Назовите, пожалуйста, основные отличительные свойства психопатии.
Патология характера (психопатии) Характер. Акцентуации характера. Психопатии. Типы психоп а тий. Пр о явления психопатии в детском возрасте. «Псевдопсихоп а тии». Механизмы социальной и школьной дизадаптации, проф и лактика и коррекция при уродствах характера в де т ско-подростковом возрасте. Клинические иллюстрации.
Прежде чем перейти к описанию патологии характера (психопатии) и ее отдельных видов, следует остановиться на самом определении характера. Принято считать, что ХАРАКТЕР представляет собой совокупность стабильных индивидуальных личностных черт, складывающуюся и проявляющуюся в деятельности и общении и составляющую основу присущих данной личности форм поведения. Психический склад личности каждого ребенка представляет собой постоянное, врожденное свойство, но личностные особенности, обусловленные наследованием черт родителей, в течение жизни претерпевают определенные видоизменения под влиянием экзогенно-органических факторов (резидуально-органической церебральной недостаточности, черепно-мозговых травм, заболеваний головного мозга, тяжелых соматических заболеваний и т. д.) и социальных условий (адекватности воспитания, ситуации в семье, особенностей микросоциального окружения, наличия тяжелых психотравмирующих ситуаций и т.д.). В раннем возрасте у ребенка может проявляться «ядро» будущих личностных аномалий, которые в дальнейшем развиваются при воздействии длительно действующих отрицательных или положительных средовых факторов. При благоприятных условиях патологические особенности характера сглаживаются, позволяя ребенку/подростку адаптироваться в жизни, а при неблагоприятном стечении обстоятельств отрицательные личностные свойства усиливаются, приводя к формированию уродств характера (психопатий).
Между усредненной нормой и психопатией располагается наиболее обширная сфера — АКЦЕНТУАЦИИ личности, характеризующиеся усилением, заострением отдельных характерологических черт у психические здоровых лиц. Особенности такого склада характера выражаются в избирательной уязвимости для определенных средовых факторов при нормальной или повышенной устойчивости к целому ряду других экзогенных факторов. Они проявляются только в определенной обстановке, а в остальное время остаются практически незаметными. По-видимому, во многих случаях акцентуации характера часто наиболее выраженными являются в подростковом и юношеском возрастеах, а затем при наступлении зрелости сглаживаются. В отличие от психопатий, пПри акцентуациях характера отсутствуют расстройства адаптации, тотальность патологических личностных свойств и тенденции к однотипному способу личностного pеагиpования, что и отличает акцентуации характера от психопатии. Акцентуации характера являются вариантами нормы и не требуют наблюдения психиатра и психотропного лечения, хотя нередко (при декомпенсации) показана психологическая и психотерапевтическая помощь. Несмотря на существенные отличия от психопатий, акцентуации характера традиционно разделяются на те же типы, что и психопатии. К ПСИХОПАТИЯМ относятся особенности личности, характеризующиеся дисгармоничностью психического склада; они относительно стабильны, малообратимы, тотальны и определяют всю психическую структуру личности; патологические личностные особенности выражены настолько значительно, что препятствуют полноценной социальной адаптации. Надо еще раз подчеркнуть, что психопатии не являются психическим заболеванием, а представляют собой особенную, «трудную» личность, «неудобную» как для ее обладателя, так и для окружающих.
