Концепция децентрированной (расщепленной) личности
Из сказанного следует, что современное «постмодернистское» отношение к культуре отличается от классического. По-иному рассматриваются здесь вопросы, связанные с характером и формами социокультурной жизни, её динамикой; с содержанием и взаимосвязями искусственных, в особенности символических объектов, составляющих среду, в которой реализуется эта жизнь; с возможностями «расшифровки истинных значений» таких объектов. Не удивительно, что пересмотру подверглись представления о порождении культуры и месте личности в социокультурных процессах. Индивид как первоначало социокультурных процессов. В современной познавательной ситуации проблематичной стала идея человеческого первоначала. Старые модели происхождения человека, общества, культуры утратили всякий эвристичный смысл — будь то идеи божественного дара или эволюционной мутации. Новые модели, по-видимому, невозможны, поскольку, по крайней мере сейчас, после периода длительных поисков эмпирических доказательств стало очевидным, что генезис человека и культуры непознаваем. Его нельзя достоверно реконструировать из-за ограниченности как материалов, которыми может располагать человек, так и его собственных познавательных способностей. Любые попытки построить концепцию первоначал как истинного, полного знания об этом остаются фантазмами, имеющими большую или меньшую ценность в качестве идеальной точки отсчета для изучения культурных сходств и различий, инвариантов и изменений. Соответственно идея первоначала утрачивает свой классичный смысл. Теперь совершенно очевидными являются связь людей с их историчностью, разрыв между существующим и его генезисом. «Стремясь самоопределиться в качестве живого существа, человек обнаруживает свое собственное начало лишь в глубине жизни, начавшейся раньше него; стремясь понять себя как трудящееся существо, он выявляет зачаточные формы труда лишь внутри такого человеческого времени и пространства, которое уже подчинено обществу и его институтам, наконец, стремясь определить сущность самого себя в качестве говорящего субъекта по ту сторону всякого уже сложившегося языка, он всегда сталкивается лишь с возможностями уже развернувшегося языка, а совсем не с тем лепетом, тем первословом, на основе которого стали возможны все языки и вообще язык как таковой»[192]. Соответственно первоначало перестает обозначать исходную точку филогенеза человеческого вида. Но относится к отысканию истоков и импульсов, порождающих вполне конкретные и наблюдаемые социокультурные процессы, начала и концы которых могут быть обозначены, а траектории отслежены по надежным эмпирическим показателям. Можно представить себе, как резко изменились характер и направление поисков.
При изучении порождения искусственных объектов центром внимания становится воплощенный социализированный индивид. Он рассматривается как наиболее эмпирически очевидная и одновременно наиболее сложная и интегрированная из всех человеческих систем. В нем биологическое, психическое, социальное и культурное начала сопрягаются теснее, чем в любой другой социокультурной системе. Он выделяется не просто как часть, элемент общества и культуры; но как переплетение всех человеческих уровней и систем, модальность, в которой и через которую осуществляются концентрация и высвобождение энергии популяции. В этом смысле можно говорить об истоках, о порождающем уровне анализа, на котором прослеживаются возникновение, поддержание и изменения социокультурных феноменов.
