Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические материалы по теме




Физиология ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Методические указания к изучению основных тем курса для студентов специальности "Психология" очного отделения социолого-психологического факультета

 

Иваново

Издательство

«Ивановский государственный университет»


Составители: кандидат биологических наук Л. Р. Горбачева.

Включает рекомендации по подготовки семинарских занятий по всем основным темам курса.

Издание предназначено студентам специальность «Психология»

 

Печатается по решению

методической комиссии

социолого-психологического факультета

Ивановского государственного университета

 

 

Рецензент

 

 

© Издательство «Ивановский государственный университет», 2005


 

    "....всякая деятельность организма является отражением внешних воздействий, осуществляющимся через посредство центральной нервной системы". Р. Декарт

Уважаемый будущий коллега!

Курс "Физиология центральной нервной системы" является одной из биологических дисциплин, составляющих фундамент естественнонаучной подготовки психологов. Изучение данного курса базируется на знаниях анатомии центральной нервной системы, которые получены на предыдущих курсах обучения. Данная дисциплина предполагает осмысление основных принципов работы нервной ткани и функционирования различных структур центральной нервной системы.

Функции мозга интересовали ученых с древних времен. Уже в работах римского врача Галена (II век н.э.) имеются достаточно точные сведения о роли центральной нервной системы, например, в организации движений. Среди философских работ, касающихся функции мозга, особое значение имеет работа Рене Декарта (1649), который ещё до развития экспериментальных исследований выдвинул отражательный (рефлекторный) принцип работы нервной системы. Значительный вклад в изучение функционирования нервной системы сделали отечественные ученые. И.М.Сеченов открыл явление центрального торможения и пришёл к выводу, что основой любой рефлекторной деятельности является взаимодействие возбуждения и торможения. Ф.В.Овсянников и Н.А.Миславский получили важные сведения о работе центров, регулирующих сердечно-сосудистую деятельность и дыхание. Огромный шаг вперед был сделан с появлением метода условных рефлексов, предложенного И.П.Павловым. Однако даже сейчас, когда много известно о мозге, мы ещё далеки от понимания физиологических механизмов многих сложных психических функций. Освоение достижений современной нейрофизиологии является необходимым при изучении физиологии центральной нервной системы. Данный курс поможет раскрыть значение трех составляющих, работающих в системном единстве: активирующего мозга, мотивационного и когнитивного. Успешное освоение этих знаний позволит обеспечить осмысленный анализ отдельных элементов разнообразного поведения человека, его способностей к научению, запоминанию, сложных форм движений, формирования эмоций и связать эти процессы со структурами центральной нервной системы.

Желаю успехов!

Автор


Общая нейрофизиология

Занятие.1. Функции центральной нервной системы. Развитие головного мозга в филогенезе и онтогенезе

Цель занятия

1. Знать основные функции нервной системы в организме

2. Иметь представление об основных закономерностях формирования нервной системы в онтогенезе

3. Уметь охарактеризовать основные принципы и этапы закладки и развития нервной системы в онтогенезе

План занятия

1. Вместе с преподавателем разобрать наиболее сложные вопросы и задачи по изучаемой теме.

2. Ответить на вопросы преподавателя.

3. Дать ответы на вопросы тест – карты.

Основная литература

1. Физиология человека. Т.1./Под ред. Р.Шмидта и Г.Тевса. М.: "Мир", 1996. С. 129.

2. Физиология человека /Под. ред. Г.И.Косицкого. М.: Медицина, 1985. С. 5-6.

3. Общий курс физиологии человека и животных. Кн.1 Физиология нервной, мышечной и сенсорных систем /Под ред. А.Д. Ноздрачева. М.: «Высшая школа», 1991. С. 32-35, 157-166.

4. Котляр Б.И., Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. М.: Изд-во МГУ. 1979. С 3-7.

5. Смирнов В.М., Яковлев В.Н. Физиология центральной нервной системы. М.: Изд. центр «Академия», 2002. С. 18-33.

6. Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии. М.: Аспект Пресс, 2000. С. 21-26.

7. Лекции.

Дополнительная литература

1. Костюк П.Г. Физиология центральной нервной системы. Киев. Изд-во «Вища школа». 1977г. 318 с.

2. Эккерт Р., Рэнделл Д., Огастин Дж. Физиология животных. Механизмы и адаптация. В 2-х т. М.: «Мир». 1991.

Методические указания

Для успешного усвоения материала данной темы необходимо вспомнить строение основных отделов центральной нервной системы из курса «Анатомия ЦНС».

