Роль эзотеризма в современной политической и духовной культуре
В то же время формы магического и мифологического мышления как яркие проявления феномена эзотеризма являются столь изощренными, что их бытие придает особый колорит всей культуре. Взаимодействие между эзотерическими формами пара-научного знания и наукой, искусством является мощным фактором их развития. Эзотерические идеи, при их включении в сферу культуры, могут способствовать взаимодействию различных культур, их диалогу. Это отмечал один из видных ученых, стоявший у истоков идеи "диалога культур" Ф.И. Щербатской (хотя сам он погиб в сталинских лагерях и эта идея долго третировалась как проявле-. ние подозрительного "абстрактного гуманизма")1. Долгие годы исследования западной философии велись изолированно, без обращения к инокультурным философским традициям. "Отсутствие нормального интеллектуального любопытства к тому, что происходит в соседнем "кортесе", в недавнем "доперестроечном" прошлом объясняется не только узкой специализацией наших историков западной философии, их безразличным или высокомерным отношением к Востоку, но также и общей боязнью касаться действительно принципиальных мировоззренческих вопросов, которые предполагались "раз и навсегда" решенными. Трудно было бы ожидать, что в условиях монофилософской культуры, в которой все мы были интеллектуально воспитаны, у наших философов могла бы выработаться привычка к диалогу."2 Если в Европе индийская эзотерическая философия привлекла к себе всеобщее внимание и стала интеллектуальной модой после того, как ее частично истолковали для европейцев А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и Е. Блаватская (а на художественном и публицистическом уровне Р. Роллан, Г. Гессе и др.), то в нашей стране роль культтрегеров сыграли востоковеды и прежде всего Ф.И. Щербатской, который, пытаясь привлечь внимание специалистов по западной философии, заставил индийских мыслителей говорить на страницах своих переводов языком И. Канта, Юма и Гуссерля. Благодаря Ф. Щербатскому и китаисту В.М. Алексееву и
1 См.: Щербатской Ф. "Индоевропейский симпозиум по проблеме реальности внешнего мира (пер. с англ.)". // Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М., 1989. С. 243—250. Там же. С. 245. в послереволюционное время удалось сохранить традиции русской научной профессуры. Вокруг этих ученых собралась талантливая научная молодежь, проводившая большую исследовательскую и просветительскую работу. Однако к концу 40-х годов их деятельность была насильственно прекращена, сами они были арестованы и сгинули в сталинских лагерях. Среди них А.И. Востриков, А.М. Мейварт, М.И. Тубянский, Б.В. Семичев, Ю.К. Шуцкий (автор перевода "Книги перемен") и др. После бурного, но к сожалению краткого ренессанса в исследовании эзотерической традиции в индологии, связанного с возвращением на родину Ю.Н. Рериха, сына великого русского художника Н. Рериха, в конце 50-х и начале 60-х годов, наступил длительный период "застоя". В результате новой волны преследователей инакомыслящих многие яркие и блестящие востоковеды,, едва успев начать дело воссоздания отечественной школы, были вынуждены эмигрировать. От этого удара наше востоковедение не оправилось до сих пор. На Западе в философии существуют как бы две линии: одна — академическая, другая — альтернативная. "Альтернативная" философия связана главным образом с Востоком. Причем эта философия тоже изучается в университетах, но фактически выходит за рамки университетов и существует в различных обществах и центрах и часто привлекает молодежь. Здесь осуществляются систематические попытки "прорыва" востоковедов и исследователей эзотеризма "на Запад", к европейски образованному читателю. Особый интерес среди них представляют попытки проблемного сравнительного анализа различных традиций эзотеризма (предпринимаемые специалистами в области главным образом индийской и китайской философии) в рамках компаративной философии.
Как было показано нами в предыдущей главе, эзотеризм занимает свое особое место в системе культуры: на стыке между религией, философией, искусством и наукой. Он выполняет не только роль связующего звена, но и активно генерирует новые идеи, концепции, продолжает создавать альтернативные ценности культуры. В частности, это связано с формированием "новых религий". Можно прогнозировать, что в ближайшем будущем "новые религии" будут набирать силу, становиться весомым фактором социально-политической жизни. Во всех новых религиях идет речь о достижении счастья уже в этой, а не загробной жизни. Они
Глава IV
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|