Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воображение- отражение будущего, создание нового в форме образа на основе прошлого опыта.




Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Прежде, чем что- либо сделать, он заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей его практической деятельности. Важное значение в процессе воображения имеет вторая сигнальная система, слово. Слово служит источником появления образов воображения, является средством их удержания, закрепления, изменения.

Воображение может быть:

1. Пассивным, которое подчинено внутренним неудовлетворенным, часто неосознаваемым желаниям и представляемых в фантазии человека осуществившимися, удовлетворенными (мнимое удовлетворение потребностей). Пассивное воображение делится на:

А)произвольное (мечтательность, грезы)

Б) непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидения )

2.Активным, которое всегда направлено на решение творческой или личностной задачи и делится на

А) воссоздающее (создание совершенно нового образа предмета в соответствии с воспринятой извне информацией в виде словесных сообщений, знаков, схем)

Б ) антиципирующее (предвидение результатов своих действий, предвосхищение будущих событий). Чем моложе человек, тем ярче ориентация его воображения вперед в будущее. У пожилых и старых людей воображение ориентировано на события прошлого.

В ) творческое ( создание новых образов, представляющих ценность для других людей и которые воплощаются в оригинальные продукты деятельности.)

Мечта – вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего. Она не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

 

Способы создания образов воображения:

1. Агглютинация – «склеивание», комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ (русалка, кентавр).

2. Акцентирование – выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе (карикатура, шарж).

3. Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смешение (гротеск в искусстве).

4. Схематизация- сглаживание отличий предметов и выделение черт сходства между ними (национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира).

5. Типизация- выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе (сказочные, литературные герои).

 

III Контролирующий блок

Вопросы для самоконтроля.

1.Какие психические процессы Вы знаете?

2.Чем ощущение отличается от восприятия?

3.Какова роль воображения в жизнедеятельности человека?

4. В чем состоит взаимосвязь речи и мышления?

5. Как использовать основные характеристики памяти при работе с большим объемом информации?

IVЛитература

1.Козубовский В.М. Общая психология: Конспект лекций.Мн., 2001

2.Лобанов А.П. Познание и самопознание личности. Витебск, 1997.

2.Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2000.

3.Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования. Сост. Е.И.рогов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

3.Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов н/Д.: Феникс, 2001.Введение в практическую социальную психологию. М.: 2002.

4.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д.: Феникс, 2004

Тема 3. Психические состояния

I.Ожидаемые результаты образовательной деятельности студента

результатом Вашей работы с предлагаемым учебным модулем должно стать:

Знания:

- основные характеристики психических состояний;

- принципы взаимодействия состояний;

Умения

- анализировать причины возникновения состояний;

- прогнозировать возникновение специфических состояний (аффекта, фрустрации и т.д.);

II Академический текст.

План

1. Эмоциональные явления.

2. Воля как форма активности личности. Волевые качества личности.

.

1.Эмоциональные явления.

Наиболее мощная эмоциональная реакция – аффект – сильное, бурное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека.

Собственно эмоции, в отличие от аффекта - более длительные состояния. Они – реакция не только на события совершившиеся, но и на вспоминаемые.

Чувства – еще более устойчивые, чем эмоции, психические состояния. Они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам.

Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.

Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называются - стеническими, вторые – астеническими.

Стресс - состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно действовать в сложившейся ситуации.

Фрустрация – эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели. Фрустрация – это невозможность удовлетворения потребности (хочется, но нельзя, невозможно достичь)

Агрессия (враждебность)- наиболее распространенная реакция на фрустрацию- поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.Агрессия может быть

ü прямая (ругаться, драться), косвенная (насмешка, критика),

ü непосредственная (в текущее время) или отсроченная,

ü м.б. направлена на другого или на себя самого, аутоагрессия (обвиняет себя, плачет, вплоть до самоубийства).

Фрустрация и агрессия может возникать от социального сравнения («мне дали меньше, чем другим», «меня любят меньше, чем других»). Фрустрации способны накапливаться, усиливая и закрепляя агрессивность человека, либо формируя комплекс неполноценности (агрессия на себя самого) и, в конечном счете, агрессия выплескивается не на виновника фрустрации (т.к. он сильнее вас, он может вас фрустрировать), а тех, кто «послабее» (хотя они ни в чем не виноваты), либо на тех слабых, кого в данный момент назвали «врагом».

Для создания оптимального состояния нужны:

1. Правильная оценка значимости события

2. Достаточная информированность по данному вопросу

3. Полезно заранее подготовить отступные запасные стратегии – это снижает излишнее возбуждение, уменьшает страх получить не благоприятное решение. В случае поражения переоценить значимость ситуации по типу «не очень-то и хотелось» понижения значимости события помогает отойти на заранее подготовленные позиции и готовиться к новому штурму без значительных потерь здоровья. Не случайно, в глубокой древности, на Востоке, люди просили в своей молитве: «Господи, дай мне силы преодолеть то, что я не могу пережить, пережить то, что я не могу преодолеть, и дай мне мудрость отличить одно от другого».

Когда человек находиться в состоянии сильного возбуждения, успокаивать его бесполезно, нужно помочь ему разрядить эмоцию, дать эму выговориться до конца. После этого его возбуждение снижается и появляется возможность успокоить и разъяснить ему что-либо. Чтобы быстрее нормализовать своё состояние после неприятностей, полезно дать себе усиленную физическую нагрузку и использовать методы релаксации. Важный способ снятия психического напряжения – это активизации чувства юмора, умение рассмеяться в трудной ситуации, т к. смех приводит к падению тревожности и релаксации мышц человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...