Происхождение психопатии почти всегда связано с совокупностью наследственных, органических и социально-психологических факторов. Практически не выявляются чистые конституциональные («“ядерные”») психопатии, чистые оpганические формы (психопатоподобный синдром на резидуально-органической почве) или уродства характера, обусловленные исключительно неправильным воспитанием, депривацией, хроническими психотравмирующими воздействиями (патохаpактеpологическое развитие). Развитие психопатии происходит поэтапно: I этап (детский возраст) характеризуется психопатическими пpоявлениямипроявлениями в виде pеакцийреакций по возбудимому, истеpическому, астеническому или неустойчивому типам; II этап (подростковый возраст) ярко окрашен утpиpованными пубертатными особенностями в виде негативизма, оппозиции, эгоцентризма, усилением? расторможенностью?и влечений? (что значит «влечений»?), кризиса мотивации, стpемления к самоутверждению, группированию; на III этапе (в конце подросткового или в юношеском возрасте) происходит формирование определенного клинического типасобственно психопатии. Принято считать, что определенный клинический тип психопатии формируется не ранее 18-летнего возраста, в связи с чем установление диагноза психопатии до этого возраста является неправомерным. Действительно, до конца подросткового и даже начала юношеского возраста в большинстве случаев патологические черты характера лишены двух главных признаков психопатии — стабильности и тотальности; при этом нередко достаточно очевидным является третий облигатный (основнообязательныйй?) признак психопатии — социальная (школьная) дизадаптация. Однако во многих случаях диагноз все же официально звучит в медицинской карте до 18 лет, например, при необходимости военно-медицинской или судебной экспертизы. Выделяются следующие основные типы психопатий: шизоидный, психастенический, астенический, аффективный, паранойяльный, истерический, возбудимый, эпилептоидный, неустойчивый типы, а также группа эмоционально тупых личностей. При сочетании различных психопатических черт речь идет о психопатии мозаичного круга (смешанный тип). В этих случаях не удается выделить ведущего (осевого) психопатического синдрома. Особенно часты мозаичные психопатические черты в подростковом возрасте в период становления психопатии; в дальнейшем, по миновании прошествии подросткового криза, чаще всего такая смешанность исчезает, и кристаллизуется определенный тип аномальной личности. При сохранении на долгие годы смешанности психопатических черт формируется устойчивая психопатия мозаичного круга. Известны сочетания истерических и астенических, эпилептоидных и шизоидных, шизоидных и истерических, шизоидных и циклоидных и т. д. психопатических черт. Чем более мозаичной представляется личностная психопатическая структура, тем более она нуждается в дифференциальной диагностике от постпроцессуального дефицитарного состояния в рамках шизофрении.
Шизоидная психопатия. Эту группу психопатий объединяет общая черта — аутистические тенденции, выраженные в большей или меньшей степени. Среди лиц с психопатией шизоидного круга есть робкие, застенчивые, тонко чувствующие натуры, мимозоподобные (сенситивные шизоиды, шизотимы) и, наоборот, равнодушные, холодные, сухие, рациональные, педантичные, как правило, весьма деятельные (экспансивные шизоиды). Дети и подростки с формирующейся шизоидной психопатией обычно необщительны, сдержаны в проявлении чувств, погружены в свой мир, лишены сопереживания и созвучности с окружающими, с трудом переносят перемену обстановки и сложившегося уклада жизни. Контакты с окружающими сопряжены для них с чувством неловкости, внутреннего напряжения и, как правило, ограничены узким кругом родных и друзей, в выборе которых такие подростки очень разборчивы. Из-за недостаточности сопереживания и интуиции неформальные контакты чрезвычайно трудны для шизоидов. Их замкнутость обусловлена не столько застенчивостью и робостью, сколько отсутствием внутренней потребности в общении. Уже в дошкольном возрасте шизоиды проявляют отгороженность от сверстников, не хотят участвовать в совместных играх, при этом предпочитают общество взрослых, с которыми часто ведут серьезные беседы, не по-детски рассуждают, задают множество вопросов.
