Роль эзотеризма в современной политической и духовной культуре
тупные толпе руководители. Но это (как, впрочем, и всегда в вопросе о деятельности мафии) — без доказательств. Разоблачением деятельности тоталитарных сект в различных странах занимается американская группа CAN (Cult Awarenes Network — Сеть осведомления о культах) и AFF (American Family Foundation — Американский фонд семьи), Комитет по спасению молодежи г. Москвы и Комитет по защите семьи и личности г. Санкт-Петербурга, пропагандирующие и использующие систему "депрограммирова-ния" людей. Естественно, это вызывает яростные возражения со стороны сотрудников Гуманитарного центра Хаббарда в Москве. Они утверждают, в свою очередь, что деятельность CAN и вышеназванных комитетов преступна, что идеи "депрограммирования" противоречат Конституциям США и России, праву человека на свободный выбор вероисповедования, что задачи центра Хаббарда носят сугубо гуманитарный характер: борьба с разрушением человеческой личности от наркотиков, медицинских препаратов, алкоголя, окружающей среды, загрязненной вредными химическими и радиационными выбросами, от полного отсутствия ответственности за свою работу, от рабства в современной форме, дискриминации и несоблюдении прав человека. "Сайентологическая этическая система — это привилегия сайентологов. Они могут и помогают себе с помощью этической системы, поскольку она бесплатна, основана на здравом смысле, аккуратна и имеет единственную цель — выяснить правду с помощью обсуждения среди сайентологов"1. В нашу страну представители учения Хаббарда пришли не раньше 1992 года. Пришли не просто так, а с заранее продуманной политикой экспансии. Была шумная история с открытием библиотеки в здании факультета журналистики МГУ, когда за лучшее описание процесса были назначены существенные, по тем временам, долларовые премии. Затем открылся Хаббард-колледж
— организация, занимающаяся пропагандой и обучением сайен 1 См.: Данченков А.М. "Учение Хаббарда и возрождение самоуважения". Независимая газета. 10.02.1996. занимающееся переводом и публикацией трудов Хаббарда. Помимо "Дианетики" к программным произведениям относятся "Самоанализ", "Проблемы работы". Цифры тиражей, которыми издаются книги Р. Хаббарда, являются действительно астрономическими. Тираж "Дианетики" 12 000 000 экземпляров! Вся хаббардистская литература, включающая 800 книг и докладов, за 40 лет разошлась по миру в более, чем 200 млн экземпляров. Сам Рон Хаббард не скрывал, что известность автору приносит не столько гениальность написанного, сколько его доступность. Именно с этой целью еще при его жизни было создано международное издательство "Новая эра", которое специализируется на выпуске литературы, пропагандирующей сайентологию как новую науку и философию жизни современного человека. С тех пор, в какие бы переплеты ни попадали последователи Хаббарда, какие бы трудные времена ни наступали в данной конкретной стране Запада или Востока для их идеологии, издательство продолжало и продолжает развиваться как вширь (национальные отделения "Новой эры" есть во всех регионах мира), так и вглубь (специалисты скрепя сердце признают, что на сегодняшний день "Новая эра" — одно из самых мощных печатных предприятий международного уровня).
