Воображение- отражение будущего, создание нового в форме образа на основе прошлого опыта.
Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Прежде, чем что- либо сделать, он заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей его практической деятельности. Важное значение в процессе воображения имеет вторая сигнальная система, слово. Слово служит источником появления образов воображения, является средством их удержания, закрепления, изменения. Воображение может быть: 1. Пассивным, которое подчинено внутренним неудовлетворенным, часто неосознаваемым желаниям и представляемых в фантазии человека осуществившимися, удовлетворенными (мнимое удовлетворение потребностей). Пассивное воображение делится на: А)произвольное (мечтательность, грезы) Б) непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидения ) 2.Активным, которое всегда направлено на решение творческой или личностной задачи и делится на А) воссоздающее (создание совершенно нового образа предмета в соответствии с воспринятой извне информацией в виде словесных сообщений, знаков, схем) Б ) антиципирующее (предвидение результатов своих действий, предвосхищение будущих событий). Чем моложе человек, тем ярче ориентация его воображения вперед в будущее. У пожилых и старых людей воображение ориентировано на события прошлого. В ) творческое ( создание новых образов, представляющих ценность для других людей и которые воплощаются в оригинальные продукты деятельности.) Мечта – вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего. Она не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.
Способы создания образов воображения: 1. Агглютинация – «склеивание», комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ (русалка, кентавр). 2. Акцентирование – выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе (карикатура, шарж). 3. Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смешение (гротеск в искусстве). 4. Схематизация- сглаживание отличий предметов и выделение черт сходства между ними (национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира). 5. Типизация- выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе (сказочные, литературные герои).
III Контролирующий блок Вопросы для самоконтроля. 1.Какие психические процессы Вы знаете? 2.Чем ощущение отличается от восприятия? 3.Какова роль воображения в жизнедеятельности человека? 4. В чем состоит взаимосвязь речи и мышления? 5. Как использовать основные характеристики памяти при работе с большим объемом информации? IVЛитература 1.Козубовский В.М. Общая психология: Конспект лекций.Мн., 2001 2.Лобанов А.П. Познание и самопознание личности. Витебск, 1997. 2.Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2000. 3.Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования. Сост. Е.И.рогов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 3.Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов н/Д.: Феникс, 2001.Введение в практическую социальную психологию. М.: 2002. 4.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д.: Феникс, 2004 Тема 3. Психические состояния I.Ожидаемые результаты образовательной деятельности студента результатом Вашей работы с предлагаемым учебным модулем должно стать:
Знания: - основные характеристики психических состояний; - принципы взаимодействия состояний; Умения - анализировать причины возникновения состояний; - прогнозировать возникновение специфических состояний (аффекта, фрустрации и т.д.); II Академический текст. План 1. Эмоциональные явления. 2. Воля как форма активности личности. Волевые качества личности. . 1.Эмоциональные явления. Наиболее мощная эмоциональная реакция – аффект – сильное, бурное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека. Собственно эмоции, в отличие от аффекта - более длительные состояния. Они – реакция не только на события совершившиеся, но и на вспоминаемые. Чувства – еще более устойчивые, чем эмоции, психические состояния. Они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам. Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называются - стеническими, вторые – астеническими. Стресс - состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно действовать в сложившейся ситуации. Фрустрация – эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели. Фрустрация – это невозможность удовлетворения потребности (хочется, но нельзя, невозможно достичь) Агрессия (враждебность)- наиболее распространенная реакция на фрустрацию- поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.Агрессия может быть ü прямая (ругаться, драться), косвенная (насмешка, критика), ü непосредственная (в текущее время) или отсроченная, ü м.б. направлена на другого или на себя самого, аутоагрессия (обвиняет себя, плачет, вплоть до самоубийства). Фрустрация и агрессия может возникать от социального сравнения («мне дали меньше, чем другим», «меня любят меньше, чем других»). Фрустрации способны накапливаться, усиливая и закрепляя агрессивность человека, либо формируя комплекс неполноценности (агрессия на себя самого) и, в конечном счете, агрессия выплескивается не на виновника фрустрации (т.к. он сильнее вас, он может вас фрустрировать), а тех, кто «послабее» (хотя они ни в чем не виноваты), либо на тех слабых, кого в данный момент назвали «врагом».
Для создания оптимального состояния нужны: 1. Правильная оценка значимости события 2. Достаточная информированность по данному вопросу 3. Полезно заранее подготовить отступные запасные стратегии – это снижает излишнее возбуждение, уменьшает страх получить не благоприятное решение. В случае поражения переоценить значимость ситуации по типу «не очень-то и хотелось» понижения значимости события помогает отойти на заранее подготовленные позиции и готовиться к новому штурму без значительных потерь здоровья. Не случайно, в глубокой древности, на Востоке, люди просили в своей молитве: «Господи, дай мне силы преодолеть то, что я не могу пережить, пережить то, что я не могу преодолеть, и дай мне мудрость отличить одно от другого». Когда человек находиться в состоянии сильного возбуждения, успокаивать его бесполезно, нужно помочь ему разрядить эмоцию, дать эму выговориться до конца. После этого его возбуждение снижается и появляется возможность успокоить и разъяснить ему что-либо. Чтобы быстрее нормализовать своё состояние после неприятностей, полезно дать себе усиленную физическую нагрузку и использовать методы релаксации. Важный способ снятия психического напряжения – это активизации чувства юмора, умение рассмеяться в трудной ситуации, т к. смех приводит к падению тревожности и релаксации мышц человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|