Возрастные особенности правового положения значения и клинического оформления психических расстройств детей и подростков.
Негативные социально-экономические процессы в нашей стране в последние годы сопровождаются увеличением количества детей-социальных сирот, учащением случаев жестокости и насилия в отношении них, неуклонным ростом подростковой преступности. По данным НИИ МВД, за последние 10 лет на 55% увеличилось число правонарушений, совершенных несовершеннолетними в возрасте от 16 до 18 лет, примерно треть из них приходится на долю насильственных (в том числе и тяжких). Более 60% преступлений носит групповой характер. Отмечается также снижение среднего возраста подростков-правонарушителей. Многие из них являются выходцами из с неблагополучных семей, у большинства имеются врожденные или приобретенные психические расстройства, признаки нарушенного развития (дизонтогенеза), депривации и педагогической запущенности с задержкой или искажением социализации личности под влиянием комплекса отрицательных социальных факторов. Возрастная психическая незрелость и психические расстройства с интеллектуальной недостаточностью и психопатоподобными нарушениями, психологические особенности подросткового периода (реакции группирования со сверстниками, имитации, эмансипации) зачастую облегчают усвоение несовершеннолетними отрицательного социального поведения, что нередко способствует совершению ими преступлений. Наиболее часто правонарушения связаны с массивной социально-педагогической запущенностью (независимо от наличия или отсутствия психических расстройств), реже они совершаются подростками с патологической мотивацией при выраженных психических расстройствах. Подростки, совершившие правонарушения, так же как и взрослые, привлекаются к уголовной ответственности. При этом основной предпосылкой «вины» и уголовной ответственности является «вменяемость».
«Вменяемость-невменяемость» — это юридические понятия, позволяющие отграничить преступления (которые влекут уголовную ответственность и наказание) от общественно опасных деяний, совершенных в состоянии невменяемости (такие лица признаются судом неответственными и им назначаются меры медицинского характера). Формула «невменяемости» изложена в ст. 21 Уголовного кодекса (УК) РФ и состоит из юридического (психологического) и медицинского критериев: «Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяе мости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики». Обязательным условием «невменяемости» является совпадение медицинского и юридического критериев, которые определяются судебно-психиатрическими экспертами при проведении судебно-психиатрической экспертизы. Наличие одного медицинского критерия является недостаточным для вынесения заключения о невменяемости, т. к. многие психические расстройства пограничного уровня не лишают вменяемости. Вместе с тем они могут ограничивать способность лица с психическими расстройствами в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (ст. 22 УК РФ — «ограниченная вменяемость»), что учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера. Несовершеннолетние по сравнению со взрослыми имеют особое правовое положение, которое заключается в том, что возраст от 14 до 18 лет является возрастом относительной уголовной ответственности: к уголовной ответственности они могут быть привлечены с 14 лет только за совершение наиболее тяжких правонарушений, а полная уголовная ответственность наступает по достижениию ими 16 лет. Не подлежат уголовной ответственности несовершеннолетние, достигшие 14 лет, которые во время совершения общественно опасных действий вследствие отставания в психическом развитии, не связанногом? с психическим расстройством, не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (ч. 3, ст. 20 УК РФ). При назначении наказания судом учитываются условия их жизни и воспитания, уровень психического развития, особенности личности, а также влияние на них старших по возрасту лиц (ст. 87, 95 УК РФ). В случае лишения свободы несовершеннолетние отбывают наказание в особых исправительно-воспитательных учреждениях, где получают образование и профессию. Если несовершеннолетний совершил преступление, не представляющее большой общественной опасности, то он может быть освобожден от уголовной ответственности, к нему могут быть применены не пенитенциарные, а принудительные меры воспитательного воздействия.
