Методические материалы по теме
Рис. 17. Схема строения сетчатки глаза. (I- слоя светочувствительных клеток: П – палочек, К – колбочек; II – слой биполярных клеток: ПБ – палочковая биполярная клетка, ПлБ – плоская –“–, МВ – миниатюрная (карликовая) –“–, А – амакриловая клетка, Г – горизонтальная клетка; III – ганглиозный слой: МГ – миниатюрная ганглиозная клетка, ДГ – диффузная ганглиозная клетка
Рис. 18. Концентрические рецепторные поля ганглиозных клеток сетчатки.
Занятие 13. Физиология гипоталамической области Цель занятия 1. Знать расположение основных вегетативных центров в гипоталамусе. 2. Усвоить роль гипоталамуса в регуляции поведенческих реакций. 3. Получить представление о структурно-функциональной основе регуляции работы гормональных систем организма. План занятия 1. Вместе с преподавателем разобрать наиболее сложные вопросы и задачи по изучаемой теме. 2. Ответить на вопросы преподавателя. 3. Дать ответы на вопросы тест – карты, решить самостоятельно задачи, предложенные преподавателем. Основная литература 1. Физиология человека. Указ. соч. С. 320. 2. Физиология человека /Под. ред. Г.И.Косицкого. Указ. соч. С. 137-140. 3. Общий курс физиологии человека и животных. Указ. соч. С. 214-222. 4. Котляр Б.И., Шульговский В.В. Указ. соч. С 223-228, 230-242. 5. Смирнов В.М., Яковлев В.Н. Указ.соч. С. 167-175. 6. Шульговский В.В. Указ. соч. С. 80-97. 7. Лекции.
Дополнительная литература 1. Костюк П.Г. Физиология центральной нервной системы. Киев. Изд-во «Вища школа». 1977г. 318 с. 2. Леках В.А. Ключ к пониманию физиологии. М.: Едиториал УРСС, 2002. 360 с. 3. Эккерт Р., Рэнделл Д., Огастин Дж. Физиология животных. Механизмы и адаптация. В 2-х т. М.: «Мир». 1991.
Методические указания Успешно освоить материал данной темы позволят Вам знания анатомии гипоталамуса и вегетативной нервной системы организма. Вспомните основные группы гипоталамических ядер, их расположение, основные структурно-функциональные свойства. Обратите внимание на значение гипоталамуса в регуляции различных поведенческих реакций. Время для самоподготовки – 4 часа Структура темы 1. Физиология гипоталамической области. 1.1. Механизмы регуляции температуры тела, водного баланса, пищевого и полового поведения, страха и ярости 1.2. Гипоталамо-гипофизарная система. 1.2.1. Контроль функций эндокринной системы. 1.2.1.1. Гипофиз. 1.2.1.1.1. Функции нейрогипофиза. 1.2.1.1.2. Функции аденогипофиза. 1.3. связь гипоталамуса с вегетативными центрами ствола мозга: сосудодвигательным и дыхательным центрами.
Вопросы для самоконтроля знаний 1. Охарактеризуйте механизм контроля функций эндокринной системы. 2. Приведите примеры гормональных веществ, регулирующих функции внутренних желез и располагающихся в клетках гипофиза? 3. Какова роль гипоталамуса в регуляции водного баланса в организме. 4. Какова роль гипоталамуса в регуляции пищевого поведения. 5. Приведите примеры центров регуляции вегетативных функций, расположенных в гипоталамусе? 6. Назовите функции вегетативной нервной системы. 7. Перечислите структуры, относящиеся к периферической части вегетативной нервной системы (симпатической и парасимпатической). Задачи для самоконтроля При недостатке воды в организме раздражается центр жажды и животное начинает искать воду. Однако уже после нескольких глотков возбуждение нейронов, входящих в центр жажды, начинает снижаться, хотя вода ещё не всосалась в кровь. Какой тип регулирования осуществляется в данном случае?
Методические материалы по теме
Рис. 19. Схема гипоталамуса.
Рис. 20. Механизм гипоталамо-гипофизарных взаимодействий в регуляции выработки гормонов. (АКТГ – адренокортикотропный гормон (кортикотропин), ТТГ – тиреотропный гормон (тиреотропин), ФСГ - фолликулостимулирующий гормон (фолликулотропин), ЛГ – лютеинизирующий гормон (лютропин), АДГ – антидиуретический гормон (вазопрессин))
Занятие 14. Физиология лимбической системы Цель занятия 1. Изучить значение отдельных структур лимбической системы для организма. 2. Выяснить характер участия лимбической системы в процессе формирования эмоций. 3. Разобрать участие лимбической системы в высших психических функциях организма. План занятия 1. Вместе с преподавателем разобрать наиболее сложные вопросы и задачи по изучаемой теме. 2. Ответить на вопросы преподавателя. 3. Дать ответы на вопросы тест – карты, решить самостоятельно задачи, предложенные преподавателем. Основная литература 1. Общий курс физиологии человека и животных. Указ. соч. С. 222-228. 2. Котляр Б.И., Шульговский В.В. Указ. соч. С 243-255. 3. Смирнов В.М., Яковлев В.Н. Указ.соч. С. 181-185. 4. Шульговский В.В. Указ. соч. С. 77-80, 97-102. 5. Лекции.
Дополнительная литература 1. Костюк П.Г. Физиология центральной нервной системы. Киев. Изд-во «Вища школа». 1977г. 318 с. 2. Леках В.А. Ключ к пониманию физиологии. М.: Едиториал УРСС, 2002. 360 с. 3. Эккерт Р., Рэнделл Д., Огастин Дж. Физиология животных. Механизмы и адаптация. В 2-х т. М.: «Мир». 1991. Методические указания При подготовки к данному занятию необходимо вспомнить основные структуры, входящие в состав лимбческой системы и их расположение. Подробно разберите участие отдельных структур лимбической системы в процессах формирования эмоций и памяти. Время для самоподготовки – 4 часа Структура темы 1. Лимбическая система: функции и структуры в неё входящие. 1.1. Основная функция лимбической системы. 1.2. Эмоциональный круг Пайпетца. 1.3. Вегетативные эффекты лимбической системы. 1.4. Гиппокамп: строение, связь с другими мозговыми структурами. 1.4.1. Участие гиппокампа в процессах обучения, памяти и протекании условно-рефлекторной деятельности: «Корсаковский синдром». 1.5. Физиология миндалины. 1.5.1. Строение и связи миндалевидного комплекса с другими структурами мозга.
1.5.2. Роль в формировании эмоций. 1.5.3. Последствия повреждения миндалины: снижение эмоциональной окраски реакций и исчезновение агрессивных аффектов. Вопросы для самоконтроля знаний 1. Какая структура лимбической системы принимает наибольшее участие в процессе формирования условного рефлекса? 2. Повреждение какой структуры лимбической системы приводит к нарушению кратковременной памяти? 3. Какие структуры формируют круг Пайпетца? 4. Приведите примеры нарушения вегетативных функций при стимуляции структур лимбической системы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|