Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что может ответить ей детский психиатр? Как поступить в этой ситуации? Какие специалисты могут быть привлечены для оказания помощи ребенку?

 

29. Подросток 16 лет. Рос тихим, молчаливым, замкнутым, почти не задавал вопросов. В раннем возрасте признавал только мать, не отпускал ее от себя, кричал, плакал, когда оставался с отцом или бабушкой. Признавал только определенный набор пищи: ел макароны, сосиски и фрукты, отказываясь от всех остальных блюд. Не любил менять одежду. Не терпел в доме посторонних, прятался, плакал, говорил, что он не хочет, чтобы приходили эти люди. На улице избегал общества детей; если и играл в песочнице, ни с кем из детей не хотел контактировать, отворачивался, старался увести мать подальше от скопления детей. Дома был тихим, незаметным, играл один, в основном в мягкие игрушки, рисовал. Боялся темноты, одиночества, любых животных, бассейна, отказывался купаться в открытых водоемах. Много фантазировал, рисовал свои фантазии, но редко рассказывал их содержание матери. В 4 года без помощи взрослых научился читать, с тех пор любимым занятием стало чтение. Было сделано три попытки помещения его в детский сад, но он не смог там адаптироваться: плакал, не ел, не садился за стол, не ложился в кроватку, отталкивал от себя воспитателей, не интересовался игрушками, отворачивался от детей. Каждый раз после попытки помещения в детский сад заболевал простудным заболеванием с высокой температурой. В школу пошел в 7 лет, умея бегло читать и считать до 100. Не отвечал у доски до 5 класса, не отвечал на вопросы учителя в присутствии детей; разговаривал только с девочками, но односложно, лаконично, тихо; наотрез отказывался от всяких прогулок, кружков, экскурсий с классом. Время проводил дома один — с книжкой или за компьютером. Учился хорошо, особенно выделялся своими математическими способностями. Участвовал в олимпиадах, завоевывал первые места, но ни с кем не знакомился, соблюдая только внешние формальные правила поведения. Писал стихи, рассказы, но их не показывал. Крайне болезненно реагировал на любые попытки вмешаться в его жизнь, что-то подсказать, указать, вызвать на откровенность — на несколько дней «уходил в себя», переставал общаться, запирался в своей комнате, отказывался от еды. В 9 классе появился друг — мальчик из класса, спокойный, тихий, рассудительный, с которым они молча часами сидели за компьютером. Не согласуя своих планов ни с кем, после окончания средней школы собирается поступить на механико-математический факультет МГУ. Учится хорошо, без напряжения, оставаясь таким же замкнутым, молчаливым, необщительным, формальным. Родители подростка опасаются, что в случае непоступления в ВУЗ он может быть призван в армию. Сам он к такой перспективе относится также крайне отрицательно.

Как можно в целом оценить состояние подростка? Можно ли что-то посоветовать ему и его родителям?

30. Чтобы помочь ребенку с «маскированной» депрессией, следует своевременно обратиться к нужному специалисту.

Как заметить, как понять, что эти, как будто совершенно телесные (соматические), нарушения выражают у малыша какие-то душевные проблемы? К каким специалистам должны обратиться родители ребенка за помощью?

Все же нам кажется, дыло бы  более корректно представить разбор тестовых ситуаций именно в этом издании, т.к. нет сведений о номере журнала, и вообще, простым смертным его не так дегко найти. – О.В.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАЧИ ПО ДЕТСКОЙ ПСИХИАТРИИ [5]

 

1. К вам обратилась семья в связи с конфликтной ситуацией, главным образом, обусловленной главным образом изменением поведения старшего ребенка — мальчика 3 лет. 5 месяцев назад он стал посещать детский сад, но до сих пор плачет, упирается, не желая по утрам покидать дом, в детском саду печален, мало играет с детьми, почти не ест, каждый вечер жалуется, что его обижают дети. Дома вечерами возбужден, непослушен, иногда груб, говорит, что родители его не любят. Особенно агрессивен к младшему брату 1 года, может ударить, ущипнуть, отнимает игрушки, говорит, чтобы младшего братика "«выбросили"», что он "«им не нужен"». К родителям относится настороженно, тянется больше к бабушке. Отец и особенно мать жестоко наказывают мальчика за агрессию к младшему ребенку, ругают за нежелание посещать детский сад, неласковы, мало времени проводят с ним. В течение последнего года (еще до детсада) очень часто болеет простудными заболеваниями (иногда по 2 раза в месяц, с перерывом в 2-3 дня).

