Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические материалы по теме




 

 

Рис. 4. Схематическое изображение плазматической мембраны.

 

 

 

Рис. 5. Мотонейрон спинного мозга с указанием функций его структурных элементов.

 

 

Занятие.3. Понятие возбудимые мембраны. потенциал покоя

Цель занятия

1. Знать основы организации мембраны

2. Усвоить основные отличия различных видов транспорта через мембрану

3. Уметь объяснить механизмы формирования заряда на мембране

План занятия

1. Вместе с преподавателем разобрать наиболее сложные вопросы и задачи по изучаемой теме.

2. Ответить на вопросы преподавателя.

3. Дать ответы на вопросы тест – карты, решить самостоятельно задачи, предложенные преподавателем.

Основная литература

1. Физиология человека. Указ. соч. С. 11-29.

2. Физиология человека /Под. ред. Г.И.Косицкого. Указ. соч. С. 19-24.

3. Общий курс физиологии человека и животных. Указ. соч. С. 36-43.

4. Котляр Б.И., Шульговский В.В. Указ. соч. С 8-16.

5. Смирнов В.М., Яковлев В.Н. Указ.соч. С. 46-68.

6. Шульговский В.В. Указ. соч. С. 30-37.

7. Лекции.

Дополнительная литература

1. Биохимия мозга /Под ред. И.П.Ашмарина. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1999. 328 с.

2. Костюк П.Г. Физиология центральной нервной системы. Киев. Изд-во «Вища школа». 1977г. 318 с.

3. Леках В.А. Ключ к пониманию физиологии. М.: Едиториал УРСС, 2002. 360 с.

4. Хухо Ф. Нейрохимия. М.: "Мир", 1990. 384 с.

5. Эккерт Р., Рэнделл Д., Огастин Дж. Физиология животных. Механизмы и адаптация. В 2-х т. М.: «Мир». 1991.

Методические указания

Для успешного усвоения материала данной темы необходимо вспомнить строение клетки, понятия (липиды, ионы, диффузия, градиент концентраций) и из курса «Анатомия ЦНС» структурные особенности нервной клетки.

Время для самоподготовки – 4 часа

Структура темы

1. Понятия возбудимость и раздражимость.

2. Виды возбудимых тканей

3. Структурно-функциональная характеристика клеточной мембраны.

3.1. Транспортные структуры мембраны.

3.1.1. Ион-селективные каналы

3.1.2. Ионные насосы (АТФ-азы)

3.2. Избирательная проницаемость мембраны.

3.3. Функции мембраны.

4. Механизмы транспорта веществ через мембрану

4.1. Пассивный транспорт (по градиенту концентраций)

4.2. Активный транспорт (против градиента концентраций, с затратой энергии)

5. Потенциал покоя

5.1. Характеристика

5.2. Ионные механизмы формирования

6. Потенциал действия.

6.1. Характеристика

6.2. Механизмы возникновения.

6.3. Фазы потенциала действия.

6.4. Следовые процессы.

7. Локальный ответ.

7.1. Характеристика.

7.2. Отличие от потенциала действия.

8. Изменение возбудимости мембраны в период протекания потенциала действия.

8.1. Лабильность.

8.2. Оценка возбудимости клетки

8.3. Порог раздражения

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Какие ткани являются возбудимыми?

2. Дайте определение понятия "возбудимость"

3. Дайте определение понятия "раздражимость"

4. Какой части нейрона свойствен более низкий порог возбудимости (где обычно возникает потенциал действия)?

5. Чем обусловлено наличие потенциала покоя на клеточной мембране возбудимых тканей?

Задачи для самоконтроля

1. Если бы клеточная мембрана была абсолютно непроницаема для ионов, как бы изменилась величина ПП?

2. Тетродотоксин – это яд, блокирующий натриевые каналы клеточной мембраны. Как повлияет этот яд на величину ПП?

3. Что произойдет с нервной клеткой, если её обработать цианидами? Примечание: цианиды нарушают образование в митохондрий АТФ.