Сенситивные шизоиды робки, бездеятельны, предпочитают одиночество, погружены в мир собственных фантазий, нередко с визуализацией представлений. Экспансивные шизоиды активны, упорны в достижении цели, связанной с их сверхценными интересами, отличаются педантизмом в том, что касается их лично, при пренебрежении к нуждам окружающих. Характерной чертой шизоидов является также дисгармоничность, парадоксальность проявлений эмоциональной жизни, поведения, внешнего облика. В детском возрасте отчетливо выступает несоответствие между ускоренным умственным развитием и недоразвитием двигательной сферы. Они выглядят странными, чудаковатыми, нередко нелепыми в поведении. Их увлечения своеобразны, оригинальны, чаще всего односторонни. В связи с особенностями мышления и иногда с высокой одаренностью творчество шизоидов нередко поражает неожиданностью, необычностью, оригинальностью и высокой продуктивностью, особенно в абстрактных науках. В то же время дети и подростки с шизоидной психопатией с большим трудом овладевают бытовыми навыками, плохо ориентированы в обыденной жизни. Такие дети и подростки остаются равнодушными к нормальным человеческим потребностям, нуждам семьи. Основой шизоидного темперамента является психестетическая пропорция (эмоциональные особенности типа «“дерева-стекла”» -уже было много раз), т. е. сочетание черт повышенной чувствительности и эмоциональной холодности. При безразличии к окружающим, реальным событиям и реальным потребностям шизоиды часто готовы к самопожертвованию ради абстрактной идеи. Сопереживание, любовь, стремление помочь в горе близкому человеку чаще всего недоступны шизоиду. Он, как правило, привязан к одному члену семьи, но и к тому далеко не всегда проявляет теплые эмоциональные чувства, оставаясь холодным, эгоцентричным и даже жестоким. Декомпенсации шизоидной психопатии чаще всего возникают в подростковом возрасте и проявляются в заострении аутистических черт, патологических поведенческих реакциях, невротических расстройствах со страхом и разнообразными навязчивостями, а также в депрессиях с идеями отношения. Социальная адаптация шизоидов в юношеском и молодом возрасте во многом обусловлена соответствием сверхценных интересов выбранной специальности, уровнем активности, адекватностью взаимоотношений в рабочем коллективе, а также способностью близких принять их личностные особенности.
В качестве примера приводим случай, демонстрирующий подростка с шизоидной психопатией.
Аркадий, 17 лет. Родился от нормально протекавшей беременности; роды без осложнений. Раннее развитие: с опережением становления речи и задержкой формирования двигательных функций. До подросткового возраста очень часто болел простудными заболеваниями. Рос тихим, молчаливым, замкнутым, почти не задавал вопросов. В раннем возрасте признавал только мать, не отпускал ее от себя, кричал, плакал, когда оставался с отцом или бабушкой. Признавал только определенный набор пищи: ел макароны, сосиски и фрукты, отказываясь от всех ос тальных блюд. Не любил менять одежду. Не терпел в доме посторонних, прятался, плакал, говорил, что он не хочет, чтобы приходили эти люди. На улице избегал общества детей; если и играл в песочнице, ни с кем из детей не хотел контактировать, отворачивался, старался увести мать подальше от скопления детей. Дома был тихим, незаметным, играл один, в основном, в мягкие игрушки, рисовал. Боялся темноты, одиночества, любых животных, бассейна, отказывался купаться в открытых водоемах. Много фантазировал, рисовал свои фантазии, но редко рассказывал их содержание даже матери. В 4 года без помощи взрослых научился читать, с тех пор любимым занятием стало чтение. Было сделано три попытки помещения его в детский сад, но он не смог там адаптироваться: плакал, не ел, не садился за стол, не ложился в кроватку, отталкивал от себя воспитателей, не интересовался игрушками, отворачивался от детей. Каждый раз после попытки помещения в детский сад заболевал простудным заболеванием с высокой температурой. В школу пошел в 7 лет, умея бегло читать и считать до 100. Не отвечал у доски до 5 класса, не отвечал на вопросы учителя в присутствии детей; разговаривал только с девочками, но односложно, лаконично, тихо; наотрез отказывался от всяких прогулок, кружков, экскурсий с классом. Время проводил дома один — с книжкой или за компьютером. Учился хорошо, особенно выделялся своими математическими способностями. Участвовал в олимпиадах, завоевывал первые места, но ни с кем не знакомился, соблюдая только внешние формальные правила поведения. Писал стихи, рассказы, но их никому не показывал. В 9 классе появился друг — мальчик из класса, спокойный, тихий, рассудительный, с которым они молча часами сидели за компьютером. Не согласуя своих планов ни с кем, после окончания средней школы легко поступил на механико-математический факультет МГУ. Учится хорошо, без напряжения, оставаясь таким же замкнутым, молчаливым, необщительным, формальным.
