Глава I. Уставы вооруженных сил РФ
Стр 1 из 33Следующая ⇒ ДЕРГАЧЕВ В.Ф., СТЕРХОВА Р.К., БОЛЬШАКОВ О.В., ИПАТОВ Д.В. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ
Ижевск
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ (РПА Минюста России)» Ижевский институт (филиал) МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МБОУ ДО ВПЦ «Школа юных летчиков» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ Ижевский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России МБОУ ДО ВПЦ «Школа юных летчиков» ББК УДК Д. 36 Составители: В.Ф. Дергачев – кандидат педагогических наук, доцент кафедры ФК и СП Ижевского института (филиала) ВГУЮ (РПА МЮ России). Р.К. Стерхова - заместитель директора по учебно-методической работе МБОУ ДО ВПЦ «Школа юных летчиков». О.В. Большаков – старший преподаватель кафедры ФК и СП Ижевского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России). Д.В. Ипатов - педагог высшей квалификационной категории. МБОУ ДО ВПЦ "Школа юных летчиков" Рецензенты: Д.А. Широбоков – заместитель председателя Удмуртской Республиканской организации ОГО ВФСО «Динамо», подполковник. В.С. Зашихин – кандидат педагогических наук, доцент кафедры ФК и СП Ижевского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России). Дергачев В.Ф., Стерхова Р.К., Большаков О.В., Ипатов Д.В. Д 36 Учебно-методические материалы по начальной военной подготовке: учебно-методическое пособие/ В.Ф. Дергачев, Р.К. Стерхова, О.В. Большаков, Д.В. Ипатов Ижевский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). - Ижевск: Ижевский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России, 2017. – 278 с.- 50 экз.- ISBN.
Учебно-методическое пособие разработано на основе требований ФГОС, учебных планов и программ по начальной военной подготовке для образовательных учреждений среднего профессионального образования. Издание носит информационно-методический характер и содержит рекомендации для преподавателей военных дисциплин, студентов (курсантов) проходящих начальную военную подготовку.
ББК УДК Печатается по решению учебно-методического совета Ижевского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России) © Дергачев В.Ф., Стерхова Р.К., Большаков О.В., Ипатов Д.В. 2017. © ВГУЮ (РПА Минюста России), 2017. © МБОУ ДО ВПЦ «Школа юных летчиков», 2017.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Первые шаги в массовой военно-начальной подготовки юношества были сделаны Петром I, который в начале XVIII в. открыл несколько военных школ. Со временем военные школы были преобразованы в кадетские корпуса, которые в XIX в. были разделены на военные гимназии и военные училища, затем были открыты общеобразовательные военные учебные заведения сокращенного курса-военные прогимназии. Реформа военного образования в 60-х годах совпала с реформой народного образования в России. В этот период в стране были созданы средние учебные заведения: классическая гимназия (с преобладанием преподавания гуманитарных предметов) и реальная (с естественно-математическим уклоном). В русле этих реформ были созданы военные гимназии нового типа, преобразовав в них общие классы кадетских корпусов. Офицерский преподавательский состав в новых гимназиях предполагалось в основном заменить гражданскими преподавателями. Учебные заведения превращались из закрытых в открытые, а большинство воспитанников в них содержалось за свой счет. Таким образом, военные гимназии функционально были приближены к гражданским учебным заведениям. Это был как бы прообраз современной средней школы, выпускники которой, овладев основами военных знаний, поступают в военные училища. Впоследствии военные гимназии были вновь преобразованы в кадетские корпуса, выпускники которых совсем не обязательно должны были поступать в военные училища. После проигранной Россией войны 1904-1905 гг. на Дальнем Востоке, военное ведомство выступило инициатором массовой военно-начальной подготовки юношества. Предполагалась многоплановая организация военного образования населения: в военных и общеобразовательных учебных заведениях, в различных добровольческих организациях, в спортивных кружках в сочетании с элементами военного воспитания и военно-учебными целями.
В городских и сельских школах, среди молодежи, вне школ, начали организовываться «потешные» отряды и «классы военного строя». Помощь в организации военной подготовки должны были оказывать войсковые части, в районах расположения, в которых возникали «классы военного строя». Таким образом, в дореволюционный период в России, наряду с подготовкой части молодежи к военной службе в военно-учебных заведениях, шло формирование системы начальной и допризывной подготовки практически всего населения. Курс на массовое обучение населения военному делу был сохранен и в Советской России. В 30-х годах прошлого века начальная военная подготовка была включена во все школьные программы. Особую роль в обучении школьников военному делу сыграл Закон о всеобщей воинской обязанности 1939 г., в соответствии с требованиями которого в школах была введена начальная и допризывная военная подготовка. Начальная военная подготовка проводилась в 5-7 классах и включала занятия строевой подготовкой, гимнастикой, легкой атлетикой, а также военизированные подвижные игры. Обязательная допризывная подготовка велась в 8-10 классах. До войны был разработан учебный план дисциплины на 1940-1941 учебный год. Война внесла коррективы в военную подготовку школьников. Принимались специальные постановления, дорабатывались программы. Для улучшения преподавания военно-допризывной подготовки в школах было введено раздельное обучение мальчиков и девочек. В 1945-1946 учебном году школы вернулись к предвоенному учебному плану. В первый учебный год (1945-1946) в 1-4-х классах открывшихся школ велись занятия по военно-физкультурной подготовке, в 5-7-х классах - по начальной военной подготовке, в 8-10-х классах - по допризывной военной подготовке. В августе 1946 г. военная подготовка в российских школах была отменена, а программы допризывной военной подготовки в старших классах существенно переработаны.