Методические материалы по теме

 

 

Рис. 6. Схема белка, образующего калиевый канал, обеспечивающий пассивный транспорт ионов калия через мембрану по градиенту концентраций.


 

Занятие.4. Потенциал действия как основа процесса передачи информации в нервной системе

Цель занятия

1. Знать ионные механизмы формирования потенциала действия

2. Усвоить основные этапы развития потенциала действия

3. Уметь объяснить механизмы изменения возбудимости мембраны

План занятия

1. Вместе с преподавателем разобрать наиболее сложные вопросы и задачи по изучаемой теме.

2. Ответить на вопросы преподавателя.

3. Дать ответы на вопросы тест – карты, решить самостоятельно задачи, предложенные преподавателем.

Основная литература

1. Физиология человека. Указ. соч. С. 29-43.

2. Физиология человека /Под. ред. Г.И.Косицкого. Указ. соч. С. 24-41.

3. Общий курс физиологии человека и животных. Указ. соч. С. 43-68.

4. Котляр Б.И., Шульговский В.В. Указ. соч. С 16-33.

5. Смирнов В.М., Яковлев В.Н. Указ.соч. С. 68-89.

6. Шульговский В.В. Указ. соч. С. 33-41.

7. Лекции.

Дополнительная литература

1. Биохимия мозга /Под ред. И.П.Ашмарина. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1999. 328 с.

2. Костюк П.Г. Физиология центральной нервной системы. Киев. Изд-во «Вища школа». 1977г. 318 с.

3. Леках В.А. Ключ к пониманию физиологии. М.: Едиториал УРСС, 2002. 360 с.

4. Хухо Ф. Нейрохимия. М.: «Мир», 1990. 384 с.

5. Эккерт Р., Рэнделл Д., Огастин Дж. Физиология животных. Механизмы и адаптация. В 2-х т. М.: «Мир». 1991.

Методические указания

Для успешного усвоения материала данной темы необходимо вспомнить строение клетки, понятия (липиды, ионы, диффузия, градиент концентраций) и из курса «Анатомия ЦНС» структурные особенности нервной клетки.

Время для самоподготовки – 4 часа

Структура темы

1. Потенциал действия.

1.1. Характеристика

1.2. Механизмы возникновения.

1.3. Фазы потенциала действия.

1.4. Следовые процессы.

2. Локальный ответ.

2.1. Характеристика.

2.2. Отличие от потенциала действия.

3. Изменение возбудимости мембраны в период протекания потенциала действия.

3.1. Лабильность.

3.2. Оценка возбудимости клетки. Порог раздражения.

3.2.1..Пороговая сила (реобаза).

3.2.2. Пороговое время (хронаксия).

3.2.3. Аккомодация

4. Закон полярного действия тока (Пфлюгера).

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Чем характеризуется процесс реверсии мембранного потенциала?

2. Укажите сходство и отличия локального ответа от потенциала действия.

3. Какие изменения ионной проницаемости мембраны лежат в основе процесса деполяризации?

4. О чем гласит полярный закон Пфлюгера?

5. Что такое катодическая депрессия?

6. Что является мерой лабильности?

7. Какова сущность закона «Все или ничего» в применении к возбудимым тканям?

Задачи для самоконтроля

1. Порог раздражения электрическим током у одной мышцы 2В, у другой – 3В. У какой из мышц возбудимость выше?

2. После трудового дня порог слуховой чувствительности у рабочего изменился с 5 децибел до 12 децибел. Как изменилась возбудимость органа слуха.

3. Как определить уровень возбудимости органа зрения человека?

4. При обработке нерва тетродотоксином ПП увеличивается, а ПД не возникает. В чём причина этих различий?

5. Что произойдет с нервной клеткой, если её обработать цианидами? Примечание: цианиды нарушают образование в митохондрий АТФ.

6. Почему гиперполяризация мембраны приводит к снижению возбудимости клетки?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...