Время для самоподготовки – 4 часа

Структура темы

1. Функции нервной системы.

2. Развитие нервной системы в филогенезе.

2.1. Нервная система беспозвоночных.

2.2. Нервная система позвоночных.

3. Становление нервной системы в онтогенезе.

3.1. Закладка нервной системы.

3.2. Развитие основных отделов головного мозга в онтогенезе.

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Перечислите основные функции центральной нервной системы.

2. Назовите основные этапы развития центральной нервной системы человека.

3. Из какой части нервной трубки развиваются сенсорные и моторные элементы центральной нервной системы?

4. Опишите общую организацию головного и спинного мозга у позвоночных.

5. Опишите общую организацию головного и спинного мозга у беспозвоночных.

Методические материалы по теме

Рис.1. Головной и спинной мозг лягушки (А) и человека (Б)

 

Рис.2. Брюшная нервная цепочка омара

 

Рис. 3. Развитие мозга. А-формирование первичных пузырей (до 4-ой нед. эмбрион. развития), Б-Е – формирование вторичных пузырей (Б,В-конец 4-й нед., Г- 6-я нед., Д – 8-9-я нед., Е – 14 нед., формирование основных отделов). 1-передний мозг, 2-средний мозг, 3-задний мозг, 3а-перешеек ромбовидного мозга, 4-спинной мозг, 5-конечный мозг и базальные ганглии, 6-промежуточный мозг, 7-конечная пластинка, 8-задний мозг с мозжечком, 9-мост, 10-продолговатый мозг.

 

Занятие.2. характеристика нервных и глиальных клеток

Цель занятия

1. Знать основные структуры нервной клетки

2. Усвоить основные функции глиальных клеток в организме

3. Знать специализированные органеллы нервных клеток и их назначение

План занятия

1. Вместе с преподавателем разобрать наиболее сложные вопросы и задачи по изучаемой теме.

2. Ответить на вопросы преподавателя.

3. Дать ответы на вопросы тест – карты.

Основная литература

1. Физиология человека. Указ. соч. С. 9-11.

2. Физиология человека /Под. ред. Г.И.Косицкого. Указ. соч. С. 88-92.

3. Общий курс физиологии человека и животных. Указ. соч. С. 33-36.

4. Котляр Б.И., Шульговский В.В. Указ. соч. С. 42-46.

5. Смирнов В.М., Яковлев В.Н. Указ.соч. С. 34-46.

6. Шульговский В.В. Указ. соч. С. 27-33.

7. Лекции.

Дополнительная литература

1. Биохимия мозга /Под ред. И.П.Ашмарина. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1999. 328 с.

2. Костюк П.Г. Физиология центральной нервной системы. Киев. Изд-во «Вища школа». 1977г. 318 с.

3. Леках В.А. Ключ к пониманию физиологии. М.: Едиториал УРСС, 2002. 360 с.

4. Хухо Ф. Нейрохимия. М.: "Мир", 1990. 384 с.

5. Эккерт Р., Рэнделл Д., Огастин Дж. Физиология животных. Механизмы и адаптация. В 2-х т. М.: «Мир». 1991.

Методические указания

Для успешного усвоения материала данной темы необходимо вспомнить строение клетки, и структурные особенности нервной и глиальной клетк из курса «Анатомия ЦНС».

Время для самоподготовки – 4 часа

Структура темы

1. Нейрон как структурно-функциональная единица нервной системы

1.1. Основные структуры нейрона

1.1.1. Сома

1.1.2. Отростки: дендриты и аксоны. Их функциональное значение

1.2. Органеллы нейрона

1.2.1. Тельца Ниссля

1.2.2. Нейрофибриллы, микротрубочки

1.2.3. Мембрана

1.3. Строение мембраны

1.3.1. Особенности строения фосфолипидов мембраны.

1.3.2. Белки как компоненты мембраны

1.4. Избирательная проницаемость мембраны

1.5. Каналы и ионные насосы

2. Количество нейронов в нервной системы, их разнообразие

3. Классификации нейронов

3.1. Классификация по количеству отростков

3.2. Классификация по медиатору

3.3. Классификация по функции

3.4. Классификация по месту в рефлекторной дуге

4. Функции глиальных клеток

5. Типы глиальных клеток

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Перечислите основные элементы нейрона.

2. Какому элементу нейрона принадлежит ведущая роль в восприятии информации?

3. Какие отростки имеет нейрон?

4. Какова функция глиальных клеток?

5. Какие органеллы являются специфичными для нейрона?

6. Каково строение клеточной мембраны?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...