Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические материалы по теме




Рис. 16. Объемная схема расположения нейронов и их связей в коре мозжечка. (П – клетки Пуркинье, КК – корзинчатые клетки, ЗвК – звездчатые клетки, ЛВ – лазающее волокно, Мв – моховидное волокно, З – зернистая клетка, МС молекулярный слой, ПВ – параллельные волокна, ВмЯ - внутримозжечковые ядра. Стрелки – направление движения возбуждения)

 

Занятие 11. функции ретикулярной формации мозгового ствола

Цель занятия

1. Знать структурно-функциональные особенности ретикулярной формации.

2. Изучить разные типы восходящих и нисходящих влияний ретикулярной формации.

3. Усвоить принципы работы жизненноважных центров, расположенных в ретикулярной формации.

План занятия

1. Вместе с преподавателем разобрать наиболее сложные вопросы и задачи по изучаемой теме.

2. Ответить на вопросы преподавателя.

3. Дать ответы на вопросы тест – карты, решить самостоятельно задачи, предложенные преподавателем.

Основная литература

1. Физиология человека. Указ. соч. С. 143-151, 213-214.

2. Физиология человека /Под. ред. Г.И.Косицкого. Указ. соч. С. 127-129.

3. Общий курс физиологии человека и животных. Указ. соч. С. 191-196.

4. Котляр Б.И., Шульговский В.В. Указ. соч. С 124-131, 185-193, 218-223.

5. Смирнов В.М., Яковлев В.Н. Указ.соч. С. 155-163.

6. Шульговский В.В. Указ. соч. С. 59-63, 76-77.

7. Лекции.

 

 

Дополнительная литература

1. Костюк П.Г. Физиология центральной нервной системы. Киев. Изд-во «Вища школа». 1977г. 318 с.

2. Леках В.А. Ключ к пониманию физиологии. М.: Едиториал УРСС, 2002. 360 с.

3. Эккерт Р., Рэнделл Д., Огастин Дж. Физиология животных. Механизмы и адаптация. В 2-х т. М.: «Мир». 1991.

 

Методические указания

При подготовки данной темы воспользуйтесь имеющимися у Вас знаниями из курса «Анатомии ЦНС». Вспомните расположение ретикулярной формации в различных отделах ствола мозга и основные её образования. Подробно разберите рефлекторный механизм регуляции сосудодвигательных и дыхательных реакций организма. Обратите внимание на характер восходящих влияний ретикулярной формации и их роль в формировании поведения человека.

Время для самоподготовки – 4 часа

Структура темы

1. Строение ретикулярной формации.

1.1. Расположение.

1.2. Особенности строения клеток.

1.3. Свойства ретикулярных нейронов.

2. Дыхательный центр.

2.1. Расположение.

2.2. Структуры дыхательного центра и их функции.

2.3. Афферентное звено дыхательных реакций.

2.4. Эффекторы дыхательных реакций.

2.5. Проводящие пути обеспечивающие процесс дыхания.

2.6. Принципы регуляции дыхательного ритма.

3. Сосудодвигательный центр.

3.1. Расположение.

3.2. Структуры и их функции.

3.3. Особенности афферентного и эфферентного звеньев сосудистой реакции.

3.4. Факторы, влияющие на тонус стенки кровеносных сосудов.

4. Неспецифические нисходящие влияния ретикулярной формации.

4.1. Функции гигантоклеточного ядра.

4.2. Функции ретикулярного ядра моста.

4.3. Влияние красного ядра на двигательные функции спинного мозга.

5. Восходящие влияния ретикулярной формации.

5.1. Результаты экспериментов с препаратами изолированный передний мозг и изолированный головной мозг.

5.2. Активирующее и угнетающее влияние ретикулярной формации на кору больших полушарий.

5.2.1. Реакция десинхронизации.

5.2.2. Причины возникновения первичного и вторичного ответов в коре больших полушарий при раздражении афферентной системы.

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Где располагается дыхательный центр?

2. Что является эффектором дыхательного центра

3. Чем отличается функционирование и структура сосудодвигательного центра от дыхательного центра?

4. Можно ли вызвать изменение ритма дыхания? Если да приведите пример.

5. Перечислите отделы дыхательного центра.

 

Задачи для самоконтроля

1. При прочих равных условиях, какое кровоизлияние более опасно для жизни – в кору головного мозга или в продолговатый мозг?

2. Применяют лечебный препарат, который снижает повышенную возбудимость коры головного мозга. Установлено, что этот препарат не оказывает непосредственного влияния на корковые нейроны. Предположите возможный механизм действия этого препарата.

