Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль эзотеризма в современной политической и духовной культуре





 


Смирение и было единственной формой дисциплины личности. Лучше смиренно грешить, чем гордо совершенствоваться"1.

О каких десяти заповедях нравственности может идти речь, если по большому счету христианство оказалось в России безнрав­ственным: веками погашая активность человеческого совершенст­вования, парализуя главнейшее достояние личности и право на творчество?

Русский человек раскроет свою человеческую гуманитарно-интеллектуальную, а не религиозно-духовную активность лишь тогда, когда он начнет уважать и ценить РАЗУМ и откажется от религиозных пут веры, перестанет "обнаруживать вялость и инерт­ность мысли, нелюбовь к мысли, неверие в мысль" (Н. Бердяев).

Рассматривая вопрос о том, что будет взято нашим общест­вом в качестве ориентиров, какая идейная база: экологические проблемы и их решение, христианские идеи и их "неоварианты", идеология планетарного синтеза, стирания межконфессиональ­ных, идеологических различий, идеология монетарного общества, следует учитывать культурные традиции и современные требова­ния, вытекающие из изменившейся геополитической ситуации.

В соответствии с навязываемой США доктриной нацио­нальной безопасности в качестве теоретической базы подводится такая модель мировой структуры, при которой государство стано­вится анахронизмом. В соответствии с ней контроль государства над экономическими вопросами должен перейти в руки многона­циональных корпораций и других международных институтов, а государство должно превратиться в "слугу корпораций".

Реальная обстановка показывает, что в нашей стране вместо прогрессивного развития нарастает угроза физической и интел­лектуальной деградации общества, а усиливающиеся экологиче­ские и техногенные угрозы становятся все более серьезным фак­тором превращения России в сырьевой придаток американской модели цивилизации. Во второй мировой войне фашистская Гер­мания ставила примерно те же цели: расчленить Россию, "вымо­рить славян как недочеловеков" и решить окончательно "русский вопрос", подчинив себе русские земли и сделав их придатком "третьего рейха", — но достигнуть которые она стремилась с по­мощью жестокой и кровопролитной войны. Есть основания ут-


верждать, что сегодня идет та же война для достижения указан­ных целей, но только иными методами и средствами интернацио­нальных "тайных вооруженных сил".

Духовное подавление нации осуществляется с применением поистине иезуитских способов. Наблюдаемая действительность и состояние социальной экологии в настоящее время показывают, что у той породы людей, представляющих европейски-амери­канскую цивилизацию, к которой многие стремятся приобщиться, отсутствует необходимый спектр естественных человеческих нрав­ственных качеств.

В то время, когда из России вывозятся материальные и ин­теллектуальные богатства для поднятия жизненного уровня и ин­теллектуального оздоровления Запада, в самой России практиче­ски и широкомасштабно реализуются установки А. Даллеса и спе­циальной директивы Совета национальной безопасности США о перенесении в период перестройки опыта информационной войны против Польши на нашу территорию для ликвидации патриотизма и культивирования предательства и других низменных инстинк­тов. В этих целях насаждаются, в первую очередь среди молоде­жи, такие способы проведения досуга как дискотека, где властвует специальный электронный ритм, в корне притупляющий нервную систему и душу, видеофильмы преимущественно двух категорий — как убивать людей и порнография, развращающая будущее на­ции — будущих жен и матерей. Ведется скрытое "преподавание": как стать "героем нашего времени" — убийцей, предателем, ма­фиози, вором, проституткой, сутенером, наркоманом, алкоголи­ком. Последовательно и настойчиво внедряется убеждение: счи­тать комплексом неполноценности современного человека со­весть, благородство, патриотизм, чистоту нравов, честность, кол­лективизм. То есть удар направлен не по государственным инсти­тутам и формам общественного устройства, а на уничтожение ду­ховной основы народа, что ведет к разложению всей нации.

