Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Веселье, веселье, веселье: почему животные играют




 

 

Животные любят играть, потому что игра — это весело, а веселье само по себе очень убедительная награда. Собаки и другие животные изыскивают любую возможность, чтобы играть непрестанно, и их очень трудно заставить остановиться. Нормальное животное не станет намеренно стремиться к активности, которая не приносит удовольствия. Радость, которую приносит игра, настолько велика, что перевешивает все возможные риски, такие как повреждения, истощение сил, что может подвергнуть риску дальнейший рост или даже принести смерть от зубов проницательного хищника. Молодые животные с самого рождения знают, как играть, а если нет, то мы расцениваем это как знак того, что, возможно, с ними что-то не так.

Когда животные играют, мы можем чувствовать их глубокую радость. Игра заразительна, и другие животные также ощущают от нее радость и ликование. Исследование зеркальных нейронов (которое я описываю в главе 5) подтверждает идею о том, что индивиды могут воспринимать эмоции других, и это наиболее вероятная причина, по которой атмосфера игры очень быстро распространяется в группе животных. В своей книге «На языке общения собак» Тургид Ругаас, тренер собак из Норвегии, характеризует игровые сигналы как «успокаивающие». Обычно животные играют, только когда расслаблены, поэтому неотъемлемая радость и безмятежность, присущие игре, часто распространяются на любого, кто за ней наблюдает.

То, что мы можем увидеть собственными глазами, также поддерживается данными научных исследований. Изучение химических процессов в мозге крыс подтверждает идею, что игра приносит удовольствие и веселье. Знаменитый нейробиолог Иаак Ранксепп обнаружил устойчивую связь между выделением в кровь эндогенных опиатов и игрой у крыс — рост активности эндогенных опиатов способствует возникновению игривости. Эти полипептиды, вырабатывающиеся в гипоталамусе, повышают чувство удовольствия, которое и счужит главным вознаграждением игривости. Если это справедливо и для крыс, и, в равной степени, для человека, маловероятно, что нейрохимическая основа радости, которую вызывает игра у собак, кошек, лошадей и медведей, будет значительно отличаться.

Мы уже могли убедиться, что че\овек и животные разделяют большинство эмоций и их тела имеют сходные химические вещества, необходимые для переживания и выражения таких эмоций, как радость и удовольствие. Недавние исследования показали, что когда люди сотрудничают и ведут себя честно по отношению другим, они чувствуют себя хорошо. Поскольку игра зависит от способности к кооперации и честности, это может быть еще одной причиной того, почему животные любят играть. Джеймс Риллинг и его коллеги применили функциональную магнитно-резонансную томографию (МРТ) на мозге человека, чтобы выяснить, насколько активируются мозговые центры удовольствия, если люди кооперируются друг с другом. Это важное исследование показывает, что у человеческой кооперации существует устойчивый нейронный базис. Иными словами, сотрудничая, мы чувствуем себя физически лучше, и потому быть милым в социальных взаимодействиях очень полезно. Ученые также обнаружили в человеческом мозге «центр доверия», который называется «хвостатым ядром». Активность хвостатого ядра наиболее высока, когда великодушие вознаграждается великодушием. Все говорит в пользу того, чтобы поверить — этот центр общий и у нас, и у животных. Если быть кратким, то это исследование показывает, что мы даже физиологически предрасположены к тому, чтобы быть дружелюбными по отношению друг к другу.

Если быть милым означает чувствовать себя хорошо, то это серьезная причина для того, чтобы быть милым. Для поведенческой модели это также хороший способ эволюционировать и сохраниться в арсенале поведения животных.

ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ПОКЛОНА: КАК ЖИВОТНЫЕ ИГРАЮТ

 

 

Мы знаем, что птицы и другие биологические виды вовлекаются в социальную игру, но существует все еще слишком мало данных для того, чтобы делать подробные заключения о природе их игры. Однако, изучая собак и других представителей этого семейства, я узнал, что они используют специальные игровые сигналы, чтобы инициировать и поддерживать социальную игру. Игра — это добровольное действие, и она не может случиться, если кто-то из участников не согласен.

Как животное говорит другому: «Я хочу поиграть с тобой»? Игра часто начинается с поклона (который я описал в главе 2), и этот поклон повторяется в течение игры как гарантия того, что игра не переходит во что-то другое, например, в драку или спаривание. После того, как каждый участник выразил свое согласие играть, происходит

 

Страница отсутствует

 

Страница отсутствует

 

партнера по игре со всей силой, на которую способен, или не будет играть так энергично, как может. Сдерживание интенсивности укусов во время игры помогает поддерживать игровое настроение. Однажды я специально взял в руки маленького 22-дневного детеныша койота только для того, чтобы он покусал меня за палец своими тонкими, как иголочки, зубами. Он укусил меня до крови, и укус был действительно болезненным. У молодых койотов очень тонкий мех, и, как я смог убедиться, сильный укус может вызвать и сильную боль у жертвы, что доказывается пронзительными криками (койотов, не моими!). Сильный укус остановит игру. Укус взрослого волка может иметь силу давления, равную 150 фунтов на квадратный дюйм, и это серьезная причина для того, чтобы сдержать его силу. Один раз я по глупости решил показать взрослому волку-самцу Лупи, выросшему в неволе, что его еда находится на расстоянии вытянутой руки, и он тут же дал мне понять, что ему это хорошо известно, схватив меня за вытянутое предплечье и сжав его зубами, хотя и очень нежно. Около двух недель я носил на руке следы зубов Лупи, но его укус не повредил кожу; возможно, он не «играл», но, так или иначе, он сдержал свой укус. Что касается домашних собак, одно из огромных преимуществ гарантии того, что щенки играют друг с другом, — это то, что они учатся сдерживать силу укуса и скорее всего не причинят друг другу никакого вреда.

Красношеии валлаби, одна из разновидностей кенгуру, также практикуют самоконтроль. Биолог Дункан Уотсон со своими коллегами открыл, что эти игривые существа регулируют свою игру в зависимости от возраста партнера. Если партнер моложе, взрослое животное корректирует защитную плоскостопную позицию и положение передних лап, которые обычно характерны для схватки. Также игрок более старшего возраста ведет себя более терпимо по отношению к тактике партнера и проявляет инициативу для продолжения взаимодействия.

Честность и доверие имеют важное значение в динамике игровых взаимодействий у крыс. Психолог Серджио Пеллис обнаружил, что последовательность игровых действий у крыс состоит из оценки и мониторинга действий друг друга и регулирования и необходимой коррекции своего собственного поведения для поддержания настроения игры. Если нарушаются правила игры, игра терпит крах.

Смена ролей происходит тогда, когда доминирующее животное во время игры демонстрирует действие, которое никогда бы не обучилось, если бы агрессивное поведение имело место на самом деле. Например, доминирующий волк никогда не станет кататься на спине во время схватки, но он так поступает во время игры. В некоторых случаях смена ролей и самосдерживание происходят вместе — доминирую

Щий волк может кататься на спине, играя с низкоранговым членом стаи и одновременно сдерживая силу своего укуса. Самоконтроль и смена ролей наряду с игровыми сигналами служат для передачи индивидуального намерения поиграть, и их значение заключается в том, чтобы игра оставалась честной.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...