Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические материалы по теме




Рис. 11. Непрерывное распространение ПД в нервном волокне. 1 – область деполяризации мембраны, преобладает входящий натриевый ток, 2 – локальные ток от области ПД вызывает деполяризацию до критического уровня.

Рис. 12. Распространение ПД в миелиновых волокнах. Сальтаторное: возникший в перехвате Ранвье среднего участка волокна потенциал действия электротонически распространяется в обе стороны: в области перехватов Na+движется в клетку, К+ - из клетки.

 

Занятие 7. распространение возбуждения в центральной нервной системе

Цель занятия

1. Знать отличительные черты возбуждения нейрона в целом.

2. Усвоить особенности распространения возбуждения в центральной нервной системе.

3. Проанализировать основные свойства нервных центров и их роль в распространении возбуждения.

План занятия

1. Вместе с преподавателем разобрать наиболее сложные вопросы и задачи по изучаемой теме.

2. Ответить на вопросы преподавателя.

3. Дать ответы на вопросы тест – карты, решить самостоятельно задачи, предложенные преподавателем.

Основная литература

1. Физиология человека. Указ. соч. С. 40-49, 57-61.

2. Физиология человека /Под. ред. Г.И.Косицкого. Указ. соч. С. 85-92, 106-111.

3. Общий курс физиологии человека и животных. Указ. соч. С. 91-95, 166-174.

4. Котляр Б.И., Шульговский В.В. Указ. соч. С 84-87.

5. Смирнов В.М., Яковлев В.Н. Указ.соч. С. 107-118.

6. Лекции.

 

Дополнительная литература

1. Биохимия мозга /Под ред. И.П.Ашмарина. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1999. 328 с.

2. Костюк П.Г. Физиология центральной нервной системы. Киев. Изд-во «Вища школа». 1977г. 318 с.

3. Леках В.А. Ключ к пониманию физиологии. М.: Едиториал УРСС, 2002. 360 с.

4. Хухо Ф. Нейрохимия. М.: "Мир", 1990. 384 с.

5. Эккерт Р., Рэнделл Д., Огастин Дж. Физиология животных. Механизмы и адаптация. В 2-х т. М.: «Мир». 1991.

 

Методические указания

Необходимо вспомнить процесс передачи нервного импульса в синапсе из занятия 5 (см. выше) и строение нейрона. Точно разобрать последовательность событий при возбуждении нейрона. Усвоить понятие нервный центр. Обратить внимание на связь между строением нейронов и такими явлениями в нервной системе как конвергенция, иррадиация и т.д.

 

Время для самоподготовки – 4 часа

Структура темы

1. Процесс возбуждения нейрона.

1.1. Роль ионов кальция.

1.2. Поток афферентных импульсов их взаимодействия и значение

1.3. Значение аксонного холмика для возникновения ПД на нейроне

2. Основные принципы распространения возбуждения в ЦНС.

2.1. Однонаправленность.

2.2. Замедленное распространение возбуждения в ЦНС.

2.3. Иррадиация (дивергенция).

2.4. Конвергенция возбуждения (принцип общего конечного пути, «Воронка Шеррингтона»).

2.5. Циркуляция возбуждения по нейронным цепям.

3. Свойства нервных центров.

3.1. Инерционность.

3.1.1. Явление суммации.

3.1.1.1. Пространственная суммация.

3.1.1.2. Временная суммация.

3.1.2. Явление последействия.

3.2. Фоновая активность (тонус).

3.3. Трансформация ритма возбуждения.

3.4. Пластичность нервных центров.

3.4.1. Синаптическоре облегчение.

3.4.2. Явление индукции (положительная, отрицательная).

3.4.3. Явление иррадиации.

3.4.4. Явление доминанты.

3.4.5. Синаптическая депрессия (утомление нервного центра).

 

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Как можно доказать наличие процесса конвергенции в ЦНС?

2. Что такое пространственная суммация?

3. Структурной основой какого вида памяти являются замкнутые нейронные цепи?

4. Кто открыл явление доминанты?

5. Дайте определение явления доминанты.

6. В чём отличие отрицательной индукции от положительной?

7. Что такое синаптическая депрессия?

8. В какой области нейрона сопротивление его мембраны минимально?

9. Каково значение синаптического облегчения?

 

Задачи для самоконтроля

1. Аксон 1 вызывает надпороговое возбуждение в нейроне. 1., а аксон 2 - такое же возбуждение в нейроне 2. Эти аксоны конвергируют на нейроне З, причем каждый из них вызывает подпороговое возбуждение этого нейрона:. Что произойдет при одновременном раздражении обоих аксонов?

2. Ребенок, который учится играть на пианино, первое время играет не только руками, но помогает себе годовой, ногами и.даже языком. Кaков механизм этого явления?

3. Почему при слабом покашливании сокращаются в основном мышцы глотки, а при сильном- включаются и мышцы грудной клетки;. живота, диафрагмы? Можно ли найти здесь некоторую аналогию с приступом бронхиальной астмы?

4. При раздражении одного аксона возбуждаются 3 нейрона, при раздражении другого аксона – 5 нейронов, при совместном раздражении – 12 нейронов. На скольких нейронах конвергируют эти аксоны?

 

Занятие 8. Общие принципы рефлекторной деятельности нервной системы

Цель занятия

1. Усвоить особенности рефлекторного принципа регуляции функций.

2. Знать основы кодирования информации в центральной нервной системе.

3. Уметь объяснить явление спинального шока.

