‒ «Я расскажу о деревне, какая она, о реке; о ребятах, что они делают; о тракторе..»
Перед рассказом второго ребенка педагогом дается указание дополнить рассказ товарища, рассказать о предметах, изображенных на втором плане картины. IV. Анализ одного из рассказов (по магнитофонной или видеозапи- си). Дети участвуют в анализе рассказа: указывают на пропущенные моменты, вносят дополнения, «находят» ошибки в грамматическом оформлении высказываний (по указаниям педагога). В заключение детям предлагается придумать свои варианты названия картины.
4. Методическая разработка к проведению занятий по серии картинок «Тигр и зайчики» по сюжету Н. Радлова (III период I‒ го года обучения)
Ц е л ь з а н я т и й: Обучение детей составлению связного последовательного рассказа по серии картинок с достаточно подробно представленным развитием сюжетного действия. Основные задачи: 1. Развитие умения передавать предметное содержание сюжетных картинок, устанавливать и адекватно отображать в речи действенную основу каждой картинки и действия отдельных персонажей 2. Формирование умения объединять действия, изображенные на картинках, в общую сюжетную ситуацию путем установления причинно‒ следственной взаимосвязи изображенных событий. 3. Обучение детей составлению завязки («экспозиции») к изображенному действию. 4. Развитие грамматически правильной фразовой речи детей в процессе обучения рассказыванию и др. О б о р у д о в а н и е: 4 цветные картинки среднего фор‒ мата, наборное полотно или демонстрационная доска, магнитофон. Обучение рассказыванию на основе данной серии картинок проводится на двух (трех) занятиях.
ХОД ЗАНЯТИЙ Занятие 1.
I. Организационная часть. Объяснение цели занятия. Подготовка детей к восприятию наглядного содержания картинок. Определение персонажей будущего рассказа (отгадывание загадок). Примеры загадок. «Комочек пуха, длинное ухо, Прыгает ловко, любит морковку» (Заяц) «Весит он триста тонн, Тонна ушки, тонна ножка ‒ Вот так «Крошка»! Уши как колеса, Хобот вместо носа» (Слон) «Зверь усатый, полосатый, Острые зубы, могучие лапы» (Тигр)
II. Разбор содержания каждой картинки. Первоначально картинки располагаются на наборном полотне стороной обратной изображению. В процессе разбора они поочередно открываются в нужной последовательности. Вопросы к картинкам Ответы детей ________________________________________________ Кто изображен на этой ‒ Тигр. 1‒ я картинка картинке? (Кого вы видите на этой ‒ Тигра, зайчиков. картинке? ) Сколько здесь зайчиков? ‒ Здесь три зайчика.
Что делают зайчики? ‒ Зайчики пляшут ( танцуют). Обращается внимание на актуализацию глаголов пляшут, танцуют. При необходимости используется подсказ первого слога слова. Где пляшут зайчики? ‒ На полянке (лужайке). После краткого ответа требуется развернутый ответ в виде полного распространенного предложения: «Зайчики пляшут (танцуют) на лужайке». Что еще изображено на ‒ Лес. картинке? (указание на фрагмент картинки. )
Предусматривается включение этой лексемы в состав фразы: Откуда выходит тигр? ‒ Тигр выходит из леса. Что делает тигр? ‒ Тигр бежит за зайцами.
2‒ я картинка ( Актуализируются также глаголы бросился, кинулся. ) Что сделали зайцы? Куда они побежали? ‒ Зайцы побежали к реке. Кого вы еще видите на этой картинке? ‒ Слона.
3‒ я картинка Что сделали зайчики? ‒ Зайчики прыгнули на слона. ( Актуализация слов: забрались, вскочили, залезли). Что сделал тигр? ‒ Тигр остановился, встал на задние лапы.
4‒ я картинка Куда перебрались зайчики? ‒ Зайчики перебрались на другой берег реки. Что сделал слон? ‒ Слон облил тигра водой. А что делают зайчики? ‒ Они снова танцуют. (Актуализируется слово, характеризующее действие, ‒ весело (танцуют). )
III. Размещение детьми картинок серии в нужной последовательности на наборном полотне. Уточняются детали сюжета, имеющие значение для составления рассказа. Например, по 2‒ й картинке: Что здесь нарисовано? ‒ Река. По 4‒ й картинке: Какой водой облил слон тигра? ‒ Холодной водой. Детям предлагается составить предложение со словом холодной: ‒ Слон облил тигра холодной водой.
IV. Составление детьми высказываний по отдельным картинкам‒ фрагментам (по цепочке).
Занятие 2.
