Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль эзотеризма в современной политической и духовной культуре





 


тупные толпе руководители. Но это (как, впрочем, и всегда в во­просе о деятельности мафии) — без доказательств. Разоблачением деятельности тоталитарных сект в различных странах занимается американская группа CAN (Cult Awarenes Network — Сеть осве­домления о культах) и AFF (American Family Foundation — Аме­риканский фонд семьи), Комитет по спасению молодежи г. Мо­сквы и Комитет по защите семьи и личности г. Санкт-Петербурга, пропагандирующие и использующие систему "депрограммирова-ния" людей.

Естественно, это вызывает яростные возражения со стороны сотрудников Гуманитарного центра Хаббарда в Москве. Они ут­верждают, в свою очередь, что деятельность CAN и вышеназван­ных комитетов преступна, что идеи "депрограммирования" про­тиворечат Конституциям США и России, праву человека на сво­бодный выбор вероисповедования, что задачи центра Хаббарда носят сугубо гуманитарный характер: борьба с разрушением чело­веческой личности от наркотиков, медицинских препаратов, алко­голя, окружающей среды, загрязненной вредными химическими и радиационными выбросами, от полного отсутствия ответственно­сти за свою работу, от рабства в современной форме, дискрими­нации и несоблюдении прав человека. "Сайентологическая этиче­ская система — это привилегия сайентологов. Они могут и помо­гают себе с помощью этической системы, поскольку она бесплатна, основана на здравом смысле, аккуратна и имеет единственную цель

— выяснить правду с помощью обсуждения среди сайентологов"1.

В нашу страну представители учения Хаббарда пришли не раньше 1992 года. Пришли не просто так, а с заранее продуман­ной политикой экспансии. Была шумная история с открытием библиотеки в здании факультета журналистики МГУ, когда за лучшее описание процесса были назначены существенные, по тем временам, долларовые премии. Затем открылся Хаббард-колледж

— организация, занимающаяся пропагандой и обучением сайен­
тологии (стоимость первичного обучения одного лица на осень
1994 года составляла 500 долларов, обучение на "высших курсах"
оценивается цифрами со многими нулями). Одновременно с ним
появилось издательство хаббардистской литературы "Новая эра",

1 См.: Данченков А.М. "Учение Хаббарда и возрождение самоува­жения". Независимая газета. 10.02.1996.


занимающееся переводом и публикацией трудов Хаббарда. Поми­мо "Дианетики" к программным произведениям относятся "Са­моанализ", "Проблемы работы".

Цифры тиражей, которыми издаются книги Р. Хаббарда, яв­ляются действительно астрономическими. Тираж "Дианетики" 12 000 000 экземпляров! Вся хаббардистская литература, вклю­чающая 800 книг и докладов, за 40 лет разошлась по миру в более, чем 200 млн экземпляров.

Сам Рон Хаббард не скрывал, что известность автору при­носит не столько гениальность написанного, сколько его доступ­ность. Именно с этой целью еще при его жизни было создано международное издательство "Новая эра", которое специализиру­ется на выпуске литературы, пропагандирующей сайентологию как новую науку и философию жизни современного человека. С тех пор, в какие бы переплеты ни попадали последователи Хаб­барда, какие бы трудные времена ни наступали в данной кон­кретной стране Запада или Востока для их идеологии, издательст­во продолжало и продолжает развиваться как вширь (нацио­нальные отделения "Новой эры" есть во всех регионах мира), так и вглубь (специалисты скрепя сердце признают, что на сегодняш­ний день "Новая эра" — одно из самых мощных печатных пред­приятий международного уровня).

Такими мощными тиражами и переизданиями создается "эффект присутствия". Выбрасывая на рынок новые тома его тру­дов, отличающиеся от предыдущих цветом обложки и тиснением, хаббардисты искусственно продлевают молодость произведений, написанных почти полвека назад. С другой стороны, подобная политика издательства создает скандальный ажиотаж: ведь никто из потенциальных читателей не знает, что тиражи растут вовсе не из-за качества книги и ее нехватки на прилавках.

Сами книги Хаббарда можно условно разделить на две кате­гории: первая — книги полезных прикладных советов примитив­ного содержания (например, "Дорога к счастью"), где обещается блаженство и покой тем, кто "содержит в чистоте тело", "регу­лярно чистит зубы" и "разборчив в половой жизни"; вторая — "полезные советы" для совершенствования системы управления человеком на производстве. Сейчас именно по этим книгам вто­рой категории обучаются тысячи российских рабочих, чье руково-


 




Глава IV


 


Роль эзотеризма в современной политической и духовной культуре


 


дство решило внедрить на предприятиях хаббард-технологию ад­министративного управления.