План занятия

1. Вместе с преподавателем разобрать наиболее сложные вопросы и задачи по изучаемой теме.

2. Ответить на вопросы преподавателя.

3. Дать ответы на вопросы тест – карты, решить самостоятельно задачи, предложенные преподавателем.

Основная литература

1. Физиология человека. Указ. соч. С. 52-54, 88-=92.

2. Физиология человека /Под. ред. Г.И.Косицкого. Указ. соч. С. 102-112.

3. Общий курс физиологии человека и животных. Указ. соч. С. 93-101.

4. Котляр Б.И., Шульговский В.В. Указ. соч. С 66-87.

5. Смирнов В.М., Яковлев В.Н. Указ. соч. С. 118-124.

6. Лекции.

 

Дополнительная литература

1. Костюк П.Г. Физиология центральной нервной системы. Киев. Изд-во «Вища школа». 1977г. 318 с.

2. Леках В.А. Ключ к пониманию физиологии. М.: Едиториал УРСС, 2002. 360 с.

3. Эккерт Р., Рэнделл Д., Огастин Дж. Физиология животных. Механизмы и адаптация. В 2-х т. М.: «Мир». 1991.

 

Методические указания

Повторить материал предыдущих занятий. Разобрать значение каждого звена рефлекторной дуги, обратить внимание на роль обратной связи в функционировании организма. Уяснить важность процесса торможения в нервной системе.

Время для самоподготовки – 4 часа

Структура темы

1. Рефлекс.

1.1. Рефлекторная дуга.

1.1.1. Понятие рецептора.

1.1.1.1. Классификация рецепторов.

1.1.1.1.1. Первичные и вторичные рецепторы.

1.1.1.1.2. Дистантные и контактные рецепторы.

1.1.1.1.3. Эффекторные и сенсорные рецепторы.

1.1.1.1.4. Виды рецепторов в зависимости от типа раздражителя.

1.1.1.2. Механизм возбуждения рецепторов.

1.1.1.3. Понятие кодирования информации.

1.1.1.4. Рецептивное поле рефлекса.

1.1.2. Афферентный путь.

1.1.3. Центральное звено рефлекса.

1.1.4. Эфферентный путь.

1.1.5. Эффектор.

1.1.6. Обратная связь.

1.2. Значение обратной связи в рефлексе.

1.3. Латентное время рефлекса и его составляющие.

1.4. Классификация рефлексов.

2. Шок как следствие разобщения отделов мозга.

2.1. Длительность шока.

2.2. Способы разобщения отделов мозга.

2.3. Выраженность шоковых явлений и уровень организации организма.

2.4. Механизм надсегментных влияний.

3. Торможение: определение, виды.

3.1. Реципрокное торможение.

3.2. Возвратное торможение. Клетки Реншоу.

3.3. Латеральное торможение.

3.4. Прямое взаимное торможение

4. Самовозбуждающиеся нервные цепи.

 

Вопросы для самоконтроля знаний

1. По какому принципу происходит деление нейронов на афферентные, вставочные и эфферентные?

2. Дайте определение торможения.

3. К какому типу рефлексов относится рефлекторное сужение сосудов при механическом раздражении?

4. Что является структурной основой возвратного торможения?

5. Какими синапсами соединены между собой нейроны в самовозбуждающихся цепочках?

6. Что называется рецептивным полем рефлекса?

7. Какова структурная основа рефлекса?

8. Из скольких звеньев состоит рефлекторная дуга?

9. Дайте определение понятия рецептор?

10. Где располагаются проприорецепторы?

11. Как классифицируются рефлексы по их биологической роли в жизнедеятельности организма?

12. На каком уровне ЦНС замыкаются бульбарные рефлексы?

13. К какому типу рефлексов (в зависимости от места замыкания рефлекторной дуги) относится зрачковый рефлекс?

14. Можно ли вызвать условный рефлекс с любого рецептивного поля?

15. Чем отличается время рефлекса моносинаптического рефлекса от полисинаптического?

 

Задачи для самоконтроля

1. В результате несчастного случая у больного произошел разрыв спинного мозга и наступил паралич нижних конечностей. Какие еще функции оказались нарушенными?

2. Клетки Реншоу,.находящиеся в спинном мозгу работают по механизму отрицательной обратной связи и предохраняют мотонейроны от чрезмерного возбуждения. Этим обеспечивается защита мыщц от слишком сильного сокращения, что может привести к травме. Тем не менee встречаются случаи, особенно у спортсменов, когда при очень быстром нарастании напряжения мышцы происходит разрыв сухожилья. В чем причина этого?

3. У грудных младенцев можно вызвать нeкотоpые примитивные рефлексы, которые осуществляются спинным мозгом. У взрослого человека эти рефлексы отсутствуют. С чем это связано? При решении учтите следующее важное примечание. Примечание. При заболеваниях ЦНС (например, менингите) некоторые из этих рефлексов могут появиться (в частности, рефлекс, Бабинского), что исполъзуется в качестве диагностического признака.

4. Почему невозможна координация двигательной деятельности без участия пpoцеcca торможения?

5. У некоторых пациентов коленный рефлекс бывает слабо выражен. Чтобы усилить его предлагают сцепить руки перед грудью и тянуть их в разные стороны. Почему это приводит к усилению рефлекса?

6. В эксперименте, на животном вызывают два различных рефлекса. После этого животному вводят вещество, которое замедляет процесс освобождения медиатора. Время обоих рефлексов удлиняется, причем одного рефлекса значительно больше, чем другого. В чем причина этого различия?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...