I. Организационная часть. Объяснение цели занятия. II. Игра‒ упражнение «Будь внимателен! » Один из детей размещает на наборном полотне картинки серии в нужной последовательности. Затем, ориентируясь на картинки, дети поочередно заканчивают нужным по смыслу словом предложение, даваемое педагогом.
‒ На лужайке танцевали три... ( зайчика ); ‒ Из леса выскочил... ( тигр ); ‒ Зайцы побежали к... ( реке ); ‒ На речке они увидели... ( слона ); ‒ Зайчики залезли на спину... ( слону ); ‒ Слон набрал хоботом... ( воду ); ‒ Он облил тигра... ( водой ) и др.
III. Составление рассказа. а) Составление «экспозиции» рассказа по вопросам педагога: 1) Кто пришел однажды на лужайку? Однажды... 2) Что зайчики стали делать на лужайке? 3) Кто был в лесу и услышал, как играют зайчики? Педагог объединяет ответы детей в короткий текст начала рассказа. б) Составление детьми рассказа по двум‒ трем фрагментам серии с включением составленной завязки. При затруднениях оказывается помощь по ходу составления рассказа: стимулирующие вопросы («Что было потом? » и др. ), указание на соответствующую деталь картинки, подсказ начала фразы‒ высказывания (на- чального слова очередной по смыслу фразы).
IV. Придумывание продолжения к изображенному действию (по направляющим вопросам педагога). * Например: ‒ Как вы думаете, что потом сделал тигр? ‒ Что сказали зайчики слону? ‒ А что слон сказал зайчикам? (При необходимости дается подсказ возможного ответа на последний вопрос: «Наверное, он сказал им: «Если с вами опять случится беда, то... »). V. Составление рассказа по всей серии картинок в целом одним из детей по предваряющему плану (проводится в более сильной группе детей).
План рассказа.
1. Кто и что делал на лужайке? 2. Что случилось потом? 3. Куда побежали зайчики? 4. Как им удалось спастись от злого тигра? 5. Чем закончилась эта история? По ходу составления рассказа используются побуждающие вопросы, указания на картинку или ее деталь.
VI. Упражнение в подборе определений к данным словам (характеристика персонажей рассказа): * зайчики ‒ веселые, находчивые; тигр ‒ страшный, свирепый ( злой ); слон ‒ добрый, сильный и т. п.
VII. Дополнение составленного рассказа другими детьми (с использованием магнитофонной записи рассказа ребенка). ** VIII. Анализ детских рассказов. ** Обращается внимание на полноту и последовательность изложения, грамматическую правильность речи, проявление элементов творчества в рассказах детей. Примечание. После 15‒ 20 минут занятия рекомендуется проводить игру‒ пантомиму. (Задание-инструкция детям: «Покажите, как танцевали зайчики на лужайке», «Как тигр выходит из леса», «Как тигр испугался слона» и др. ). _______________________________________________
5. Методическая разработка к проведению занятий по обучению пересказу на материале народной сказки «Хвосты» (III период первого года обучения)
Цель: обучение детей связному последовательному пересказу достаточно большого по объему текста. Основные задачи: 1. Формирование действий целенаправленного восприятия текста. 2. Развитие навыков планирования пересказа текста (с опорой на наглядность). 3. Развитие фразовой речи. 4. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний. 5. Обогащение словарного запаса. 6. Формирование навыков рассказывания с элементами творчества. Оборудование: предметные картинки с изображением животных‒ персонажей сказки, поляны с Чудо‒ деревом, норы зайца и т. д.; магнитограф или наборное полотно.
ХОД ЗАНЯТИЙ
Занятие I.
I. Организационная часть. Подготовка к восприятию текста: упражнение в узнавании предмета по его описанию (отгадывание загадок о животных‒ персонажах сказки). II. Двукратное чтение сказки. ( Повторное чтение проводится с использованием приема дополнения детьми отдельных, не законченных педагогом, предложений текста нужными по смыслу словами. ) III. Разбор содержания сказки по вопросам. Цель работы: выделение (восстановление ) главных сюжетных моментов сказки, а также упражнение в составлении фразовых ответов на вопросы (в форме простых распространенных предложений с разным порядком слов).
Предлагаемые вопросы:
1) О каких животных говорится в сказке? 2) Чего у них не было раньше? 3) О чем однажды узнали звери?
4) Где они должны были собраться? 5) Почему зайчик не смог прийти на большую поляну? ( Чего он испугался? ) 6) Кого зайчик попросил принести ему хвостик? ‒ Он попросил об этом... * 7) Где были развешаны хвосты? ‒ Хвосты были... 8) Кто первым прибежал на поляну? ‒ Первой на поляну... 9) Кто пришел на поляну вслед за лисой? 10) Почему слон не смог выбрать себе красивого хвоста? 11) Почему опоздал на поляну медведь? ‒ Потому что по дороге... 12) Принесли зайцу хвостик те, кого он об этом просил? 13) Как ему удалось добыть себе хвостик?
