Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Устав внутренней службы вооруженных сил Российской Федерации




Занятие 1.

Учебные вопросы.

1. Общие обязанности военнослужащих.

2. Обязанности солдата.

3. Воинские звания и знаки различия. Начальники и подчиненные, старшие и младшие.

Цель. Ознакомить обучаемых с общими обязанностями военнослужащих и обязанностями солдата (матроса), с воинскими званиями и знаками различия, с понятиями «начальники и подчиненные», «старшие и младшие».

Время: 1 час (45 мин).

Метод: Рассказ.

Место: Военный кабинет (учебный класс).

Методическое обеспечение:

1. Устав внутренней службы ВС РФ.

2. Начальная военная подготовка. М., Воениздат, 2001.

3. Плакаты по Уставу внутренней службы.

4. Видеофильм.

Содержание занятия

Вводная часть – 5 мин.

Рапорт командира учебной группы. Проверка внешнего вида курсантов. Тема, цели и задачи занятия.

Основная часть – 35 мин.

1-й учебный вопрос - 15 мин. Перед изложением первого учебного вопроса руководитель знакомит обучаемых с общими положениями Устава. При разъяснении положений статьи 1 Устава необходимо подчеркнуть, что войн Российской армии призван с оружием в руках защищать государственные интересы своей Родины, интересы своего народа. Это ко многому обязывает военнослужащих. Чтобы быть достойным защитником Родины, каждый военнослужащий должен свято и нерушимо соблюдать российские законы и военную присягу; быть дисциплинированным, честным, правдивым, храбрым и не щадить своих сил и своей жизни при выполнении воинского долга; беспрекословно подчиняться командирам (начальникам) и защищать их в бою; как зеницу ока оберегать боевое Знамя своей части.

Затем руководитель разъясняет обучаемым, что твердое знание уставов позволяет войну стать умелым защитником Родины, способным успешно выполнить любую боевую задачу.

Военное дело непрерывно развивается. Ежегодно на вооружение частей и соединений поступает новое оружие и боевая техника. Вот почему необходимо постоянно повышать свои знания.

Оружие и боевая техника вручаются войнам для защиты Отечества, поэтому их нужно отлично знать, владеть ими в совершенстве и беречь.

Устав внутренней службы требует от каждого военнослужащего проявлять разумную инициативу. Под инициативой принято понимать почин, побуждение к какому-либо делу, способность выдвигать новые идеи, предложения и самостоятельно действовать. Для военнослужащего инициатива – это стремление в любой обстановке отыскать наилучшие способы задачи, не боясь ответственности за принятое решение. Проявление разумной инициативы одним воином обеспечивает условия выполнения боевой задачи подразделением, спасает жизни десяткам и сотням бойцов. Проявить инициативу в бою – значит внезапно и неожиданно для противника совершить такие действия, в результате которых противник окажется в данный момент в невыгодном положении и понесет потери.

Каждому солдату придется действовать в бою вместе со своими товарищами. Поэтому, наблюдая за полем боя, он должен обязательно прийти товарищу на помощь в нужный момент. Если на товарища напали несколько вражеских солдат. Нужно помочь ему огнем, штыком, гранатой, лопатой и прикладом. Если у товарища закончились боеприпасы, нужно поделиться своим запасом; товарищ ранен – немедленно сделать ему перевязку, а при тяжелом ранении положить в укрытие.

Руководитель зачитывает следующие статьи устава и, проверив, переходит к изучению следующего вопроса.

2-й учебный вопрос - 15 мин. Обязанности солдата (матроса) изложены в Уставе внутренней службы. Руководитель зачитывает по пунктам эти статьи и опрашивает обучаемых, уточняя, как они понимают содержание данного пункта. Если что-то оказывается непонятным, повторно объясняет материал.

3-й учебный вопрос - 15 мин Руководитель занятия объясняет курсантам, что все военнослужащие Российских Вооруженных Сил имеют воинские звания и соответственно этому носят знаки различия. Затем используя плакаты и учебный видеофильм, показывает обучаемым, какому воинскому званию, какой знак различия соответствует. Воинские звания присваиваются с учетом военной подготовки, служебного опыта и занимаемой должности.