Объем энергии, которым располагает воплощенный индивид, всегда больше, чем тот, что является необходимым для участия или оказании сопротивления в любом из секторов любой из социальных систем. Нет ни одного из типов социального контроля, от которого людям не удалось бы ускользнуть. И не существует такой социальной системы, чьих требований они не смогли бы избежать, пошатнуть или разрушить. Внешняя (социокультурная) обусловленность многомерности личности. В рамках классических монистических представлений об обществе и культуре как единой целостности концепция социализации однозначно предполагала социально предписанное и инсти-туционализованное освоение каждым членом общества культурно необходимых знаний и навыков. Считалось, что социализованный индивид становится тем саморегулирующимся элементом социокультурной системы, который автоматически будет поддерживать её целостность, минимизировать в ней уровень напряжений и конфликтов. Современный взгляд на эти процессы изменился. Вернувшись к истокам социокультурных систем — людям, признав, что люди — существа, строящие и использующие такие системы, современные мыслители по-иному видят и процессы освоения человеком своего окружения. Прежде всего, люди перестали рассматриваться только как социальные существа; равноправным стало признаваться и индивидуальное человеческое начало. Соответственно контрбалансом их социабельности, склонности к объединению стала идея эгоцентрично-сти и стремления к автономии. В ходе взросления и личностного становления люди приобретают социальные и культурные различия, а не только сходства. И поиск индивидом своей идентичности обусловливает его личностную многомерность, расщепленность, порождаемые по ходу накопления таких различий и сходств в ситуациях коопераций и конфронтации. Формирование личности предполагает развитие у нее способности определять сходства и различия. Не похожесть, а несходство считается ключевым в сопоставлении себя с другими. Но не все различия между людьми одинаково значимы для их положения в обществе. Наблюдения свидетельствуют о том, что в большинстве культур люди склонны придавать большую значимость тем дифференцирующим признакам, которые связаны с вознаграждениями, депривациями, с конкурентными или конфликтными последствиями.
Становление «я», конечно, зависит от вовлеченности в системы взаимных конформностей с другими. Однако не меньшую роль играет преднамеренное или случайное нарушение конвенциональных обязательств и ожиданий. Накопление опыта собственных различий и их организация в культурно значимую систему самоидентификации способствуют формированию и концептуализации личностных границ. Свои потенции индивид способен оценить, не только кооперируясь с другими, но и в конфронтациях с ними, с их ожиданиями и принуждениями, с их демонстрируемыми границами собственных «я». Механизм формирования самоидентификации был выделен Э. Гоулднером как соотношение самоуважения и самооценки. Личность может испытывать самоуважение, когда проявляет вознаграждаемую конформность по отношению к ожиданиям других, к групповым ценностям, моральным нормам. Самоуважение складывается на основе отношения других. Самооценка возникает из ощущения собственных потенций. В отличие от самоуважения самооценка переживается и формируется, когда личность нарушает ожидания других, проявляет способность к дистанцированию и автономии по отношению к ним и к их требованиям может реализовать свои намерения вопреки внешнему сопротивлению. Самоуважение проверяется консенсусом; самооценка — конфронтацией. Консенсус выявляет в личности то, что объединяет её с другими, делает похожей на них, оттесняет на задний план идентифицируемую индивидуальность. Конфронтация обостряет ощущение личностных границ, индивидуальной специфичности, выдвигает на передний план личностную идентичность. В децентрированной, ризомной, многомерной социокультурной среде действие этого механизма обеспечивает индивиду прямую, без символического опосредования связь с реальностью при формировании жизненного пути. «Воплощенная социализированная личность, сочетающая в себе черты биологического, психологического, культурного и социального уровней систем, движется внутри, сквозь и между ними, участвует в их создании и разрушении на всем протяжении своего жизненного цикла и карьеры»[193].
