Бедность и околопосыловая сущность языка
Ни для кого не секрет, что в мире не существует ничего идеального, совершенного и т.д. Не идеален, следовательно, и человек, а тем более присущие ему черты. Одной из таких черт является язык общения. Все языки имеют разную степень словарного богатства, а из этого вытекает такое следствие, что все они имеют разные возможности в точности передачи посыла. Впрочем, часто такое утверждение оказывается неочевидным. В одном языке имеется, скажем, около трехсот тысяч слов, а в другом - около миллиона: исходя из этих данных мы обычно выводим, что второй язык богаче. Так оно, конечно, и есть, но из уровня словарного богатства языка недопустимо второпях делать однозначный вывод о таком же его уровне информативности. В этом случае я, разумеется, должен привести примеры, но обойдусь без них. Не стоит, однако, думать, что я здесь решил заняться пустозвонством. Вовсе нет. Я назову здесь лишь реально существующие языковые ситуации, не прибегая к конкретным словам лишь потому, что в момент написания этого текста они не остались у меня в голове. Ситуация 1: в языке А существует слово, для объяснения значения которого с помощью языка Б потребовалось бы выстроить едва ли не целое предложение и никак иначе ввиду отсутствия там однословесного языкового аналога. Ситуация 2: в языке А существует одно-два слова, означающее что-либо, в то время как в языке Б таких слов можно найти десятки, что может объясняться спецификой культурного развития региона распространения языка Б и спецификой менталитета его носителей. Обе таких ситуации, скажу предельно честно, в реальной жизни мне неоднократно встречались, но в памяти, увы, не отложились. Я специально говорю об этом потому, что в момент знакомства с такими языковыми ситуациями мне была присуща повышенная концентрация внимания, однако не памяти, как вы видите.
Мы разобрали сейчас скорее количественный момент, связанный с языком. Теперь же перейдем к его качественному моменту. Каким богатым бы не был язык, мы никогда не сможем с помощью его передать другому с абсолютной точностью свой посыл. Речь о том, что язык почти не способен выражать эмоции в их полном содержании в конкретном посыле. Чего греха таить, даже мы собственной персоной порой являемся преградой к пониманию нас другими. Скажем, если мы выразили свою мысль недостаточно эмоционально из-за несоответствующего настроения или банального неумения это делать, тот, кому адресован посыл, не поймет его близкость для нас самих, его общую важность и тд. Если же мы имеем ограниченный словарный запас, то посыл, следовательно, будет передан и усвоен неполно, некорректно. Бывают такие ситуации, когда для того, чтобы донести до другого что-то важное, не нужны слова. Но если словесный аспект все же наслаивается на нашу собственную несовершенность, мы и получаем в итоге образец околопосыловой сущности языка, который беден в плане идеальной передачи посыла, исходящей от нас. Сами мы язык бедными не делаем, но бедным в итоге является язык, исходящий от нас. А потому скудны и наши мысли во всей их возможной глобальности и точности. Напоследок, следует все-таки сказать, что же такое околопосыловая сущность языка, дабы подвести некий предварительный итог этой работе: околопосыловая сущность языка означает невозможность передачи им конкретного посыла в абсолютной точности при всем возможном словарном богатстве этого языка. Есть в английском языке такая фраза: check your head. Переводя ее дословно, можно получить такой вариант: проверяй свою голову. Но ведь такой ее перевод абсурден, потому мы его со смешком отметаем, зная при этом: подлинная суть этой фразы - следи за собой.