Солдатам присваиваются воинские звания «рядовой» и «ефрейтор», сержантам - «младший сержант», «сержант», «старший сержант», «старшина». Солдатам и сержантам, отслужившим срочную службу и изъявившим желание остаться на ней, может быть присвоено звание «прапорщик», а матросам или флотским старшинам – «мичман».

Пользуясь таблицей, руководитель объясняет, что офицерский состав Вооруженных Сил РФ подразделяется на младший, старший и высший.

Знакомя обучаемых с понятиями «начальники» и «подчиненные», «старшие» и «младшие», руководитель указывает, что по своему положению (занимаемой должности) и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными.

Начальников различают по старшинству, которое определяется воинскими званиями военнослужащих. Начальники имеют право отдавать подчиненным приказания и должны проверять их выполнение. Подчиненные должны беспрекословно повиноваться начальникам, выполнять их требования, то есть должны выполнять приказания начальника точно в указанный срок. Проявляя при этом разумную инициативу и находчивость.

Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, хотя бы и временно, являются прямыми начальниками. Ближайший к подчиненному прямой начальник является непосредственным начальником. Для солдат прямыми начальниками являются: командир отделения, заместитель командира взвода, старшина роты (батареи), командир взвода, командир роты (батареи) и все старшие над ними начальники.

После этого руководитель объясняет обучаемым, в каких случаях солдаты могут быть подчинены временно (при нахождении в карауле, в наряде по роте) и др.

По ходу занятия, руководитель должен задавать курсантам вопросы по теме. Этим самым он добьется постоянного понимания обучаемых и более глубокого усвоения ими материала.

Заключительная часть – 5 мин

Руководитель проводит разбор занятия, оценивает усвоение материала отдельными обучаемыми. Дает задание на самостоятельную подготовку.

 

Занятие 2.

Учебные вопросы:

1. Порядок отдачи и выполнения приказаний. Отдание воинской чести.

2. Воинская вежливость и поведение военнослужащих.

Цель: Ознакомить обучаемых с порядком отдачи и выполнения приказаний и отданием воинской чести.

Время: 1 час (45 мин).

Метод: Рассказ.

Место: Военный кабинет (учебный класс).

Методическое обеспечение:

1. Устав внутренней службы ВС РФ.

2. Начальная военная подготовка. М., Воениздат, 2001.

3. Плакаты по Уставу внутренней службы.

4. Видеофильм.

Содержание занятия

Вводная часть – 5 мин.

Рапорт командира учебной группы. Проверка внешнего вида курсантов. Тема, цели и задачи занятия. Выборочный опрос обучаемых по знанию основных обязанностей военнослужащих, с воинскими званиями и знаками различия, с понятиями «начальники и подчиненные», «старшие и младшие».

Основная часть – 35 мин.

1-й учебный вопрос - 20 мин. Разъясняя этот вопрос, руководитель занятия подчеркивает, что приказания отдаются, как правило, в порядке подчиненности, объясняет, что подразумевается под словом «приказ» и как он должен быть выполнен. В наших вооруженных Силах приказ командира выражает веление Родины, он отдается в интересах защиты Отечества и является законом для подчиненных, которые должны направлять умение, настойчивость и энергию на его своевременное и точное выполнение, невзирая ни на какие трудности и лишения. Невыполнение приказа тягчайшее преступление перед Родиной, которое строго карается российскими законами. Ничто, в том числе и угроза смерти, не может заставить война отступить от требований командира, не выполнить его приказ.

Рассказывая о порядке получения и выполнения приказаний, руководитель занятий подчеркивает необходимость немедленного и беспрекословного выполнения приказания, полученного от любого начальника, и обязательного доклада об его выполнении начальнику, отдавшего приказание, а также своему непосредственному начальнику.

Следует обратить внимание обучаемых на требования Устава о том, что военнослужащие, получив приказание, обязаны ответить: «Есть» - и затем выполнить его. Отдающий и принимающий приказание принимает положение «Смирно».

