Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль эзотеризма в современной политической и духовной культуре





 


В то же время формы магического и мифологического мышления как яркие проявления феномена эзотеризма являются столь изощренными, что их бытие придает особый колорит всей культуре. Взаимодействие между эзотерическими формами пара-научного знания и наукой, искусством является мощным факто­ром их развития.

Эзотерические идеи, при их включении в сферу культуры, могут способствовать взаимодействию различных культур, их диа­логу. Это отмечал один из видных ученых, стоявший у истоков идеи "диалога культур" Ф.И. Щербатской (хотя сам он погиб в сталинских лагерях и эта идея долго третировалась как проявле-. ние подозрительного "абстрактного гуманизма")1.

Долгие годы исследования западной философии велись изо­лированно, без обращения к инокультурным философским тради­циям. "Отсутствие нормального интеллектуального любопытства к тому, что происходит в соседнем "кортесе", в недавнем "допере­строечном" прошлом объясняется не только узкой специализаци­ей наших историков западной философии, их безразличным или высокомерным отношением к Востоку, но также и общей бояз­нью касаться действительно принципиальных мировоззренческих вопросов, которые предполагались "раз и навсегда" решенными. Трудно было бы ожидать, что в условиях монофилософской куль­туры, в которой все мы были интеллектуально воспитаны, у на­ших философов могла бы выработаться привычка к диалогу."2

Если в Европе индийская эзотерическая философия при­влекла к себе всеобщее внимание и стала интеллектуальной модой после того, как ее частично истолковали для европейцев А. Шо­пенгауэр, Ф. Ницше и Е. Блаватская (а на художественном и пуб­лицистическом уровне Р. Роллан, Г. Гессе и др.), то в нашей стране роль культтрегеров сыграли востоковеды и прежде всего Ф.И. Щербатской, который, пытаясь привлечь внимание специа­листов по западной философии, заставил индийских мыслителей говорить на страницах своих переводов языком И. Канта, Юма и Гуссерля. Благодаря Ф. Щербатскому и китаисту В.М. Алексееву и

1 См.: Щербатской Ф. "Индоевропейский симпозиум по проблеме реальности внешнего мира (пер. с англ.)". // Восток-Запад. Исследова­ния. Переводы. Публикации. М., 1989. С. 243—250. Там же. С. 245.


в послереволюционное время удалось сохранить традиции русской научной профессуры. Вокруг этих ученых собралась талантливая научная молодежь, проводившая большую исследовательскую и просветительскую работу. Однако к концу 40-х годов их деятель­ность была насильственно прекращена, сами они были арестова­ны и сгинули в сталинских лагерях. Среди них А.И. Востриков, А.М. Мейварт, М.И. Тубянский, Б.В. Семичев, Ю.К. Шуцкий (ав­тор перевода "Книги перемен") и др.

После бурного, но к сожалению краткого ренессанса в ис­следовании эзотерической традиции в индологии, связанного с возвращением на родину Ю.Н. Рериха, сына великого русского художника Н. Рериха, в конце 50-х и начале 60-х годов, наступил длительный период "застоя". В результате новой волны преследо­вателей инакомыслящих многие яркие и блестящие востоковеды,, едва успев начать дело воссоздания отечественной школы, были вынуждены эмигрировать. От этого удара наше востоковедение не оправилось до сих пор.

На Западе в философии существуют как бы две линии: одна — академическая, другая — альтернативная. "Альтернативная" философия связана главным образом с Востоком. Причем эта фи­лософия тоже изучается в университетах, но фактически выходит за рамки университетов и существует в различных обществах и центрах и часто привлекает молодежь. Здесь осуществляются сис­тематические попытки "прорыва" востоковедов и исследователей эзотеризма "на Запад", к европейски образованному читателю. Особый интерес среди них представляют попытки проблемного сравнительного анализа различных традиций эзотеризма (предпри­нимаемые специалистами в области главным образом индийской и китайской философии) в рамках компаративной философии.

Как было показано нами в предыдущей главе, эзотеризм за­нимает свое особое место в системе культуры: на стыке между ре­лигией, философией, искусством и наукой. Он выполняет не только роль связующего звена, но и активно генерирует новые идеи, концепции, продолжает создавать альтернативные ценности куль­туры. В частности, это связано с формированием "новых религий".

Можно прогнозировать, что в ближайшем будущем "новые религии" будут набирать силу, становиться весомым фактором социально-политической жизни. Во всех новых религиях идет речь о достижении счастья уже в этой, а не загробной жизни. Они


 




Глава IV


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...