Тема 3. Устав гарнизонной и караульной служб вооруженных сил Российской Федерации
Занятие 1. Учебные вопросы: 1. Назначение и задачи караульной службы. Несение караульной службы выполнение боевой задачи. 2. Состав караула. Часовой и караульный. Пост. Способы охраны объектов. Вооружение караульного. Способы охраны объектов. 3. Подчиненность и обязанности часового. Цель: Ознакомить обучаемых с назначением и задачами караульной службы, составом караулов, их вооружением, формой одежды, подчиненностью и обязанностями часового. Время: 1 час (45 мин). Метод: Рассказ. Место: Военный кабинет (учебный класс). Методическое обеспечение: 1. Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ. 2. Начальная военная подготовка. М., Воениздат, 2001. 3. Плакаты по Уставу гарнизонной и караульной служб ВС РФ. 4. Видеофильм «Караульная служба». Содержание занятия Вводная часть – 5 мин. Рапорт командира учебной группы. Проверка внешнего вида курсантов. Тема, цели и задачи занятия. Выборочная проверка знаний курсантов по изученным вопросам предыдущей темы. Основная часть – 35 мин. 1-й учебный вопрос - 10 мин. Руководитель объясняет, что в действующем Уставе гарнизонной и караульной служб изложены организация и несение гарнизонной и караульной служб, определены права и обязанности должностных лиц гарнизона и военнослужащих несущих эти службы. Уставом руководствуются все воинские части, военно-учебные заведения, штабы и учреждения ВС РФ. В Уставе сказано: «Караульная служба предназначена для надежной охраны и обороны боевых знамен, хранилищ с вооружением, боевой и другой техникой, боеприпасов, взрывчатых веществ, другим имуществом и иных военных и государственных объектов, а также для охраны арестованных и осужденных, содержащихся на гауптвахте и в дисциплинарном батальоне».
Руководитель объясняет, что несение караульной службы является выполнением боевой задачи даже в мирное время. Действия военнослужащего в карауле очень похожи на выполнение задачи в боевой обстановке. При нахождении в карауле войну выдается оружие и боевые патроны, ему поручается не только охранять, но и оборонять тот или иной военный или государственный объект. Часовому приходится так же, как и в боевой обстановке, быть особенно бдительным, находчивым в принятии решения, не щадить своих сил и жизни при выполнении возложенной на него обязанности по охране и обороне порученного объекта (поста). В ходе объяснения руководитель должен привести примеры умелой и стойкой охраны и обороны порученного объекта войнами - часовыми. Заканчивая рассказ о несении караульной службы часовыми, руководитель приводит два важных положения Устава: «Виновные в нарушении требований караульной службы несут дисциплинарную и уголовную ответственность». «В караул запрещается назначать военнослужащих, не принявших военной присяги, не усвоивших программ подготовки молодого солдата, совершивших проступки, по которым ведется расследование, больных. Затем руководитель задает вопросы обучаемым по изученным разделам. 2-й учебный вопрос - 15 мин. Используя плакаты, фрагменты видеофильма, руководитель объясняет, что караулы наряжаются для несения караульной службы. Караулом называется вооруженное подразделение, наряженное для выполнения боевой задачи по охране и обороне боевых знамен, военных и государственных объектов, а также для охраны лиц, содержащихся на гауптвахте и в дисциплинарном батальоне. Караулы бывают гарнизонные (лагерные) и внутренние (корабельные). Гарнизонный (лагерный) караул наряжается для охраны и обороны объектов армейского, кружного или центрального подчинения, не имеющих своих подразделений охраны. Внутренний (корабельный) караул наряжается для охраны и обороны объектов одной воинской части (на корабле). В состав караула назначаются: начальник караула, караульные по числу постов и смен, разводящие, а при необходимости – помощник начальника караула и водители транспортных средств.
Для непосредственной охраны и обороны объектов из состава караула выставляются часовые - вооруженные караульные, выполняющие боевую задачу по охране и обороне порученного поста. Постом называется все порученное для охраны и обороны часовому, а также место или участок местности, на которой он выполняет свои обязанности. Используя плакаты и фрагменты видеофильма, руководитель объясняет обучаемым, что охрану объектов часовые осуществляют способом патрулирования между внутренним и внешним ограждениями вокруг объекта или вдоль ограждения с внутренней стороны, если объект имеет одно ограждение, путем обхода охраняемых складов, хранилищ, не имеющих ограждения, а также наблюдения с вышек. Отдельные объекты могут охраняться неподвижным часовым. При организации охраны объектов способом патрулирования часовому в зависимости от ограждения объекта и условий местности назначается для охраны и обороны полоса протяженностью: днем – до 2 км, ночью – до 1 км. Для усиления охраны объектов в ненастную погоду (сильный туман, дождь, снегопад) могут наряжаться дополнительные караульные или патрули на транспортных средствах. Далее руководитель занятия разъясняет порядок передвижения часового по маршрутам летом и зимой, назначение резервной группы, порядок ее доставки к месту действия, то, как используются наблюдательные вышки на постах, средства сигнализации. После этого он рассказывает, что личный состав караула вооружается исправными и приведенными к нормальному бою автоматами или карабинами со штыками. Начальники караулов вооружаются своим штатным оружием. Боевыми патронами караул обеспечивается из расчета: на каждый автомат и пистолет – по два снаряженных магазина; на каждый карабин – по 30 патронов в обоймах. Караулы могут иметь на вооружении пулеметы, ручные гранаты на весь состав караула из расчета по две гранаты на каждого. Кроме того, распоряжением начальника гарнизона (командира воинской части) в караульном помещении создается запас боевых патронов из расчета: на каждый автомат или карабин – по 150 патронов, на пистолет – по 16 патронов.
Затем руководитель занятия показывает и объясняет приемы заряжания и разряжания оружия, рассказывает, что входит в караульную форму одежды, и демонстрирует варианты положения оружия у часового на посту. 3-й учебный вопрос - 10 мин. Руководитель объясняет обучаемым, что часовой есть лицо неприкосновенное. Неприкосновенность заключается в особой охране законом его прав и личного достоинства, в подчинении его строго определенным лицам – начальнику караула и своему разводящему; в обязанности всех лиц беспрекословно исполнять все требования часового, определяемые его службой; в предоставлении ему права применять оружие без предупреждения в случае явного нападения на него или на охраняемый им объект. Часового имеют право сменить или снять с поста только начальник караула, помощник начальника караула и разводящий, которому подчинен часовой. В случае их гибели или физической невозможности для них выполнять свои обязанности снятие или смена часового производится дежурным по караулам (воинской части) в присутствии своего командира роты (батареи). Закончив объяснение, руководитель постановкой вводных проверяет усвоение обучаемыми материала. Примерные вводные: «К посту приближается постороннее лицо»; «На окрик часового «Стой, назад!», посторонний продолжает приближаться», «Ночью к посту приближаются люди, на окрик часового «Стой, кто идет!» последовал ответ «Разводящий». Заключительная часть – 5 мин Заканчивая занятие, руководитель подводит итоги, оценивает усвоение изученного материала обучаемыми, дает задание на самоподготовку
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|