нечто обратное будущей платформе «правых». Он высказался против тезиса, что не следует «топтать нашу экономическую историю»: «Это — неверно, это — отрицание революционного перелома, это возвращение к уже пройденному этапу истории». Иными словами, соглашаясь с восприятием традиционной русской государственной, экономической политики, большевистское руководство, в его разных течениях, по-разному мыслило о степени и темпах охвата государством различных сфер руководства народным хозяйством. В конце концов Сталин и его окружение-предпочли, говоря словами Бухарина, именно курс на «революционный перелом». Одно из многих высказываний Ленина о роли «пролетарского» государства в управлении промышленностью не оставляет сомнений в его намерении продолжить и усилить политику прежней власти в отношении крупной промышленности. Еще в 1918 г. Ленин писал: «Коммунизм требует и предполагает наибольшую централизацию крупного производства во всей стране. Поэтому общероссийскому центру безусловно надо дать право подчинять себе непосредственно все предприятия данной отрасли».24 Оценка экономической политики большевиков и се соотношения с русской традицией сильного государственного участия в народном хозяйстве была дана видным русским инженером, Н. К. фон Мекком, который до революции был председателем правления 24 Там же. Т. 36. С. 392. и крупнейшим пайщиком Московско-Казанской железной дороги, а в 1929 г. был расстрелян с группой инженеров-путейцев как «вредитель». В 1923 г., после перехода к нэпу, будучи тогда служащим Народного Комиссариата путей сообщения, фон Мекк говорил Н. Валентинову (Вольскому): «Меня совсем не страшит и не смущает, что советское правительство национализировало огромную часть хозяйства страны. У нас всегда и в прошлое время, при царском режиме, очень значительные отрасли хозяйства принадлежали государству. Кажется, ни в одной стране мира не была так широко проведена национализация. У нас военные заводы принадлежали государству, ему принадлежали недра, огромные лесные площади, земли, винная монополия, а железные дороги, как правило, выкупались у частных лиц и становились государственными. Конечно, есть пределы национализации, и новая экономическая политика, возвращая прежним владельцам ряд зря и необоснованно отнятых у них мелких предприятий, сама ясно намечает эти пределы».25 Все сказанное о влиянии русской государственной традиции и отчасти обстановки военного времени на формирование экономической политики большевистского руководства свидетельствует по крайней мере о том, что было бы опрометчиво игнорировать эти факторы и относить все меры новой власти в сфере народного хозяйства исключительно на счет воздействия догматов социалистической теории. * * * Проблемы русской государственной традиции вряд ли можно обойти и при оценке формы правления того политического строя, который был охарактеризован как диктатура партии, как партийно-государственный режим. В России, по мнению крупных исследователей проблемы парламентаризма, никогда не было сколько-нибудь серьезных предпосылок или почвы для какой-либо устойчивой формы представительной государственной власти.26 Отношение большевиков к парламентской форме правления всегда обусловливалось тактическими моментами. Исследование отношения руководства партии к парламентаризму в России после разгона Учредительного собрания 6 января 1918 г. показывает, что новая власть лишь дважды, и то в чисто тактических целях, ставила вопрос о возможности «отхода» от советской к парламентской форме правления. В первый раз это было на VII съезде РКП (б) в марте 1918г., когда использование парламентаризма теоретически допускалось Лениным в случае, «если ход борьбы отбросит нас назад, на известное время» от «высшего по демократизму» советского типа государства.27 25 Валентинов Н. (Вольский Н.) Новая экономическая политика... С. 62 — 63. 26 См., например: Знаменский О. Н. Всероссийское Учредительное собрание: История созыва и политического крушения. Л., 1976. " См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 36. С. 58, 64; Седьмой экстренный съезд РКП(б): Стенографический отчет. М., 1962. С. 159. Второй раз вопрос о парламентской форме правления возник — и она даже была реализована — в связи с организацией власти в Дальневосточной республике (ДВР), буферном государстве, созданном из тактических соображений на Востоке страны. Здесь многопартийный парламент был лишь фиктивным обрамлением реальной власти той же РКП (б). С ликвидацией ДВР в 1922 г. эта парламентская ширма была без помех убрана с политической сцены Советской России.28 Во многих работах западных авторов советская политическая система выводится из авторитаризма и автократизма царской России и характеризуется как чисто национальное, «русское» явление. Так, американский историк Р. Дэниеле усматривает «политическое постоянство» в «сохранении или оживлении царского наследия» в советском обществе.29 Заинтересованные современники — критики складывающегося режима довольно быстро рассмотрели суть первой фазы становления особого вида коммунистической автократии, оценивая новый режим Советской России как «самодержавный строй» и совершенно определенно сравнивали его с монархией царского времени. Анализ и описание того, какие этапы проходил советский партийно-государственный строй на пути к автократизму и «новому самодержавию», последовательно проводились зарубежным меньшевистским «Социалистическим вестником». Первый серьезный кризис в состоянии здоровья В. И. Ленина побудил лидера социал-демократов за рубежом Ф. Дана проанализировать и особенности партийно-государственного строя в Советской России, сложившегося к середине 1922 г. В статье «Болезнь режима», описав все уловки, к которым прибегали советские официальные лица, чтобы скрыть или затушевать истинный характер заболевания Лени
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|