Трезвый взгляд, исполненный оптимизма
большой перспективы оно иметь не будет. Масонство не особенно приемлемо для менталитета русского человека. Мало формально входить в масонскую ложу, необходимо проникнуться необходимостью соблюдения тех ритуалов, тех обрядностей, того порядка заседаний и, наконец, той дисциплины, без которой работа масонов немыслима. Не только в смысле заседаний, а в смысле достижения цели, которая намечается. Сила масонства — в дисциплине, в строгом исполнении всех масонских постановлений, что заставляет людей действовать солидарно. Но заседания в строгом порядке и необходимое требование взаимной поддержки как раз составляют большую противоположность с натурой русского человека. Это отмечал в свое время, еще в 1906 году, князь Бебутов, решивший заняться организацией масонских лож в России1. Глядя на заседания сегодняшней Государственной Думы, съездов различных политических партий трудно не согласиться с наблюдательным князем... Что же касается других видов эзотерических объединений, в частности, тоталитарных сект, то здесь возможности распространения и углубления этих движений гораздо шире, как правило они приносят прямую прибыль организаторам, что обеспечивает эффективное их функционирование достаточно долго. К сожалению, эзотерическая идеология сейчас часто становится просто товаром. По всему миру можно отметить активизацию религиозных лидеров-гуру, которые успешно действуют не только в рамках новоизобретенных течений, как, например, Раджнеш в реформированном индуизме, но и в рамках древнейших культов, как Мехер-Баба в зороастризме. Массовая бездумная религиозность в ее нынешних формах подвергается воздействию новых учений и религий, которые учитывают всю слабость и недостатки классических монорелигиозных систем и уже давно ведут успешное наступление на их догматику. Они отличаются религиозным практицизмом, модернизированным подходом к идейным концепциям и ко всей культовой практике, распространением своего воздействия в обществе не по вертикали, как все монорелигии, а по горизонтали. Современные эзотерические и религиозные течения могут удовлетворить по-
1 См.: Старцев В. "Масоны и революции". // С.-Петербургские ведомости, 1992, 4 января. требности каждой категории населения, так как основаны на точном расчете социальных и психологических особенностей. Перенимая новые восточные культы, Запад дает им свою удобопонятную обложку, раскрывая таинства восточного эзотеризма четко отработанными западными методологиями. Идет процесс слияния и взаимодополнения базовых типов религиозного миросозерцания. Нынешняя духовная ситуация в мире может быть охарактеризована как религиозный синкретизм, когда один и тот же человек подвергается одновременному воздействию традиционных религий и астрологов, магов, заклинателей, предсказателей, волхвов. Это создает плацдарм для образования новой объединенной духовности всего человечества. "Новые религии" и эзотерические объединения играют большую роль в установлении диалога между Востоком и Западом на принципиально новом уровне, что позволяет утверждать о перспективе воссоединения континентального разума в рамках глобальной Евразийской концепции, создании альтернативных систем ценностей культуры. Выработанные религиозными философами, виднейшими представителями эзотерических школ и направлений основные идеи и подходы для поиска путей разрешения современных проблем открывают новые возможности для формирования новой идеологии России. Теперь, когда идея "коммунистического пути" постепенно исчезает из политического пространства, это повлечет за собой колоссальную трансформацию всего идеологического поля. В общественном сознании появляются идеи и теории, которые ранее были предназначены лишь для узкого круга "посвященных", а сейчас становятся экзотерическими и могут стать элементом современной идеологии.
Специфика современности в том, что всякая стабильность, устойчивость ныне может покоиться лишь на высоком уровне движения, развития, погружающихся, в свою очередь, в глубочайшую подоснову человеческого существования — наш дух, наш разум. Опыт устойчивости большинства эзотерических доктрин на больших исторических промежутках времени говорит, что это удавалось им благодаря обращению к наиболее глубинным слоям индивидуального и массового сознания, работе на уровне его архетипов. Вторая наиболее важная причина устойчивости эзотеризма состоит в чрезвычайной подвижности, адекватной реагиро-
Заключение
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|