Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Умилосердившись прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их,




и они пошли за Ним.» (Матфей,20,30-34)

Как притча о винограднике, так и поучение, данное в ответ на просьбу матери двух учеников, показывают, что человек слеп в природе Царства Небесного; человек не может понять, что это такое. Мать сыновей Зеведеевых считает, что оно похоже на земное царство, со своей пышностью и гордостью положением. И работники в винограднике не могут понять его. Оно кажется им несправедливым. С ними, со всеми, обращаются одинаково. Те, которые пришли работать последними, получают то же самое вознаграждение, что и те, которые пришли первыми. Всякое различие, которое делается естественным человеческим умом в отношении справедливости, устраняется одним мановением. Фактически, оно называется злом.

«…или глаз твой завистлив ( зол ) от того, что я добр?» (Матфей,20,15) -

спрашивает хозяин виноградника первых пришедших, которые жалуются ему, и Христос добавляет:

«Так будут последние первыми, и первые последними…» (Матфей,20,16)

как если бы это было непременное состояние вещей, осознание чего должно произойти в человеческом уме, заменить его обычные восприятия. Эта притча - о наших обычных способах мышления, наших умственных представлениях, в то время как сравнение, сделанное в связи с просьбой матери сыновей Зеведеевых, связано с тщеславной стороной человека, вскормленной матерью, с его самоэмоциями, с его желанием превосходить других и удовлетворять желания баловня своей матери. Умственно человек ослеп, и эмоционально человек слеп к идее «Царства Небесного».

 
 

 


Сведенборг в своей потрясающей интерпретации первых книг Ветхого Завета, основывает их значимость на необходимости преодоления психологически материального в человеке - то есть всего того, что передается человеку через женщину при рождении, - и рассматривает их как эзотерический документ о внутреннем развитии высочайшего человека, Христа. Как это ни странно, это не понимается, возможно, даже теми, которые следуют Его учению.

Предположим, два слепых человека, толпа, крик и Христос, проходящий и останавливающийся, - символизируют человека на определенной стадии эволюции. Разве можно внутреннее состояние человека представить проще, чем с помощью визуального описания и аллегории, точно так же, как политическая ситуация уясняется с одного взгляда на карикатуру? Какое значение имел бы один только факт исцеления, когда имеется так много упоминаний об исцелении слепых? Это описание следует за двумя иллюстрациями недостатков в человеческой натуре, один из которых очень трудно понять теоретически, а другой легче понять, хотя чрезвычайно трудно подойти к нему практически. Оба эти недостатка связаны с человеческой идеей быть первым. Оба связаны с другой идеей - понятия о том, что первый становится последним и хозяин становится слугой. Это не может быть просто сентиментальным по смыслу. Если в направлении человеческого развития, называемого «Царством Небесным», так трудно понять хотя бы то, что требуются всяческие аналогии, чтобы определить его, - то все практические учения, то есть методы, будут также очень трудны для понимания.

Эволюция должна войти в новое состояние бытия, в состояние, которое выше. Эволюция человека - это развертывание, разворачивание человека, точно так же, как эволюция семени или яйца - это разворачивание дерева или птицы, развертывание полного существа. Бытие семени отлично от бытия дерева, и бытие яйца отлично от бытия птицы. Их судьбы или использование также различны. На протяжении всего Ветхого Завета человек сравнивается с семенем. Иначе не могло быть никакого учения об эволюции, никакой реальной устойчивости, фундаментальной идеи о человеке - и таким образом никакой реальной вечной психологии человека за пределами всех временных образов и представлений. Человек происходит из семени, и человек также сам - новое семя. То есть человек - каким он является от рождения и в результате естественного роста, - есть не полный человек, неразвитый человек, будучи сам семенем, потенциальным семенем себя, имеющим все необходимые физиологические и также психологические функции мышления, чувства, проникновения, сознания и т.д., которые могут осуществить его собственное разворачивание в развитого человека или полного человека. Вся реальная психология - вся истинная наука о душе - говорит об этом новом семени, самом человеке. Если мы представляем себе этот прогресс, мы можем понять, что он не во времени, а в каком-то другом направлении. Что это значит? Притча о работниках в винограднике кажется базируется на аргументе из времени. Некоторые работали дольше, чем другие. Является ли, значит, один из тех слепых людей, который кричит (и дерется с толпой в себе), стороной человека, приближающейся к новому пониманию жизни и видящей более высокий диапазон в себе, которая начинает с понимания того, что время - это то, что мешает ему? Течение времени не есть эволюция. Не количество усилия, а качество его характеризует развитие. Время - это не прогресс, а продолжительность времени сама по себе - ничто. Эволюция, развитие - это более высокая или более глубокая форма вещи. Это - движение по направлению к чему-то, что выше, чем вещь, не к чему-то, что будет завтра. Это - движение по направлению к тому, что более внутренне, к тому, что является более глубоким переживанием, к большей цельности и чистоте, видения к качеству, а не просто к количеству.