В данном случае речь идет о типичном случае шизоидной психопатии сенситивного типа. Мальчику на протяжении всей его жизни с раннего возраста присущи черты замкнутости, неоткровенности, чувствительности, ранимости, трудности адаптации в детском коллективе, отсутствие потребности в обществе сверстников. Благодаря высокому интеллекту, активности, адекватной поддержке семьи мальчик уже в подростковом возрасте хорошо социально адаптирован, несмотря на отсутствие какого-либо ослабления шизоидной симптоматики. При диагностике психопатии шизоидного круга нередко возникают затруднения в ее дифференциации от псевдопсихопатии, или нажитой психопатии, которая возникает послеперенесенного шизофренического приступа. У детей и подростков псевдопсихопатические состояния в виде личностного надлома возникают после нераспознанных ранних и сверхранних приступов-шубов, а также после стертых неверно диагностированных приступов у детей постарше. Проявления шизоидной психопатии и псевдопсихопатии у детей и подростков имеют чрезвычайное сходство и во многих случаях не поддаются разграничению. В пользу псевдопсихопатии говорит обнаружение в анамнезе стертого шизофренического приступа, периода нормального развития ребенка с последующим личностным сдвигом, выраженным дисгармоничным или задержанным развитием, стиранием гиперестетических эмоциональных свойств личности ребенка, нарастанием эмоциональной холодности. Психастеническая (ананкастная) психопатия. Детям и подросткам с психастенической психопатией свойственны выраженная застенчивость, склонность к тревожным опасениям, мнительность, неуверенность в себе, боязливость, повышенная впечатлительность. Основными особенностями психастеников являются склонность к сомнениям, отсутствие уверенности в правильности своих суждений, поступков, оценки людей, нерешительность в выборе линии поведения. Психастеники несамостоятельны, зависимы, нуждаются в советах и поддержке, в поисках посторонней помощи могут быть очень настойчивыми и назойливыми. Они склонны к болезненному мудрствованию, стремлению к самоанализу, к абстрактной интеллектуальной работе при отсутствии живости и яркости восприятия окружающего. Постоянное внутреннее беспокойство, тревога, неуверенность создают затруднения в принятии решений. Неуверенность в себе, как правило, компенсируется педантичностью, скрупулезностью, чрезмерной приверженностью к исполнению принятых инструкций, формализмом, перепроверкой полученных результатов, назойливыми расспросами окружающих по поводу правильности своих действий. Неудовлетворенные попытки реализации своих планов, неудачи в самоутверждении порождают пониженную самооценку, неуверенность в будущем. Дети и подростки с психастеническими чертами в основном доброжелательны, стремятся к общению, страдают от отсутствия дружеских связей, мечтают о легкости общения и перемене мест, но в связи с чрезмерной ранимостью, уязвимостью, неуверенностью, тревожностью практически не переносят изменений в устоявшемся жизненном укладе и долго, мучительно адаптируются в новом коллективе. Обладая хорошими интеллектуальными способностями или даже одаренностью в той или иной сфере знаний и искусства, дети и подростки с психастеническими особенностями часто посредственно или плохо учатся из-за чрезмерного волнения при устных ответах, паники при написании контрольных работ, медлительности, постоянных сомнений в правильности результатов, непрерывных перепроверок результатов своей учебной деятельности. Декомпенсация патологических черт психастенического круга проявляется в навязчивых идеях разнообразного содержания и навязчивых страхах, часто ипохондрического или дисморфоманического содержания, сопровождающихся ритуалами защиты. Наиболее серьезной формой декомпенсации психопатии психастенического круга является невроз навязчивых состояний с навязчивым страхом загрязнения и заражения. По окончании пубертатного периода при правильном выборе профессии, устойчивости семейного и дружеского окружения и стабильности жизненного уклада возможна длительная компенсация психастенических черт. Экспансивный вариант психастенического синдрома — ананкастная психопатия — характеризуется чрезмерной осторожностью, сочетанием нерешительности с несгибаемостью и упрямством; упорным стремлением к совершенству и педантизмом. Таких детей и подростков более всего занимают детали, порядок, соблюдение условностей. Они серьезны, формальны, редко шутят, настаивают на точном выполнении принятых правил, не способны