Становление психологии как самостоятельной науки и ее научные направления.
Стр 1 из 20Следующая ⇒ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Учебно-методическое пособие
Минск 2005
Составители: Н.К. Плавник, Т.И. Сороковик, Т.Н. Цвирко
Рецензенты: доцент кафедры психологии БГПУ имени Максима Танка, кандидат психологических наук С.А. Месникович Основы психологии и педагогики / составители: Н.К. Плавник, Т.И. Сороковик, Т.Н. Цвирко
Учебное пособие «Основы психологии и педагогики» подготовлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом по направлениям и специальностям высшего образования. Для студентов не психолого-педагогических специальностей ВВЕДЕНИЕ
Становление студента как личности, специалиста, гражданина, который должен быть готов к самостоятельным размышлениям, поиску и диалогу в процессе решения фундаментальных и прикладных, жизненно важных проблем в науке, технике, культуре и обществе требует: Во-первых, знания особенностей своей психики, понимания своих чувств, мыслей поступков; Во-вторых, умения устанавливать продуктивные отношения с другими; В – третьих, постоянного самосовершенствования; В-четвертых, знания закономерностей обучения и воспитания и применения их в профессиональной и семейной жизни. Исходя из этого дисциплина «Основы психологии и педагогики» является важным звеном в становлении квалифицированного специалиста и в целом зрелой личности. Целью учебного курса является творческое усвоение педагогических и психологических знаний, развитие умений необходимых, в профессиональной деятельности для повышения общей педагогической и психологической компетентности, формирования мастерства, развития творческой индивидуальности будущего специалиста.
Задачи дисцилины · изучить сущность, закономерности, принципы психики и психических явлений; · формировать навыки самоанализа, психологического понимания поведения других людей; · стимулировать процесс самоактуализации и самореализации; · развивать у студентов умения адекватной психологической перцепции, оценки и рефлексии событий окружающего мира. В результате изучения курса «Основы психологии» студенты должны: знать: · основные понятия и категории общей психологии; · сущность и закономерности протекания психических познавательных, эмоциональных и волевых процессов; · характерные особенности психических состояний; · психологическую структуру личности; · основные категории социальной психологии: личность, группа, межличностные отношения, общение, конфликты. уметь: · характеризовать закономерности протекания психических познавательных, эмоциональных и волевых процессов; · объяснять процессы, протекающие в реальной группе; · интерпретировать социальные явления, происходящие в обществе с точки зрения групповых процессов; · наблюдать и описывать групповые процессы в реальной группе. · давать целостную характеристику своей познавательной сфере; · объяснять феномены (явления) объективного мира с точки зрения психических познавательных, волевых и эмоциональных процессов; · давать рекомендации по эффективному использованию закономерностей протекания познавательных процессов в учебном процессе и профессиональной деятельности; · находить зависимость между типом темперамента и характером, характером и окружающей средой, темпераментом и индивидуальным стилем деятельности; · на основе знаний психологической структуры личности составлять индивидуальную характеристику личности. · интерпретировать психическое состояние других людей.
иметь навыки: · рефлексии; · саморазвития и самоактуализации личности; · профессионального творчества; · делового, конструктивного общения · использования знаний в непредвиденных профессиональных и жизненных обстоятельствах. Целью данного учебно-методического пособия является оказание помощи студенту в более глубоком освоении курса “Основы психологии и педагогики”, а также создание условий для их творческой самореализации. Предполагается, что студент будет не просто знакомиться с современными достижениями психологии и педагогики, а осваивать их в собственной деятельности – проводить дискуссии, предлагать пути решения психолого-педагогических проблем, моделировать ситуации. Структура учебно-методического пособия включает в себя: · введение, где раскрываются цели и задачи курса, тематический план изучения дисциплины, · содержание учебного курса, каждая тема которого представлена следующими блоками: - результаты образовательной деятельности студента (предполагаемые знания и умения, которыми необходимо овладеть); - академический текст; - контролирующий блок, включающий: вопросы для самоконтроля, способствующие творческому переосмыслению изученного материала; дидактический практикум, задания которого ориентируют студента на собственную исследовательскую и проектную деятельность. Ряд тем снабжены тестами для повышения эффективности самоконтроля; - рекомендуемая литература; · тематику семинарских занятий, · экзаменационные вопросы, · психолого-педагогический глоссарий.
