Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Инфраструктурный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве.




1. Инфраструктурный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве.

Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные ус- луги.   Инфраструктура – совокупность сооружений, зданий, систем и служб, обеспечивающих условия для нормальной работы различ- ных отраслей экономики и жизни населения.   Услуга – особый вид продукции. Она потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности.
Жизнь современного общества трудно себе представить без услуг, которые быва- ют разными по своему характеру, широте круга потребителей и периодичности по- требления (Табл. 9, 10).

Услуги обеспечивают нормальную рабо- ту промышленности, сельского хозяйства и других звеньев экономики, определяют ка- чество жизни населения. Однако роль ин- фраструктурного комплекса определяется не только этим. Освоение и использование любой территории невозможны без соот- ветствующей инфраструктуры: жилых и производственных зданий, дорог, водопро- водов, линий электропередач и пр. При

этом, чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфра- структурных сооружений.

Таблица 9.

Классификация услуг по их характеру и видам

Характер услуг

Виды услуг

материальные

материализуемые в предме- тах своего воздействия торговля, общественное питание, жилищ- но-коммунальное, бытовое обслуживание
нематериализуемые в пред- метах своего воздействия транспорт и связь

нематериальные

необходимые образование, культура, здравоохранение, физическая культура
вынужденно необходимые государственное управление, оборона, ох- рана общественного порядка

Таблица10.

Периодичность

потребления услуг

Услуги, нужные

всем большинству немногим
Постоянные жилищное обслуживание, покупка продуктов транспортное обслужи- вание школьное обслужи- вание
Нужные иногда парикмахерские, ремонт- ные службы учреждения отдыха больницы, автосер- вис

Рис. 60. Состав инфраструктурного комплекса

Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоя- тельные части (Рис. 60): 1) коммуникационную систему (транспорт и связь), которую часто называют производственной инфраструктурой, 2) сферу обслуживания (тор- говля, общественное питание, культура, искусство, наука, образование и пр. ), име- нуемую социальной инфраструктурой.

 

2. Коммуникационная система.

Коммуникационная система охватывает транспорт и связь.

Ее главная задача – перемещение в пространстве людей, информации, энер- гии и различных грузов.

Транспорт

  Транспортная система – со- вокупность всех видов транспор- та, объединенных между собой транспортными узлами, т. е. пунк- тами, в которых сходятся не- сколько видов транспорта и осу- ществляется обмен грузов между ними.   Грузооборот – это количество груза, перевозимого на опреде- ленное расстояние за опреде- ленный промежуток времени (тонно-километр т\км).   Пассажирооборот – это коли- чество пассажиров, перевезен- ных на определенное расстояние за определенный промежуток времени (пассажиро-километр пас\км).
Все виды транспорта по среде переме- щения разделяют на сухопутный (автомо- бильный, железнодорожный, трубопровод- ный), водный (речной, морской), воздушный (авиационный), электронный.

Все виды транспорта делятся   на две

группы, Те из них, которые могут перевозить и различные грузы, и людей, называются универсальными. Специализированные виды транспорта перемещают лишь определен-

ные грузы (нефть, газ, электроэнергию).

Основная задача транспорта – надежно связывать между собой отдельные звенья хозяйства и районы страны. Какой-либо один

вид транспорта решить эту задачу не может. Поэтому все виды транспорта взаимодейст- вуют и дополняют друг друга, образуя транс- портную систему.


Роль различных видов транспорта в транспортной системе определяется их долей в работе транспорта. Работа транспорта оценивается несколькими показате- лями:

1) количеством перевезенных грузов (млн т) и пассажиров (млн чел);

2) грузо- и пассажирооборотом.

При выборе вида транспорта обычно учитывают себестоимость и скорость транспортировки, грузоподъемность и влияние природных условий на его работу (Табл. 11).

Таблица 11.

