Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Франц де Ваал, «Честь среди животных»




Идея о том, что мораль эволюционировала на протяжении миллионов лет, не нова, как и то, что животные разделяют с нами многие виды поведения. Чарльз Дарвин предположил, что человеческие моральные чувства — тоже результат процесса эволюции, и он рассуждал о проявлениях морали у животных. Но до недавнего времени ученые не уделяли этим вопросам серьезного и длительного внимания. Зато сейчас появляется удивительное хитросплетение всевозможных исследований в области морали. Мы начинаем осознавать роль морали у других видов и соединять вместе нейрофизиологические корни моральных чувств и сознания — корни, общие для нас и для других видов.

Дарвин считал, что мораль — это естественное продолжение и развитие социальных инстинктов. Ранние теории семейного отбора и реципрокного (взаимовозвращаемого. — Ред.) альтруизма среди животных сейчас разрослись до более широкого круга вопросов относительно просоциального поведенческого репертуара: честность и справедливость, сочувствие, репутация, наказание и прощение. В то же время неврология занимается исследованиями «этического» мозга: как мы уже видели, становится очевидно, что многие модели морального поведения зарождаются в эмоциональных центрах мозга — нервной архитектуре, которую человек разделяет с другими видами животных.

Все эти изыскания подтверждаются нашими исследованиями социальной игры. Очевидно, эволюция осуществляет устойчивый отбор «честных игроков», поскольку большинство (если не все) индивидов выигрывают, усваивая такую стратегию поведения, которая поддерживает целостность группы. Многочисленные механизмы игры также эволюционировали как следствие такого отбора: сигнал приглашения к игре, варианты последовательности действий, осуществляемых во время игры, по сравнению с другими контекстами, самоконтроль (сдерживание) и смена ролей. Все эти виды поведения эволюционировали, чтобы способствовать инициированию и поддержанию социально ориентированной игры у многих видов млекопитающих — так, чтобы при вовлечении в игру всех остальных были легко достижимы согласие играть по правилам и последующая польза от такого поведения. Полевые исследования подтверждают, что игра редко бывает нечестной или некооперативной, и, конечно же, показывают, что члены сообществ животных избавляются от тех особей, которые не хотят играть по правилам.

Этот своего рода эгалитаризм (понимание самоценности каждого индивида. — Ред.) в среде животных можно считать предпосылкой эволюции социальной морали у человека. Откуда же она происходит? По правде говоря, мы не знаем. Исследование эволюции социальной морали — одна из наиболее увлекательных и сложных задач, которые стоят перед нами. Однако, имея в распоряжении доказательства и являясь хорошими дарвинистами, признающими эволюционную непрерывность, мы бы не спешили утверждать, что только человек может быть сочувствующим и моральным существом. Такая предпосылка, как минимум, гарантирует самый безопасный и внимательный подход к проблеме, хотя существующие исследования очень настойчиво указывают на более «радикальные» утверждения относительно эволюции.

ЕЩЕ ОДНО ИЗМЕНЕНИЕ ПАРАДИГМЫ: ВЫЖИВАНИЕ ЗАВИСИТ ОТ КООПЕРАЦИИ, А НЕ ОТ КОНКУРЕНЦИИ

 

 

Я верю в точто самый фундаментальный уровень нашей природы — это сострадание, и что сотрудничество > а не конфликт, лежит в основе мавно го принципа, который руководит нашим челове- ческим существованием. Следуя образу жизни, выражающему нашу основную добродетель, мы реализуем свою нею вечность и делаем наши действия достойными, надыяя их ценностью и значением.

 

Его Святейшество Далай-лама,

«Понимание основ нашей природы»

 

Мы верим в то, что большинство ослов, если им дать такую возможность, смогут изменить мир без всякого насилия. Как Святой Франциск Ассизский, они изменят мир природы, превратив его в легендарный Эдемский сад, в котором лев и ягненок лежат рядом друг с другом. Нам хотелось бы узнать, насколько сильно невинность, уязвимость и нежность тех (двух) осликов повлияли на Толстого, этого миролюбивого гиганта мировой литературы.

