Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В изучении динамики культуры




 

Тема освоения культуры занимает особое место в концепции социального взаимодействия и информаци­онных обменов. О значимости, фундаментальности про­цессов обучения в поддержании контекста совместного существования индивидов свидетельствуют, как это было показано ранее, результаты социобиологических иссле­дований. Именно освоение жизненной среды, трансля­ция культурного опыта от старших поколений к младшим и от более культурно компетентных членов общества к менее компетентным является тем механизмом, благода­ря которому изучение культуры с совершенной очевид­ностью приобретает временное измерение. Если в предыдущей главе речь шла о том, как порождаются арте­факты, и о среде, в которой они становятся предметами обмена в процессах социального взаимодействия, то в данном случае были рассмотрены процессы и механиз­мы освоения того, что люди при рождении или при вхож­дении в определенную социокультурную ситуацию зас­тают как «объективную реальность».

Детский опыт такого рода был выделен в связи с его значимостью в структуре жизненного цикла чело­века. По сути дела в ранний период социализации и инкультурации ребенок на довербальном нерефлек­сивном уровне осваивает первые навыки отношения с окружением. Они устойчиво сохраняются и с тру­дом поддаются изменению у взрослых благодаря их адаптационным свойствам, с одной стороны, и неотрефлексированности — с другой.

Однако было бы неверным считать приобретенный в раннем детстве опыт единственной основой форми­рования личности, а последующие знания и навыки лишь развитием того, что было освоено в детстве. В ходе жизненного цикла индивиду приходится иметь дело с различными ситуациями социального взаимодействия, с разными культурными кодами, с необходимостью ре­шать разноплановые задачи. Поэтому на каждой ста­дии личностного становления индивиду приходится ос­ваивать новый опыт, соотносить его с тем, что был при­обретен до этого. И отнюдь не всегда прежние знания и навыки органично сочетаются с более поздним на­учением; оно даже может стать их отрицанием. Соот­ветственно личность в культурном плане претерпевает не только содержательные, но и структурные измене­ния, причем те, что не находятся в прямой зависимости от смены биологических состояний организма в ходе жизненного цикла. Такие изменения вызываются стол­кновениями индивида с элементами многомерного, под­вижного окружения, которые при первом знакомстве не открываются перед ним как принадлежность к опреде­ленному культурному порядку, в их внутренних после­довательностях, культурных значениях и смыслах. Соот­ветственно приходится затрачивать усилия на их осмыс­ление, освоение и упорядочение и быть инструментом в этих процессах. Разнородность же осваиваемого предполагает формирование различных структур взаимодей­ствия с ним у одного и того же человека. Причем такие структуры могут быть полностью несопоставимыми друг с другом и даже взаимоисключающими. Все это способ­ствует модификациям его культурной компетентности.

Сказанного достаточно, чтобы поставить под сомне­ние упрощенную концепцию развития личности. Благо­даря рассмотрению личностных изменений сквозь при­зму концепций социализации и инкультурации стано­вится понятным, что по форме своей они сложнее, чем развитие, поскольку не являются непрерывной кумуля­цией опыта, дифференциацией внутренних качеств с повышающимся уровнем их организации. Скорее здесь речь может идти о дискретных событиях и о сменных уровнях организации культурного опыта. Приведенная в главе концепция парадигм взаимодействия в напря­женных ситуациях, каждой из которых в той или иной степени овладевает любой индивид, является показатель­ным примером сосуществования в его репертуаре вза­имоисключающих форм поведения.

Изучение способов освоения людьми своего куль­турного окружения обеспечивает подходы к решению нескольких классов задач, связанных с изучением ди­намики культуры. Одной из наименее исследованных проблем до сих пор остается установление взаимосвя­зи между стадиями индивидуального жизненного цик­ла и культурными средами, структурами социального взаимодействия, характером информационных обме­нов, необходимыми для каждой из них с точки зрения личностной адаптации в сложном и динамичном окру­жении. Решение этого круга задач чрезвычайно важно для изучения динамики культуры, поскольку наборы адаптационных механизмов меняются по ходу жизнен­ного цикла, а, следовательно, трансформируется не только отношение, но и характер практических связей индивида с окружением. Соответственно формирует­ся дополнительная концептуальная область изучения порождений культурных изменений.