Из сказанного следует, что именно индивиды меняют социокультурные системы в случаях, если культурные образцы перестают обеспечивать им преимущества в отношениях с окружением. Каждый может отказаться от стереотипных представлений, критериев оценки, традиционных технологий. Люди, объединившись вокруг совокупности новых культурных ценностей, путем «организованного» отклонения создают в маргинальных пространствах культуры параллельные социальные системы, и внутри них могут защищать себя как от претензий традиционных культурных ценностей и норм, так и от хаоса, экспериментировать с новыми социокультурными образцами и утверждать их в качестве конструктивных жизненных принципов. Сохранение культурной ткани, следовательно, обусловлено тем, что индивиды никогда не бывают специализированы только для нужд какой-либо частной социальной системы. В этом смысле они в большей степени семя, герм, нежели часть или орган системы. Внутри содержатся потенции и энергия, которые воспроизводят культуру в образцах поведения и связывают их в социальные системы. Такая концептуализация личности в культуре высвечивает иную, чем классическая, область порождений и изменений социокультурных феноменов. Если широкая инкультурация обеспечивает индивида определенной мерой функциональной автономии по отношению к социальным системам, то его способность создавать и поддерживать социальные системы позволяет ему автономизироваться от специфичных культурных систем. Каждый из типов систем наделяет его рычагами по отношению к другому; он же использует оба[194]. В этом использовании и видится ключ к пониманию динамики общества и культуры. Внутренняя (психическая) обусловленность многомерности личности. В то же время будучи, втянутой в символический мир культуры, личность оказывается децентрированной. Причина заключается в том, что каждый рожденный ребенок не творит язык и культуры, но пользуется уже ранее созданными «обозначающими» — символами, суррогатами вещей. Движущей силой в этом поле, согласно Ж. Лакану, становится желание человека, которое всегда является отражением нехватки чего-либо, потребностью, нуждой, которые человек стремится восполнить. Язык, считает Лакан, трансформирует нужду (побуждение, импульс) в желание. Желание, обусловленное отсутствием желаемого объекта, становится побудителем децентрирования, ризомного становления личности.
Плюрализация внутреннего мира индивида определяется его «расщеплением» под действием осознанных и бессознательных побуждений, желаний, возникающих при расхождениях между физиологическими, психическими и социокультурными процессами. Соответственно особый интерес в этой ситуации приобретает изучение направленности и результатов действий «расщепленного» субъекта. «Культурный субъект» принадлежит одновременно двум областям: «реальной» и семантической. Реальные процессы связаны с непосредственным переживанием индивидом значимости того, что с ним происходит. Семантические — с выражением реакции на это в системе установленных знаков и процедур действия. Участвуя в этих двух процессах одновременно, он подвержен расщеплению, которое усиливается благодаря одновременному протеканию интрасубъек-тивных (внутриличностных) сознательных и бессознательных процессов. Способ существования децентрированной личности в динамичном пространстве. Такого рода зазоры между побуждением и его реализацией, между желанием и наличными средствами его воплощения обусловливают вероятностный характер порождения инноваций и комбинаторики в культуре. Соответственно усиливается значимость «субъективного» начала в культурной активности. Подобного рода изменения обнаруживаются в искусстве постмодерна. Здесь кризис личностного начала становится кардинальной проблемой. Децентрация и фрагментация сводят на нет классическую концепцию целостной личности и ведут к тому, что она перестает быть самотождественной. В литературе, например, «смерть автора» и «крах персонажа» (Р. Барт) означает уничтожение дистанции между автором и героем. Соответственно в литературу проникает авторская саморефлексия: писатели становятся теоретиками собственной деятельности, а рассуждения о ней превращаются в главную тему произведения. Таким образом размываются границы между эстетикой, критикой и литературой. «В этом случае структуралистская критика традиционного референта — либерального общества — и такой его неотъемлемой части, какой являются личности, оставляют литературу буквально без её субъекта»[195]. Децентрирование культурного и личностного мира и усилившаяся в этой