Что касается детей и подростков-жертв преступлений, то Законом не ограничен тот минимальный возраст, по достижениию которого они признаются потерпевшими и могут участвовать в предварительном и судебном расследованиях. В ходе следствия как обвиняемые, так и потерпевшие наделяются определенными правами и обязанностями (процессуальными функциями), которые до 18-летнего возраста ими исполняются с участием законных представителей. При этом Закон исходит из презумпции способности несовершеннолетних реализовывать свои права и обязанности в ходе следствия. Вместе с тем, эта способность может быть нарушена в результате разных (психологических и психопатологических) причин. Поэтому растет внимание правоохранительных органов к различным аспектам судебно-психиатрической экспертизы (СПЭ) несовершеннолетних — обвиняемых и потерпевших. Основанием для направления детей и подростков на экспертизу могут являться данные об их наследственной отягощенности психическими заболеваниями, сведения о перенесенных ими экзогенно-органических вредностях на любом этапе онтогенеза, наличие признаков отставания в психическом развитии, психофизического инфантилизма, ранее данные заключения врачей-психиатров при амбулаторном консультировании или стационарном лечении в психиатрических больницах и психоневрологических диспансерах, сведения из характеристик с места жительства, учебы или работы о неправильном поведении несовершеннолетних, неспособности приобретения ими полноценных знаний или о социальной дизадаптации. Важное Существенное значение имеют и сведения родственников, педагогов, работников правоохранительных органов о неадекватности поведения подростков, наличии у них необычных интересов и увлечений, припадков, склонности к патологическому фантазированию, частым аффективным реакциям, бродяжничеству и другим проявлениям, которые могут свидетельствовать о психической патологии. Кроме того, основанием для направления на экспертизу являются данные о необычайной жестокости подростков при совершении ими противоправных действий, их последующее неадекватное отношение к совершенному, а также сомнения,, возникшие у работников следствия в ходе непосредственного общения с обвиняемыми, основанные на таких признаках, как заторможенность или излишняя веселость, детскость, нелепость, злобность, отказ от бесед, контакта, повышенная внушаемость, безразличие к своей судьбе и многое другое.
Предпочтительным является направление несовершеннолетних на амбулаторную судебно-психиатрическую или психолого-психиатрическую экспертизу, в ходе которых решаются диагностические и экспертные вопросы или выносится обоснованное заключение о необходимости проведения стационарной экспертизы. Амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза (АСПЭ) несовершеннолетних обвиняемых проводится в соответствии с основными положениями проведения АСПЭ для взрослых лиц. Основной ее задачей является выявление психического расстройства, его нозологическая квалификация, определение степени выраженности и его влияния на способность обвиняемого осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Вместе с тем она имеет и свои особенности, связанные со спецификой психических расстройств, их диагностики и экспертной оценки в детском и подростково-юношеском возрасте. Именно в этот период нередко манифестируют или обостряются хронические психические заболевания, происходит декомпенсация психического состояния у лиц с ранними резидуально-органическими поражениями головного мозга, формирующимися личностными расстройствами. Кроме того, психоэндокринные сдвиги, происходящие в подростковом возрасте, зачастую обусловливают повышенную чувствительность к психогенным факторам, снижают порог аффективной выносливости, что способствует развитию психогенных состояний и учащению аффективных реакций. Дисгармоничное или патологическое течение пубертатного криза может иметь не только патопластическое и преципитирующее (усиливающее), но и самостоятельное значение в генезе психических расстройств, что важно учитывать при производстве судебно-психиатрической экспертизы. Диагностика и экспертная оценка психических расстройств у несовершеннолетних затруднена в связи с наличием отчетливой возрастной специфики клинического оформления психических расстройств в этом возрасте. Поэтому выявление психических расстройств, синдромальная и нозологическая квалификация должны основываться на глубоких знаниях о возрастных особенностях психических заболеваний в подростково-юношеском периоде. К ним относят:
1) полиморфизм психических расстройств с мозаичностью клинических проявлений за счет сочетания различных синдромов вне зависимости от их нозологической принадлежности; 2) преобладание невротического уровня психопатологии и личностного регистра реагирования над психотическими расстройствами; 3) характерность психопатоподобного (психопатического) и неврозоподобного (невротического) синдромов, сопровождающихся девиантным поведением и нарушением школьной и социальной адаптации; 4) рудиментарность, атипичность и неразвернутость многих психопатологических синдромов, их маскированность и корреляция с пубертатной симптоматикой; 5) выраженность в клинической картине пубертатной психопатологии (сверхценные переживания и увлечения, дисморфофобия, гебоидные состояния, патологическое фантазирование, расстройства влечений, пубертатная астения и др.) и симптоматики, обусловленной дизонтогенезом (тотальный или парциальный психофизический инфантилизм);