Другой интересный класс задач связан с действи­ем механизма традиции. Обычно принято считать, что традиционно передаваемый культурный опыт остается сохранным и относительно неизменным в течение жизни многих поколений. Однако известно, — и это было показано в предыдущих главах, — что любая куль­турная информация, заключенная как в действиях, так и в символах, при передаче претерпевает определен­ные трансформации. Поэтому традиционно трансли­руемый культурный опыт модифицируется в процессе восприятия и воспроизведения новым поколением. И можно с уверенностью утверждать, что внешне тож­дественные формы действий и символические струк­туры меняют свои функции, значения и смыслы благо­даря все увеличивающимся расхождениям между их местом в культурном локусе порождения и в изменя­ющемся с течением времени социокультурном контек­сте. Изучение таких микроизменений позволяет лучше понять механизмы непрерывности и дискретности в динамике культуры.

Еще один класс задач предполагает изучение жиз­ненных путей индивидов в обществе как концептуаль­ной области, открывающей возможность наблюдать тра­ектории движения людей в широком социокультурном контексте и в пределах отдельных культурных поряд­ков. Такие категории, выделяющие личностную пред-ставленность индивидов в культуре, как статусы, роли, культурные идентичности, позволяют выйти на концеп­цию культурных состояний личности в её функциональ­ном и символическом выражении. Такие категории, как образ, качество и стиль жизни, дают возможность ин­тегрировать смену подобных состояний в интегральную совокупность процессов личностного движения в социо­культурном пространстве на протяжении индивидуаль­ного жизненного цикла. Типология подобных траекто­рий по основанию «тяготение к устойчивости или к изменениям» позволяет структурировать социокультур­ный контекст с точки зрения выделения в нем более и менее стабильных областей, стационарных и нестаци­онарных структурных образований.

Таким образом, изучение процессов социализации, инкультурации, освоения культуры людьми по ходу жизненного цикла имеет отнюдь не только самодовле­ющую ценность в связи с темой становления личности. Оно позволяет многое понять относительно динамики более широкого спектра социокультурных процессов.

 

Выводы

 

1. Процессы освоения культуры, формирования лич­ности, отклонений индивидуального поведения от норм и их коррекции рассматриваются в той вет­ви психологической антропологии, которая связа­на с изучением корреляции между психическими и социокультурными феноменами и носит назва­ние «культура и личность». Разработка этой тема­тики ведется в двух основных направлениях. Во-первых, акцентируются индивидуальные различия личностных проявлений в сходных ситуациях. Во-вторых, выявляются антропологические универса­лии, т. е. свойства, присущие человеку как виду.

2. Значимой для поддержания социальных систем культурно-антропологической универсалией счита­ются процессы социализации и инкультурации. Оба понятия означают освоение людьми социокультур­ного опыта на протяжении жизненного цикла, с той разницей, что социализация больше относится к ос­воению нормативных, а инкультурация — символи­ческих аспектов такого опыта. В этих процессах принято выделять две основные стадии: первичную (естество) и социализацию после детства.

3. Обычно подчеркивается роль детского опыта в даль­нейшем становлении личности. Поэтому в рамках направления «культура и личность» существенное место занимает изучение процессов первичной соци­ализации. На этом этапе дети впервые осваивают общепространственные, жизненно необходимые эле­менты своей культуры. Задача взрослых здесь — сформировать у нового поколения навыки, необходи­мые для нормальной социокультурной жизни. Задача детей — максимально полно овладеть «азбукой» куль­туры. Эта ступень социализации рассматривается как один из ключевых механизмов, обеспечивающих ста­бильность культуры, поскольку взрослые ограждают детей от рисков, связанных с освоением и использо­ванием социокультурного опыта.