Руководитель должен показать практические действия солдата при получении приказания, форму доклада о его выполнении, например: «Товарищ лейтенант, рядовой Петров ваше приказание выполнил».

Если военнослужащий, выполняющий приказание, получит от другого, старшего по положению начальника новое приказание, которое помешает выполнить первое, то он докладывает об этом начальнику, отдавшему второе приказание, и в случае его подтверждения выполняет последнее. Отдавший новое приказание сообщает об этом начальнику, отдавшему такое приказание.

Знакомя обучаемых с правилами отдания воинской чести, руководитель объясняет, что все военнослужащие при встрече (обгоне) обязаны отдавать друг другу честь, строго соблюдая правила, установленные Строевым уставом. Подчиненные и младшие по званию отдают честь первыми.

Вместе с тем Устав не освобождает начальников и старших по званию от взаимного отдания чести. Военнослужащие обязаны, кроме того, отдавать честь: могиле Неизвестного солдата, братским могилам воинов, павших в боях за свободу и независимость нашей Родины, боевым знаменам воинских частей, а также Военно-морскому флагу с прибытием на военный корабль и при убытии с него, похоронным процессиям, сопровождаемым войсками.

При исполнении Государственного гимна Российской Федерации военнослужащие, находящиеся вне строя, принимают положение «смирно», а при надетом головном уборе прикладывают к нему руку и остаются в таком положении до окончания игры оркестра.

Затем руководитель занятия объясняет обучаемым, по каким команда отдается воинская честь военнослужащими при нахождении на занятиях, в свободное от занятий время, в штабах и учреждениях, а также частями (подразделениями), находящимися в строю на месте и в движении.

Приводя примеры, руководитель объясняет, как военнослужащие отвечают на приветствие начальника, а также говорит, в каких случаях и где команда для отдания чести воинским частям и подразделениям не подается и рапорт начальнику не отдается.

2-й учебный вопрос - 15 мин. Излагая второй учебный вопрос, руководитель знакомит обучаемых с порядком обращения военнослужащих друг к другу по служебным и личным вопросам при нахождении вне строя, в присутствии начальника, с тем, как отвечать на обращение начальника или старшего; подчеркивая при этом, что все военнослужащие при обращении между собой обязаны всегда соблюдать вежливость и выдержку. По вопросам службы они должны обращаться только на «Вы». Начальники и старшие, обращаясь по службе к подчиненным и младшим, должны называть их по званию и фамилии, или только по званию, добавляя в последнем случае перед званием слово «товарищ», например: «рядовой Семенов», «лейтенант Иванов», «товарищ старший лейтенант». Подчиненные и младшие, обращаясь по службе к начальникам или старшим, называют их только по званию, добавляя перед званием слово «товарищ», например: «товарищ сержант», «товарищ капитан».

Вне строя, при обращении друг к другу, а также отдавая и получая приказание, военнослужащие обязаны принять положение «смирно», а при надетом головном уборе приложить к нему руку и опустить ее.

Отдавая или принимая рапорт, военнослужащий опускает руку от головного убора по окончанию рапорта. Если перед отданием рапорта подавалась команда «Смирно», то отдающий рапорт опускает руку от головного убора по команде «Вольно».

При обращении к другому военнослужащему в присутствии командира (начальника) или старшего необходимо спросить на это разрешение командира (начальника) или старшего, например: «Товарищ полковник, разрешите обратиться к капитану Смирнову». Когда на вопрос начальника или старшего надо дать утвердительный ответ, военнослужащий отвечает: «Так точно», а когда нужно дать отрицательный ответ: «Никак нет».

Военнослужащие должны во всем быть примером высокой культуры, скромности и выдержанности, строго соблюдать требования морали. В общественных местах, а также в троллейбусе, трамвае, автобусе, метро, пригородных поездах военнослужащие должны отдавать честь вошедшему начальнику или старшему, а при отсутствии свободных мест уступить свое место.