IV. Языковой (лексический) разбор текста (направлен на воспроизведение детьми в своих ответах языкового материала, необходимого для полноценной передачи содержания произведения).
Примерные вопросы:
1) Куда полетели (Где летали) сороки‒ белобоки? 2) Как добирались звери на большую поляну? 3) Как говорится в сказке о том, как шел медведь, как бежала лиса и др.? 4) Вспомните, какие были хвосты на поляне? * 5) Какой хвост выбрала себе лиса? ( Она выбрала себе... ) 6) Какой хвост достался корове? ( Ей достался... ) А слону какой? ( Ему достался хвост... ) 7) Что сделала свинья с хвостом, который ей достался? 8) Что взял себе медведь? 9) О чем спорили кошка с собакой? ( Они спорили о том... )* и т. д. Одновременно дети упражняются в правильном употреблении личных местоимений при составлении фраз‒ высказываний. V. Выборочный пересказ фрагментов текста, содержащих диалоги персонажей. VI. Игра‒ упражнение «У кого такой хвост? »** Педагог приводит описание различных хвостов; по данному описанию дети должны узнать животных, которым они принадлежат. После этого выполняется следующее задание: к плоскостным (черно‒ белым или цветным) изображениям животных (лиса, белка, медведь, конь, свинья, корова) дети подбирают тот или иной хвост. Один из детей выполняет задание на магнитографе или большом дисплее компьютера.
Занятие 2.
I. Организационная часть. Объяснение цели занятия. II. Повторное чтение текста сказки. III. Пересказ текста по фрагментам (по цепочке). При необходимости используется опора на отдельные иллюстрации c изображением действующих лиц. IV. Выполнение рисунков к разным эпизодам сюжетного действия сказки (по выбору детей). *** необходимости используется опора на отдельные иллюстрации. Предлагаемые сюжеты для детских рисунков: «Поляна с Чудо ‒ деревом», «Звери у Чудо‒ дерева», «Зайчик и медведь (волк, лиса)» и др. V. Составление рассказов по собственным рисункам (выборочный пересказ). Для облегчения составления рассказа задаются вспомогательные вопросы («А это кто? », «А что здесь у тебя нарисовано? »). VI. Обсуждение детских рассказов. Отмечается удачное употребление языковых средств образной выразительности (сравнения, определения, эпитеты), последовательность изложения, завершенность каждого эпизода, проявление элементов творчества. Рекомендуется также проведение игры‒ драматизации на сюжет сказки (под руководством воспитателя). Пример рассказа одного из детей по своему рисунку. « Это ‒ поляна. А на поляне, на высоком дереве висели хвосты. Они были развешаны по толстым сучьям. Хвосты были разные. И пушистые‒ распушистые. И длинные, и тонкие, и короткие. И как палка... И толсты‒ и... И кренделями... Первая на поляну прибежала лиса. Выбрала себе пушистый хвост, а кончик... кончик был белый, кисточкой такой. Вторым прибежал... конь. Он выбрал себе гладкий, длинный хвост, с густыми волосами. Потом пришел волк. И себе искал хвост. И нашел себе хвост большой, серый такой, который ему был нужен. А медведь пока ходил на... за медом, все хвосты уже разобрали, остался только один черненький лоскучек ( лоскуточек ). Приставил медведь его к себе и пошел домой» (Алеша С., 6 лет, III уровень речевого развития. ) 6. Методическая разработка к занятиям по серии картинок «Зайчик и уточки» по сюжету Н. Радлова (I период второго года обучения) Ц е л ь з а н я т и й: Обучение составлению рассказа с элементами творчества по серии картинок, отображающих отдельные, «ключевые» моменты сюжетного действия. Основные задачи:
1. Формирование у детей умения воссоздавать сюжетное действие на основе анализа изображенных ключевых моментов и передавать наглядно представленный сюжет в виде связного последовательного рассказа. 2. Развитие умения воспроизводить на основе изображенного действия предшествующие и последующие события. 3. Развитие воссоздающего и творческого воображения. 4. Формирование навыков составления предложений определенной синтаксической структуры, отображающих последовательность и взаимосвязь событий, причинно‒ следственные отношения. Оборудование: 3 цветных картинки серии среднего формата, наборное полотно, магнитофон. Обучение рассказыванию на основе данной серии картинок рекомендуется проводить на двух занятиях.
