Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трезвый взгляд, исполненный оптимизма





 


номерные связи и отношения этого феномена духовной и соци­альной сферы жизни общества, существо принципов посвящения в закрытую область знания или деятельности.

Эзотеризм — это культурно-исторический феномен, отра­жающий в виде духовно-идеологической системы тайных паранауч-ных знаний специфическую область общественного сознания, связан­ную с деятельностью оккультно-мистических и других закрытых объединений. Цонятие эзотеризма имеет очень емкое и богатое со­держание, определяемое разнообразными концепциями, доктри­нами и учениями, которые предусматривают передачу древних знаний о наиболее сущностных элементах Бытия будущим поко­лениям, имеют свою логику и преемственность. Эзотеризм как феномен культуры имеет механизм функционирования ("живучести") в социуме, включающий элементы, обеспечиваю­щие его приспосабливаемость к новым историческим условиям.

В работе над монографией был использован историко-философский метод исследования, а также другие методологиче­ские средства, включая принципы диалектического метода, синер­гетики когнитологии и компаративной философии. В необходи­мых случаях применялось структурно-логическое моделирование.

2. Проведенная нами классификация и характеристика ос­новных форм, видов и уровней эзотеризма позволила выявить ие­рархию их соотношения и историческую преемственность, разгра­ничить предметную область эзотеризма и другие области культуры.

Наиболее характерными чертами эзотеризма как социокуль­турного феномена являются:

• его всечеловеческая значимость и историческая конкрет­ность;

• закрытость системы основополагающих идей и положений, обеспечивающих его устойчивость и жизнеспособность;

• универсальный характер и способность быстро впитывать новые идеи и знания;

• стремление к красоте построения основных догм кон­кретной эзотерической доктрины. Эзотерические идеи и доктрины, при их включении в сферу культуры, могут способствовать взаимодействию различных культур, их диалогу, возрастанию значения людей с высоким духов­ным и культурным потенциалом.


 


3. Созданная нами в главе III теоретическая модель фено­мена позволяет обнаружить наиболее сущностные элементы ме­ханизма функционирования эзотеризма в социуме, выявлять его гносеологические, социально-психологические корни. Данная мо­дель, реализующая идею комплексного использования в этих це­лях приемов и способов экспериментальной психологии, социоло­гии, историко-культурологического анализа, облегчает диагности­ку и прогноз развития эзотерических систем в современных усло­виях. Модель включила в себя функционально-ролевую сторону феномена, элементы, определяющие его жизнеспособность и приспосабливаемость к новым историческим условиям, законо­мерности развития, социально-психологические корни. Ком­плексная природа феномена потребовала рассмотрения конкрет­ных видов эзотеризма с позиций выявления прежде всего формы знания, ррганизационной структуры и специфических видов дея­тельности.

В содержательную сторону феномена входят принципы ду­ховной иерархии, принципы инициации, учение об Абсолюте, учение об эволюции, принципы служения общине, медитативная практика, знания о психорегуляции и др.

На формирование эзотерической культуры основное влия­ние оказывают следующие факторы: идеи и ценности эзотериче­ских доктрин и концепций, деятельность выдающихся Учителей-эзотериков, принятые в эзотерическом объединении нормы пове­дения, неформальные виды общения.

Изучение структуры эзотерических явлений позволило вы­явить важные элементы эзотерической практики, раскрыть мно­гие неисследованные стороны эзотерической культуры. Это каса­ется, в частности, некоторых эзотерических традиций (иници­ации, мистерий и др.). Анализ эзотерических произведений, са­кральных текстов в свете сравнительно-исторического подхода к разным культурным традициям использован для определения це­лого ряда важнейших черт эзотерического знания и ритуальной практики.

Объективное содержание и значение эзотерической дея­тельности совершенно различно, и только с субъективно-пскхологической стороны все эзотерические феномены представ­ляют нечто общее. Особое значение придается разнообразным ме­тодам передачи эзотерического знания, опыта, традиций через


 




Заключение


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...