Поразили слепотою, от малого до большого, так что они
измучались, искав входа.» (Бытие,19,10-11), так что они не могут найти дверь. Это означает, что на определенной стадии искушения человек получает помощь. Он получает помощь с высшего уровня, которого он стремится достичь, и противоборствующие элементы получают, так сказать, неправильное направление или ослепляются. Это относится к определенной стадии в его внутренней жизни. Сперва дверь почти взламывается, но раз он принял идею о двух человеках, раз они внутри него, ему помогают, потому что в повествовании говорится: «Тогда мужи те простерли руки свои, и ввели Лота к себе в дом, и дверь заперли.» (Бытие,19,10) Другой пример того, что можно назвать типичными постоянными идеями в эзотерической психологии, - это употребление слова «улица». Люди, против которых Лот должен был бороться, «на улице». Они требуют, чтобы оба гостя вышли на улицу: «…выведи их к нам, мы познаем их.» (Бытие,19,5) Это последнее выражение содержит на древнееврейском языке сексуальный смысл - такие выражения как «он познает его», относятся, на буквальном уровне, к половому сношению. Но все союзы любого рода могут быть выражены в таких терминах. На языке образов, на языке эзотерической аллегории и притч, используются буквальные образы для передачи психологических смыслов. Суть в том, что люди на улице не должны иметь никакого союза с теми двумя частями, которые находятся внутри дома Лота. Идея о том, что Человек - это дом, содержащий много комнат - очень древний образ. Внутреннее строение человека сравнивается с домом, имеющим комнаты на различных уровнях. «Люди на улицах», в этом повествовании, символизируют внешние стороны Лота. Они символизируют те элементы в нем, которые имеют внешнее понимание, основанное на их внешнем мире, данном в ощущениях. Знание эзотерической психологии не может быть посеяно на этой стороне человека, потому что внешняя сторона противодействует развитию внутренней стороны человека. Человек должен осознать, что есть что-то еще, кроме того, что он видит в мире. Если он принимает все, как ему представляется происходящим, он будет чрезвычайно внешним и не будет иметь никакого внутреннего размышления. Эзотерическая психология начинает действовать тогда, когда человек постигает, что должно быть что-то еще, кроме того, что показывают ему его ощущения, иначе он будет всегда увлекаем вниз событиями жизни и не будет в состоянии образовать в себе ничего, что могло бы противостоять хаосу внешней жизни. Вот почему «людям на улице» нужно оказать сопротивление. С той же самой идеей мы встречаемся в притче о Сеятеле и семени:
«Вышел сеятель сеять семя свое; и когда он сеял, Иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные склевали его.» (Лука,8,5) Истина, знание этой дальнейшей эволюции человека, которое является предметом эзотерической психологии, не должно упасть «у дороги» в человеке. Оно не должно упасть на те части его, которые заняты только внешней жизнью. Самая внешняя сторона Человека - это та сторона его, которая имеет дело с миром, как он видит его, с его повседневными задачами, с влияниями внешнего на него. Эзотерическое знание должно упасть глубже. Оно должно коснуться внутренней стороны в человеке. И когда оно затронет более глубокую сторону, неизбежно начнется борьба между внутренним пониманием и внешним пониманием. Таким образом Лот должен бороться с «людьми на улице», потому что он достиг стадии, в которой может произойти что-то определенное, и он тотчас же оказывается в опасности потерять то внутреннее понимание, которое он имеет. В самом деле, его внутреннее понимание находится в большой опасности, что его осквернит его внешнее понимание. Когда его два гостя приходят к нему:
«…они сказали: нет, мы ночуем на улице. Он же сильно Упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение…» (Бытие,19,2-3) Это означало, что он мог понять разницу между тем, что просто от жизни и что относится к эзотерическому знанию. Он понял, что для него возможно развитие, что он должен настаивать на реальности его. Он должен был утвердить это, и поэтому он сильно уговаривал их войти в его дом и они согласились. Когда они уже внутри дома, они дают ему возможность оказывать сопротивление тем, которые находятся «на улице». То есть они дали ему возможность сопротивляться всем его сомнениям, всем тем сторонам, которые никогда не могли понимать. Но Лот находится в таком состоянии, в котором он не может оторваться от себя и все еще хочет договориться. Он недостаточно силен, чтобы отделить себя от своих двух «дочерей» людям «на улице»: «Вот, у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно; только людям сим не делайте ничего…» (Бытие,19,8) Вы должны понимать, конечно, что это - не буквально. Это означает, что он хотел придти к компромиссу. Он знал, что эзотерическую истину нельзя осквернять, и он оберегает ее, но у него нет силы, чтобы положиться на нее полностью. «Дочери» символизируют две точки контакта в нем, относящиеся скорее к стороне чувства, чем к стороне знания. Он не предлагает своих двух дочерей двум гостям, а предлагает «людям на улице», хотя они - его дочери и таким образом интимные стороны его самого в области чувства. Позже эти две дочери имеют сношения с ним и производят новую его сторону. Оба гостя настаивают, чтобы он оставил Содом, что означает его настоящее состояние. Они побуждают его уйти быстро, но Лот медлит. «Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: Встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, Чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. И как он медлил, то мужи те, по милости к нему Господней, Взяли за руку его, и жену его, и двух дочерей его, и вывели его, и поставили вне города.» (Бытие,19,15-16)
После этого город разрушается. Все те элементы, которые бесполезны для этой возможной трансформации человека, разрушаются. Лишь позднее упоминается о том, что люди «на улице» ослепляются и не в состоянии найти дверь. Но психологическая история описывает человека, который не может полностью взглянуть в лицо всем тем внутренним изменениям, которые необходимы для трансформации. Это - история о человеке, который достиг определенного уровня и поднимается вверх из одной стороны и удерживается внизу с другой стороны. Он все еще хочет придти к компромиссу с людьми «на улице», и та сторона его, которая символизируется его женой, что означает какую-то интимную привязанность, еще хочет вернуться. Ангелы говорят ему, что он должен бежать на гору - то есть на более высокий уровень себя, - но он не может сделать этого. Ангелы в нем - высшее понимание - говорят ему: «…спасай душу свою…» (Бытие,19,17) Это не физическая жизнь, не психологическая жизнь. И они добавляют: «…не оглядывайся назад, и нигде не останавливайся
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|