к компромиссам, лишены гибкости. Ананкасты, как правило, достаточно работоспособны, если работа не требует нововведений и творческого подхода. Всякое изменение устойчивого стереотипа жизни вызывает у них тревогу и может привести при ананкастной психопатии к декомпенсации в виде навязчивых идей и страхов, которые, в отличие от навязчивостей психастеников, обусловлены не тревожно-мнительными особенностями характера, а связаны с упорным стремлением достичь непосредственного ощущения законченности собственных психических актов. Астеническая психопатия. Для детей и подростков с астенической психопатией характерны быстрая истощаемость, повышенная возбудимость, аффективная неустойчивость, впечатлительность, склонность к невротическим реакциям. Астеники склонны к постоянному самокопанию и самонаблюдению, ощущению своей несостоятельности, заниженной самооценке, слабохарактерны. Они тормозимы, робки, обидчивы, не умеют защитить себя. К астенической психопатии относятся и так называемые ипохондрики, фиксированные на своем здоровье, ноющие, жалующиеся, вечно недомогающие. Астеническая психопатия проявляется у детей младшего возраста как «невропатия» («конституциональная нервность», или «врожденная нервность»), которая выражается в капризности, плаксивости, трудностях адаптации, вялости, а также в склонности к соматовегетативным нарушениям: срыгиваниям, поносам, рвотам, нарушениям сна и аппетита, необоснованным повышениям температуры, частым простудным заболеваниям, нередко связанным с психотравмирующей ситуацией. В старшем дошкольном возрасте на первый план выступают утомляемость, истощаемость, неустойчивость настроения, головные боли, непереносимость жары, духоты, транспорта. Кроме того, возникают и длительно сохраняются невротические расстройства в виде энуреза, энкопреза, заикания, страхов, тиков. В младшем школьном возрасте астеническая психопатия проявляется в чрезмерном утомлении в конце учебного дня, неуверенности в себе, застенчивости, робости. Эти черты становятся все более заметными к пубертатному возрасту, когда появляется чувство своей неполноценности, несостоятельности, недовольства собой;. Пподросток с астенической психопатией старается держаться как можно более незаметно, становится все более замкнутым, отгороженным, молчаливым. Декомпенсация астенической психопатии выступает в виде невротических реакций, ярким примером которых являются школьные фобии, депрессий с сенситивными идеями отношения, дисморфоманической и ипохондрической симптоматикой, а также (чаще всего) в виде многообразных психосоматических расстройств. Постепенно, к юношескому возрасту, у лиц с выраженной астенической психопатией появляются характерологические особенности, мешающие деятельности и общению, — чрезмерные осторожность и добросовестность, пристрастие к определенному порядку и образу жизни. Аффективная психопатия характеризуется преимущественно аффективными проявлениями личностной аномалии. В эту группу входят личности так называемого циклоидного круга, а также личности с преобладанием повышенного (гипертимия) или пониженного (гипотимия) эмоционального фона. Циклоидная психопатия проявляется, с очевидностью иногда только в пубертатном возрасте, (не совсем понятно, к чему это относится – психопатия проявляется только в пубертате или именно такие признаки характерны только для пубертата?) эмоциональной неустойчивостью, изменениями настроения, связанными с ситуацией или спонтанными. Отмечаются периоды повышенной двигательной активности, речевого возбуждения, радостности. У многих детей и подростков с циклоидной психопатией обнаруживаются полярные колебания настроения со сменой бодрого, приподнятого настроения и гиперактивности периодами подавленности, апатии или раздражительности со снижением активности. В этих случаях подростки испытывают затруднения в учебе, иногда прекращают посещать школу или институт, избегают общества друзей, устают от шумных компаний, становясь домоседами и предпочитая проводить время лежа на диване у телевизора. Снижается аппетит, нарушается сон, часто подростки испытывают сонливость днем, но не могут заснуть вечером. Становятся раздражительными, недовольными поведением и отношением окружающих, угрюмыми, брюзгливыми. Появляются мысли о своей несостоятельности, никчемности, о бесперспективности дальнейшей жизни или мысли о тяжелой неизлечимой болезни. В этих состояниях не исключены неожиданные суицидальные попытки. Депрессивные фазы продолжаются 1-3 недели и сменяются обычным состоянием или состоянием с приподнятым — веселым, радостным, солнечным настроением, с повышением активности и ощущением физической бодрости и силы. Гипертимная психопатия характеризуется постоянно приподнятым настроением, легкостью общения, способностью уловить общий тон настроения, общительностью, веселостью, добродушием. Гипертимы свободно проявляют свои чувства, беззлобны, бесхитростны, дружелюбны. С ними легко и приятно общаться окружающим из-за понятности и адекватности их эмоций, тонкости сопереживания. Мир воспринимается гипертимами в розовых тонах; они не догадываются о своих недостатках, ненадолго обижаются в ответ на критику, но быстро забывают неприятности. Дети и подростки с личностными особенностями гипертимного круга обычно трудолюбивы, предприимчивы, реалистичны, покладисты, не склонны к мечтательности, быстро адаптируются в новой обстановке, не стесняются посторонних. Они никогда не скучают и не сидят без дела. Такие особенности характера становятся заметными уже в раннем возрасте, когда обращают на себя внимание постоянная веселость, чрезмерная подвижность, общительность, отсутствие страха перед посторонними, доверчивость, доброжелательность, любопытство. Развитие как моторных, так и интеллектуально-речевых функций, как обычноправило, отличается происходит с опережением.ающимением характером. — как в становлении моторных, так и интеллектуально-речевых функций. В отличие от детей с гиперактивностью (дефицитом внимания), гипертимные дети ловки, гармоничны, адекватны, активны, говорливы, целенаправленны; несмотря на повышенную отвлекаемость, достаточно работоспособны; живо интересуются всем окружающим. Такие дети могут быть трудны дома и в детских учреждениях из-за своей суетливостьюи, болтливостьюи, чрезмерной живостьюи, отвлекаемостьюи и стремлениемя руководить другими детьми, но эти особенности компенсируются самостоятельностью, доброжелательностью, общительностью, живостью и глубиной эмоциональных реакций, легкостью усвоения новых навыков и знаний. В школьном возрасте дети с гипертимным характером чаще всего хорошо учатся, но с трудом укладываются в дисциплинарные рамки: болтают на уроках, не хотят подчиняться принятому распорядку. В то же время они обаятельны, привлекательны, неутомимы, всегда готовы к интересному делу, увлекают за собой окружающих, часто становясь неформальными лидерами. Их эЭнергия и предприимчивость их неистощимы. В связи с высоким жизненным тонусом гипертимы, как правило, обладают, как правило, хорошим аппетитом, быстро засыпают и просыпаются отдохнувшими после относительно короткого периода сна; они всегда выглядят здоровыми, с ярким румянцем, широкой улыбкой, блестящими глазами, выразительной мимикой. Они действительно редко болеют простудными заболеваниями и детскими инфекциями. Со временем, у гипертимов ближе к пубертатному возрасту, у гипертимов можно заметить достаточно отчетливые колебания настроения: на несколько дней настроение становится гневливым или дурашливым, сопровождается неадекватной смешливостью, клоунадой, суетливостью, нарушением дисциплины на уроках и переменах, критиканством, неуважением к старшим. Такие состояния иногда сменяются периодами субдепрессии с подавленностью, вялостью, снижением жизненного тонуса. Дети неожиданно для окружающих становятся молчаливыми, тихими, медлительными, стараются держаться незаметно, избегжать ответов у доски, общения со сверстниками. Субдепрессивные состояния в свою очередь сменяются обычным для подростка настроением или кратковременным периодом возбуждения. В этих случаях отмечается сближение гипертимной психопатии с циклоидной. Гипотимная психопатия (группа конституционально депрессивных, или “прирожденных пессимистов”) отличается постоянно сниженным субдепрессивным фоном настроения и склонностью к возникновению выраженных депрессивных состояний. Между тем,При этом гипотимы отличаются вдумчивостью, добросовестностью и исполнительностью. Паранойяльная психопатия. Паранойяльные психопатические особенности личности редко встречаются в детстве, а в подростковом возрасте проявляются в основном в неразвернутом виде. Особый склад личности при паранойяльной психопатии характеризуется капризностью, раздражительностью, фиксацией на определенных идеях, резонерством, высокой эмоциональной напряженностью, касающейся исключительно значимых переживаний часто при холодности, формальности, чрезмерной требовательности к окружающим. Паранойяльных психопатов отличают узость кругозора, односторонность и ограниченность интересов. Суждения их прямолинейны, незрелы, часто не вполне последовательны. В то же время паранойяльные личности эгоцентричны, склонны к повышенной самооценке, обостренному чувству собственного достоинства, внутренней неудовлетворенности, обиде, чувству непризнанности. Малая пластичность психики ведет к застреванию на одних и тех же мыслях и эмоциональных реакциях. Они подозрительны, видят в поведении окружающих враждебность, дурные намерения, склонны к образованию сверхценных идей, которые надолго определяют их поведение и образ жизни (жалобщики, фанатики, патологические ревнивцы, ипохондрики, изобретатели и т. п.). Неудачи не останавливают паранойяльного психопата, а все больше и больше мобилизуют на борьбу за справедливость. Отстаивая свои убеждения, они энергичны и упорны до фанатизма. Паранойяльная психопатия формируется в зрелом возрасте, а у подростков отмечается преимущественно в виде упорных сверхценных образований. Истерическая психопатия. Истерической психопатической личности свойственны следующие основные качества: 1) стремление «казаться лучше», демонстрируя несуществующие или утрируя реальные способности; 2) эгоцентризм со стремлением быть в центре внимания, производить особое впечатление и манипулировать окружающими; 3) незрелость психики (инфантилизм). Истерическая психопатия наряду с психогенно обусловленными истерическими реакциями (обмороками, параличами, припадками и т. п.) и истерическими формами поведения (экстравагантностью, демонстративностью, театральностью, рисовкой, стремлением быть в центре внимания, склонностью к драматизации) характеризуется также малосодержательностью, примитивностью, незрелостью и несерьезностью суждений. Поведение истериков рассчитано на внешний эффект; для них важнее всего вызвать восхищение, удивление, восторг окружающих, но если все их ухищрения оставляют “аудиторию” равнодушной, то они предпочтут гнев и ненависть окружающих, только бы не остаться незамеченными. Истерики необычайно ранимы во всем, что касается их персоны; критику в свой адрес они превращают в бурный конфликт с театральным поведением и позерством. Между тем они непостоянны и поверхностны в своих привязанностях и чувствах, недоброжелательны, любят только самих себя, проявляя крайнее безразличие к потребностям близких. Целенаправленная повседневная деятельность тяготит истерика. Стремление привлечь к себе внимание, «жажда признания», склонность к подражанию, выдумкам и фантазиям, капризность отмечаются у истериков с раннего возраста (это дети, при малейшем недовольстве бросающиеся с криком на пол, картинно рыдающие, швыряющие в обидчика игрушки, любые попавшиеся под руку предметы, привычно грозящие самоубийством, наносящие себе неопасные повреждения и т. п.). В подростковом возрасте наряду с этим более отчетливо выступают эгоцентризм, неорганизованность, склонность к легкомысленным поступкам, разным авантюрам, дилетантской деятельности, праздной жизни с помпезностью, разнообразными увеселениями, слепое следование моде, неспособность к систематическому, целенаправленному труду. При истерической психопатии нередко отмечается отсутствие четких граней между продукцией собственного воображения и реальностью, в связи с чем мир истерика приобретает своеобразные причудливые очертания, что особенно ярко проявляется у истерических личностей из группы «псевдологов и мифоманов». «Псевдологов» и «мифоманов» отличают чрезмерно богатое воображение и патологическая лживость. В выдуманных историях авантюрного содержания, оговорах и самооговорах истерик является главным действующим лицом — страдающим, падшим или побеждающим. При этом мифоманы сами со временем начинают верить в реальность своих выдумок, а окружающие в силу яркости и подробности рассказов истериков, придающих им убедительность, длительно сохраняют уверенность в том, что дети и подростки на самом деле добились огромных успехов на выставках, олимпиадах, конкурсах красоты, снимались в кино, или пережили много страданий, или по вине окружающих стали наркоманами, проститутками, или тяжело, неизлечимо больны, что их родители имеют неисчислимые богатства или, напротив, в семье неблагополучно (пьет отец, сбежала мать, изнасиловал отчим, нищета и т. п.). Случаи мифомании и псевдологии нередко представляют собой большую сложность при судебно-психиатрической экспертизе. Истерические особенности нередко бывают заметными уже в раннем возрасте, проявляясь капризностью, склонностью