связи саморефлексия художника повлияли на изменение роли искусства в культуре. Если раньше, например, литераторы претендовали на то, чтобы сообщать публике знание о её возможных социальных и личностных идентичностях, то теперь они находятся в поисках опорных точек такого знания, утерянного ими общественного признания. Далее хорошо известно, что добровольное следование требованиям других — без принуждений и вознаграждений — в социокультурном смысле во многом зависит от индивидуального выбора и всегда носит вероятностный характер. И хотя в культуре вознаграждение морально побуждаемых действий имеет форму символического социального одобрения и является предметом особого внимания и озабоченности блюстителей морали, эта вероятность сохраняется. Она характеризует не только подчинение личности моральным нормам, но и реакцию других на такую конформность. Ситуации, связанные с моральной регуляцией, почти всегда являются достаточно неопределенными, поскольку каждый раз под сомнением оказываются как готовность индивида следовать требованиям морали, так и согласие других вознаграждать моральное поведение. Иными словами, ни о каком равновесном состоянии системы отношений, базирующейся на разделяемом моральном кодексе, не может быть и речи: она оказывается неустойчивой, неопределенной и вероятностной по самой своей природе. Поскольку в подобных ситуациях личность далеко не уверена в том, как следует вести себя, она нуждается в других, которые своими реакциями будут ситуативно одобрять или не одобрять её действия. Соответственно система отношений будет поддерживаться не благодаря отсутствию, но благодаря наличию в ней нормативных или ценностных напряжений. Не только взаимная функциональная зависимость, но и неопределенность взаимных вознаграждений удерживает людей в системе взаимодействия. Её воспроизведение отчасти обеспечивается тем, что благодаря сопротивлению моральным нормам одна часть её участников вынуждает другую повысить вознаграждение за конформность к ним. Таким образом, поддержание системы социальных отношений зависит и от нежелания людей подчиняться моральным нормам, то есть от неконформности к действующему моральному кодексу. Неоднородность отношения членов общества к моральным нормам. Исследования отношений разных членов общества к моральным нормам в различных социокультурных ситуациях позволили сделать ряд выводов, ставящих под сомнение правомерность априорного утверждения, что разделяемые моральные (в том числе религиозные) ценности и нормы обусловливают единство и интеграцию в обществе. Во-первых, сам факт, что общество функционально неоднородно, означает, что различные социокультурные группы имеют неодинаковую степень причастности к официальному моральному кодексу. Есть группы, которые связаны с ним теснее, — те, кто его обновляет, контролирует следование ему или сознательно нарушает его; группы, лишь поверхностно соприкасающиеся с ним, — те, кому не приходится принимать социально значимых решений; группы, члены которых не считают обязательным следование его установлениям, — те, кто принимает решения макросоциального уровня, включая решения о самой морали. Во-вторых, как уже было показано, не существует конформности к правилам морали во имя них самих. Различные социокультурные группы следуют или не следуют им в зависимости от результатов торгов с теми, кто выступает в обществе в роли хранителя морали, а также в зависимости от выгод, получаемых вследствие морального (или аморального) поведения. В-третьих, конформность к любому моральному правилу не одинакова в разное время и зависит от степени функциональной автономии социокультурной группы или слоя внутри социальной системы. Опыт свидетельствует о том, что люди склонны более поддерживать моральную норму, когда она расширяет, а не ограничивает сферу их возможностей. В-четвертых, в моральном кодексе обычно существует не одно, но несколько правил, которые могут быть обоснованно использованы при решении какой-либо социально значимой проблемы. Центральным критерием выбора одного из них является оценка ожидаемых последствий с точки зрения благополучия не только системы как таковой, но и тех, от кого зависит выбор. Понятно, что эти оценки часто не совпадают. Соответственно тот факт, что все члены социокультурной системы признают один и тот же моральный кодекс, отнюдь не означает, что их связи взаимодополнительны, отношения гармоничны, а конфликтные ситуации легко разрешимы. Следование ему имеет неодинаковые последствия для благополучия различных социокультурных