ХОД ЗАНЯТИЙ
З а н я т и е I
I. Организационная часть. Подведение детей к теме составляемого рассказа. (Педагог: Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картинкам. О ком будет этот рассказ ‒ вы скажите сами... ) Детям предлагаются 3‒ 4 загадки о персонажах будущего рассказа ‒ о зайце, об утке(ах), лягушке. Это создает определенный эмоциональный фон, способствует активизации внимания и интереса детей к занятию.
II. Разбор содержания картинок серии по вопросам педагога. 1. Кто изображен на этой картинке? ( Кого вы видите на ней? ) 2. Где стоят зайчик и уточки? ( На берегу чего они стоят? ) 3. Что делают зайчик и уточки? ( Они раз... ). 4. Что виднеется за ними? 5. Что изображено на второй картинке? 6. Что делают уточки? 7. Что вы видите на последней картинке? Кто еще здесь появился? 8. Что делают уточки? 9. Что случилось с зайчиком?
III. Педагог дает образец начала рассказа. При этом дети сами могут принимать участие в его составлении, заканчивая некоторые предложения (высказывания педагога) нужными по смыслу словами или словосочетаниями, обозначающими персонажей, место и характер действия и др. При возможности синонимичного завершения фразы подбирается несколько вариантов ее окончания.
Педагог: Дети: Однажды зайчик решил пойти в гости к своему другу ‒ ежику. А ежик жил на другом берегу... ( чего? ) На берегу озера (реки). Озеро было большое. Идти вокруг озера было... ( как? ) Далеко (очень далеко).
Правильно. Зайчику хотелось побы‒ стрее перебраться... ( куда? ) На тот берег. Верно, а как еще можно сказать? Перебраться на дру... На другой берег. Заяц стал думать, как ему на дру‒ гой берег перебраться. Тут он увидел... ( кого? ) Двух уточек и т. д.
IV. Упражнение в составлении фраз‒ высказываний, отражающих последовательно происходящие события (с опорой на картинки).
Отрабатываемые структуры: предложения с однородными сказуемыми, сложносочиненные предложения с союзами «и», «а», сложноподчиненные (с придаточными изъяснительными ) и др. Используется cледующий прием: педагог произносит первую часть фразы ‒ дети продолжают, заканчивают ее или составляют вторую часть сложного предложения. Затем они повторяют все предложение полностью.
Примеры отрабатываемых синтаксических конструкций: Зайчик встретил двух... (уточек) ‒ вводная фраза. Зайчик попросил уточек, чтобы они... ‒ Чтобы они перевезли его через озеро (реку). Уточки встали рядом, и зайчик... ( Что сделал? ) ‒ Зайчик встал им на спину. Зайчик встал им на спину, и уточки... ( Что сделали? ) ‒ И уточки поплыли. Уточки увидели... (лягушек) ‒ «вставочная» фраза. Уточки увидели лягушек и... ‒ И бросились за ними. Уточки бросились в разные стороны, а заяц... ‒ А заяц упал в воду и т. д.
V. Размещение детьми картинок серии на наборном полотне. Составление рассказа по фрагментам (по наглядному содержанию).
З а н я т и е 2
I. Организационная часть. Объяснение цели занятия. II. После размещения серии картинок на наборном полотне педагог повторяет образец начала рассказа. III. Составление продолжения рассказа к данному педагогом его началу по картинкам серии (одним‒ двумя детьми). IV. Придумывание продолжения к изображенному на картинках действию по направляющим вопросам, например: Что было с зайчиком потом? Удалось зайчику добраться до берега? Кто помог зайчику? и др.
V. Составление всего рассказа в целом ‒ с включением завязки, отражения изображенного на картинках действия и окончания. (Дети придумывают свои варианты зачина и окончания рассказа. )
Пример составления рассказа по серии картинок. «Однажды зайчик... захотел пойти в дальний лес... Там росла морковка. Вкусная! А по дороге была... река. Река широкая. Заяц думает, как перебраться. И вдруг увидел... уто... двух уток. Подошел к ним и просит: «Перевезите меня на тот берег». Уточки согласились... Встали они вместе, а зайчик запрыгнул. Уточки повезли его. Они плыли медленно, осторожно. И вдруг они увидели двух лягушек. Одна ‒ справа, а другая ‒ слева. И уточки кинулись в разные стороны. А зайчик упал. А до берега было недалеко... И он добрался». (Рассказ Оли Р., 6. 5 лет / III уровень речевого развития. )
VI. Анализ детских рассказов (по магнитофонной или видеозаписи). Обращается внимание на языковые особенности составленного рассказа, грамматическую правильность речи, особенности выполнения заданий с элементами творчества. VII. В заключительной части занятия рекомендуется проведение лексико‒ грамматических упражнений на закрепление формируемых речевых навыков, например, упражнение в составлении предложений по данным словосочетаниям. Предлагаемые словосочетания:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|