Географическая разминка. 1. Районирование. Виды районов.. 2. Экономическое районирование
⇐ ПредыдущаяСтр 46 из 46 Географическая разминка
1. Районирование. Виды районов. 2. Экономическое районирование.
1. Районирование. Виды районов.
К основным факторам формирования районов можно отнести географическое по- ложение; природные условия и ресурсы; ис- торию развития территории; хозяйственную деятельность людей; население, культуру и быт людей. Их различное сочетание де- лает районы непохожими друг на друга. Каждый из факторов влияет на формирова- ние района и самостоятельно, и взаимодействуя с другими. Для географии метод районирования наряду с картографическим является основным, поскольку одна из главных задач географии – изучение разнообразия земной поверхности. Районирование – метод познания и учета особенностей раз- личных территорий. Люди должны их знать для того, чтобы учитывать в хозяйствен- ной деятельности, приспосабливаться к ним в жизни и в быту. Поэтому районирова- ние имеет и научное, и практическое значение. В зависимости от поставленных целей районирование, а следовательно, и районы могут быть очень разными.
Они могут быть природными, учитывающими исключительно природные осо- бенности территории. В основу природного районирования могут быть положены ха- рактеристики отдельных компонентов природы: климата (климатические районы), почв (почвенные районы) и т. д. С деятельностью и жизнью человека связаны другие виды районирования: хо- зяйственное (экономическое) и социальное. Эти районы, как и природные, могут вы- деляться как по одному, так и по нескольким признакам. Например, при изучении географии промышленности выделяются районы сосредоточения разных предпри- ятий: металлургических, машиностроительных и пр. Наряду с этим районирование может одновременно учитывать особенности всех видов хозяйства на данной терри- тории: запасы и добычу полезных ископаемых, промышленность, сельское хозяйст- во, транспортную сеть. Разнообразны признаки, по которым может осуществляться социальное рай- онирование: уровень доходов населения, его обеспеченность различными видами товаров и услуг, участие в выборах и т. д. Его можно проводить и по совокупности разных показателей. Для этого разрабатывают сложную систему соединения многих характеристик в один комплексный показатель, например уровень жизни, который включает и уровень доходов, и многие другие показатели. Самый сложный вид районирования – комплексное. Оно учитывает и природ- ные, и хозяйственные, и социальные особенности территорий.
2. Экономическое районирование В основе формирования экономических районов лежат факторы: природно- ресурсный, ЭГП, историко-географический, население и трудовые ресурсы, архитектур- но-исторический и др. Место и роль факто- ров могут меняться во времени. В каждом районе можно выделить отрасли специализации, вспомогательные (работающие на отрасли специализации), обслуживающие (работающие на нужды населения района).
Каковы же причины, влияющие на формирование специализации экономиче- ских районов? Рассмотрим их на рис. 63. Задачами экономического районирования являются: ü рациональное использование природно-ресурсного потенциала терри- торий; ü полное использование социальных условий, трудовых и создаваемых человеческим трудом материальных ресурсов; ü осуществление мероприятий по охране природы; ü улучшение управления социальной и хозяйственной жизнью районов; ü разработка комплексных программ развития района и их эффективная координация с соседями. Таким образом, наличие системы экономических районов открывает возмож- ности для проведения региональной политики с более полным учетом интересов от- дельных территорий и, следовательно, страны в целом.