Совершенствовалась организационная структура управления процессом проведения военной допризывной подготовки. Для координации военно-физкультурной работы, оказания организационной и методической помощи военрукам была введена должность инструктора по допризывной подготовке. Начиная с 1955-1956 учебного года школа перешла на новый учебный план и новые программы. Военная допризывная подготовка в них была упразднена. Элементы военной подготовки в программах физического воспитания еще некоторое время сохранялись, в школах имелись военные кабинеты, оснащенные учебным оружием и другими предметами вооружения. Но о полноценной военной допризывной подготовке уже практически не говорилось. В феврале 1962 г. Был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР, который отменял с 1962-1963 учебного года допризывную военную подготовку учащихся средних школ и средних специальных учебных заведений. Дальнейшая реформа школьного образования в 70-х годах характерна тем, что практически вся школьная молодёжь должна была быть привлечена к начальному военному обучению (с учетом перехода на всеобщее среднее образование). Руководству народного образования, администрациям школ, военным руководителям удалось организовать учебный процесс таким образом, что начальная военная подготовка заняла в нем прочное место, стала центром военно-патриотического воспитания, средством повышения дисциплины учащихся, и в целом отвечала задачам подготовки юношей к службе в Советских Вооруженных Силах.
В 1968-1988 гг. во всей стране, наблюдалось непрерывное совершенствование начальной военной подготовки допризывной молодежи, углубление и уточнение ее содержания и границ с учетом внешнеполитической обстановки, развития стратегии и тактики Вооруженных Сил СССР, их вооружения и военной техники. На занятиях по военной подготовке в школах молодежь уясняла значение воинской службы, изучала воинские уставы, приемы и действия солдата в бою, материальную часть стрелкового оружия, приемы и правила стрельбы, боевые свойства оружия массового поражения противника и способы защиты от него, приобретала знания по одной из военно-технических специальностей. Характерной тенденцией этого процесса было повышение общеобразовательных основ и научно-технической базы начальной военной подготовки, углубление взаимосвязей НВП с естественно-научными и гуманитарными предметами. Действенным фактором повышения качества военно-физической подготовки была неразрывная связь теоретического и практического, классных и полевых занятий. Все это обеспечивало требуемый уровень военной выучки старшеклассников и подготовку их к защите Родины.
Анализируя работу по начальной военной подготовке школьников, во многих отчетных документах отмечалось, что у большинства юношей значительно повысилась личная ответственность за подготовку к защите Родины, возрос интерес к Вооруженным Силам, улучшилась общеобразовательная, военно-техническая, физическая и морально-политическая подготовка. Успеваемость школьников по НВП значительно превышала показатели по другим учебным предметам. Такие разделы учебной программы, как тактическая подготовка, огневая подготовка, военная топография, отрабатывались практически без неудовлетворительных оценок. В 1991 г. начальная военная подготовка, в очередной раз, была изъята из школьной программы. С началом так называемой перестройки именно НВП, равно как и Вооруженные Силы, оказались в числе главных объектов борьбы против тоталитаризма, империи зла и сверхмилитаризации. В ходе осуществления крайне агрессивной и хорошо организованной кампании, которая стихла лишь в конце 90-х годов, система НВП была дискредитирована и разрушена, изгнана почти из всех государственных институтов, образовательной, культурной, научной и других сфер. Она лишилась какой бы то ни было поддержки со стороны властных структур. В школьном образовании, как и по всей стране, основным правилом жизнедеятельности становится принцип свободного выбора, вариативности, в том числе и в выборе предметов для изучения. Повторился негативный опыт периода 1960-1962 гг., что привело к утрате квалифицированных кадров и учебно-материальной базы. В результате юноши призывались на военную службу не готовыми во всех отношениях. Разлагались моральная, духовная, патриотическая составляющие начальной военной подготовки. А в это время российская армия и вчерашние старшеклассники принимали участие в различных локальных конфликтах, набирал силу мировой терроризм. В итоге был потерян накопленный педагогический опыт по организации начальной военной подготовки, а подрастающее поколение оказалось недостаточно подготовленным к военной службе. Появление в школах нового предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» вызвало среди корпуса военных руководителей известную неуверенность, вызвавшую их отток из школы, замедлившийся после того, как более чётко был определён статус и программа раздела нового предмета – «Основы подготовки к военной службе». С учетом вариативного характера обучения была разработаны региональные программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности», реализация которой вызвала определенный интерес как у преподавателей, так и у школьников. Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года (далее - Концепция) определяет цели, задачи и основные направления политики Российской Федерации в области подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года, а также определяет базовые положения общефедеральной системы подготовки граждан к военной службе и систему мер, направленных на улучшение состояния здоровья, физической и морально-психологической подготовки граждан, подлежащих призыву на военную службу, осуществление военно-патриотического воспитания граждан, повышение качества подготовки по основам военной службы и военно-учетным специальностям, восстановление системы массовых занятий по видам спорта, признанных в установленном порядке в Российской Федерации, в целях обеспечения подготовки граждан к военной службе. Исходя из целей и задач Концепции (см. приложение 1) решается вопрос вывода подготовки по основам военной службы из программы обучения по основам безопасности жизнедеятельности и восстановления отдельного предмета обучения в школах и образовательных организациях среднего профессионального образования "Начальная военная подготовка". Государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны . Подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин получают юноши, достигшие возраста 17 лет, в том числе учащиеся учреждений начального и среднего профессионального образования, в которых такая подготовка является составной частью учебной программы . Гражданин, овладевший сложной военно-учетной специальностью солдата, матроса, сержанта, старшины, включенной в перечень, определяемый Правительством Российской Федерации, при призыве на военную службу вправе выбрать вид и род войск Вооруженных Сил РФ, другие войска, воинские формирования и органы с учетом реальной потребности в таких специалистах. Подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в образовательных учреждениях среднего и среднего профессионального образования в течение последних 2 лет обучения и в учебных пунктах. С девушками могут проводиться занятия по изучению основ медицинских знаний . Одним из компонентов подготовки граждан к военной службе является сдача норм ГТО (см. приложения 3.4.). При этом, знаки ГТО будут предоставлять дополнительные льготы при поступлении в вузы и ссузы: до 10 баллов. Это хороший стимул для выпускников прилагать усилия в данном направлении. Тем более, что достижения результатов на бронзовый, серебряный и золотой знаки вполне по силам многим учащимся и студентам. Приказом Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 г. N 96/134 "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах" определены задачи обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы (см. приложение 2). К ним относятся: - формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы; - воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России, и ее вооруженным силам; - изучение гражданами основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, о воинской обязанности и воинском учете, об обязательной и добровольной подготовке к военной службе, о прохождении военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту), о пребывании в запасе, о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе; - приобретение навыков в области гражданской обороны; - изучение основ безопасности военной службы, устройства и правил обращения со стрелковым оружием, основ тактической, строевой подготовок, сохранения здоровья и военно-медицинской подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и населения; - практическое закрепление полученных знаний в ходе учебных сборов; - проведение военно-профессиональной ориентации на овладение военно-учетными специальностями и выбор профессии офицера. На современном этапе новым импульсом к развитию системы военной подготовки стало Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию 12 декабря 2013 г., в котором он предложил изменить систему военной подготовки в образовательных организациях высшего образования, не отказываясь при этом от отсрочек по призыву для студентов. Данная система, как уже показывает практика, оптимально адаптирована как к задачам Минобороны России, так и к потребностям самих студентов. Она позволяет Вооруженным Силам Российской Федерации расширить возможности в подготовке специалистов по наиболее сложным и востребованным военно-учетным специальностям, а студентам дает возможность приобрести военно-учетную специальность, родственную, как правило, будущей гражданской профессии, без отрыва от обучения.
ГЛАВА I. УСТАВЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ Жизнь и деятельность Российских Вооруженных Сил определяются воинскими уставами. В них дано ясное и сжатое изложение воинского порядка, прав и обязанностей военнослужащих, приемов и способов их действий, как в мирное, так и военное время. Первые уставы нашей армии были изданы на второй год после победы Великой Октябрьской социалистической революции. 29 ноября 1918 г Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет утвердил Устав внутренней службы и Устав гарнизонной службы. В январе 1919 г.были утверждены Полевой, Строевой и Дисциплинарный уставы. Содержание этих уставов в последующем изменялось и дополнялось, а после окончания гражданской войны они подверглись коренной переработке. В 1924-1925 гг. были разработаны и изданы временные Дисциплинарный устав, уставы внутренней, гарнизонной и караульной служб, а также боевые уставы. В последующем по мере поступления в войска новых образцов вооружения и боевой техники, изменения организационной структуры подразделений, частей и соединений, накопления опыта обучения и воспитания личного состава и опыта ведения боевых действий перерабатывались старые уставы и создавались новые. В настоящее время действуют уставы, разработанные с учетом изменений в военном деле за последние годы. Уставы, требования которых в равной степени являются общими для всех военнослужащих Вооруженных Сил Российской армии, называются общевоинскими. К ним относятся: Устав внутренней службы, Дисциплинарный устав, Устав гарнизонной и караульной служб, Строевой устав.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|