ПРИТЧА О СЕЯТЕЛЕ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

В Молитве Господней нам велено говорить:

«…да будет воля Твоя и на земле, как на небе…» (Матфей,6,10)

Земля, психологически означает ту часть человека, которая построена в нем ощущениями. Это есть «земля» в нем психологически. Человек управляется тем, что он видит. Воля Небес не совершается в этой «земле» в нем. Он должен научиться понимать помимо ощущений.

Во всем, что следует, нужно помнить одно - именно, отношение Человека к эзотерическому учению, которое сеется с более высокого уровня в человечестве. Категории Человека, описанные на последующих страницах, относятся к категориям людей в их отношении к эзотерическим идеям - тех, которые могут понять их, и тех, которые понимают их неправильно, и тех, которые действительно понимают их, и следуют им.

Человек создан как саморазвивающийся организм, как семя, которое может расти вверх по вертикальной шкале бытия; и из высшего уровня, который создает человека, входит все эзотерическое учение - то есть вечное учение о Человеке, и его возможной внутренней эволюции, и о средствах, которыми это может быть достигнуто.

Когда человек понимает все буквально, это означает, что он использует один уровень мышления - низший или самый внешний уровень. На этом уровне внешний мир встречается с его ощущениями, и его мышление помещается там. Его глаза видят объекты, освещенные физическим светом солнца, и его ум создает идеи из этих объектов - из всего, что он видит, слышит и осязает вокруг себя. Его идеи таким образом извлекаются из видимых, ощутимых предметов. Он думает из этих идей, ибо каждый думает и может думать только из тех идей, которыми обладает. Таким образом, обычно все идеи человеческого ума основаны на вещах в мире, то есть ум отличает по образу вещей, обнаруживаемых ощущениями. Это - буквальный ум. Этот уровень ума не может оторваться от вещей. Только вещи и идеи, полученные из вещей, реальны для него. Уберите из него идеи, полученные из мира вещей, и его мышление будет уничтожено. Или дайте этому уровню ума идею, что, скажем, время - это измерение, в котором простираются прошлое и будущее, и он (ум) ничего не поймет, потому что он может мыслить только из того, что он видит.

Этот низший уровень ума, который думает естественно, из внешнего, есть первый ум, который формируется в нас. И он имеет величайшее значение, потому что он связывает нас с внешней жизнью. Но этот уровень ума должен быть использован для того, для чего он предназначен быть использованным. Им не следует пользоваться для идей, которые не происходят из внешнего. Имеются другие уровни ума, не открываемые внешними ощущениями, и к этим уровням относятся другие идеи и способы мышления. Давайте возьмем самый простой возможный пример того, что означает думать из ощущений - то есть естественно, буквально, или из внешнего - и что значит думать из несколько более высокого уровня ума. Из внешнего, то есть в соответствии со свидетельством наших ощущений, солнце поднимается на востоке и садится на западе. Человек, думающий естественно, поклянется, что это так. Однако, если мыслить из несколько более высокого уровня и, таким образом против внешнего, это неверно. Земля вращается и создает кажущееся впечатление, что солнце встает и садится. Но никто не увидит, как Земля вращается. Вместо этого мы видим, что явно вращается небо, и поэтому, естественно, мы думаем, что оно оборачивается вокруг Земли каждые двадцать четыре часа. Это - естественное или механическое мышление, основанное на том, что показывают ощущения, - то есть на внешнем: оно относится к буквальному уму, который думает в терминах вещей и идей, полученных из них.

Так вот, очень важно, чтобы человек научился различать разные категории идей. Он должен в конце концов прийти к знанию того, что значит «думать различными категориями» (Успенский, «Новая модель вселенной»). Человек не может развиваться внутренне в себе по-другому. