Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические материалы по теме




Рис. 7. Схема потенциала действия, его фазы (1- деполяризация, 2 – инверсия (овершут), 3 – реполяризация, 4 – следовая гиперполяризация, по оси абсцисс разность потенциалов на мембране в мВ)

 

 

 

Рис. 8. Фазовые изменения возбудимости клетки (б) во время потенциала действия (а): 1,4 – возбудимость повышена, 2 – абсолютная рефрактерная фаза, 3 – относительная рефрактерная фаза.

Занятие 5. синаптическая передача нервного импульса

Цель занятия

1. Знать строение и функционирование синапса.

2. Усвоить особенности проведения нервного импульса в электрических и химических синапсах.

3. Проанализировать постсинаптические процессы в химическом синапсе и их значение для передачи информации в нервной системе.

План занятия

1. Вместе с преподавателем разобрать наиболее сложные вопросы и задачи по изучаемой теме.

2. Ответить на вопросы преподавателя.

3. Дать ответы на вопросы тест – карты, решить самостоятельно задачи, предложенные преподавателем.

Основная литература

1. Физиология человека. Указ. соч. С. 51-68.

2. Физиология человека /Под. ред. Г.И.Косицкого. Указ. соч. С. 74-84, 92-101.

3. Общий курс физиологии человека и животных. Указ. соч. С. 70-91.

4. Котляр Б.И., Шульговский В.В. Указ. соч. С 55-80.

5. Смирнов В.М., Яковлев В.Н. Указ.соч. С. 37-38, 99-107.

6. Шульговский В.В. Указ. соч. С. 41-58.

7. Лекции.

 

Дополнительная литература

1. Биохимия мозга /Под ред. И.П.Ашмарина. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1999. 328 с.

2. Костюк П.Г. Физиология центральной нервной системы. Киев. Изд-во «Вища школа». 1977г. 318 с.

3. Леках В.А. Ключ к пониманию физиологии. М.: Едиториал УРСС, 2002. 360 с.

4. Хухо Ф. Нейрохимия. М.: "Мир", 1990. 384 с.

5. Эккерт Р., Рэнделл Д., Огастин Дж. Физиология животных. Механизмы и адаптация. В 2-х т. М.: «Мир». 1991.

 

 

Методические указания

Необходимо вспомнить классификацию синапсов из курса «Анатомия ЦНС». Точно разобрать последовательность событий при прохождении возбуждения через синапс, обратите внимание на условия, необходимые для выделения медиатора в химических синапсах.

Время для самоподготовки – 4 часа

Структура темы

1. Синапс.

1.1. Строение синапса.

1.1.1. Пресинаптическая мембрана

1.1.2. Постсинаптическая мембрана.

1.1.3. Синаптическая щель.

1.1.4. Медиатор.

1.1.5. Везикулы.

1.1.6. Постсинаптические рецепторы.

1.2. Классификация синапсов.

1.2.1. Химические и электрические синапсы.

1.2.1.1. Их характеристики.

1.2.1.2. Синаптическая передача в ЦНС (события, происходящие в синапсе).

1.2.2. Возбуждающие и тормозные синапсы.

1.2.2.1. Возбуждающий постсинаптический потенциал.

1.2.2.2. Тормозной постсинаптический потенциал.

 

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Перечислите типы синапсов по виду контактов.

2. Какие типы синапсов Вы знаете по механизму проведения возбуждения?

3. Перечислите характерные особенности химических синапсов:

4. Перечислите условия необходимые для выделения медиатора.

5. С чем связано возникновение ТПСП?

6. Приведите примеры тормозных нейронов.

7. В какой части нейрона располагаются (в основном) синаптические пузырьки или везикулы, содержащие химический медиатор?

Задачи для самоконтроля

1. В несвежих продуктах (мясо, рыба, недоброкачественные консервы) может содержаться микробный токсин ботулин. Он действует на мионевральные синапсы подобно устранению ионов кальция. Почему отравление может оказаться смертельным?

2. Вещество гемихолиний угнетает поглощение холина пресинаптическими окончаниями. Как это влияет на передачу возбуждения в мионевральном синапсе?

3. Представим себе условно вещество, которое, попадая в синапс, значительно суживает синаптическую щель и одновременно блокирует выделение медиатора. Сможет ли возбуждение пройти через такой синапс?

4. При раздражении нерва в мышце возникали ПД. Затем область концевой пластинки перфузировали раствором, содержащим ионы магния. При этом ПД В мышце перестали возникать. В чем причина?

5. Как изменится скорость поступления холина в нервное окончание при частой стимуляции нерва?

6. Какая из трех нижеперечисленных реакций может иметь место при действии кураре: возникает потенциал концевой пластинки (ПКП) и затем ПД; ПКП есть, а ПД нет; ПД есть, а ПКП нет?