Как вВы объясните эту ситуацию? Какие советы дадите родителям? Какие специалисты могут помочь семье?

 

2. Ребенок 10 месяцев, активный, любознательный, живой, веселый, научился сам вставать, стоял без поддержки, произносил отдельные слова: "«ма-ма, па-па, ба-ба, дай"». После перенесенной пневмонии с помещением в больницу (вместе с матерью) стал безучастным, безразличным, перестал вставать, сидит целый день, отвернувшись, не играет в предложенные игрушки, перестал произносить слова, играет только собственными руками, раскачивается в кровати, спит днем и почти совсем не спит ночью, лицо хмурое, часто без причины плачет, отказывается от любой пищи, кроме молока.

Как расценить состояние ребенка? Что посоветовать родителям? Какие специалисты и в каком учреждении могут помочь ребенку?

 

3. Девочка 14 лет рассказала родителям и подругам, что познакомилась на улице с известным эстрадным певцом Женей Белоусовым, в которого была уже до этого влюблена. Ежедневно рассказывала о развитии их отношений; как-то сказала, что приглашена к своему кумиру на День рождения, в связи с чем бабушка купила в подарок "«достойную"» юного дарования книгу. Вскоре родители узнали, что девочка рассказала подругам и тетке об утрате девственности, о том, что порой "«продает себя за деньги"», а в дальнейшем — о том, что "«заразилась плохой болезнью"». В этот период была взбудоражена, многоречива, ежедневно сообщала все новые подробности своего "«падения"». В то же время забросила учебу, начала пропускать, а затем совсем прекратила посещать школу, почти не выходила на улицу, стала меньше спать и значительно прибавила в весе. Родные не знали, что предпринять, но в особенное смятение их привело то, что они нашли книгу, которую девочка должна была подарить Жене Белоусову, спрятанной в ее комнате. Тогда-то и выяснилось, что она никогда с ним не встречалась.

Как оценить ситуацию? К какому врачу и в какое учреждение направить подростка?

 

4. Мальчик 14 лет, ученик 8 класса. В 1 и 2 классах был отличником, с 3 по 5 классы учился на 4 и 5. В течение последних 3 лет неоднократно обследовался в различных отделениях соматической больницы по поводу длительного повышения температуры (до 37о- 37,5о), болей в животе, в сердце, приступов сердцебиения, во время которых испытывал страх смерти. За эти годы стал пассивным, не хотел встречаться со сверстниками, играть в подвижные игры, боялся выходить на улицу, расставаться с матерью, постепенно совсем прекратил посещать школу, уроки делал только в присутствии матери, с трудом осмысляя учебный материал, утратил интерес к учебе. По рекомендации педиатра обучался индивидуально на дому. После осмотра на городской медико-педагогической комиссии был установлен диагноз "«олигофрения в степени дебильности"» и предложено обучение во вспомогательной школе.

Можно ли сомневаться в таком диагнозе? Что посоветовать родным ребенка? Какие специалисты и в каком учреждении могут помочь ребенку?

 

5. К Вам за советом обратились родители из наблюдаемой Вами семьи в связи с требованием администрации школы: проконсультировать у психиатра их сына 16 лет и принести выписку из истории болезни с диагнозом подростка в школу.

Что Вы посоветуете родителям мальчика? Каковы в этом случае права родителей и администрации школы? Куда родители могут обратиться, защищая права своего ребенка?

 

6. Мальчик 11 лет, ученик 5 класса. С раннего детства замкнутый, неконтактный, избегает детей, не мог адаптироваться ни в одном дошкольном детском учреждении, не мог переносить смены режима и уклада жизни, странный, чудаковатый, нелепый, с вычурными манерами, жестами, интонациями, предпочитающий обычным детским играм рисование схем метро, игру в одиночестве в фантастический подземный город, изучение придуманного им языка. Наряду с этим постоянно возбужден, болтлив, суетлив, злобен при замечаниях, прямолинеен и совершенно неприспособлен в быту. В связи с тем, что не мог соблюдать установленный порядок в школе (вставал, громко говорил, возражал учителю, не отвечал у доски, занимался только тем, что ему нравилось), во 2 и 3 классе был переведен на домашнее обучение, а в 4 классе снова учился в школе. За это время друзей не появилось, но стал спокойнее на уроках, выполнял задания, усвоил некоторые правила школьной жизни. Успевал хуже, чем при индивидуальном обучении. В начале 5 класса родители, считая индивидуальное обучение своего ребенка более простым и продуктивным, стали настаивать на возобновлении домашнего обучения.