27 сентября 2013 г. -
Чаю надо помочь Осознание, что эта работа нужна, пришло только сейчас, хотя тезис, отраженный в ее заголовке, витает в воздухе уже не первый год, но именно сейчас соответствующая концепция, как мне кажется, наконец дозрела. Можно, естественно, пытаться искать сходства данного текста с моей последней до данного момента работа в плане околоконсьюмеристического потока сознания - хотя я не до конца уверен, что данную тематику стоит выражать именно такими словами. То был подвод читателя к рациональному зерну работы, которое заключается в словах "чаю надо помочь". Почему нужно помочь именно чаю, для чего ему надо помочь и что имеется ввиду под помощью этому напитку? Каждый из этих элементов триады будет мной раскрыт ниже. Стоит отметить, в первую очередь, что в некоторых кругах я отчасти имею известность как любитель китайского чая. Можно всю жизнь по тем или иным причинам довольствоваться лишь несколькими видами чая, а можно перепробовать много видов, но остановиться для себя на лишь нескольких. В данном случае я себя отношу ко второй группе. Постепенно овладевая гунфу (китайский термин, обозначающий мастерство в теории и непосредственном проведении чайных церемоний), я открывал и открываю для себя особенность действия того или иного вида чая на организм. Кто-то из них благотворно влияет больше на умственную деятельность (как, например, на момент написания этого текста, уж извините за такие интимные подробности), кто-то наиболее благоприятен для тонизирования организма, кто-то для временного отвода сна и так далее. Кратко замечу, почему относительно чая мной употребляется слово не "что", а "кто": я искренне считаю, что чай - это живое существо, а в ряде случаев и лучший друг человека. Разумеется, чайное сырье есть биологический организм, но я говорю скорее о его опциональной интерактивности, нежели просто жизненном функционировании - а на первое способен далеко не каждый живой организм на планете, тем более если речь идет о так называемых растениях. Нет смысла углубляться здесь в метафизику данного вопроса: лучше делать это на чайной церемонии, а также в соответствующем расположении духа. Итак, возвращаемся обратно к заданной теме.
Как мной уже было обозначено, каждый чай имеет свои особые свойства, и сегодня речь пойдет о таком свойстве, как поддержка коммуникации. Многие чаи разных видов имеют такое свойство, но все же отдельно выделим в этой связи три наиболее популярных согласно некоторым причинам в России: те гуань инь, да хун пао и разного рода шу пуэр. Сразу замечу: на подробном описании свойств какого-либо вида чая из обозначенных я останавливаться не собираюсь, плюс ко всему моя "топ-тройка" чайных лидеров не совпадает с той, что приведена выше. Мое утверждение заключается в следующем: бесспорно, чай способен оказывать то или иное действие на организм, однако следует помнить, что просто потребление чая мало к чему приводит, так как к более-менее достоверному эффекту приводит ряд обстоятельств, которые по своей силе помощи чаю в воздействии на организм можно разбить на несколько уровней. Таких уровней мной с соответствующим сугубо субъективным и умозрительным уровнем силы выделяется три: 1) распитие чая в одиночестве при практически полном отсутствии внутреннего диалога, либо его ведение в невербальной форме: коэффициент раскрытия чая стремится к 0,25. 2) проговаривание внутреннего диалога вслух, либо физические действия, способствующие усилению внутреннего диалога или мышечного тонуса, либо же оба компонента сразу: коэффициент раскрытия чая стремится к 0,5. Здесь стоит высказаться относительно первых двух уровней. Думаю, ни для кого не секрет, что отсутствие дополнительных умо- и телодвижений ускоряют достижение или способствуют сохранению покоя ума и тела. Соответственно, их стимуляция в той или иной степени успеха дает необходимый результат, что и делает чай. Относительно физического телесного аспекта, воздействие на которой характерно второму уровню раскрытия свойств чая, заметим следующее. Если вы выпили, казалось бы, огромное количество чая или просто вытянули из чайного сырья много содержащихся в нем веществ, это еще не значит, что выпитое неистово пустится в воздействие на организм. В ряде случаев достаточно сходить в туалет, то есть совершить простейшие физические действия, чтобы действие чая на глазах усилилось в разы. Похожую картину можно наблюдать и при употреблении алкоголя, хотя и не стоит сравнивать последствия его действия на организм и действия чая. Основная разница заключается в том, что во втором случае негативный экстазис всегда достигается труднее. Во-первых, такой экстазис окажется в разы слабее алкогольного. Во-вторых, при достижении такого экстазиса может потребоваться выпить безумное количество чая, в то время как аналогичных объемов алкоголя хватит, чтобы убить физически крепкого человека, а зачастую и не одного. В-третьих, чайный негативный экстазис в своем действии есть лишь капля в море ужасных для многих ощущений при алкогольном экстазисе, то есть в первом случае восстановление организма происходит в разы проще и мягче. Касаемо последнего, дополнительно стоит провозгласить следующую мысль: если вам не нравится тяжесть действия алкоголя на организм, могу посоветовать переход на китайский чай, который и подсознание способен вскрыть, и душу лечит, и инструментально-эстетическую культуру распития имеет (впрочем, последнее любителями алкоголя зачастую игнорируется, либо изменяется до безобразия).
