Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда.




1. Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда.

  Мировое хозяйство – истори- чески сложившаяся система на- циональных хозяйств стран ми- ра, связанных между собой все- мирными экономическими отно- шениями на основе междуна- родного географического разде- ления труда.   Международное географиче- ское разделение труда – это способ организации мировой экономики, при котором пред- приятия разных стран специали- зируются на изготовлении опре- делённых товаров и услуг, обме- ниваясь ими.
На современном этапе растет взаимная зависимость всех стран. Сейчас ни одна страна мира не может успешно развиваться без участия в мировом хозяйстве.

Об устройстве национальной экономики и

мировых экономических связях государства свидетельствует его место в международном разделении труда.

Различают разделение труда на биоло- гической основе (например, разделение в пчелиной семье, стае волков и т. д. ), общест- венное (профессиональное)  разделение

труда и географическое. Теория географиче- ского разделения труда была разработана основателем экономической географии СССР Н. Н. Баранским (Рис. 3). По его мне- нию, географическое разделение труда – это

пространственная форма общественного разделения труда. Проявляется она в спе- циализации. Географическое разделение труда может быть территориальным (для одной страны) и международным. Для мирового хозяйства характерным является международное географическое разделение труда (МГРТ).

Условиями для развития международного географического разделения труда являются:

· наличие стран, имеющих преимущество в выпуске какой-либо продукции и способных производить её в большом количестве;

· наличие стран, нуждающихся в этой продукции;

· достаточный уровень развития транспорта, позволяющий сделать выгодной и надежной доставку большого объёма товаров во многие страны мира.


2. Формы международного сотрудничества.

  Внешняя торговля – торговля данного государства с другими государствами мира, включаю- щая в себя импорт и экспорт то- варов и услуг. Экспорт – это вывоз опреде- ленных товаров, ценных бумаг для реализации на внешнем рынке. Импорт – это ввоз товаров.
Связи государства с другими государст- вами называются международными. Форма- ми международных (внешних) связей могут быть политические, экономические, культур- ные, научные, военные, религиозные, гума- нитарные.

Внешние связи различаются по содержа- нию, характеру и предметам обмена. Чем выше уровень развития государства, тем сложнее и многограннее его связи. Таким образом, экономика развитых стран тесно связана с мировым хозяйством и, следова-

тельно, оказывает значительное влияние на другие государства. В то же время хо- зяйственный механизм стран сильно зависит от изменений в мировом хозяйстве. Развитые страны стремятся совершенствовать такие отрасли промышленности, продукция которых пользуется наибольшим спросом.

Каждая группа связей имеет свою многоуровневую структуру. Например, эко- номические связи включают в себя:

1. Международная торговля. Торговля государства с другими государствами мира, включающая в себя импорт и экспорт товаров и услуг.

2. Международные финансово-кредитные отношения. Они заключаются в предос- тавлении займов и кредитов, в экспорте и импорте капитала. Главными экспортера- ми капитала являются США, Япония, Великобритания, Германия.

3. Научно-технические связи. Они выражаются в международном обмене научно- техническими знаниями, а также в осуществлении совместных научных разработок и проектов передовых технологий, охраны окружающей среды.

4. Предоставление международных услуг. Этот вид отношений включает транспорт- ные (например, обслуживание морских судов) и строительные услуги, услуги в об- ласти страхования, рекламы, инженерного проектирования, обмена производствен- ным опытом и т. д.

5. Международный туризм. К нему относится автомобильный, воздушный, речной и морской туризм. Одновременно с развитием туризма растет и его индустрия: сеть гостиниц, туристических фирм, обслуживающих предприятий и т. д.

 

3. Внешнеэкономические связи в регионе.

Для ЛНР наиболее приоритетными являются следующие формы внешнеэко- номических связей:

· международная торговля;

· вывоз капитала и кредитно-финансовые отношения;

· научно-техническое сотрудничество;

· международное производственное сотрудничество;

· пограничная торговля;

· свободные экономические зоны;


· международный туризм.

Основу товарной структуры внешней торговли Луганщины составляют мине- ральные продукты, недрагоценные металлы и изделия из них, средства наземного транспорта, продукция химической продукции, машины, оборудования и механизмы; электротехническое оборудование, полимерные материалы, пластмассы и изделия из них, текстильные материалы и изделия из них, изделия из камня, гипса, цемента, продукты растительного происхождения, готовые продукты питания.

Луганщина поддерживала связи с партнерами из 120 стран мира (Табл. 12). Экспорт товаров осуществляли около 300 предприятий и организаций Луганщины. Главными внешнеторговыми партнерами являлись Россия, Турция, Италия, Египет, Польша, Индия, Беларусь, Венгрия, Германия, Словакия, Болгария, Румыния.

Таблица 12

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...