Преимущества и недостатки разных видов транспорта

Вид транспорта преимущества недостатки
автомобильный Высокая маневренность, возможность доставки грузов непосредственно потре- бителю Высокая себестоимость перевозки
железнодорожный Высокая грузоподъемность, низкая себе- стоимость перевозок, регулярность пе- ревозок, возможность строить железные дороги почти повсеместно Длительные простои ва- гонов на станциях сорти- ровки
речной, морской Низкая себестоимость перевозки, боль- шая грузоподъемность Зависим от природных условий
воздушный Высокая скорость и возможность дости- жения отдаленных районов Высокая себестоимость перевозки, зависимость от метеоусловий
трубопроводный Высокая частота поставки груза Применяется только для специфичных грузов

Себестоимость перевозок по отдельным видам транспорта очень сильно раз- личается. Грузы дешевле всего перевозить морем. Но скорость этих перевозок не- высока. Второй по экономичности транспорт – железнодорожный. Он всего на 30 % дороже морского, но примерно в 2 раза быстрее. Автомобильные перевозки почти в 15 раз дороже морских и в 10 раз – железнодорожных. Самый дорогой, но и самый быстрый вид транспорта – авиационный. А наиболее дешевый вид пассажирских пе- ревозок – автобусами.

Транспорт оказывает огромное влияние на географию населения и хозяйства. Населенные пункты тяготеют к транспортным путям ради экономии времени. Затра- ты рабочего и личного времени у людей, живущих вблизи магистралей, намного ни- же, чем в удаленных от них поселениях. Перемещение грузов по транспортным ма- гистралям изменяет их стоимость. Величина транспортных затрат в общей стоимо- сти продукции влияет на размещение предприятий.

 

Транспортный комплекс Луганщины объединяет такие виды транспорта как железнодорожный и автомобильный, трубопроводный и авиационный (до 2014 года). Автомобильный транспорт представляет собой наиболее гибкий и массовый вид транспорта для перевозки пассажиров и грузов на короткие и средние расстояния. По территории Луганщины проходили важные автомобильные дороги: Дебальцево – Ростов-на-Дону (М-04), Киев – Харьков – Должанское (М-03); Старобельск – Луганск

– Красный Луч – Макеевка – Донецк (Н-21); Луганск – Лисичанск – Купянск, Луганск –


Старобельск – Валуйки, Луганск – Миллерово, Купянск – Сватово – Старобельск – Меловое, Купянск – Сватово – Луганск.

К основным недостаткам автодорог можно отнести качество дорожного покры-

тия.

Луганщина имела одну из самых густых сетей железных дорог. Данный вид

транспорта выгоден для перевозки груза и пассажиров на дальние расстояния. Важ- нейшими железными дорогами являлись: Луганск – Киев, Луганск – Москва,  Харьков

– Волгоград, Купянск – Дебальцево, Ровеньки – Лихая; Дебальцево – Луганск, Мил- лерово – Луганск, Луганск – Ясиноватая. Крупнейшие железнодорожные узлы: Лу- ганск, Попасная, Родаково.

На Луганщине были построены два аэропорта в Луганске и Северодонецке.

На сегодняшний день они не функционируют.

Трубопроводный транспорт Луганщины носит транзитный характер и включает нефте- и газопроводы. С севера на юг территорию Луганщины пересекает магист- ральный газопровод Ставрополь-Москва. В северной части Луганщины, через Ново- псков, проходит участок газопровода «Союз» из Оренбурга (Россия) в страны Вос- точной Европы. Из Самары (Поволжье, Россия) до Лисичанска построен нефтепро- вод.

Городской транспорт осуществляет транспортное обслуживание населения города и пригорода.

Стабильная работа всех видов транспорта является неотъемлемым условием нормального функционирования экономики всего региона. Поэтому необходимо поддерживать такой уровень развития транспорта, который позволял бы при любых условиях удовлетворять жизненно важные потребности экономики и населения в перевозках, обеспечивая его конкурентоспособность на внутреннем и международ- ном рынках.

Приоритетные направления развития:

– строительство и реконструкция сети путей сообщения, пунктов пропуска транспорта через границу;

– обновление подвижного состава, технико-технологическая модернизация, развитие информационной сети;

– пополнение и модернизация парков транспортных средств всех видов транспорта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...