4. Основные черты социализации (инкультурации) после детства обусловлены правом индивида на са­мостоятельность в пределах нормативов, принятых в данном обществе. Речь идет о расширении возможностей комбинировать получения знания и навыки в различных ситуациях; принимать решения, имеющие социально значимые последствия, участвовать в инициировании социальных и культурных измене­ний. Динамические аспекты этой стадии социализа­ции обусловлены тем, что индивид должен сам кон­тролировать степень риска в ситуациях выбора.

5. Содержание процессов социализации (инкультурации) определяется уровнями освоения окружения. Среди них принято выделять следующие. Уровень практических действий, которому соответствует на­учение поисковому и стереотипному поведению. Уро­вень образного освоения окружения, связанный с приобретением навыков оперировать представлени­ями. Уровень мыслительных операций, характери­зующийся овладением навыками доэмпирического оперирования, знаками и символами, количествен­ными и качественными категориями. Эмоциональ­ный уровень, подразумевающий приобретение навыков регулирования переживаний и оценки ок­ружения. На каждой стадии социализации и в различных сферах культуры эти уровни организу­ются и, соответственно, осваиваются по-своему.

6. Конкретизировать таким образом определяемое содержание процессов социализации можно, рас­пределяя их в концептуальном пространстве кате­гории «образ жизни» и времени индивидуального жизненного цикла.

7. Регулятивные механизмы, осваиваемые в процес­сах социализации (инкультурации), рассматри­ваются в контексте концептуальных моделей идентичности и социальных норм. Идентичность предполагает навыки индивидуального регулиро­вания отношений людей с окружением. Освое­ние норм подразумевает социальный аспект та­кого регулирования. Изменение идентификаций и отклонения от нормы рассматриваются как ис­точники динамики в культуре.

8. Освоение таких идентичностей и норм происходит в процессах социального взаимодействия и комму­никации. Оно может быть сведено к общим струк­турным формам, если рассматривать процессы подобного рода в их идеально-технических характеристиках. Соответственно, выделяются парадиг­мы социального взаимодействия и коммуникации в напряженных ситуациях, где освоение знаний и навыков происходит особенно интенсивно. Рассмат­риваются три фундаментальные парадигмы такого рода: консолидация, конфликт, переговоры. 9. Изучение процессов социализации (инкультурации) позволяет понять динамические характеристики не только личностного становления, но и более широ­кого социокультурного контекста, во-первых, за счет внимания к вариациям освоения культуры, а во-вторых, благодаря акценту на изменениях социо­культурного опыта при межпоколенной трансляции.

Контрольные вопросы

1. Какие основные задачи решаются в рамках психо­логической антропологии?

2. Почему исследователи уделяют такое большое вни­мание изучению раннего детского опыта?

3. В чем состоит познавательная значимость катего­рий «социализация» и «инкультурация»; какова концептуальная связь между ними?

4. Как можно представить периодизацию процессов социализации и инкультурации после раннего детства, и чем определяется такая периодизация?

5. Каковы пространственно-временные измерения социализации и инкультурации и почему их важ­но выделять?

6. На каких основаниях формулируются представле­ния о норме и отклонении в психике, соматичес­ком здоровье, поведении, и какова познавательная значимость такого разделения?

7. Каковы исходные формы, парадигмы взаимодействия людей в напряженных ситуациях; каковы социокуль­турные последствия реализации каждой из них?

8. Какие классы задач, связанные с изучением дина­мики культуры, можно решать, используя концепцию социализации, инкультурации, освоения культуры?

9. Выберите среди этих задач ту, что представляется вам наиболее интересной, и постройте модель исследовательской программы её решения.


 

ЧАСТЬ IV

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...