групп. Напряжения, возникающие при этом между группами, ищущими легитимный способ увеличения степени собственного благополучия, отражаются в различиях интерпретации нормы или в предложениях альтернативных норм для решения одной и той же проблемы. Таким образом, это не столько организующее начало, гармонизирующее ситуацию, сколько проводник, через который напряжения выражаются, фокус, вокруг которого разворачивается конфликт определения ситуации. Язык морали не ситуативен, поскольку всегда имеет отношение к поведению определенной категории людей в некотором классе ситуаций (например, «дети не должны обманывать родителей»). Предполагается, что такое поведение не связано с ожиданием вознаграждения или наказания, что оно самоценно. Иными словами, на символическом уровне моральный кодекс заключает в себе претензии на то, чтобы остановить конкуренцию за распределение преимуществ, разрешить неопределённость между действием и бездействием, помочь преодолеть внутренний конфликт при принятии решения. Но именно это обусловливает и заключённую в нем неопределённость, поскольку всегда существуют пункты, в которых проявляется напряжение между следованием ему и вознаграждением. Каждый моральный кодекс содержит негласные обещания, из которых одни члены общества извлекают больше выводы, чем другие, и, следовательно, подчиняются им охотнее. Однако в целом все и всегда готовы к тому, чтобы делать меньше, чем подразумевают и даже требуют нормы. И это не из-за плохой социализации. Такова природа самого кодекса как системы негласных взаимных обещаний. Кроме того, относительная важность моральных и неморальных вознаграждений за солидарность в обществе варьируется в различных условиях. В частности, она зависит от уровня развития технологии: чем ниже этот уровень, тем сильнее мораль. Развитие технологии ослабляет традиционные нормы, поскольку предполагает изменение сложившихся форм социальных организации и контроля. В частности, солидарность поддерживается повышением вознаграждения, обеспечиваемым сокращением дефицита благ за счет внедрения новых технологий. Однако преимущества от этого не составляют постоянную величину. Существуют короткие циклы и длинные тренды, при которых люди ощущают уменьшение такого вознаграждения. В эти периоды апелляция к моральным нормам усиливается. Поскольку различные группы получают неодинаковые преимущества от технологических изменений, они по-разному относятся к нормам. Привилегированные группы считают сложившийся порядок моральным. Группы, не имеющие достаточных благ, обеспечиваемых технологиями, считают его несправедливым. Таким образом, обе группы апеллируют к одному кодексу, но с различными целями, и извлекают из него те компоненты, которые оправдывают их претензии. Ущемлённые подчёркивают значимость справедливости, равенства и той свободы, которая позволяет им увеличить свои преимущества. Привилегированные имеют тенденцию подчёркивать значимость порядка. Первые ставят акцент на своём праве расширенного доступа к материальным благам. Вторые призывают их к духовному совершенствованию. В этих условиях моральный кодекс не обеспечивает достаточных оснований для удержания социальной солидарности даже при условии, что он принимается обеими сторонами. Взаимные переговоры не являются тем механизмом, который снимает напряжение. Соответственно возникает необходимость в посреднике, регулирующем конфликтные ситуации, и им становится власть. При этом она может быть либо репрессивной, либо связанной со стимулированием технологического развития. Но в любом случае её значимость сохраняется, а не убывает. Отклонения от нормы и власть. В современной культуре с её расширенной зоной массовых процессов и аномии главными объектами надзора и интереса со стороны всех уровней власти стали те, чьё поведение не соответствует легитимной (узаконенной) морали. При этом отклонения подробно описаны, классифицированы и негативно оцениваются по сравнению с «нормой». Различение нормального и девиантного при ценностном предпочтении нормы без её внутренней дифференцированности представляет собой, согласно М. Фуко, оправдание широкого спектра репрессий, осуществляемых теми, кто относит себя к защитникам нормы, по отношению к тем, кого они считают носителями отклонений. Однако они не существуют сами по себе, но являются продуктом власти признанных норм. Девиантность в культуре не просто запрещена или репрессирована; она всегда еще и вызывается, и репродуцируется апелляцией к норме, то есть норма как бы сама порождает (или