Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление психологии как самостоятельной науки и ее научные направления.




ОСНОВЫ

ПСИХОЛОГИИ

И

ПЕДАГОГИКИ

Учебно-методическое пособие

 

Минск 2005

 

 


Составители: Н.К. Плавник, Т.И. Сороковик, Т.Н. Цвирко

 

Рецензенты: доцент кафедры психологии БГПУ имени Максима Танка, кандидат психологических наук С.А. Месникович

Основы психологии и педагогики / составители: Н.К. Плавник, Т.И. Сороковик, Т.Н. Цвирко

 

 

Учебное пособие «Основы психологии и педагогики» подготовлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом по направлениям и специальностям высшего образования.

Для студентов не психолого-педагогических специальностей


ВВЕДЕНИЕ

 

Становление студента как личности, специалиста, гражданина, который должен быть готов к самостоятельным размышлениям, поиску и диалогу в процессе решения фундаментальных и прикладных, жизненно важных проблем в науке, технике, культуре и обществе требует:

Во-первых, знания особенностей своей психики, понимания своих чувств, мыслей поступков;

Во-вторых, умения устанавливать продуктивные отношения с другими;

В – третьих, постоянного самосовершенствования;

В-четвертых, знания закономерностей обучения и воспитания и применения их в профессиональной и семейной жизни.

Исходя из этого дисциплина «Основы психологии и педагогики» является важным звеном в становлении квалифицированного специалиста и в целом зрелой личности.

Целью учебного курса является творческое усвоение педагогических и психологических знаний, развитие умений необходимых, в профессиональной деятельности для повышения общей педагогической и психологической компетентности, формирования мастерства, развития творческой индивидуальности будущего специалиста.

Задачи дисцилины

· изучить сущность, закономерности, принципы психики и психических явлений;

· формировать навыки самоанализа, психологического понимания поведения других людей;

· стимулировать процесс самоактуализации и самореализации;

· развивать у студентов умения адекватной психологической перцепции, оценки и рефлексии событий окружающего мира.

В результате изучения курса «Основы психологии» студенты должны:

знать:

· основные понятия и категории общей психологии;

· сущность и закономерности протекания психических познавательных, эмоциональных и волевых процессов;

· характерные особенности психических состояний;

· психологическую структуру личности;

· основные категории социальной психологии: личность, группа, межличностные отношения, общение, конфликты.

уметь:

· характеризовать закономерности протекания психических познавательных, эмоциональных и волевых процессов;

· объяснять процессы, протекающие в реальной группе;

· интерпретировать социальные явления, происходящие в обществе с точки зрения групповых процессов;

· наблюдать и описывать групповые процессы в реальной группе.

· давать целостную характеристику своей познавательной сфере;

· объяснять феномены (явления) объективного мира с точки зрения психических познавательных, волевых и эмоциональных процессов;

· давать рекомендации по эффективному использованию закономерностей протекания познавательных процессов в учебном процессе и профессиональной деятельности;

· находить зависимость между типом темперамента и характером, характером и окружающей средой, темпераментом и индивидуальным стилем деятельности;

· на основе знаний психологической структуры личности составлять индивидуальную характеристику личности.

· интерпретировать психическое состояние других людей.

иметь навыки:

· рефлексии;

· саморазвития и самоактуализации личности;

· профессионального творчества;

· делового, конструктивного общения

· использования знаний в непредвиденных профессиональных и жизненных обстоятельствах.

Целью данного учебно-методического пособия является оказание помощи студенту в более глубоком освоении курса “Основы психологии и педагогики”, а также создание условий для их творческой самореализации. Предполагается, что студент будет не просто знакомиться с современными достижениями психологии и педагогики, а осваивать их в собственной деятельности – проводить дискуссии, предлагать пути решения психолого-педагогических проблем, моделировать ситуации.

Структура учебно-методического пособия включает в себя:

· введение, где раскрываются цели и задачи курса, тематический план изучения дисциплины,

· содержание учебного курса, каждая тема которого представлена следующими блоками:

- результаты образовательной деятельности студента (предполагаемые знания и умения, которыми необходимо овладеть);

- академический текст;

- контролирующий блок, включающий: вопросы для самоконтроля, способствующие творческому переосмыслению изученного материала; дидактический практикум, задания которого ориентируют студента на собственную исследовательскую и проектную деятельность. Ряд тем снабжены тестами для повышения эффективности самоконтроля;

- рекомендуемая литература;

· тематику семинарских занятий,

· экзаменационные вопросы,

· психолого-педагогический глоссарий.