6) наличие у каждого пубертатного психопатологического синдрома психологического (непатологического) аналога (например, возрастная склонность к фантазированию, подчиняемость и внушаемость детей, психологические реакции подросткового возраста эмансипации, группирования со сверстниками, повышенный интерес к вопросам жизни и смерти, философским проблемам и т.д.); 7) мультифакторность возникновения психических расстройств с большим удельным весом социально-психологических и психогенных влияний, а также наличием патологической почвы в виде резидуально-органических состояний. В практике судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних наиболее часто диагностируются пограничные психические расстройства (органического генеза, формирующиеся личностные расстройства, задержки психического развития, умственная отсталость), гораздо реже –шизофрения и эпилепсия, причем последние две нозологические формы в амбулаторных условиях устанавливаются лишь при наличии верифицированного диагноза, установленного ранее при обследовании в стационарных условиях. Ведущее место среди подростков, направляемых на АСПЭ, занимают лица с психопатоподобными нарушениями, школьной и социальной дизадаптацией, которые сопровождаются делинквентным поведением, склонностью к злоупотреблению алкогольными напитками, токсикоманическими или наркотическими средствами. Особенно сложными в диагностическом и экспертном плане являются подростки с дебютом шизофрении и несовершеннолетние с психогенным развитием личности, возникшем в условиях хронической психотравмирующей ситуации в семье в результате жестокого обращения. Они совершают наиболее тяжкие деликты: первые – с патологической мотивацией, вторые – аффективные (убийства лица –источника психогении). Трудности диагностики психических заболеваний в подростковом возрасте, тем более в амбулаторных условиях, при однократной беседе с подэкспертным свидетельствуют о предпочтительности постановки «функционального диагноза» с акцентом не на нозологическую форму, а на синдромальную структуру, с оценкой выраженности возрастной психопатологии и глубины динамического сдвига в период пубертатного криза. Например, у испытуемого выявляются признаки раннего органического поражения головного мозга с неблагоприятной динамикой в период патологически протекающего пубертатного криза с выраженным психопатоподобным синдромом и нарушением социальной адаптации. Первичная диагностика психического заболевания производится при наличии убедительных клинических данных с учетом одного из важнейших принципов — осторожности при установлении окончательного диагноза в подростковом возрасте. Учитывая тот факт, что клиническое оформление психических расстройств у детей и подростков зависит во многом не от нозологии, а от возрастного этапа и его возможностей, а также от социальных факторов, первостепенное значение приобретает анализ структуры и динамики психопатологических проявлений и их отграничение от непатологических девиаций личности в результате педагогической запущенности и неправильного воспитания. При отсутствии объективных данных (медицинская документация, сведения со слов родственников, подтверждения в характеристиках о необычном поведении испытуемого до совершения им криминальных действий и т.д.), трудностях установления продуктивного контакта с подростком в ходе амбулаторного обследования проводится повторное амбулаторное освидетельствование после предоставления следствием необходимой документации. В случае неясности клинической картины и при наличии признаков реактивного состояния для уточнения диагноза и определения степени выраженности имеющихся психических расстройств подростки направляются на стационарную СПЭ. Такое же решение принимается и при совершении подростками общественно опасных действий против личности с особой жестокостью и патологической мотивацией, что может являться единственными проявлениями манифестации психического заболевания в этом возрасте. Во многих случаях трудности диагностики и экспертной оценки могут разрешить грамотно проведенные психологические исследования, особенно в рамках амбулаторных комплексных судебно-психолого-психиатрических экспертиз (КСППЭ). Важным аспектом этого вида экспертизы является определение отставания психического развития подростков от возрастных норм и наличия юридического критерия ст. 20 УК РФ, определение «аффекта» при аффективных деликтах и существенного влияния индивидуально-психологических особенностей на поведение обвиняемых в криминальной ситуации и в ходе следствия, а также решение других важных для следствия вопросов, которые входят в компетенцию психолога-эксперта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|