подразумевает) отклонение от нее. В рамках постмодернистской интерпретации социокультурных процессов проявляется особый интерес к способам категоризации и социального контролирования различных классов социальных девиантов: больных, психически неуравновешенных, преступников. Эти группы людей рассматриваются как неотъемлемая составляющая общества. Однако представление о поведении, которое считается отклоняющимся и, следовательно, подвергаемым необходимому социальному контролю, является исторически изменчивым. Соответственно некоторые из таких групп со временем могут перейти в категорию социально приемлемых. В этой связи показательной становится тема смены власти, связанная с порождением и организацией нового динамического социокультурного нормативного пространства. Структурирование пространства вокруг меняющейся власти строится на дихотомиях «доминирующий — подчиняющийся» и «большинство — меньшинство». Новая власть, признанная большинством, согласно логике постмодерна, не является на самом деле властью большинства. Такие властные группы обычно формируются как некоторое неудовлетворенное, маргинальное по отношению к имеющемуся режиму, по сути дела «отклоняющееся», меньшинство, путем борьбы присваивающее себе высокое общественное положение и начинающее представлять себя в качестве выразителя интересов большинства. Так на этом уровне осуществляется трансформация отклонений в норму. Механизмами удержания и реализации власти, согласно М. Фуко, являются дисциплина и знание. Дисциплина действует как морально санкционированный способ формирования подчиняющихся и отклоняющихся в соответствии с требованием доминирующих. Она с необходимостью предполагает узаконивание инспекции, надзора, контроля над телом и поведением тех, кого дисциплинируют. И чем более индивидуализирован субъект, тем более он подвергается контролю. В этой связи девиация оказывается производной от представления о законной необходимости подводить под нормативные рамки вариации и многообразие проявлений индивидуальной активности. Власть производит дисциплинированных индивидов, не только действующих согласно предписанным и морально санкционированным правилам, но и приученных осуждать тех, кто выходит за их пределы. Другим важным механизмом реализации власти является знание. Это не только средство, используемое людьми для установления своего господства, но и властное отношение знающего к тому, кого он познает, обеспечивающее удержание этого господства. Однако власти необходимо лишь такое знание, которое помогает воспроизведению установленного ею порядка. Отсюда напряжения, возникающие между интеллектуалами и представителями властных структур в обществе. Согласно М. Фуко, процесс производства знания — это процесс инновационный. Участием в этом процессе и определяется особое положение интеллектуалов в обществе. Их опыт инновативен, то есть маргинален сам по себе; он является «частичным», «промежуточным» и в качестве такового не может быть вписанным внутрь институциональных стратегий. Властные же структуры поощряют лишь тех интеллектуалов, которые помогают с помощью знаний, переведенных в технологии, поддерживать и расширять границы существующей власти. Знания другого рода вытесняются на периферию господствующей культурной парадигмы; их порождение и распространение по меньшей мере не поощряется, если не подавляется. Таким образом, и здесь власть устанавливает свои нормы, мораль, представления о девиации. Власть и мораль. Если моральные нормы кажутся соответствующими власти, то это происходит не только потому, что власть с помощью дисциплины регулирует на всех доступных ей уровнях соответствие поведения подчиненных требованиям морального кодекса. Но еще и потому, что сила позволяет ей достаточно произвольно определять, что есть следование, а что отклонение по отношению к нормам. В обществе, особенно при ситуации неопределенности, соответствие морали в каждом конкретном случае является неопределенным, оспариваемым. И потому арбитром часто становится власть: более могущественные выбирают определение того, какое правило следует применить, и что оно означает в данной ситуации. Из сказанного следует, что в логике постмодерна разделяемый моральный кодекс более не рассматривается как средство предотвращения социокультурных напряжений и конфликтов. Считается, что в лучшем случае он ограничивает присущие системе напряжения, обеспечивая в проблемных и неопределенных ситуациях основания для их первоначального определения. По меньшей мере он обеспечивает язык, в котором