Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Скалярное произведение сигналов




Угол между векторами(норма и метрика уже определена) можно определить через понятие скалярного произведения элементов линейного пространства. Если в обычном трехмерном пространстве известны два вектора и , то квадрат модуля их суммы равен

,

где

- скалярное произведение сигналов, зависящее от угла между ними.

 

 

Рисунок

 

Действуя по аналогии, вычислим энергию суммы двух сигналов u и v:

. (a)

В отличии от самих сигналов их энергии не аддитивны – энергия суммарного сигнала содержит в себе так называемую взаимную энергию

. (b)

Сравнивая между собой формулы (a) и (b), примем, что скалярное произведение вещественных сигналов u и v равно

,

а также косинус между ними:

.

В соответствии с формулой угол должен лежать в интервале от 0° до 180°.

 

Скалярное произведение обладает следующими свойствами:

1) ;

2) ;

3) , где λ – вещественное число;

4) .

Справедливо фундаментальное неравенство Коши-Буняковского

.

Линейное пространство с таким скалярным произведением, называется вещественным гильбертовым пространством.

Если сигналы принимают комплексные значения, то можно определить комплексное гильбертово пространство, введя в нем скалярное произведение по формуле

,

такое что .


Корреляционный анализ

 

Корреляция (correlation), и ее частный случай для центрированных сигналов – ковариация, является методом анализа сигналов, его смысл состоит в количественном измерении степени сходства различных сигналов.

Автокорреляционная функция (autocorrelation) показывает степень сходства между сигналом и его сдвинутой копией ( скользящей по аргументу ) — чем больше значение корреляционной функции, тем это сходство сильнее. Автокорреляция позволяет оценить среднестатистическую зависимость текущих отсчетов сигнала от своих предыдущих и последующих значений (так называемый радиус корреляции значений сигнала), а также выявить в сигнале наличие периодически повторяющихся элементов.

Взаимная корреляция сигналов характеризует определенную корреляцию явлений и физических процессов, отображаемых данными сигналами, и может служить мерой “устойчивости” данной взаимосвязи при раздельной обработке сигналов в различных устройствах.

Приведем один из вариантов использования метода. Допустим, что имеется сигнал s(t), в котором может быть (а может и не быть) некоторая последовательность x(t) конечной длины Т, временное положение которой нас интересует. Для поиска этой последовательности в скользящем по сигналу s(t) временном окне длиной Т вычисляются скалярные произведения сигналов s(t) и x(t). Тем самым мы "прикладываем" искомый сигнал x(t) к сигналу s(t), скользя по его аргументу, и по величине скалярного произведения оцениваем степень сходства сигналов в точках сравнения. В функциональном пространстве сигналов эта степень сходства может выражаться в нормированных единицах коэффициента корреляции, т.е. в косинусе угла между векторами сигналов, и, соответственно, будет принимать значения от 1 (полное совпадение сигналов) до -1 (полная противоположность).

Особое значение методы корреляции имеют при анализе случайных процессов для выявления неслучайных составляющих и неслучайных параметров этих процессов.

Заметим, что в терминах "корреляция" и "ковариация" в настоящее время существует изрядная путаница. В иностранной литературе термин "ковариация" применяется к центрированным функциям, а "корреляция" – к произвольным. В отечественной литературе, и особенно в литературе по сигналам и их обработке, довольно часто применяется прямо противоположная терминология.

Принципиального значения это не имеет, но при знакомстве с литературными источниками стоит обращать внимание на принятое назначение данных терминов. При разработке настоящих лекций было принято решение использовать общепринятую международную терминологию, как согласованную по понятиям с основными положениями теории вероятностей и математической статистики.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...