Правы ли они? Что Вы им посоветуете? Какие аргументы в данном случае за и против индивидуального обучения?

 

7. Ребенок 7 лет, из полной, дружной семьи, интеллигентной семьи проходит обследование перед поступлением в 1 класс. Он не знает букв, счета, не любит слушать чтение, не может пересказать простого текста, запас его знаний и речь крайне бедны. При обследовании ребенка врачом и психологом выявлено явное снижение интеллекта – легкая умственная отсталость (дебильность). В то же время, поскольку диагноз умственной отсталости пока не является официальным (ребенок консультирован не в районной поликлинике), родители настаивают на том, чтобы определить его в обычную школу.

Что посоветовать таким родителям? Какие условия необходимы для обучения ребенка в массовой школе?

 

8. Классный руководитель и администрация школы настаивают на отчислении ученика 10 класса, 16 лет. С конца 9 класса стал пропускать школу, успеваемость снизилась с 5 и 4 до 2 и 3. Стал нелюдим, мрачен, груб и резок при попытках его "«воспитывать"», поссорился со своими друзьями, после вызова в школу родителей и громкого разбирательства на педсовете совсем отказался ходить в школу. Время проводит или лежа на диване у телевизора, или (по вечерам) в компании асоциальных подростков, где неоднократно выпивал, пробовал употреблять наркотики. С трудом встает, совсем не читает, перестал посещать секцию классической борьбы, отказался летом ехать на сборы. При расспросе выяснилось, что ему трудно сосредоточиться, порой ощущает "«пустоту в голове"», мысли путаются, обрываются, считает, что переутомился, чувствует себя поглупевшим, стремится избежать интеллектуальных нагрузок. Двигаться не хочется, постоянно испытывает сдавление головы ("«как обручем"»), сердцебиение и замирание сердца, руки и ноги постоянно холодные, влажные, появилось большое количество угрей, запоры, потерял аппетит, засыпает к 2-3 часам ночи, спит беспокойно, с тяжелыми, страшными сновидениями. Стремится избежать всякой нагрузки, чтобы “разгрузить мозг”, отдохнуть. Не видит ничего хорошего впереди, нередко появляются мысли о бессмысленности жизни и самоубийстве.

Как оценить это состояние? Какие меры и какими специалистами должны быть приняты?

 

9. Девочка 15 лет трижды совершила попытки самоубийства: первый раз (в 13 лет) выпила 10 таблеток анальгина — после того, как мать не пустила ее гулять с мальчиком; второй раз (в 14,5 лет) поверхностно порезала вены — после скандала с матерью по поводу неудовлетворительных отметок; третий раз (в 15 лет) выпила 20 таблеток снотворного — после настойчивых требований матери возобновить посещение занятий в школе, которые пропускала в течение месяца. Во всех случаях ее действия носили демонстративный характер, о них были извещены и родители, и подруги. После 2 и 3 суицидальных попыток короткое время находилась в больнице, но оттуда выписывалась домой без осмотра психиатра. Родители скрывают поведение девочки от окружающих и сомневаются в необходимости консультации психиатра.

Что посоветовать родителям? Участие каких специалистов необходимо для коррекции поведения девочки?

 

10. Мальчик родился в синей асфиксии, закричал через 5 мин. после специальных медицинских манипуляций. До года был очень беспокойным, плохо спал, часто болел, наблюдался невропатологом по поводу мышечного гипертонуса, дрожания рук, задержки психомоторного развития. Ходит с 1 года 3 мес., первые слова — к 1,5 годам, фразовая речь — в 3 года с нечетким произношением многих звуков. До 6 лет — ночной энурез. Отмечаются частые смены настроения: от веселого, благодушного к раздраженно-злому или печальному со слезами. Не переносит езды в автобусах, машинах, самолетах — "«укачивает"», тошнота, рвота, головокружение. Не любит качаться на качелях. В школе — с 7 лет. Учится слабо, на 3, очень устает в конце учебного дня, после 20 мин. занятий не может сосредоточиться, отвлекается, занимается посторонними делами или болтает. К концу недели, четверти, особенно осенью и весной становится вялым, часто жалуется на головные боли, ссылаясь на плохое самочувствие, избегает приготовления домашних заданий, в школе выглядит сонным, безучастным, безразличен к снижению отметок.

Чем можно помочь такому мальчику? Что посоветовать родителям? Каких специалистов необходимо привлечь для обследования и коррекции состояния ребенка?

 

11. До 2,5 лет мальчик развивался с опережением в сфере интеллекта и речи, с некоторым запаздыванием становления двигательных функций и навыков самообслуживания. Рос очень активным, любознательным, но был не очень общителен, избегал общества детей, предпочитал играть в предметы быта, а не в игрушки. В возрасте 2,5 лет стал очень возбужденным, беспокойным, не спал ночами, чего-то боялся, плакал, кричал, в испуге показывал в угол, говорил, что там змеи, баба-Яга, бандиты. Прятался за мать при приходе в дом посторонних, задавал однотипные вопросы. Стал часами бегать по кругу, вертел веревочку, прыгал до изнеможения на диване. За 3 мес. почти полностью утратил фразовую речь, говорил только отдельные слова в присутствии матери, перестал проситься на горшок, пользоваться ложкой, самостоятельно пить из стакана, одеваться. Упирался, в страхе кричал при всякой попытке его одеть и вывести из дома. Родители не хотят показывать мальчика психиатру, опасаясь учета, надеясь на хороший исход и обосновывая состояние ребенка испугом (случайно посмотрел фильм ужасов) и сменой квартиры.

Как оценить состояние ребенка? Какова Ваша тактика?

 

12. Девочка 12 лет, ученица 7 класса. В возрасте 1,5 и 5 лет у нее отмечались два судорожных приступа на высоте температуры (грипп в тяжелой форме): на 2-3 мин. потеряла сознание, наблюдалось потягивание всего тела, после чего была очень вяла, сонлива. Когда девочке было 9 лет, школьные учителя и учительница музыки стали замечать у нее кратковременные (на 1-3 сек.) "«застывания"», которые иногда сопровождались закатыванием и подергиванием глазных яблок. В возрасте 12 лет как-то не пришла на занятия музыкой, ссылалась на то, что уже вечером оказалась в незнакомом районе, не помнила, как она туда попала. Со временем стала медлительной, долго готовила уроки, значительно хуже успевала. Отличается чрезмерной аккуратностью, не позволяет нарушать порядок в своем уголке, педантична, пунктуальна, тщательно одевается, причесывается. Злопамятна, мстительна, обстоятельна. При любом замечании отмечаются вспышки злобы, при этом может ударить мать, жестоко избить любимую собаку, к которой обычно нежна до слащавости. Мать не замечает болезненности в состоянии девочки, застывания и закатывания глаз расценивает как дурную привычку, часто ей делает по этому поводу замечания, наказывает; не поверила рассказу девочки о том, что та не помнила, как оказалась в чужом районе, считает все это "«отлыниванием"» от учебы.

Какое заболевание можно заподозрить у девочки? Как вести себя с ее матерью?

 

13. Вы наблюдаете семью 15-летнего подростка, расстройство отношений в которой в основном обусловлено изменением поведения мальчика: он стал пропускать школу, резко снизилась успеваемость, часто посещает подвал, в котором собираются подростки выпить, покурить, послушать магнитофон, поссорился со своими прежними друзьями, не хочет готовиться к поступлению в институт. В процессе наблюдения Вы замечаете, что мальчик все время разный: то бледный, потухший, с синевой под глазами, сидит, опустив голову, молчит, едва отвечает на вопросы, а через несколько дней, наоборот, румяный, с сияющими глазами, разбитной, говорливый, грубоватый. При расспросе родителей оказывается, что на протяжении 1,5 лет его настроение постоянно меняется: 2-3 недели сидит дома, никуда не выходит, ни с кем не встречается, мрачен, подавлен, бездеятелен, много лежит, мерзнет, жалуется на слабость, головные боли; потом неожиданно встает радостным, бодрым, чрезмерно подвижным и суетливым, бросает начатое дело, ничего не доводя до конца, стремится к обществу сверстников, не воспринимает запретов, сердится при попытке его урезонить, по любому поводу ссорится с приятелями и педагогами, слишком легко одевается, открывает окна, мало спит.