напряжение получает публичное выражение. В худшем случае его элементы становятся фокусами социальных конфликтов. А вообще он используется различными индивидами в своих целях и в тех ситуациях, где им это выгодно. Ни одна социальная система, согласно логике постмодерна, не подчиняется всем требованиям официального морального кодекса хотя бы потому, что это всего лишь часть её культурного универсума. Как уже говорилось, члены общества никогда полностью не интегрированы ни в одну социальную роль или культурную идентичность, в том числе и в те, что нормативно предписаны. Осознавая условность моральных норм и ценностей, люди не испытывают ни вины, ни замешательства, делая меньше требуемого, поскольку не ощущают полной причастности к ним. Такие образования постоянно находятся под угрозой нарушения, поскольку многие часто вынуждены давать обещания, которые не хотят и не намереваются выполнять. Расхождения между моралью и желаниями лежат в основе принятых в культуре несоответствий между принципами и практикой, идеальными представлениями и привычками. Это подразумевается в социализационных процессах, когда молодое поколение постигает наивность и непрактичность следования идеалам. Как подчеркивает Э. Гоулднер, власть и её моральная компонента, власть и авторитет — это различные измерения, связанные с регулированием социального взаимодействия. Власть существует как фактор, формирующий поведение подчиненных в ситуациях, находящихся под контролем вышестоящих. В распоряжении последних находится право предписывать дисциплинарные нормы, лишать вознаграждения в случае невыполнения предписанных функций. Но само могущество есть достаточное основание для такого контроля даже без наличия прав у тех, кто им располагает. Следовательно, сила без авторитета является постоянно присутствующим фактором, влияющим на динамику распределения функций и вознаграждений в обществе. И вряд ли можно помыслить такие реалистичные формы социокультурного контроля, которые бы полностью ослабили его действие. Соответственно распределение власти в социальной системе, по мнению Гоулднера, обусловливает конфигурацию существующих здесь моральных предпочтений. Обладание властью побуждает одних нарушать свои обязательства, тогда как её недостаток принуждает других довольствоваться меньшим, чем полагается по закону. Так само нарушение морали может стать обычаем. Принуждение, насилие, сила — все формы могущества суть механизмы, позволяющие тем, кто располагает ими, создавать собственную легитимность и свои правовые установления. Но эти установления поддерживаются и теми, кто в социокультурном пространстве, создаваемом властью, находится в сфере наибольшего её влияния. Те, кто подчиняется из страха перед силой, или в надежде на выгоду от нее, обычно не сознаются в истинных причинах своих действий и из сохранения самоуважения готовы признать легитимными предъявляемые к ним требования. Те же, кто применяет насилие, стремятся получить доказательства хоть какой-то видимости добровольности следования этим требованиям. В таких случаях легитимность установленных отношений порождается тайной сделкой между насильником и его жертвой.
Идеология постмодерна
Обобщая социокультурную практику постмодерна, X. Бертенс выделяет некоторые существенно общие черты постмодернистского мировоззрения[196]. — Наиболее значимой, центральной чертой, обнаруживающейся во всех концепциях постмодерна, является признание онтологической неопределенности, децентрированности, отрицание привилегированных языков культуры, высших дискурсов. — Взаимодействие «продукта» практики постмодерна с его «пользователем» оказывается сходным с отношениями, складывающимися в рамках психоанализа между аналитиком и пациентом. «И я, и вы — оба мы фикции, как герой постмодернистского романа. Самое личное, центральное, что я имею, — моя идентичность — находится не во мне, но в нашем с вами взаимодействии, или в расщепленном «я»[197]. Таким образом, для постмодерна характерно размывание границ «эго», отказ от онтологизации индивидуальности. — Мировоззрение постмодерна не представляет собой согласованной целостности, которая дает субъекту силу для наложения порядка — пусть субъективного — на свое окружение. И принципиальная неопределенность отношений «эго» с окружением побуждает движение субъекта в двух направлениях. Одно из них — нереференциальное — это отказ от соотнесенности и значения любого обозначающего с обозначаемым и приятие абсурдности мира как данности. Другое — референциальное — это попытка найти такие соотнесенности и построить пусть локальные, временные, относительные, но истины, так называемые маленькие истины. — Нереференциальное направление включает в себя саморефлексию, метадеятельность и перформативность, не имеющие целью соотнесение и поиск значения в отношениях обозначающего (произведения, отношения, символы) и обозначаемого (реальности). Нереференциальное направление не помогает установить никаких иных значений, помимо тех, что заключены в рамках культурного текста или процесса его становления, отраженного в переживании. — Референциальное направление связано с активным стремлением индивида — в том числе и через «перформанс» — освоить феноменально данный мир. Это направление объединяет в себе все попытки позитивного опыта: установление значений, схватывание непосредственного переживания без наложения на него априорных сигнификаций, представление о существовании чего-то другого, наконец, порождение временных значений. — В рамках постмодерна меняется отношение к отчуждению и расщеплению личности, которое было столь негативным в модернизме. Здесь нет сожаления о потере «объективного» порядка ценностей, в том числе моральных; более того, о нем говорится в релятивистском тоне. Его относительность рассматривается как освобождение, как «прелюдия» к новым идентичностям. Многие идеологи постмодерна считают его не художественным или культурным движением, но чем-то вроде геологического сдвига в способе мышления и видения мира. Это новая эпистема, которая включает и превосходит общее онтологическое сомнение, порождаемое традицией рациональной западной философии. За счет объединения экзистенциализма, экологизма, антропологизма сторонники постмодерна надеются на преодоление кризиса западного рационализма, который в классическом варианте исчерпал свой эвристи- ческий и объяснительный потенциал. Характерные черты постмодернистского мировидения в сравнении с классической парадигмой познания можно представить в обобщенном виде следующим образом: признание плюралистичности мира как конгломерата сосуществующих универсумов, а не монистический, системный взгляд на него; ризоматичный принцип динамики социокультурной жизни, а не четко структурированная эволюция; напряжения между культурной территориальностью и маргинальностью расщепленной личности, а не её структурная целостность и однородность. Постмодернизм следует рассматривать как культурную доминанту, которая указывает на присутствие и сосуществование в социокультурном мире совершенно различных уровней реальности. В процессах упорядочения человеком своих отношений с окружением можно выделить по крайней мере три конституирующих, но функционально относительно автономных уровня. Во-первых, эмпирическая данность, воспринимаемая на уровне индивидуальных переживаний и представлений. Это та непосредственная реальность, в которой индивид существует и ориентируется. Во-вторых, абстрактные теоретические концепции, обеспечиваемые научными и философскими построениями, объясняющими принципы формирования, существования и обоснования предлагаемых ими порядков как реальных, надежных и достоверных. В-третьих, промежуточная область, находящаяся между эмпирически переживаемым и теоретически установленным, и относящаяся к правилам построения и использования кодов, позволяющих делать интрасубъективный и теоретический опыт проверяемым и коммуницируемым. Наличие этого уровня релятивизирует истинность как непосредственного восприятия, так и традиционной научной или философской доктрины. Здесь культурные коды дистанцируются от онтологических допущений, высвечивается их операциональная механика и становится понятным, что любой кодифицированный эмпирический порядок не дан априори, но сконструирован в процессе решения каких-то интересующих людей задач. Постмодернистское мировидение относится именно к этой области конструирования отношений с окружением, его познания, которая детерминирует критерии близости между вещами, их сходств и различий, их упорядочения и интерпретации. Таким образом, на смену установленным тождествам и различиям в структурированном мире, характерном для классического типа познания, приходит попытка проявить и обосновать процессы отождествления и различения в динамическом контексте, каковым представляется окружение человека в постмодернистской картине мира. Выявлению процессуальности помогает акцентирование зазора, существующего в дихотомиях «отступления и возврата, мысли и немыслимого, эмпирического и трансцендента
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|