Использование эволюционистских идей
в исследовании динамики культуры _______________
Как было показано выше, в настоящее время совершенно очевидным является то, что динамика социокультурной жизни не исчерпывается эволюционными процессами, или процессами развития в их строгом научном определении. В то же время все исследования XX в. подтверждают, что таким процессам принадлежит важная роль в историческом движении человечества. Поэтому идеи эволюционизма продолжают занимать ведущее место в изучении динамики общества и культуры. По сути дела пока это единственная «большая теория», или парадигма, специально ориентированная на изучение закономерностей социальной и культурной изменчивости. Из содержания главы видно, что принятые в рамках этого направления классические исходные основания и допущения не утратили своего эвристического потенциала. Они вполне применимы к моделированию как макро-, так и микроисторических процессов. Соответственно вопрос относительно эволюционистской парадигмы заключается не в правомерности её использования, но в границах её применимости. Если эти границы будут логически обоснованными и достаточно четко установленными, использование концепции развития может дать интересные и вполне достоверные результаты. Можно выделить классы задач, разрешимых с помощью эволюционистского подхода к обществу и культуре. Один из них связан с продолжением традиционной для него темой необратимости исторических изменений на уровне панкультуры. Причем, изменений эволюционного характера, то есть имеющих форму дифференциации культурных систем с их последующей интеграцией на более высоком уровне организации (усложнения). В этом отношении весьма плодотворным оказывается определение эволюционных универсалий и последовательности их возникновения и взаимосвязанности.
Важный круг проблем связан с выявлением факторов, обусловливающих вероятность возникновения таких универсалий, а также механизмов их формирования и трансформации в исторических масштабах времени. Подобные исследования позволяют понять, благодаря каким движущим силам происходит повышение уровня социокультурной организации. Значительный эвристический потенциал, как видно из сказанного ранее, заключен в изучении соотношения процессов специфичной и общей эволюции. Это позволяет отделить процессы развития от других форм и сделать последние специальным предметом анализа. Таким образом, иначе начинает выглядеть контекст социокультурной динамики в глобальном масштабе. Он становится более дифференцированным и концептуально упорядоченным. Соответственно увеличивается достоверность суждений о факторах, способствующих и препятствующих распространению эволюционных изменений. Наконец, важная роль в изучении макроисторических процессов принадлежит определению и типологии социокультурных единиц, на которых могут быть достаточно детально прослежены процессы развития. Исследования показывают, что понятие эволюции не может быть отнесено к отдельной культуре или панкультуре в целом. Всегда, на любом уровне анализа, наряду с развивающимися единицами обнаруживаются области социокультурной жизни, изменяющиеся в каких-то иных формах или не изменяющиеся в течение относительно длительных промежутков времени. Соответственно стоит вопрос о том, каковыми должны быть свойства социокультурных единиц, меняющихся в эволюционной форме. Из сказанного следует, что определенные положения классического эволюционизма и неоэволюционизма продолжают оставаться важным инструментом изучения динамики общества и культуры. Причем сегодня совершенно очевидно, что процессы развития имеют свои границы и не исчерпывают всех исторически значимых типов социокультурных процессов.
Выводы
1. Концепция эволюции представляет собой классическую модель осмысления макроисторических процессов. Эволюция, или развитие, обозначает форму процесса, характеризующегося количественным приращением разнокачественных элементов с их последующей интеграцией и повышением уровня организации; при этом предполагается наличие исходного «герма», в котором содержится весь динамический потенциал. Следует подчеркнуть, что это одна из возможных форм социокультурных процессов, но не единственная, как было принято считать до недавнего времени. 2. Можно выделить основания классического эволюционизма, которые и сегодня применимы к изучению процессов, имеющих форму развития. К ним относятся допущения о предпосылках эволюции: видовое единство человечества, движение некоторых культурных феноменов от простоты к сложности, закономерный характер такого движения, формы и скорости развития культуры в зависимости от условий. Речь идет также о детерминантах развития культуры. Выделяются антропологические и внешние факторы, обусловливающие именно такую форму динамики культурных феноменов. 3. Совокупность этих оснований и теперь составляет базу современных неоэволюционистских теоретических построений. В этих рамках эволюция культуры рассматривается как результирующий концепт, объединяющий в последовательный процесс необратимые изменения, удерживающиеся в мировом масштабе и связанные с организационным усложнением социокультурной жизни. Объектом изучения эволюционных процессов является культурная единица или эволюциокультурная система. 4. Механизмы динамики такой системы наиболее полно были изучены в рамках экологической антропологии. Широкая эмпирическая проверка классических эволюционных гипотез привела к формированию концептов общей и специфичной эволюции. К специфичной эволюции относятся адаптационные образования, характерные для динамики локальных культур. В результате межкультурных взаимодействий и обменов происходит отбор наиболее эффективных адаптационных черт, которые в силу этого находят широкое распространение. На этой базе складывается глобальный процесс так называемой общей эволюции.
5. Выделяются единицы анализа эволюционных изменений. Для изучения специфичной эволюции обычно применяется категория «этнос». Общая эволюция рассматривается в терминах эволюционных универсалий. 6. С неоэволюционистской точки зрения различия культур определяются по интегральной оценке следующих параметров: подчиненность окружению (от слабой к сильной), организационная структура (от простой к сложной), организация жизни популяции (от сельской к городской), специализация в общественном разделении труда (от нерасч-лененной к узкоспецифичной), модели руководства (от авторитарного к консенсусу), распределение благ (от уравнительного к четко дифференцированному), поведение элит (от эксплуататорского к ответственному), функция войны (от мести к политическим интересам). Через эти характеристики осуществляется сравнительная оценка обществ в контексте глобализации. 7. В то же время подчеркивается, что движение от левого к правому полюсу по каждой из названных шкал не может быть беспредельным. И дело не в том, что у людей исчерпан потенциал возможностей двигаться в направлении роста и экспансии искусственного мира. Сегодня стали очевидными все более нарастающие негативные последствия этих процессов и для природного окружения человека, и для него самого. Поэтому речь идет о пределах роста антропогенных воздействий на природу. Но это не означает окончания эволюционных процессов. Они должны переместиться в область выработки новых схем использования людьми собственного социокультурного потенциала, позволяющих найти новые модальности в их отношениях с окружением, приемлемые для обеих сторон. Иными словами, подразумевается формирование новых эволюционных универсалий. 8. Контрольные вопросы
1. Как определялись основные характеристики эволюции в рамках классического эволюционизма?
2. Что считалось имманентными и внешними для человека детерминантами эволюции в классическом эволюционизме? 3. Каковы общие направления неоэволюционизма; в чем их сходство и различие с классическими теориями? 4. В чем заключается познавательный смысл выделения понятий «общая» и «специфическая» эволюция? 5. Как на примере категории этноса можно раскрыть познавательный смысл понятия «культурная единица» и построить теоретическую модель её эволюции? 6. Как на примере понятия «эволюционная универсалия» можно показать познавательную значимость категории «культурная черта»? 7. Каким образом концепция пределов роста способствует развитию современного эволюционизма? 8. Какие классы задач помогают решать использование эволюционистских допущений и теоретических построений? 9. Выберите наиболее важную, с вашей точки зрения, задачу, связанную с аболиционистским анализом динамики культуры, и постройте модель исследовательской программы.
Глава 8
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|