Такими мощными тиражами и переизданиями создается "эффект присутствия". Выбрасывая на рынок новые тома его трудов, отличающиеся от предыдущих цветом обложки и тиснением, хаббардисты искусственно продлевают молодость произведений, написанных почти полвека назад. С другой стороны, подобная политика издательства создает скандальный ажиотаж: ведь никто из потенциальных читателей не знает, что тиражи растут вовсе не из-за качества книги и ее нехватки на прилавках. Сами книги Хаббарда можно условно разделить на две категории: первая — книги полезных прикладных советов примитивного содержания (например, "Дорога к счастью"), где обещается блаженство и покой тем, кто "содержит в чистоте тело", "регулярно чистит зубы" и "разборчив в половой жизни"; вторая — "полезные советы" для совершенствования системы управления человеком на производстве. Сейчас именно по этим книгам второй категории обучаются тысячи российских рабочих, чье руково-
Глава IV
Роль эзотеризма в современной политической и духовной культуре
дство решило внедрить на предприятиях хаббард-технологию административного управления. "Базовый пакет" состоит из пяти учебников — "Личность руководителя", "Точность в оценке и понимании персонала", "Общение в процессе производства", "Как увеличить производительность труда с помощью управления кадрами" и "Основы организации". Обучение производится без отрыва от производства под руководством специально натренированных преподавателей — супервайзеров. Цель курса — научиться управлять окружающими и при необходимости противостоять им, при этом оставаясь послушным и подотчетным тому, кто в силу более развитой и сильной воли управляет тобой. Другими словами, технология управления Хаббарда реанимирует хорошо знакомую нам пирамидальную структуру с четким вертикальным подчинением и полным контролем меньшинства над большинством. Данная технология запатентована на Западе. В учебниках раскрывается, например, методика выявления антисоциальной личности по 12 признакам, которая составлена таким образом, что потенциально любой человек может попасть в эту категорию. А за антисоциальную личность априори признаются все те, кто не поддерживает учение Хаббарда как таковое.
Психологический тренинг, проводящийся в ходе курса "Общение в процессе производства" построен с использованием достижений современных психотсхнологий, в частности, нейро-лингвистического программирования (НЛП). Это приводит к тому, что обучающийся должен реагировать только на ОПРЕДЕЛЕННЫЕ команды тренера, причем эти команды даются на специально изобретенном Хаббардовском языке. Использование НЛП позволяет воздействовать на психику человека посредством письменных или устных сообщений, специально направленных на достижение определенных целей. Выбор и порядок слов, длина и интонация предложений, другие лингвистическиие особенности их построения — все играет свою роль. Не случайно в США разработки в области нейро-лингвистической психологии запрещены законодательствами всех 50 штатов. Данные методы используются и в других тоталитарных сектах, их активно использовали в "белом братстве" М. Цвигун, организациях Муна, Сёко Асахара и др. На Западе ни одна серьезная корпорация не применяет хаббард-технологию, т.к. она серьезно вторгается в подсознание и делает человека винтиком производственной машины. В России на нее "клюнули" серьезные предприятия: АО "Мовен" (500 чел. персонала), АСКО-ходцинг (12 000 чел.), Пермский моторный завод (30 000 чел.), АО "Электромонтаж" (66 000 чел.)... Хаббард-колледж предложил свое сотрудничество и властным структурам. По его технологии прошли обучение главы областных дум и мэры крупных городов, имеются договоренности о долгосрочных контактах с Госкомитетом по имуществу и Департаментом промышленности правительства Москвы. Данный пример на первый взгляд не имеет прямого отношения к эзотеризму, за исключением лишь некоторых элементов механизма осуществления своих долгосрочных планов по достижению тоталитарной власти, насаждению стандартности в административном управлении. И все же он в достаточной мере характеризует способы и методику влияния на социум определенной системы закрытых взглядов, идей и теорий.
Поэтому, на наш взгляд, нужно четкое различение положительных и отрицательных аспектов эзотеризма в его социально-политической роли. Когда речь идет о дестабилизирующих моментах или внесении аутической доминанты в общественное сознание — эзотерическая деятельность такого рода не может вызвать гуманистических симпатий. Социальная мифология должна стать достоянием истории, она не является неизбежной. Когда мы рассматривали и характеризовали в главе II эзоте-ризм в религии, мы не касались вопроса о ее перспективах развития. Но это настолько серьезная проблема, что на ней необходимо хотя бы вкратце остановиться. Конечно, в настоящее время религия является союзником здоровой части общества в укреплении народной нравственности, внесении системы общечеловеческих моральных норм и представлений. Однако помимо этого уровня чистой духовности, есть еще уровни функционирования ее как духовно-идеологической системы и уровень деятельности церкви как социального института. Здесь минусы явно перевешивают. "Русское православие, которому русский народ обязан своим нравственным воспитанием, не ставило слишком высоких нравственных задач личности среднего русского человека, в нем была огромная нравственная снисходительность. Русскому человеку было прежде всего предъявлено требование смирения. В награду за добродетель смирения ему все давалось и все разрешалось.
Глава IV
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|