Как оценить состояние мальчика? Что посоветовать родителям?

 

14. Девочка 15 лет, милая, добрая, ласковая, послушная, постепенно изменилась в поведении: ей все не нравится в родителях, критикует их за старомодность, неуменье жить и заработать деньги, за жалобы на здоровье, за примитивность, узость кругозора; перестала подчиняться их требованиям, отстаивает свою независимость, носит недостойную, с точки зрения матери, одежду (чрезмерно короткие юбки, обтягивающие брюки), сделала "«мокрую"» химию, вдела 2 серьги в одно ухо; все делает наоборот, никуда не хочет выходить с матерью, увлечена поп- музыкой, часто бывает резка, не терпит замечаний. Много времени проводит с подругами, к ним внимательна, стала встречаться с мальчиком, ходит на танцы. Продолжает отлично учиться, занимается на курсах для подготовки в институт, занимается в секции фигурного катания. Тепло относится к бабушке, часто ее навещает, с нею более откровенна, чем с родителями.

Как расценить состояние подростка? Что посоветовать родителям? Какой специалист, из какого учреждения может помочь в нормализации внутрисемейных отношений?

 

15. К Вам обратилась женщина 29 лет, мать 2-месячного ребенка. Говорит, что оказалась не готовой к материнству, винит себя в том, что недостаточно любит своего первенствапервенца, не умеет за ним ухаживать, не справляется с домашней работой и с уходом за ребенком, страдает оттого, что оказалась несостоятельной, мечется, не знает, что предпринять. Одним из оснований своей никчемности считает то, что на руках у ее матери (бабушки) ребенок не плачет, успокаивается, засыпает. Считает свое положение безысходным, думает, что без нее было бы легче всем — и ребенку, и мужу, и матери, ничего не умеет.

Почему может плакать ребенок? Как помочь этой женщине и ее ребенку?

 

16. Мальчик 8 лет — внешне очаровательный, нежный, ангелоподобный, подчеркнуто вежливый с посторонними, предупредительный. Хорошо учится, не очень общительный, близких друзей нет. Мать жалуется, что ребенок издевается над ней и бабушкой, никогда не проявляя этих качеств при отце, которого побаивается. Он стремится причинить им боль, может ущипнуть, ударить, уколоть иголкой, произносит нецензурные слова, оскорбляет, выбирая самые больные места, мучает кошку. В присутствии посторонних может испортить воздух, рассказать похабный анекдот, сказать гадость о матери и бабке. При этом испытывает удовольствие, улыбается. Отмечаются фантазии садистического содержания, отождествляет себя с отрицательными героями сказок. Собирает всякий хлам, любит копаться в помойках. Мать и бабушка понимают необычность, болезненность поведения ребенка, отец же настроен против всякого консультирования со специалистами.

Как расценить описанное состояние? Какие специалисты могут помочь семье? Какой может быть последовательность их действий?

 

17. Девочка 16 лет, целенаправленная, дисциплинированная, общительная, активная, отличница, с некоторой тенденцией к повышенному весу, постепенно в течение 0,5 года сократила прием пищи, в настоящее время пьет только соки и съедает три яблока в день. В случае, если ее удается накормить, вызывает рвоту. Делает специальную гимнастику, поднимается на 10 этаж без лифта, одевается во все черное, затягивает талию широкими ремнями. Стала готовить пироги, торты, которыми стремится закармливать свою младшую сестру, сердится, если та не ест. Слабеет, не может ежедневно посещать школу, настроение снижено. Потеряла в весе 18 кг. На теле явления шелушения, запах ацетона изо рта, появилось оволосение в области рук и спины. Несмотря на все уговоры, отказывается от нормального питания и консультации врачей.

Как расценить состояние подростка? Какие меры нужно предпринять?

