Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воля как форма активности личности. Волевые качества личности.




Важной характеристикой характера является воля – свойство состояния человека, которое проявляется в способности сознательно управлять своей психикой поступками. Появляется в преодолении преград, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. «Свобода воли означает способность принимать сознанием дела».

Сила воли может возрастает при наличии: 1) трудных ситуаций и 2) сложного противоречивого внутреннего мира в самом человеке.

Волевые качества личности:

1. Сила воли проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего – в том, какие препятствия преодолены при помощи волевых действий и какие результаты при этом получены. Среди различных проявлений силы воли принято выделять такие личностные черты, как выдержка и самообладание, которые выражаются в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманные действия, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным.

2. Целеустремленность - сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности.. Различают целеустремленность

а) стратегическую, т.е. умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными принципами и идеалами,

б) оперативную – умение ставить ясные цели для отдельных действий и не отключаться от них в процесс исполнения.

Целеустремленный человек имеет ясные личные цели и не разменивается на мелочи. Такие люди точно знают, чего хотят, куда едут, за что борются.

3. Инициативность - заключается в способности предпринимать попытки к реализации возникших у человека целей. Инициативность, как правило, основывается на обилии и яркости новых идей, планов, богатом воображении. Инициативность тесно связанна с самостоятельностью. Самостоятельность волевого акта проявляется в умении не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоятельные люди без посторонней помощи видят проблему и исходя из нее, ставят цель.

Инициатива, проявляемая человеком, помимо самостоятельности всегда связана еще с одним качеством воли – решительностью. Решительность – умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Решительность проявляется в выборе доминирующего мотива, и в выборе правильных действий, и в выборе адекватных средств достижения цели.

4. Последовательность действий характеризует то, что все совершаемые человеком поступки вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет все второстепенное и побочное. Последовательность действий в свою очередь, самым тесным образом связана с самоконтролем и самооценкой. Принятые цели лишь тогда будут реализованы, когда личность контролирует свою деятельность.

5. Уверенность как волевое психическое состояние представляет собой высоко вероятностное ожидание запланированного результата деятельности на основе учета исходных условий. Положительным волевым качеством является принципиальность его действий, выражающаяся в том, что все поступки вытекают из одного руководящего принципа, которому он подчиняет все побочное, второстепенное.

6. Старательность – это стремление выполнять какую-нибудь работу, задание хорошо и добросовестно. С одной стороны, в старательности явно прослеживается мотивационный и нравственный момент: желание человека выполнять работу, желание показать себя и т.п. С другой стороны, в старательности присутствует и волевой момент: человек сосредотачивается на работе, прилагает волевые усилия.

7. Энергичность – способность быстро поднимать активность до необходимого уровня.

III Контролирующий блок

Вопросы для самоконтроля.

1. Какие эмоциональные состояния Вам известны?

2. Приведите примеры астенических и стенических состояний.

3. Как психологически грамотно вести себя с человеком, находящимся в возбужденном состоянии?

4. Какие волевые качества формируются у человека в первую очередь?

5. В каких условиях формируются волевые качества человека?

IVЛитература

1.Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования. Сост. Е.И.рогов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

2.Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов н/Д.: Феникс, 2001.Введение в практическую социальную психологию. М.: 1996.

3.Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4-е изд. перераб.и дополн. 2001. - 672

Тема 4. Введение в психологию личности.

I.Ожидаемые результаты образовательной деятельности студента

результатом Вашей работы с предлагаемым учебным модулем должно стать:

Знания:

- владеть категориями индивид, личность, индивидуальность;

- иметь представление о структуре личности;

Умения

- соотносить биологическое и социальное в развитии личности.

II Академический текст.

План

1.Понятие о личности. Человек как индивид, индивидуальность, личность.

2.Проблема соотношения биологического и социального в личности.

3.Структура личности.

 

1.Понятие о личности. Человек как индивид, индивидуальность, личность.

Понятие личности многозначно и многопланово. Им широко пользуются не только в психологии, но и в социологии и теологии, в политологии и праве. Понятие личности часто употребляется в повседневном общении. Здесь нередко в качестве его синонима используется – "лицо". Применительно к человеку "лицо" указывает на его социальный статус ("значительное лицо", "важная персона") и на его своеобразие ("он потерял/сохранил свое лицо"). В более широком смысле, и не только в отношении человека, лицо, лицевая часть – это то, что открыто для восприятия Другими людьми ("подать товар лицом"), лучшая, передняя часть предмета в противоположность оборотной стороне. Лицо – это также лик, облик, обличье, физиономия. Лицо, его выражение раскрывает сущность человека ("лица не общим выраженьем") и в то же время требует особых условий для своего восприятия ("лицом к лицу лица не увидать"). Лицо, личность – это одновременно и маска, личина, которые можно надеть, чтобы скрыть свои подлинные намерения, или снять, чтобы их обнаружить. Отсюда – лицедействовать, или действовать под личиною. принимать на себя чужой вид. Лицедей – это человек, чье поведение рассчитано не на то, чтобы выразить себя, а на то, чтобы произвести определенный эффект, приспособится под чужое восприятие. Лицемерить – обманывать, принимать такой облик, который позволяет ввести в заблуждение, скрыть свои подлинные намерения. В этом смысле нелицеприятный – это открытый, честный, не рассчитанный на то, чтобы доставить удовольствие, ублажить. Личные проблемы, личные интересы, личное мнение – это то, что противопоставлено общим проблемам, интересам, мнениям, то, что как бы изолирует человека от общества, противопоставляет его ему. Личное имущество находится в распоряжении данного конкретного человека. Вторгаться в личную жизнь предосудительно (человек имеет право на личную жизнь). Оскорбить, унизить личное достоинство человека – значит поступить с ним, не считаясь с его мнением о себе.