 

Занятие 12. физиология среднего мозга и таламических ядер

Цель занятия

1. Знать основные функции, локализованные в структурах среднего мозга.

2. Разобрать значение различных групп ядер таламуса для организма.

3. Усвоить структурно-функциональную основу подкорковых центров зрения и слуха.

План занятия

1. Вместе с преподавателем разобрать наиболее сложные вопросы и задачи по изучаемой теме.

2. Ответить на вопросы преподавателя.

3. Дать ответы на вопросы тест – карты, решить самостоятельно задачи, предложенные преподавателем.

Основная литература

1. Физиология человека. Указ. соч. С. 106, 214-215, 245-262.

2. Физиология человека /Под. ред. Г.И.Косицкого. Указ. соч. С. 129-131, 135-137, 445-457.

3. Общий курс физиологии человека и животных. Указ. соч. С. 196-202, 209-213, 474-479.

4. Котляр Б.И., Шульговский В.В. Указ. соч. С 260-275.

5. Смирнов В.М., Яковлев В.Н. Указ.соч. С. 163-167.

6. Шульговский В.В. Указ. соч. С. 178-197.

7. Лекции.

 

Дополнительная литература

1. Костюк П.Г. Физиология центральной нервной системы. Киев. Изд-во «Вища школа». 1977г. 318 с.

2. Леках В.А. Ключ к пониманию физиологии. М.: Едиториал УРСС, 2002. 360 с.

3. Эккерт Р., Рэнделл Д., Огастин Дж. Физиология животных. Механизмы и адаптация. В 2-х т. М.: «Мир». 1991.

 

Методические указания

Для успешного усвоения материала вспомните расположение и строение среднего мозга, структур промежуточного мозга, основных ядер таламуса. Обратите внимание на структурно-функциональную связь таламических ядер и пластинки четверохолмия. Подробно разберите значение таламокортикальных связей для организма.

Время для самоподготовки – 4 часа

Структура темы

1. Физиология среднего мозга.

1.1. Особенности формирования структур среднего мозга в эмбриогенезе.

1.2. Сетчатка глаза.

1.2.1. Строение.

1.2.1.1. Светочувствительные элементы (палочки и колбочки).

1.2.1.2. Биполярные клетки.

1.2.1.3. Ганглиозные клетки.

1.2.2. Процесс восприятия информации.

1.2.2.1. Восприятие цвета (теория Юнга-Гельмгольца).

1.2.2.2. Понятие «on», «off» и «on-off»-ответов ганглиозных клеток.

1.2.2.3. Передача и анализ зрительной информации в центральной нервной системе.

1.3. Функции тектальной области.

1.3.1. Функции верхних холмиков четверохолмия у млекопитающих.

1.3.2. Функции нижних холмиков четверохолмия.

1.4. Функции ножек среднего мозга.

1.4.1. Функции ядер черепных нервов, расположенных в среднем мозге.

1.4.2. Функции красного ядра.

1.4.3. Функции черной субстанции.

2. Физиология таламических ядер.

2.1. Основные группы таламических ядер.

2.1.1. Функции специфических ядер таламуса.

2.1.1.1. Подкорковые центры зрения.

2.1.1.2. Подкорковые центры слуха.

2.1.2. Функции неспецифических ядер таламуса.

2.1.3. Функции моторных ядер таламуса.

2.1.4. Функции ассоциативных ядер таламуса.

Вопросы для самоконтроля знаний

1. С участием какой структуры головного мозга осуществляется сторожевой рефлекс?

2. Каково участие среднего мозга в регуляции движений и позного тонуса?

3. Каков механизм возникновения болезни Паркинсона?

4. Как можно купировать основные симптомы болезни Паркинсона?

5. Функцией каких ядер таламуса является проведение сенсорной информации к коре мозга?

6. Какие структуры таламуса способны влиять на функциональную активность коры больших полушарий?

7. Какие структуры формируют подкорковый центр зрения?

8. Какие структуры формируют подкорковый центр слуха?

 

Задачи для самоконтроля

1. У собаки произведена перерезка ствола мозга. Когда животное вышло из наркоза, на него направили яркий свет и нанесли болевое раздражение. При этом зрачки сузились, но реакции, сопровождающие ощущение боли, отсутствовали. На каком уровне произведена перерезка?

2. Перед Вами два животных - бульбарное и мезэнцефальное. Можно ли различить их па внешнему виду?

3. У больного опухоль в головном мозге. Какой клинический симптом позволяет предположить, что опухоль скорее всего локализована в таламусе? Размеры опухоли ещё весьма мала.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...