 

18. Мальчик 10 лет, ученик 5 класса, чрезмерно подвижный, крайне неусидчивый, постоянно в движении. Во время урока не может усидеть на месте, постоянно двигает руками и ногами, болтает, отвлекается. На переменах бегает, шалит. Очень плохой, некрасивый, неровный почерк. Во время приготовления уроков стремится делать сразу несколько дел, вскакивает, убегает, уроки учит только в присутствии взрослых, много часов подряд. Интеллектуально достаточно высокий, но учится посредственно. Любит Мальчику нравятся только подвижные игры, он любит гулять, легко знакомится, любит предпочитает детей озорных, всегда готов к новым развлечениям и приключениям. Внушаем, подчиняем. Интересы игровые, учиться не любит.

Что посоветовать родителям мальчика и педагогам в школе?

 

19. Мальчик перенес в 1,5 года ангину, как будто не очень тяжелую, без гнойников, но с высокой температурой. И вот уже полгода у него продолжает держаться повышенная температура, порой за 38о. Мальчик вял, с трудом поднимается по утрам, неохотно делает уроки, легко согласился на предложенное врачом-педиатром индивидуальное обучение. Где только и как только его ни обследовали, лечили всеми возможными антибиотиками, другими лекарствами, возили к экстрасенсам и колдунам — все бесполезно. Всевозможные обследования не позволили выявить никакой физической патологии. Никто не может ни назвать его диагноз, ни сказать ни его диагноза, ни как его вылечить.

Как расценить его состояние? Какие специалисты могут помочь ему? Что должны предпринять родители ребенка?

 

20. Знаете ли Вы причины, по которым у малыша могут возникнуть какие-то психосоматические нарушения, если он растет в спокойной, благополучной обстановке, в семье нет пьяниц, не бывает скандалов. Ссоры, конечно, случаются, но никогда в присутствии ребенка. В чем же дело?

 

21. К Вам за советом обратились родители девочки 15 лет. Девочка замкнутая, неоткровенная, не имеет подруг, одаренная, учится в математической школе, но в последние месяцы стала пропускать занятия, стала еще более молчаливой, враждебно относится с родителям, особенно к матери, не подпускает ее к себе, перешла жить к тетке, с которой также вскоре перестала общаться. Перестала менять одежду, отказывается от новой одежды, не моется, употребляет крайне однообразный набор продуктов, ест только когда никого нет в кухне, никого не впускает в свою комнату, не моется. С ранних лет одевается и стрижется, как мальчик, не признавая женской одежды, украшений; движения неуклюжие, размашистые, всегда носит брюки, свитера, ковбойки. Прочитав о возможности изменения пола, требует консультации хирурга и операции.

Как расценить состояние девочки? Что посоветовать родителям?

 

22. Детскому психиатру поликлиники (или института, или психиатрической больницы) пришло письмо от директора одной из школ: “Администрация школы №.... просит выслать выписку из истории болезни ребенка Петрова Пети, 10 лет, с точным указанием диагноза”.

Что на такой запрос должен ответить врач-психиатр? Что должны предпринять родители ребенка, если врач ответит на запрос по существу?

 

23. Девочка 14 лет, сирота, воспитывается в приемной семье. С дошкольного возраста после освидетельствования в городской психолого-медико-педагогической комиссии стоит диагноз: легкой умственной отсталости (дебильности). Обучается в 7 классе вспомогательной школы, успевает на “5” и “4”. При комплексном обследовании психологом, дефектологом и психиатром диагноз олигофрении не подтвердился, хотя выявляются педагогическая запущенность, недостаточный уровень знаний. Девочка живая, адекватная, активная, общительная, стремится к получению престижной профессии.

Как, по Вашему мнению, надо поступить в этом случае?

 

24. Мальчик 12 лет неоднократно стационировался в детскую психиатрическую больницу, находится на учете у районного психиатра с диагнозом: «Невроз навязчивых состояний. Шизофрения?». Страдает также ревматизмом в неактивной фазе. Незадолго до поездки с ревматологический санаторий ударил одноклассника, когда тот в издевательской форме говорил о его матери. Тут же в сопровождении классного руководителя и завуча школы без уведомления матери был приведен в психоневрологических диспансер. Во время приема детский психиатр сообщил диагноз ребенка завучу школы; кроме того было оформлено надомное обучения и запрещено пребывание в санатории. Для обучения ребенка на дому матери (одиночке) пришлось уволиться с работы и снова хлопотать по поводу стационирования ребенка в детскую психиатрическую больницу.