Рис. 63. Причины специализации экономического района 1. Что такое район? Перечислите факторы формирования районов. 2. Почему метод районирования является одним из основных в геогра- фии? 3. Что представляет собой экономическое районирование территории го- сударства? СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Всеукраїнський перепис населення 2001. Розподіл населення за національністю та рідною мовою [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //2001. ukrcensus. gov. ua/results/nationality_population/nationality_popul1/ 2. География: Население и хозяйство России, учебник для 9 класса общеобразова- тельных учреждений/ Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский, Н. Н. Клюев. – 5-е изд. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. 3. География России: Учеб. для 8 – 9 кл. общеобразоват. учреждений Под ред. А. И. Алексеева: в 2 кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. 4. Главное управление статистки в Луганской области [Электронный ресурс]. – Ре- жим доступа: http: //lg. ukrstat. gov. ua/sinf/osreda/rosreda. php. htm 5. Государственный комитет статистики Луганской Народной Республики [Электрон- ный ресурс]. – Режим доступа: https: //gkslnr. su/perepis_naseleniya/obyavleniya_perepis/ 6. Демографическая статистика населения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www. grandars. ru/student/statistika/demograficheskaya-statistika. html 7. Дронов В. П. География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе/ В. П. Дронов, Л. Е Са- вельева; Рос. акад. наук, Рос акад. образования, изд-во «Просвещение». – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
8. Дронов В. П. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе/ В. П. Дронов, Л. Е Са- вельева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. 9. Дронов В. П. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: Учеб. для общеоб- разоват. учреждений / В. П. Дронов, В. Я. Ром. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. 10. Ефименко В. И. География Украины. Экономическая и социальная география Ук- раины и Луганской области. Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. – Луганск: Знание, 2002. 11. Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» [Электронный ре- сурс]. – Режим доступа: https: //nslnr. su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya- baza/5741/ 12. Каталог «Выставка достижений народного хозяйства Луганской Народной Рес- публики» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: //merlnr. su/ved/ved_v/25026- katalog-vystavka-dostizheniy-narodnogo-hozyaystva-luganskoy-narodnoy-respubliki. html 13. Комарова Р. В. История гончарной кустарно-промысловой школы в селе Макаров Яр [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //fki. lgaki. info/2017/04/20/р-в- комарова-история-гончарной-куста/ 14. Луганск: основные показатели социально-экономического развития – 2016. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: //xxiveklnr. su/novosti/246-lugansk- osnovnye-pokazateli-socialnoekonomicheskogo-razvitiya-2016. html 15. Министерство экономического развития Луганской Народной Республики [Элек- тронный ресурс] – Режим доступа: https: //merlnr. su/ 16. Народный Совет Луганской Народной Республики [Электронный ресурс] – Режим доступа: (https: //nslnr. su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/5741/). 17. Обод М. Л. Экономическая и социальная география Украины. 9 класс: Пособие для учителя. – Харьков: Веста: Издательство «Ранок», 2003. 18. Перепис 1989. Розподіл населення за національністю та рідною мовою [Элек- тронный ресурс]. – Режим доступа: http: //database. ukrcensus. gov. ua/ 19. Пестушко В. Ю. Географія: Підруч. для 9 кл. загальноосвіт. навч. закл. / В. Ю. Пестушко, Г. Ш. Уварова. – К.: Генеза, 2009.
20. Подов В. И. У истоков Донбасса. Исторический очерк. Луганск, 1995. 21. Слонева Т. И. Социально-экономическая география Луганщины: тексты докладов к мультимедийным презентациям (часть І) / Т. И. Слонева, Н. С. Краснокутская. – Лу- ганск: ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевчен- ко», 2016. 22. Слонева Т. И. Социально-экономическая география Луганщины: тексты докладов к мультимедийным презентациям (часть ІІ) / Т. И. Слонева, Н. С. Краснокутская, А. С. Коджабашян, А. В. Кириченко – Луганск: ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко», 2017. 23. Слонева Т. И. Социально-экономическая география Луганщины: тексты докладов к мультимедийным презентациям (часть ІІІ) / Т. И. Слонева, Н. С. Краснокутская; ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко». – Лу- ганск: Изд-во ЛНУ им. Тараса Шевченко, 2018. 24. Справочник предприятий – Режим доступа: https: //vedlnr. ru/spravochnik- predpriyatij/ 25. Стадник О. Г. Економічна і соціальна географія України. 9 клас: Майстер-клас. – Х.: Вид-во «Ранок», 2009. 26. Тема на перспективу: лесное будущее Луганщины [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //svsever. lg. ua/2015/06/tema_na_perspektivu_lesnoe_buduschee_luganschiny 27. Торгово-промышленная палата Луганской Народной Республики – Режим досту- па: https: //tpplnr. ru/ 28. Туристический паспорт Луганской Народной Республики. области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: //mklnr. su/engine/download. php? id=2021& area=static 29. Уничтожение лесов Луганщины [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: //mprlnr. su/news/470-unichtozhenie-lesov-luganschiny. html
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|