"Базовый пакет" состоит из пяти учебников — "Личность руководителя", "Точность в оценке и понимании персонала", "Общение в процессе производства", "Как увеличить производи­тельность труда с помощью управления кадрами" и "Основы ор­ганизации". Обучение производится без отрыва от производства под руководством специально натренированных преподавателей — супервайзеров. Цель курса — научиться управлять окружающи­ми и при необходимости противостоять им, при этом оставаясь послушным и подотчетным тому, кто в силу более развитой и сильной воли управляет тобой. Другими словами, технология управления Хаббарда реанимирует хорошо знакомую нам пирами­дальную структуру с четким вертикальным подчинением и пол­ным контролем меньшинства над большинством. Данная техноло­гия запатентована на Западе. В учебниках раскрывается, напри­мер, методика выявления антисоциальной личности по 12 при­знакам, которая составлена таким образом, что потенциально лю­бой человек может попасть в эту категорию. А за антисоциальную личность априори признаются все те, кто не поддерживает учение Хаббарда как таковое.

Психологический тренинг, проводящийся в ходе курса "Общение в процессе производства" построен с использованием достижений современных психотсхнологий, в частности, нейро-лингвистического программирования (НЛП). Это приводит к то­му, что обучающийся должен реагировать только на ОПРЕДЕ­ЛЕННЫЕ команды тренера, причем эти команды даются на спе­циально изобретенном Хаббардовском языке. Использование НЛП позволяет воздействовать на психику человека посредством письменных или устных сообщений, специально направленных на достижение определенных целей. Выбор и порядок слов, длина и интонация предложений, другие лингвистическиие особенности их построения — все играет свою роль. Не случайно в США раз­работки в области нейро-лингвистической психологии запрещены законодательствами всех 50 штатов. Данные методы используются и в других тоталитарных сектах, их активно использовали в "белом братстве" М. Цвигун, организациях Муна, Сёко Асахара и др.

На Западе ни одна серьезная корпорация не применяет хаб­бард-технологию, т.к. она серьезно вторгается в подсознание и


делает человека винтиком производственной машины. В России на нее "клюнули" серьезные предприятия: АО "Мовен" (500 чел. персонала), АСКО-ходцинг (12 000 чел.), Пермский моторный за­вод (30 000 чел.), АО "Электромонтаж" (66 000 чел.)... Хаббард-колледж предложил свое сотрудничество и властным структурам. По его технологии прошли обучение главы областных дум и мэры крупных городов, имеются договоренности о долгосрочных кон­тактах с Госкомитетом по имуществу и Департаментом промыш­ленности правительства Москвы.

Данный пример на первый взгляд не имеет прямого отно­шения к эзотеризму, за исключением лишь некоторых элементов механизма осуществления своих долгосрочных планов по дости­жению тоталитарной власти, насаждению стандартности в адми­нистративном управлении. И все же он в достаточной мере харак­теризует способы и методику влияния на социум определенной системы закрытых взглядов, идей и теорий.

Поэтому, на наш взгляд, нужно четкое различение положи­тельных и отрицательных аспектов эзотеризма в его социально-политической роли. Когда речь идет о дестабилизирующих мо­ментах или внесении аутической доминанты в общественное соз­нание — эзотерическая деятельность такого рода не может вы­звать гуманистических симпатий. Социальная мифология должна стать достоянием истории, она не является неизбежной.

Когда мы рассматривали и характеризовали в главе II эзоте-ризм в религии, мы не касались вопроса о ее перспективах разви­тия. Но это настолько серьезная проблема, что на ней необходи­мо хотя бы вкратце остановиться. Конечно, в настоящее время религия является союзником здоровой части общества в укрепле­нии народной нравственности, внесении системы общечеловече­ских моральных норм и представлений. Однако помимо этого уровня чистой духовности, есть еще уровни функционирования ее как духовно-идеологической системы и уровень деятельности церкви как социального института. Здесь минусы явно перевешивают.

"Русское православие, которому русский народ обязан сво­им нравственным воспитанием, не ставило слишком высоких нравственных задач личности среднего русского человека, в нем была огромная нравственная снисходительность. Русскому челове­ку было прежде всего предъявлено требование смирения. В награ­ду за добродетель смирения ему все давалось и все разрешалось.


 


 



Глава IV


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...