Индивид – это человек как типичный представитель своего рода, носитель типичных, природно обусловленных свойств.

Человек как индивид – это человек, раскрывающийся в обусловленности его поведения генетическими, метаболическими, нейродинамическими, конституциональными факторами. В совокупности они обусловливают возникновение интегративного психического механизма темперамента. Темперамент в свою очередь реализуется (проявляется) в поведении

Личность – это человек как типичный представитель сформировавшего его общества, социума. Человек как личность – это человек, раскрывающийся в обусловлености его общения с другими людьми и природой, структурой его ценностных ориентации, спектром исполняемых им ролей, соотношением его прав и обязанностей, интернализованными им этническими и культурными стереотипами

Личность – это человек как представитель общества и социальных групп, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему, активно взаимодействующий с внешней средой, наделенный индивидуально-психологическими особенностями и развитым самосознанием. Личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания обучения, общения. Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности является не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве «Я», которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции.

Индивидуальность – это особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств. Индивидуальность содержит в себе лишь те свойства человека, которые отличают его от других людей. Индивидуальность заключается в продуктах творческой деятельности, изменяющей окружающую действительность. Индивидуальность - это определение собственной позиции в жизни.

Подобно тому, как понятия «индивид» и «личность» не тождественны, лич­ность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются несущественными для оценки личности и не получают условий для развития, подобно тому как в качестве личностных выступают лишь индивидуальные черты, в наибольшей степени «втянутые» в ведущую для данной социальной общности деятельность. Индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность. Поэтому, по мнению представителей московской психологи, ческой школы, индивидуальность – лишь одна из сторон личности человека.

 

2.Проблема соотношения биологического и социального в личности человека — одна из центральных проблем современной психологии. В процессе становления и развития психологической науки были рассмотрены практически все возможные связи между понятиями «психическое», «социальное» и «биологическое». Психическое развитие трактовалось и как полностью спонтанный процесс, неза­висимый ни от биологического, ни от социального, и как производный только от биологического или только от социального развития либо как результат их параллельного действия на индивида и т. п. Таким образом, можно выделить несколько групп концепций, по-разному рассматривающих соотношение социального, психического и биологического.

В группе концепций, в которых доказывается спонтанность психического раз­вития, психическое рассматривается как явление, полностью подчиненное своим внутренним законам, никак не связанным ни с биологическим, ни с социальным. В лучшем случае человеческому организму в рамках данных концепций отводит­ся роль некоего «вместилища» психической деятельности. Чаще всего мы сталки­ваемся с данной позицией у авторов, которые доказывают божественное проис­хождение психических явлений.

В биологизаторских концепциях психическое рассматривается как линейная функция; развития организма, как нечто, однозначно следующее за этим развити­ем. С позиции данных концепций 'все особенности психических процессов, состо­яний и свойств человека определяются особенностями биологической структуры, а их развитие подчинено исключительно биологическим законам. При этом не­редко используются законы, открытые при изучении животных, которые не учи­тывают специфику развития человеческого организма. Часто в этих концепциях для объяснения психического развития привлекается основной биогенетический закон — закон рекапитуляции, согласно которому в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюция вида, к которому этот индивид принадлежит. Крайним проявлением данной позиции является утверждение о том, что психического как самостоятельного явления в природе не существует, поскольку все: психические явления можно описать или объяснить с помощью биологических (физиологических) понятий. Следует отметить, что данная точка зрения очень широко распространена среди физиологов. Например, такой точки зрения при­держивался И. П. Павлов.

 

3.Структура личности.

Из множества соци­альных ролей, установок, ценностных ориентации в структуру личности входят лишь некоторые психофизиологические функции, психические процессы и состояния. Вместе с тем в эту структуру могут войти и некоторые свойства индивида, многократно опосредованные социальными свойствами личности, но сами относящиеся к характеристикам организма человека (например, подвиж­ность или инертность нервной системы). Следовательно, структура личности включает структуру индивида в виде наиболее общих и акту­альных для жизни и поведения комплексов органических свойств. Известный отечественный психолог Платонов К.К.предложил следующую структуру личности:

биологически обусловленные особенности личности;

особенности ее отдельных психических процессов;

уровень ее под­готовленности (опыта личности);

социально обусловленные качества личности.

Известно, что личность изменяется как в процессе истории че­ловека, так и в процессе индивидуального развития. Человек рождается биологи­ческим существом, а личностью становится в процессе, онтогенеза путем усвоения общественно-исторического опыта человечества. Все четыре основные стороны личности тес­но связаны друг с другом. Однако доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной; личности — ее мировоззрением и направленностью, потребно­стями и интересами, идеалами и стремлениями, моральными и эстетическими ка­чествами.

 

III Контролирующий блок

Вопросы для самоконтроля.

1.Раскройте соотношение понятий «индивид», «личность» и «индивидуальность».

2. Что входит в структуру личности?

3. Раскройте проблему соотношения биологического и социального в личности.

IVЛитература

1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, 1968.

2.Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: МГУ, 2002

3 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер-Ком, 2004

4.Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов н/Д.: Феникс, 2001.Введение в практическую социальную психологию. М.: 1996.

5.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер Пресс, 1997

 

 

Тема 5. Психологическая структура личности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...