 

Майкл Тобиас и Джейн Моррисон, «Осел»

 

Кто-то сочтет Далай-ламу оптимистом, но растет число научных данных, подтверждающих теорию Его Святейшества, поэтому пришло время пересмотреть наше мнение о том, что на самом деле означает выражение «выживает сильнейший».

 

Страница отсутствует

 

Страница отсутствует

 

Активную роль, чем конкуренция, обеспечивая баланс в живой природе, и имеет большое значение для эволюции групповых структур. Однако одно дело — утверждать, что сотрудничество в группе индивидов — например, в стае волков или павианов — приносит пользу, поскольку, сотрудничая в стае, волки выигрывают больше, чем соревнуясь друг с другом; но является ли кооперация необходимым компонентом существования целого леса или экосистемы? Это очень интригующая идея, ради которой, я уверен, Его Святейшество Далай-лама захотел бы провести дополнительные исследования.

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ «УНИВЕРСАЛЬНАЯ» МОРАЛЬ?

 

 

Справедливость предполагает беспокойство об остальных. Это прежде всего чувство, а не рациональная или социальная конструкция, и я готов отстаивать утверждение, что это чувство, в известном и важном смысле, естественно.

 

Роберт Соломон, «Страсть к справедливости»

 

Это антропоцентричное утверждение, преследующее только собственные интересы нашего вида. Неразумно заявлять, что мы единственные моральные существа во всем животном царстве. Социальная мораль, проявляющаяся во время игры, является адаптивным поведением, которое разделяют многие виды. Честное поведение эволюционировало потому, что помогало молодым животным приобрести социальные и другие навыки, которые понадобятся им, когда они станут взрослыми. Честность также важна для создания хорошо слаженной и эффективной кооперативной группы. Может даже существовать кооперация между представителями различных видов, например, во время коллективной охоты. Если у различных видов мы можем проследить последовательность в том, что касается кооперативных действий, и установленного «соглашения» вести себя честно, мы можем обнаружить универсальную мораль. Эта мораль должна иметь важное значение в добывании, защите и распределении пищи, в социальном грумин- ге и коллективной заботе о молодом поколении.

В своей книге «Происхождение добродетели» биолог Марк Ридли обращает внимание на то, что людей чрезвычайно расстраивает нечестность. Однако пока мы не имеем достаточно данных о том, как другие живые существа реагируют на проявления нечестности. Тем не менее, наблюдая за животными во время игры, мы обнаруживаем несколько хороших подсказок — и вскоре, возможно, мы уже сможем добавить чувство справедливости к тем психологическим чертам, которые с ними разделяем. А как насчет способности прощать вину? Это еще одна моральная черта, традиционно приписываемая человеку. Но вот знаменитый эволюционный биолог Дэвид Слоан Уилсон показывает, что способность прощать — это результат комплексной биологической адаптации. В своей книге «Храм Дарвина: эволюция, религия и природа общества», Уилсон говорит: «Прощение — это биологическая основа, которая распространена во всем царстве животных». Более того, «прощение имеет много обликов — и должно иметь — для того, чтобы адаптивно функционировать в столь разнообразных ситуациях» (на этом Уилсон делает упор). Способность прощать распространяется — а это бесспорно должно быть так — на нечеловекообразных животных. Уилсон также указывает, что такие адаптивные черты, как способность к прощению, вовсе не требуют большого количества мозговых ресурсов, как считалось ранее. Это не говорит о том, что животные неумны, но о том, что способность к прощению чьей-то вины может оказаться одной из основных черт психологии многих животных, даже если они не обладают особенно большим или сложно устроенным мозгом.

Понятно, что мораль и добродетель не стали апогеем эволюции и не начались сразу с человека. Истоки добродетели, эгалитаризма и морали намного древнее нашего собственного вида. Если честная игра у животных может быть рудиментарной формой социальной морали, вполне возможно, что она стала предшественником более сложной и замысловатой системы моральных ценностей у человека. Но, возможно, самым главным здесь является то, что если мы постараемся больше узнать о способности к прощению, честности и сотрудничестве у животных, то научимся состраданию к ближним и станем более эффективно сотрудничать друг с другом.

Глава 5

Сложные вопросы: отвечая скептикам

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...