Как Вы думаете, кто из участников этой истории в данном случае был не прав, а кто совершил правонарушение? Как должна была поступить мать ребенка?

 

25. Девочка 5 лет, из полной, обеспеченной семьи, имеет сестру 2 лет, посещает детский сад. Младшая сестра воспитывается матерью дома. Отец приходит с работы домой очень поздно, участия в воспитании детей по существу не принимает. Бабушки по обеим линиям отказываются взять к себе детей даже на несколько часов. Мать ребенка утомлена, раздражительна, плаксива, несдержанна. Кроме того, она чрезмерна аккуратна, педантична, постоянно наводит в доме порядок, строго требует и от дочерей соблюдения чистоты и порядка. Наша обследуемая опрятна с 1 года. В 3-летнем возрасте появился энурез (по несколько раз днем и иногда во время дневного сна), стала также в течение дня пачкать калом штанишки. При позыве к дефекации тут же садится на пол, ни в коем случае — ни сама, ни при настойчивых уговорах родителей — не садится в это время на горшок. Настоящего стула часто не бывает по несколько дней. В последние месяцы стала втайне от матери менять штанишки, испачканные и мокрые трусы и колготки прячет. В детском саду энкопреза не бывает, а энурез возникает только во время дневного сна.

Что может быть причиной энуреза и энкопреза? Какие специалисты и какую тактику поведения могут выбрать по отношению к ребенку? Как помочь девочке и ее семье?

 

26. Мальчик 6,5 лет, посещает детский сад. Тихий, тормозимый, тревожный. Очень быстро устает, при утомлении становится капризным, плаксивым, отказывается от занятий. Наблюдаются эпизоды слабости и головокружения с тошнотой, иногда рвотой в душном помещении, при езде в автобусе и машине. Не любит качаться на качелях, избегает каруселей. Обладает хорошей памятью, знает много стихов, умеет читать, считает до 100, может составить рассказ по картинке. Решается вопрос о выборе школы, родители хотят определить ребенка в лицей с углубленным и ускоренным обучением.

Что Вы посоветуете родителям?

 

27. Мальчик 2 лет 2 мес. Раннее развитие своевременное. Сформировавшаяся развернутая фразовая речь. О себе говорит то в третьем лице, то в первом — “Я”. Всегда хорошо спал, ел, был достаточно послушным, умел себя занять. В течение последних двух месяцев стал более капризным, протестует, когда его укладывают спать, предлагают идти в ванну, вымыть руки. Отказывается садиться за стол, даже когда очень хочет есть, в то же время аппетит не снижен, стал с удовольствием есть “взрослую” пищу. Любая фраза при разговоре с родителями начинается со слов: “нет”, “не хочу”, “не буду”, “никогда” и т. п. Иногда сам себе противоречит. Например, в ответ на предложение съесть любимый им йогурт отвечает: ”Нет, нет, никогда, ни за что, я буду есть только йогурт!”. Дома часто ревет, скандалит, когда от него что-то требуют. Мать раздражена, стала кричать на ребенка, часто его шлепает. После наказаний мальчик становится еще более капризным и негативистичным. Во время прогулок продолжает хорошо играть с детьми, к ним доброжелателен, в это время из речи исчезает слово “нет”. Продолжает быстро пополняться словарный запас; приобретает новые навыки самообслуживания — научился сам одеваться, обуваться, пользоваться горшком, застегивать молнию; очень любознателен, любит чтение книг и мультфильмы.

Как расценить состояние мальчика? Какие опасности представляет описанная ситуация? Что посоветовать родителям ребенка?

 

28. Девочка 14 лет, перенесла три повторных состояния длительностью 4-5 мес. со снижением настроения, трудностями концентрации внимания, ощущениями пустоты в голове, наплывами, обрывами мыслей, головными болями, тягостными болями в области спины. Лечилась психиатром амбулаторно с положительным эффектом, так что ни разу не стационировалась, продолжала посещать школу, причем успеваемость в основном не снизилась. После возвращения из длительной зарубежной командировки отца лечение было прекращено из-за его категорического запрета. Без матери, втайне от нее и по собственной инициативе пришла на прием, просит дать лекарства, которые ей помогали, или госпитализировать в больницу, поскольку очень плохо себя чувствует: снова отмечает подавленное настроение, ничего не хочется делать, мысли “разбегаются”, “обрываются”; “наплывают” противные, неприятные мысли, от которых никак не избавиться, снова испытывает почти постоянные головные боли и тянущие мучительные боли в спине.