 

РАЗДЕЛ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

По курсу «Основы психологии»

Для студентов непсихолого-педагогических специальностей

 

  Лекции Сем. зан. КСР
1. Введение в общую психологию.      
2. Психические процессы.      
3. Психические состояния      
4. Введение в психологию личности.      
5. Психологическая структура личности.      
6. Самосознание личности и ее поведение.      
7. Введение в социальную психологию.      
8. Личность и малая группа.      
9.Личность и межличностные отношения      
10. Конфликты.      
       
Всего:      

Тема 1. Введение в общую психологию.

I.Ожидаемые результаты образовательной деятельности студента

результатом Вашей работы с предлагаемым учебным модулем должно стать:

Знания:

- предмет и задачи психологии;

- основные научные направления психологии;

- методологические принципы психологического исследования;

Умения

- анализировать основные категории психологии;

- рассматривать психологические явления с различных научных позиций;

- применять на практике основные методологические принципы психологии.

 

II Академический текст.

План

1.Психология как наука. Отрасли психологии. Взаимосвязь психологии с другими науками.

2.Становление психологии как самостоятельной науки и ее научные направления

другими науками.

3.Предмет психологии. Общее понятие о психике.

4.Методологические принципы и методы современной психологии.

 

 

1.Психология как наука. Отрасли психологии.

Взаимосвязь психологии с другими науками.

Психология - это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека. Предметом

психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности

возникновения, формирования и развития психики человека в фило- и онтогенезе.

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научно-практических направлений. Психика человека изучается отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, телевидения, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Выделяют ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т.п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования - факты, закономерности, механизмы психики.

Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию - с техническими науками, через педагогическую психологию - с педагогикой, через социальную психологию - с общественными и социальными науками, через медицинскую психологию и патопсихологию - с медициной и т.д.).

Т.О. психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

Становление психологии как самостоятельной науки и ее научные направления.

В истории психологии условно выделяется четыре этапа развития психологического знания.

1 этап психология как наука - психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более 2 тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

2 этап - психология как наука о сознании. Возникает в 17 веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

3 этап - психология как наука о поведении. Возникает в 20 веке. Задача психологии ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека. При этом мотивы, вызывающие поведение не учитывались.

4 этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и закономерности психики.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной в Лейпциге немецким психологом Вильгельмом Вундтом первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году, Бехтерев В.М. организовал подобную лабораторию в России.

Активное развитие психологии привело к появлению нескольких научных направлений и школ. Их различия особо ярко проявлялись в выборе предмета исследования. Так бихевиоризм в качестве предмета психологии рассматривал поведение, которое понималось как совокупность реакций на внешний стимул. С позиции психоанализа основная роль в поведении человека принадлежит подсознательным влечениям и инстинктам. Гуманистическая психология утверждает, что развитие человека не является заложником прошлого и окружающей среды, оно обусловлено теми целями, которые человек перед собой ставит. Когнитивная психология при объяснении поведение человека учитывает то, как происходит восприятие, обработка информации и принятие решения. Гештальтпсихология использует для объяснения сложных психических процессов принцип их целостности.

3.Предмет психологии. Общее понятие о психике.

Психология - это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека. Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности.

Современная психология рассматривает психику как свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. Психика - это субъективное отражение объективного мира. Психика - это не вещь и не предмет, а скорее процесс.

Психическая жизнь человека всегда содержит в себе три взаимосвязанные стороны:

1. познавательную (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение),

2.эмоциональную (отношение к тому, что человек познает и делает) и

3. поведенческую (воздействие на окружающий мир).

Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на

1. познавательные (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание);

2. эмоциональные (чувства- страх, гнев, радость и др.);

3. мотивационные (потребности, мотивы).

Психические состояния -целостные устойчивые личностные образования, определяющие своеобразиепсихической жизни человека на определенном этапе его жизненного пути. По уровню динамичности состояния занимают промежуточное место между процессами и свойствами. Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве «строительного материала» для формирования качеств личности, прежде всего характерологических. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические стояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом - трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т.п.). Наряду с психическими состояниями отдельного человека существуют и «массовидные» состояния, т.е. психические состояния отдельных общностей людей (групп, народов, обществ).

Психические состояния можно классифицировать по таким основаниям:

1) в зависимости от ведущих компонентов (если таковые явно выступают) - интеллектуальные, волевые, эмоциональные;

2) в зависимости от времени протекания — кратковременные, длительные;

3) в зависимости от влияния на личность, особенности ее деятельности - стенические (повышающие жизнедеятельность и активность), астенические;

4) в зависимости от степени осознанности – состояния более или менее осознанные; 5) в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.

Психические свойства - устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень жизнедеятельности, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно, оно является результатом отражательной и практической деятельности. Психические свойства образуют сложные структурные образования, среди которых принято выделять следующие: темперамент, способности, характер, направленность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...