Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и виды инноваций. Сущность инновационной деятельности предприятия, ее этапы и экономическая эффективность.




Инновации – создаваемые или осваиваемые новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуги, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера.

Инновационная деятельность – это деятельность, направленная на получение новых знаний и продуктов (открытие новых закономерностей, явлений и свойств материального мира, изобретения, научные или технические рекомендации, ноу-хау и т.п.), результатом которой является коммерческая реализация новых технических средств, технологий, новой продукции, материалов, новых методов организации и управления производством и др., дающая экономический (доход и прибыль), социальный, экологический или иной эффект.

Виды инноваций:

1)По степени новизны: а)мировой новизны, не имеющие аналогов; б)локальной новизны – в масштабах страны, отрасли, предприятия, не применявшиеся ранее в данной стране, отрасли, на предприятии. 2) По объекту применения: а)Продуктовые – ориентированы на производство и использование новых продуктов и услуг, новых материалов, комплектующих изделий и т.п. б)Технологические – создание и применение новых технологий в различных отраслях производства и областях человеческой деятельности. в)Процессные – ориентированы на создание и функционирование новых организационных структур. г)Комплексные – сочетание различных инноваций. 3)По степени значимости в экономическом развитии: а) пионерные или базисные инновации, коренным образом изменяющие производственную структуру, систему управления, технологический уклад и темпы экономического развития. б) принципиально новые инновации, на основе которых возможно качественное изменение технологической системы, смена поколений техники, появление новых отраслей производства. в) улучшающие инновации – направленные на усовершенствование известных, относительно новых технологий, объектов техники или продукции. г) простые или модификационные инновации – обеспечивают частичное изменение технико-экономических характеристик выпускаемой продукции, техники и технологии, позволяющие поддерживать их на определенном потребительском уровне. 4) По масштабам распространения: инновации транснациональные, межотраслевые, региональные, отраслевые, в рамках предприятия. 5) По причинам возникновения: стратегические инновации, реализация которых позволяет получить конкурентные преимущества на рынке, и адаптивные инновации, обеспечивающие выживание предприятия в изменяющихся внешних условиях. 6) По эффективности реализации инноваций выделяют экономическую, социальную и интегральную эффективность.

Инновационная деятельность состоит из ряда этапов:

1. Возникновение идеи (И).

2. Разработка (НИР). В результате НИР разрабатывается научный отчет.

3. Опытно-конструкторские работы (ОКР). Создается опытный образец. Вместе со вторым этапом — НИОКР.

4. Освоение.

5. Производство.

6. Реализация.

Осуществление инновационной, как и любой другой, деятельности всегда связано с различными внутренними и внешними затратами. Поэтому чтобы определить экономическую эффективность инновационной деятельности, необходимо оценить эффективность затрат на нее.

Следует различать эффективность затрат на инновационную деятельность у производителей (продавцов) и у покупателей.

Основным критерием обоснования экономической эффективности инновационной деятельности у производителей (продавцов) является ее результат: чистый дисконтированный доход, который определяется путем сравнения произведенных затрат и получаемых результатов и принимается за базу для всех последующих обоснований экономической эффективности конкретного инновационного проекта. Кроме того экономическая эффективность инновационной деятельности включает в себя определение и других рассмотренных нами показателей: индекса доходности, срока окупаемости капитальных затрат и внутренней нормы доходности проекта. Завершается оценка определением устойчивости и чувствительности основных экономических характеристик проекта к изменению внутренних и внешних параметров.

Экономическую эффективность инновационной деятельности у покупателей нужно рассматривать с иной стороны. Покупатель, приобретая новшества, совершенствует свою материально-техническую базу, технологию производства и управления. Он несет затраты, связанные с покупкой новшества, его транспортировкой, освоением и др. Эффективность затрат покупателя на использование новшеств можно определять, а также управлять ею, через сравнение следующих показателей:

затраты на производство и реализацию продукции до и после введения новшеств;

выручку от реализации продукции до и после введения новшеств;

стоимость потребляемых ресурсов до и после введения новшеств;

среднесписочную численность персонала и т.д.

37.Экономические методы активизации инновационной деятельности на предприятии (планирование, экономическое и материальное стимулирование). Венчурная деятельность в сфере инноваций и ее значение для отбора и реализации инновационных проектов.

Венчурная деятельность - система организации экономических отношений хозяйствующих субъектов по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств для инвестирования новых быстрорастущих фирм, занимающихся инновационной деятельностью. Венчурная деятельность обусловлена высоким риском не возврата вложенных денежных средств, что характеризует данную деятельность как рисковую.

Цель венчурной деятельности - получение прибыли от долевого участия венчурного инвестора в уставном капитале венчурной фирмы.

Научно-технологический потенциал (НТП) предприятия: понятие, составные элементы, показатели достигнутого уровня. Планирование и показатели оценки эффективности НТП на предприятии.

Научно-технологический потенциал(НТП) – совокупность имеющихся материально-технических, кадровых, информационных ресурсов и организационной инфраструктуры, обеспечивающих разработку и освоение в производстве новых технических средств, технологий, материалов, новой продукции, новых форм и методов организации производства и труда, направленных на повышение эффективности работы предприятия. Составные элементы НТП: научно-исследовательская, конструкторская и технологическая составляющие, материально-техническая база, патентно-информационное обеспечение, организационная структура. Показатели: 1)затраты на исследования и разработки в процентах к ВВП; 2)численность персонала, занятого исследованиями и разработками в расчете на 10 тыс. занятых в экономике; 3)коэффициент изобретательской активности (число патентов на изобретения, полученных национальными заявителями на 10 тыс.населения); 4) доля наукоемкой продукции в общем объеме промышленного производства страны; 5)доля новой промышленной продукции в общем объеме продаж на внутреннем рынке; 6)число созданных передовых производственных технологий, в том числе принципиально новых, новых за рубежом и новых в стране; 7) доля готовой, в том числе наукоемкой, продукции в структуре экспорта;8) среднегодовой объем выручки от продажи лицензий на объекты промышленной собственности и ноу-хау; 9) уровень производительности труда; 10) уровень механизации, автоматизации и компьютеризации производства; 11) социально-экономический эффект, полученный в народном хозяйстве в результате использования законченных разработок, изобретений и промышленных образцов. Для оценки эффективности НТП предприятия целесообразно использовать след.показатели: 1)рост затрат на исследования и разработки; 2)научно-технический уровень результатов исследований и разработок; 3)коэффициент изобретательской активности (количество патентных заявок к числу занятых научных и инженерно-технических работников); 4) удельный вес принципиально новой продукции в общем объеме продаж на внутреннем и внешнем рынках; 5) рентабельность капитала (активов) как отношение прибыли к совокупным активам предприятия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...