РАЗДЕЛ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН По курсу «Основы психологии» Для студентов непсихолого-педагогических специальностей
Тема 1. Введение в общую психологию.
I.Ожидаемые результаты образовательной деятельности студента результатом Вашей работы с предлагаемым учебным модулем должно стать: Знания: - предмет и задачи психологии; - основные научные направления психологии; - методологические принципы психологического исследования; Умения - анализировать основные категории психологии; - рассматривать психологические явления с различных научных позиций; - применять на практике основные методологические принципы психологии.
II Академический текст. План 1.Психология как наука. Отрасли психологии. Взаимосвязь психологии с другими науками. 2.Становление психологии как самостоятельной науки и ее научные направления другими науками. 3.Предмет психологии. Общее понятие о психике. 4.Методологические принципы и методы современной психологии.
1.Психология как наука. Отрасли психологии. Взаимосвязь психологии с другими науками. Психология - это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека. Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности возникновения, формирования и развития психики человека в фило- и онтогенезе. Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научно-практических направлений. Психика человека изучается отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, телевидения, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Выделяют ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т.п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.
Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования - факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию - с техническими науками, через педагогическую психологию - с педагогикой, через социальную психологию - с общественными и социальными науками, через медицинскую психологию и патопсихологию - с медициной и т.д.). Т.О. психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний. Становление психологии как самостоятельной науки и ее научные направления. В истории психологии условно выделяется четыре этапа развития психологического знания. 1 этап психология как наука - психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более 2 тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. 2 этап - психология как наука о сознании. Возникает в 17 веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
3 этап - психология как наука о поведении. Возникает в 20 веке. Задача психологии ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека. При этом мотивы, вызывающие поведение не учитывались. 4 этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и закономерности психики. История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной в Лейпциге немецким психологом Вильгельмом Вундтом первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году, Бехтерев В.М. организовал подобную лабораторию в России. Активное развитие психологии привело к появлению нескольких научных направлений и школ. Их различия особо ярко проявлялись в выборе предмета исследования. Так бихевиоризм в качестве предмета психологии рассматривал поведение, которое понималось как совокупность реакций на внешний стимул. С позиции психоанализа основная роль в поведении человека принадлежит подсознательным влечениям и инстинктам. Гуманистическая психология утверждает, что развитие человека не является заложником прошлого и окружающей среды, оно обусловлено теми целями, которые человек перед собой ставит. Когнитивная психология при объяснении поведение человека учитывает то, как происходит восприятие, обработка информации и принятие решения. Гештальтпсихология использует для объяснения сложных психических процессов принцип их целостности. 3.Предмет психологии. Общее понятие о психике. Психология - это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека. Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности. Современная психология рассматривает психику как свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. Психика - это субъективное отражение объективного мира. Психика - это не вещь и не предмет, а скорее процесс. Психическая жизнь человека всегда содержит в себе три взаимосвязанные стороны: 1. познавательную (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение), 2.эмоциональную (отношение к тому, что человек познает и делает) и 3. поведенческую (воздействие на окружающий мир). Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Все психические процессы подразделяются на 1. познавательные (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание); 2. эмоциональные (чувства- страх, гнев, радость и др.); 3. мотивационные (потребности, мотивы). Психические состояния -целостные устойчивые личностные образования, определяющие своеобразиепсихической жизни человека на определенном этапе его жизненного пути. По уровню динамичности состояния занимают промежуточное место между процессами и свойствами. Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве «строительного материала» для формирования качеств личности, прежде всего характерологических. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические стояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом - трудно и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т.п.). Наряду с психическими состояниями отдельного человека существуют и «массовидные» состояния, т.е. психические состояния отдельных общностей людей (групп, народов, обществ). Психические состояния можно классифицировать по таким основаниям: 1) в зависимости от ведущих компонентов (если таковые явно выступают) - интеллектуальные, волевые, эмоциональные; 2) в зависимости от времени протекания — кратковременные, длительные; 3) в зависимости от влияния на личность, особенности ее деятельности - стенические (повышающие жизнедеятельность и активность), астенические; 4) в зависимости от степени осознанности – состояния более или менее осознанные; 5) в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки. Психические свойства - устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень жизнедеятельности, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно, оно является результатом отражательной и практической деятельности. Психические свойства образуют сложные структурные образования, среди которых принято выделять следующие: темперамент, способности, характер, направленность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|