1. Инфраструктурный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве.
1. Инфраструктурный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве.
Услуги обеспечивают нормальную рабо- ту промышленности, сельского хозяйства и других звеньев экономики, определяют ка- чество жизни населения. Однако роль ин- фраструктурного комплекса определяется не только этим. Освоение и использование любой территории невозможны без соот- ветствующей инфраструктуры: жилых и производственных зданий, дорог, водопро- водов, линий электропередач и пр. При этом, чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфра- структурных сооружений. Таблица 9. Классификация услуг по их характеру и видам
Таблица10.
Рис. 60. Состав инфраструктурного комплекса Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоя- тельные части (Рис. 60): 1) коммуникационную систему (транспорт и связь), которую часто называют производственной инфраструктурой, 2) сферу обслуживания (тор- говля, общественное питание, культура, искусство, наука, образование и пр. ), име- нуемую социальной инфраструктурой.
2. Коммуникационная система. Коммуникационная система охватывает транспорт и связь. Ее главная задача – перемещение в пространстве людей, информации, энер- гии и различных грузов. Транспорт
Все виды транспорта делятся на две группы, Те из них, которые могут перевозить и различные грузы, и людей, называются универсальными. Специализированные виды транспорта перемещают лишь определен-
ные грузы (нефть, газ, электроэнергию). Основная задача транспорта – надежно связывать между собой отдельные звенья хозяйства и районы страны. Какой-либо один вид транспорта решить эту задачу не может. Поэтому все виды транспорта взаимодейст- вуют и дополняют друг друга, образуя транс- портную систему. Роль различных видов транспорта в транспортной системе определяется их долей в работе транспорта. Работа транспорта оценивается несколькими показате- лями: 1) количеством перевезенных грузов (млн т) и пассажиров (млн чел); 2) грузо- и пассажирооборотом. При выборе вида транспорта обычно учитывают себестоимость и скорость транспортировки, грузоподъемность и влияние природных условий на его работу (Табл. 11). Таблица 11. Преимущества и недостатки разных видов транспорта
Себестоимость перевозок по отдельным видам транспорта очень сильно раз- личается. Грузы дешевле всего перевозить морем. Но скорость этих перевозок не- высока. Второй по экономичности транспорт – железнодорожный. Он всего на 30 % дороже морского, но примерно в 2 раза быстрее. Автомобильные перевозки почти в 15 раз дороже морских и в 10 раз – железнодорожных. Самый дорогой, но и самый быстрый вид транспорта – авиационный. А наиболее дешевый вид пассажирских пе- ревозок – автобусами. Транспорт оказывает огромное влияние на географию населения и хозяйства. Населенные пункты тяготеют к транспортным путям ради экономии времени. Затра- ты рабочего и личного времени у людей, живущих вблизи магистралей, намного ни- же, чем в удаленных от них поселениях. Перемещение грузов по транспортным ма- гистралям изменяет их стоимость. Величина транспортных затрат в общей стоимо- сти продукции влияет на размещение предприятий.
Транспортный комплекс Луганщины объединяет такие виды транспорта как железнодорожный и автомобильный, трубопроводный и авиационный (до 2014 года). Автомобильный транспорт представляет собой наиболее гибкий и массовый вид транспорта для перевозки пассажиров и грузов на короткие и средние расстояния. По территории Луганщины проходили важные автомобильные дороги: Дебальцево – Ростов-на-Дону (М-04), Киев – Харьков – Должанское (М-03); Старобельск – Луганск – Красный Луч – Макеевка – Донецк (Н-21); Луганск – Лисичанск – Купянск, Луганск – Старобельск – Валуйки, Луганск – Миллерово, Купянск – Сватово – Старобельск – Меловое, Купянск – Сватово – Луганск. К основным недостаткам автодорог можно отнести качество дорожного покры- тия. Луганщина имела одну из самых густых сетей железных дорог. Данный вид транспорта выгоден для перевозки груза и пассажиров на дальние расстояния. Важ- нейшими железными дорогами являлись: Луганск – Киев, Луганск – Москва, Харьков – Волгоград, Купянск – Дебальцево, Ровеньки – Лихая; Дебальцево – Луганск, Мил- лерово – Луганск, Луганск – Ясиноватая. Крупнейшие железнодорожные узлы: Лу- ганск, Попасная, Родаково. На Луганщине были построены два аэропорта в Луганске и Северодонецке. На сегодняшний день они не функционируют. Трубопроводный транспорт Луганщины носит транзитный характер и включает нефте- и газопроводы. С севера на юг территорию Луганщины пересекает магист- ральный газопровод Ставрополь-Москва. В северной части Луганщины, через Ново- псков, проходит участок газопровода «Союз» из Оренбурга (Россия) в страны Вос- точной Европы. Из Самары (Поволжье, Россия) до Лисичанска построен нефтепро- вод. Городской транспорт осуществляет транспортное обслуживание населения города и пригорода.
Стабильная работа всех видов транспорта является неотъемлемым условием нормального функционирования экономики всего региона. Поэтому необходимо поддерживать такой уровень развития транспорта, который позволял бы при любых условиях удовлетворять жизненно важные потребности экономики и населения в перевозках, обеспечивая его конкурентоспособность на внутреннем и международ- ном рынках. Приоритетные направления развития: – строительство и реконструкция сети путей сообщения, пунктов пропуска транспорта через границу; – обновление подвижного состава, технико-технологическая модернизация, развитие информационной сети; – пополнение и модернизация парков транспортных средств всех видов транспорта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|