к примитивным психомоторным истерическим реакциям или соматовегетативным расстройствам при неблагоприятном ситуации. В дошкольном возрасте они постоянно требуют внимания, поощрения, ревнивы к похвале других детей. Они любят выступать на утренниках, семейных концертах, рано начинают наряжаться, заимствуя манеру поведения у взрослых (в основном у матери, актеров), рано приобретают понятия «высокой цены» и «престижности». Дети с истерическими чертами характера более всего принимают взрослых, от которых регулярно слышат слова похвалы, одобрения, восхищения, но быстро изменяют своим привязанностям при первых же критических замечаниях в свой адрес. Время поступления в школу особенно опасно для истерикаов в плане декомпенсации, поскольку они поверхностны, не умеют упорно последовательно учиться и не вписываются в детский коллектив благодаря стремлению всегда быть первыми, нетерпимости к успехам других, конфликтности, ябедничеству, наговорам. В школьные годы неосуществленное стремление добиться признания обусловливает появление у детей-истериков множественных функциональных психосоматические расстройств (рвоты, кашель, временное исчезновение голоса, слепота, глухота и т. д.), психомоторных припадков с суженным сознанием и патохарактерологических протестных реакций (уходы, грубость, отказ от посещения школы, агрессия, аутоагрессия и т. п.). Наиболее ярко истерические черты характера проявляются в пубертатном возрасте, когда поведенческие нарушения, уход в болезнь, псевдология и мифотворчество особенно выражены из-за краха надежд на признание и престижное положение. В качестве иллюстрации рано проявившихся истерических особенностей характера приводим следующее наблюдение.
Эля, 6 лет. От беременности с токсикозом первой половины; роды — в срок, стремительные. Закричала сразу, сосала активно. раннее развитие своевременное. Росла крикливой, беспокойной, требовательной, капризной. Не умела играть одна, постоянно требовала присутствия взрослых. Много говорила, задавала много вопросов. Тянулась к детям, но стремилась командовать, ссорилась, а иногда и дралась с детьми. Ей нравилась красивая, яркая одежда, бижутерия. Потребовала проколоть уши и купить сережки. Любимым занятием была примерка пла тьев, туфель на высоких каблуках и драгоценностей матери. Не выходила на улицу без сумочки, без прически с несколькими заколками-бабочками, и огромными, яркими бантами, без шляпки. Любила выступать дома перед гостями: читала стихи, пела песенки, танцевала, нарядившись в мамино платье. При этом нисколько не смущалась, выглядела театрально, жеманно, вычурно, иногда нелепо и смешно. С родными была капризна, требовательна, при невыполнении своих желаний громко плакала, кричала, каталась по полу, угрожала убежать, умереть. При неприятных для себя ситуациях — провинностях, нежелании подчиняться требованиям родителей — жаловалась на головные боли, боли в животе, ногах, руках. В детском саду (с 4,5 лет) сразу же появились значительные трудности: требовала постоянного присутствия воспитателя, поощрения, восхищения ею. Стремилась быть в центре внимания, самой лучшей, но для этого почти не прилагала усилий. Занималась небрежно, нехотя, часто давала бездумные ответы. Стремилась Любила выступать на утренниках; причем, обижалась, рыдала, кричала, манерно заламывая руки, если ей не давали главной роли. Если Когда хвалили других детей, сердилась, пыталась доказать, что она тоже преуспела в выполнении этого задания. К детям относилась высокомерно, часто пыталась их унизить. Дома рассказывала разные, не соответствующие действительности истории о плохом поведении детей и своих необыкновенных успехах. Часто жаловалась на боли в различных частях тела, стала еще более капризной. Нередко по утрам перед посещением детского сада отмечалась рвота. В данном случае у девочки дошкольного возраста с чертами характера истерического круга отмечаются первые признаки дизадаптации, нуждающиеся и в педагогической, и в лечебно-психологической коррекции. Возбудимая (эксплозивная) психопатия. Психопатии возбудимого типа свойственна необычайно сильная взрывчатая аффективная возбудимость. В детском возрасте возбудимая психопатия выражается в капризности, легкости озлобления, неадекватном крике, обидчивости, а нередко в жестокости и угрюмости. Дети и подростки с патологическими личностными особенностями возбудимого круга склонны к дисфориям, претендуют на лидерство в общени
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|