В этой связи обращает на себя внимание тот факт, что еще Д. Кеннеди в сформулированной им доктрине по разрушению сложившегося образа жизни в СССР поставил задачу: "С помо­щью агентов влияния постараться захватить средства массовой информации и таким образом разрушить через них коллективист­ские формы бытия россиян". Факты последних лет повсеместно


Бердяев Н.А. "Философия свободы". М., С. 74-75.




Глава iV


 


Роль эзотеризма в современной политической и духовной культуре


 


свидетельствуют, что данная установка успешно осуществляется, а результаты не заставят себя ждать.

Таким образом, можно сделать следующие выводы по разделу:

1. Эзотеризм как социокультурное явление играет в целом значительную роль в современной политической и духовной куль­туре. Эта роль может быть позитивной — направленной на вза­имное обогащение разных культур и духовных традиций — и не­гативной — если с помощью закрытых полулегальных организа­ций оказывается дестабилизирующее воздействие, формируется система тоталитарного мышления, использующая мифы.

2. Деятельность современных эзотерических структур в сфе­ре политики и геополитики может оказывать огромное влияние на формирование стратегических концепций жизнедеятельности государства. Превращение России в сильное и процветающее го­сударство входит в резкое противоречие с глобальными интереса­ми США, промышленно развитых стран, транснациональных компаний и теми планами "Мирового правительства", в которых России, для удовлетворения этих интересов, уже отведена роль "вспомогательного" государства с ограниченным количеством на­селения и нищенским существованием на долгие годы.

3. В сфере искусства эзотерические доктрины служат мощ­ным стимулом и почвой для создания оригинальных художест­венных произведений. Поиски за пределами земной реальности потусторонних миров, раскрытие потаенной истины составляли суть интеллектуальных и эстетических исканий многих мастеров художественного образа. Эзотерическая ментальность и специфи­ческое восприятие мира, в основе которой лежит магическое, за­рождает особую систему мировосприятия и философии. Ряд дея­телей искусства, обладающих фундаментальными знаниями соци­альной антропологии и религиоведения, психологии и медицины, избрали путь жизни в эзотерической культуре, искренне верят в ее феномены и целенаправленно овладевают ее приемами. Язык мистических переживаний, перехода в иные состояния сознания служит формой магического творчества. В большинстве пафос их творчества глубоко гуманистичен: они верят в неисчерпаемые си-


лы человека, благотворную силу его связи с природой и важность следования древним эзотерическим традициям.

4. В условиях, когда современная цивилизация находится на переломе, интерес к эзотеризму имеет под собой серьезное осно­вание — социальную потребность в мировоззренческих переори-ентациях, т.е. в выработке такой единой картины мира, которая должна быть базисом культуры. В качестве такого базиса выступа­ет система универсальной культуры. В системе основных катего­риальных смыслов, создающих единую целостную мировоззренче­скую модель мира (предметно-вещных — пространство, время, вещь, случайность, необходимость; и экзистенциальных — Я, другие, общество, правда, красота, милосердие, добро, свобода, добродетель и др.), эзотеризм часто выполняет роль способа кор­реляции этих смыслов, реализуемую в паранаучных формах ори­ентации человека в мире. Данные формы значительно обогащают культуру.

В условиях, когда вся мировая цивилизация переходит в иное качественное состояние, любое общество может развиваться, только считаясь с нарастающими глобальными проблемами, кото­рых не знало ранее человечество. Идет процесс синтеза культуры Запада с восточными культурами, идет трансформация прежней системы ценностей. В данных условиях область эзотеризма явля­ется большим нераспаханным полем идей и подходов, среди ко­торых многие, особенно гуманитарно-нравственного порядка, могут найти свое творческое воплощение в настоящее время.

Если человеку суждено продвигаться вперед в своем разви­тии, ему удастся, по видимому, освободиться и от оккультно-мистических форм деятельности и знания — специфических про­дуктов процесса ремифологизации. Но этот процесс потребует длительного периода.


 




Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...