Руководитель занятия знакомит призывников с правилами отдания воинской чести и поведения военнослужащего при встрече с начальником (старшим) и при обгоне. Указывает обучаемым, что военнослужащий должен, всегда быть по форме одетым, соблюдать правила отдания воинской чести, быть вежливым по отношению к товарищам, гражданскому населению и оказывать им всяческую помощь при несчастных случаях и стихийных бедствиях.

Разъясняемые положения Устава о воинской вежливости и поведении военнослужащих, желательно дополнять примерами.

Заключительная часть – 5 мин

Руководитель проводит разбор занятия, оценивает усвоение материала отдельными обучаемыми. Дает задание на самостоятельную подготовку:

- отдание приказания и его выполнение;

- правила отдания воинской чести;

- поведение военнослужащих в общественных местах.

 

Занятие 3.

Учебные вопросы:

1. Назначение, состав и вооружение внутреннего наряда роты.

2. Подчиненность и обязанности дневального по роте.

Цель: Ознакомить обучаемых с обязанностями и действиями дневального по роте.

Время: 1 час (45 мин).

Метод: Рассказ, беседа.

Место: Военный кабинет (учебный класс).

Методическое обеспечение:

1. Устав внутренней службы ВС РФ.

2. Начальная военная подготовка. М., Воениздат, 2001.

3. Плакаты по Уставу внутренней службы.

4. Видеофильм «Суточный наряд роты и его обязанности».

Содержание занятия

Вводная часть – 5 мин.

Рапорт командира учебной группы. Проверка внешнего вида курсантов. Тема, цели и задачи занятия. Выборочный опрос обучаемых по знанию порядка и отдачи приказаний, отдания воинской чести, воинской вежливости и поведения военнослужащих.

Основная часть – 35 мин.

1-й учебный вопрос - 20 мин. Суточный наряд роты для поддержания внутреннего порядка, охраны вооружения, боевой и другой техники и боеприпасов, помещений и имущества роты, а также для выполнения других обязанностей по внутренней службе.

Руководитель подчеркивает, что лица суточного наряда – это помощники командира в вопросах поддержания уставного порядка. Особенно ответственная роль суточного наряда в ночное время, когда ему приходится охранять отдых своих товарищей. Бдительность при несении службы в ночное время должна быть удвоена.

В суточный наряд роты назначаются дежурный и дневальные по роте. Количество смен дневальных определяется командиром полка исходя из условий размещения роты, обеспечения охраны и поддержания общественного порядка.

Дежурный по роте и очередные дневальные вооружаются штыком-ножом (штыком) в ножнах, который должен находиться на поясном ремне с левой стороны на ширину ладони от пряжки. Дежурный по роте на левом рукаве носит повязку (руководитель на одном из обучаемых показывает положение нарукавной повязки и штыка-ножа).

2-й учебный вопрос - 15 мин. Дневальный по роте назначается из солдат и подчиняется дежурному по роте. Он отвечает за сохранность находящихся под его охраной оружия, шкафов (ящиков) с пистолетами, ящиков с боеприпасами, имущества роты и личных вещей солдат и сержантов.

Последовательно знакомя обучаемых с обязанностями дневального, руководитель разъясняет их сущность. Особо он останавливается на таких обязанностях: немедленно докладывать дежурному по роте о прибытии в роту прямых начальников, обо всех происшествиях в роте, о замеченных неисправностях и нарушениях правил пожарной безопасности, следить за чистотой и порядком в помещениях и требовать их соблюдения от военнослужащих.

Руководитель должен рассказать обучаемым о роли и обязанностях дневального свободной смены, а также дежурного по роте. Для более глубокого усвоения материала об обязанностях дневального, руководитель занятия ставит вводные и требует их решения. Например: «В роту утром прибыл командир роты старший лейтенант Иванов», «В роту прибыл незнакомый офицер в звании полковника», «Ночь. Дежурный по части по телефону дал команду «Тревога».

Заключительная часть – 5 мин

Руководитель проводит разбор занятия, оценивает усвоение материала отдельными обучаемыми. Дает задание на самостоятельную подготовку:

- суточный наряд роты и его вооружение;

- обязанности дневального по роте.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...