А теперь, собственно, высший, третий уровень раскрытия чая: 3) конструктивная межличностная коммуникация, активизирующая умственный ресурс, либо продолжительные физические действия: коэффициент силы стремится к единице. Наверняка читатель задался вопросом, почему коэффициент силы на обозначенных уровнях равен 0.25, 0.5 и 1. Насчет последнего объясню сразу: третий уровень - это идеал, эталон, потому единица здесь и взята за коэффициент. Относительно превосходства второго уровня над первым вам, скорее всего, с профессиональной точки зрения доложат специалисты по биохимии мозга, психологии и т.д. Я же в данном предпочитаю околофилософскую трактовку данного явления: представим, что в коммуникации присутствует два субъекта. На первом уровне это две составных части Я конкретного индивида (не будем давать им никакого специального названия), и такое внутриличностное общение несет для самой личности скорее деструктивную тенденцию: интровертность, скрытность, невротизм и прочие симптомы. На втором же уровне присутствуют проговариваемые индивидом, так или иначе фиксируемые им слова, поэтому здесь субъектами коммуникации, пусть и односторонней зеркальной, являются Я и молчаливая материя. Симптомы здесь в своей основной массе являются противоположными, то есть это, соответственно, экстравертность, открытость (пусть и временная), ярко выраженное стремление побороть невротические элементы на первых двух фрейдовских уровнях сознания, и пр. Однако при диалоге с самим собой у индивида могут развиваться эгоистические и нарциссические тенденции, которые могут позже перерасти в психическое отклонение. Поэтому, когда видите человека, разговаривающего с самим собой, или который, согласно его личному ощущению, говорит с кем-то из рядом находящихся, знайте, что этот человек, возможно, пытается спасти свою коммуникабельность или ликвидировать беспокоящие его неврозы.
Моя работа, однако, подходит к концу, и относительно китайского чая, помимо пожелания тщательно выбирать воду, сырье и посуду для чаепития достойного уровня, я провозглашаю: если рассчитываете на помощь от этого напитка, не ждите у моря погоды - идите навстречу чаю, и тогда результат окажется лучше, чем вы ожидали. 1 ноября 2014 г. -
Теория фильтра Чем больше живет человек, тем критичнее и требовательнее становится его взгляд на вещи. По крайней мере, при здоровом и полноценном функционировании личности происходит именно так. Череда неудач, ошибок, критики оттачивают походку по бытию, и в итоге мы получаем такого человека, которому нельзя уже внушить что угодно, заставить сделать его что угодно… И это если не касаться таких моментов, как, например, политические убеждения. Многие люди, впервые знакомясь с той или иной политической идеологией, по молодости спешат отождествить себя с ней, поскольку стремятся восполнить политическую пустоту внутри себя. Радикальные меры и взгляды привлекают их, поскольку являются доступными для понимания и конкретными в применении. В дальнейшем большинство молодежи отрекается от подобных взглядов – кто-то раньше, а кто-то позже. Происходит либо кардинальное переосмысление индивидуальных политических ценностей с обращением в крыло с политической идеологией противоположного толка, что основано на возникшем отвращении к своим прежним взглядам, либо радикальность взгляда на мир ослабевает, и человек становится по воззрениям чуть ближе к центристам. К моменту конца своих политических амбиций он начинает либо поддерживать абсолютно любой правящий политический режим, так как нуждается в сильной руке и сильном авторитете, либо становится вовсе безразличен к политической жизни общества, сублимируя ее другими средствами. Иными словами, практически всем людям со временем свойственно эмоционально выгорать. Безусловно, это зависит и от индивидуального темперамента. Холерики, например, часто склонны останавливаться на полдороги к своей цели, увидев соседний аверсивный стимул, который позже, скорее всего, будет