 

Методические материалы по теме

 

 

Рис. 9. Электрическая и химическая синаптическая передача.

 

 

Рис. 10. Возбуждающий (ВПСП) и тормозной (ТПСП) постсинаптические потенциалы. Е0 – исходный потенциал мембраны, ПП.

 

 

Занятие 6. Распространение потенциала действия

Цель занятия

1. Знать строение и функционирование миелинизированных и немиелинизированных волокон.

2. Усвоить правила проведения нервного импульса по волокну.

3. Проанализировать разнообразие медиаторов в нервной системе.

План занятия

1. Вместе с преподавателем разобрать наиболее сложные вопросы и задачи по изучаемой теме.

2. Ответить на вопросы преподавателя.

3. Дать ответы на вопросы тест – карты, решить самостоятельно задачи, предложенные преподавателем.

Основная литература

1. Физиология человека. Указ. соч. С. 43-50.

2. Физиология человека /Под. ред. Г.И.Косицкого. Указ. соч. С. 65-74.

3. Общий курс физиологии человека и животных. Указ. соч. С. 59-70.

4. Котляр Б.И., Шульговский В.В. Указ. соч. С 33-41.

5. Смирнов В.М., Яковлев В.Н. Указ.соч. С. 92-99.

6. Шульговский В.В. Указ. соч. С. 37-41.

7. Лекции.

 

Дополнительная литература

1. Биохимия мозга /Под ред. И.П.Ашмарина. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1999. 328 с.

2. Костюк П.Г. Физиология центральной нервной системы. Киев. Изд-во «Вища школа». 1977г. 318 с.

3. Леках В.А. Ключ к пониманию физиологии. М.: Едиториал УРСС, 2002. 360 с.

4. Хухо Ф. Нейрохимия. М.: "Мир", 1990. 384 с.

5. Эккерт Р., Рэнделл Д., Огастин Дж. Физиология животных. Механизмы и адаптация. В 2-х т. М.: «Мир». 1991.

 

 

Методические указания

Необходимо вспомнить понятие миелиновые волокна из курса «Анатомия ЦНС». Обратить внимание на роль различных медиаторов в процессах жизнедеятельности организма.

Время для самоподготовки – 4 часа

Структура темы

1. Нервные волокна: строение, классификация.

1.1. Проведение возбуждения в безмякотных волокнах

1.2. Проведение возбуждения в мякотных волокнах.

2. Медиаторы центральной нервной системы.

2.1. Ионотропные и метаботропные эффекты медиаторов и модуляторов.

2.2. Возбуждающие и тормозные медиаторы.

2.3. Холинергическая система мозга, ее участие в двигательных и вегетативных реакциях, обучении и формировании памяти.

2.4. Дофаминергическая система мозга.

2.4.1. Болезнь Паркинсона и шизофрения как результат нарушения этой системы.

2.5. Норадренергическая и серотонинергическая системы мозга, их участие в обучении.

2.6. Аминокислоты - медиаторы ЦНС: глутамат, глицин, ГАМК.

2.6.1. ГАМКэргическая система и проблемы эпилепсии.

2.6.2. Бензодиазепины и поиск их природных лигандов.

2.7. Субстанция Р, ее роль в передаче сигналов по афферентным путям.

2.8. Опиатные системы мозга.

2.8.1. Эндорфины и энкефалины - эндогенные опиаты.

2.9. Система статинов и либеринов гипоталамуса, их эндокринное и внеэндокринное влияние.

 

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Перечислите особенности (условия) проведения возбуждения по нервному волокну.

2. Перечислите тормозные медиаторы.

3. Каковы причины заболевания Альцгеймера?

4. Какие медиаторы относятся к группе биогенных аминов?

5. В каких отделах центральной нервной системы преобладают норадренергические нейроны?

Задачи для самоконтроля

1. Стрихнин является антагонистом глицина. К чему приведет введение стрихнина в организм животного?

2. После действия лекарственного препарата на область мионевральных синапсов возбуждение перестало переходить с нерва на мышцу. Перфузия этой области ацетилхолином не сняла возникшую блокаду. Как установить, на какое звено в цепи синаптических процессов действует препарат?

3. Миастения гравис - заболевание, при котором уменьшено количество холинорецепторов в постнаптических мембранах и поэтому ослаблена реакция мышц на раздражение нерва (мышечная слабость). Почему состояние таких больных несколько улучшается при введении антихолинэстеразных препаратов?

4. Как изменится количество молекул медиатора в окончаниях аксона, если в аксон ввести вещество, угнетающее метаболические процессы?

5. Миелинизированные аксоны лягушки проводят импульсы возбуждения со скоростью 30 м/с, а аксоны кошки такого же диаметра – в три раза быстрей. Почему?

6. При удалении зуба для обезболивания используют раствор анестетика. Почему его вводят не в десну возле удаляемого зуба, а в область прохождения чувствительного нерва?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...