Что может ответить ей детский психиатр? Как поступить в этой ситуации? Какие специалисты могут быть привлечены для оказания помощи ребенку?

 

29. Подросток 16 лет. Рос тихим, молчаливым, замкнутым, почти не задавал вопросов. В раннем возрасте признавал только мать, не отпускал ее от себя, кричал, плакал, когда оставался с отцом или бабушкой. Признавал только определенный набор пищи: ел макароны, сосиски и фрукты, отказываясь от всех остальных блюд. Не любил менять одежду. Не терпел в доме посторонних, прятался, плакал, говорил, что он не хочет, чтобы приходили эти люди. На улице избегал общества детей; если и играл в песочнице, ни с кем из детей не хотел контактировать, отворачивался, старался увести мать подальше от скопления детей. Дома был тихим, незаметным, играл один, в основном в мягкие игрушки, рисовал. Боялся темноты, одиночества, любых животных, бассейна, отказывался купаться в открытых водоемах. Много фантазировал, рисовал свои фантазии, но редко рассказывал их содержание матери. В 4 года без помощи взрослых научился читать, с тех пор любимым занятием стало чтение. Было сделано три попытки помещения его в детский сад, но он не смог там адаптироваться: плакал, не ел, не садился за стол, не ложился в кроватку, отталкивал от себя воспитателей, не интересовался игрушками, отворачивался от детей. Каждый раз после попытки помещения в детский сад заболевал простудным заболеванием с высокой температурой. В школу пошел в 7 лет, умея бегло читать и считать до 100. Не отвечал у доски до 5 класса, не отвечал на вопросы учителя в присутствии детей; разговаривал только с девочками, но односложно, лаконично, тихо; наотрез отказывался от всяких прогулок, кружков, экскурсий с классом. Время проводил дома один — с книжкой или за компьютером. Учился хорошо, особенно выделялся своими математическими способностями. Участвовал в олимпиадах, завоевывал первые места, но ни с кем не знакомился, соблюдая только внешние формальные правила поведения. Писал стихи, рассказы, но их не показывал. Крайне болезненно реагировал на любые попытки вмешаться в его жизнь, что-то подсказать, указать, вызвать на откровенность – на несколько дней «уходил в себя», переставал общаться, запирался в своей комнате, отказывался от еды. В 9 классе появился друг — мальчик из класса, спокойный, тихий, рассудительный, с которым они молча часами сидели за компьютером. Не согласуя своих планов ни с кем, после окончания средней школы собирается поступить на механико-математический факультет МГУ. Учится хорошо, без напряжения, оставаясь таким же замкнутым, молчаливым, необщительным, формальным. Родители подростка опасаются, что в случае непоступления в ВУЗ он может быть призван в армию. Сам он к такой перспективе относится также крайне отрицательно.

Как можно в целом оценить состояние подростка? Можно ли что-то посоветовать ему и его родителям?

 

30. Чтобы помочь ребенку с «маскированной» депрессией, следует своевременно обратиться к нужному специалисту.

Как заметить, как понять, что эти, как будто совершенно телесные (соматические), нарушения выражают у малыша какие-то душевные проблемы? К каким специалистам должны обратиться родители ребенка за помощью?

 


[1] Данные приведены на заседании Президиума Российской академии образования в апреле 1999 г.

[2] А.С. Бланков. // Социальная дизадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Мат-лы Российской науч.-практ. конф. — М., 1996.

[3] Из письма Минобразования России “О состоянии преступности несовершеннолетних”, 1997 г.

[4] Хочется надеяться, что в связи с объединением министерств здравоохранения и социального развития психоневрологические интернаты для детей, наконец, получат необходимое профессиональное обеспечение.

[5] Разбор представленных тестовых ситуаций и ответы на вопросы будут опубликованы в последующем в журнале «Вопросы психического здоровья детей и подростков» (Научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...