точно так же оставлен и недообработан. На примере политических воззрений это часто особенно ярко заметно, но есть и другие качественные примеры. Например, музыка – о ней мы сейчас и поговорим. Если прослушать множество музыкальных исполнителей похожего стиля, складывается определенное понимание о эстетическом, идеологическом и звуковом содержании этого жанра, а потому прослушивание в дальнейшем творчества менее качественных исполнителей из этого же жанра формирует отвращение к их творчеству и повышает музыкальные ожидания в целом. Таким образом, чем больше похожей музыки за свою жизнь усвоит человек, тем больше у него к ней претензии по содержанию, и при этом качество данного стимула должно в тех или иных масштабах непрерывно расти. Такая психологическая закономерность легко применима также к автомобилям, алкогольным напиткам, отелям, продуктам питания, и, как ни странно, даже погоде на улице. Человек становится критиком, когда ему есть с чем сравнить то, что предлагается в данный момент. Стоит упомянуть также о «синдроме утенка» - психологическом феномене, сутью которого заключается следование человеком своему первому опыту в чем бы то ни было в течение всей своей жизни, будь то музыкальные или политические предпочтения, алкогольные напитки, виды секса, автомобили и т.д. Если такие приоритеты у человека меняются, это означает, что мы имеем дело с преодолением текущего фильтра. Отдельным пунктом здесь может рассматриваться и насыщение стимула, которое может быть интерпретировано как ослабление внутреннего фильтра, и поэтому в такие моменты легко внедрять в сознание человеку новые установки, принципы, моральные убеждения, вкусы и т.д. Критическое мышление человека основано на фильтрации того, какую информацию мозг обрабатывает в конкретный момент времени, задействовав и память, и слух, и зрение, и другие функции человека. Если жизненный опыт человека небогат, а интеллектуальный ресурс не активирован, либо не развит, такому человеку можно внушить что угодно. На этом и основана теория фильтра. Точно так же человечество не способно оказалось осознать опасность фашистских режимов, пока в Европе не была развязана соответствующая международная агрессия. Точно так мы будем читать плохие книги и смотреть плохие фильмы, пока не появится тот, кто сможет нас убедить в том, что мы сами себе вредим: сработает принцип «все познается в сравнении», однако если разница на весах невелика, фильтр может быть не преодолен. По тем же самым причинам многим людям приходится долго, либо агрессивно объяснять, что они неправы, ведь пока те не начнут шевелиться, никаких сдвигов в лучшую сторону не произойдет. Именно на этом осознании, что мы хотим или можем жить, либо делать что-то лучше, основано движение вперед не только каждого человека лично, но и всего общества в целом. Человек так устроен, что ему нужно показать перед носом нечто бросающееся в память с неимоверной силой, переворачивающее представление о текущем положении дел. Пока тот, кому предназначен объект сравнения, не увидит необходимой разницы между старым и новым, бесполезно говорить о необходимости каких-то перемен в его жизни. Чтобы преодолеть личностный или общественный фильтр, функционирующий на основе критического мышления, нужен стимул, который по силе воздействия будет превышать уже существующий стимул. Можно использовать также несколько стимулов, где каждый будет слабее уже доминирующего, но в своей сумме чтобы они превышали его по воздействию. Как высчитывать коэффициент силы действия каждого из стимулов, всегда должно быть видно на практике, но все же являет собой некий общий ментальный конструкт, а именно вероятность ошибиться ввиду субъективного приукрашенного интуитивного ожидания, что инновация окажется сильнее уже существующего порядка вещей. Такие ошибки, впрочем, позволяют лишь больше совершенствовать свою деятельность и мышление. 3 января 2016 г. --
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|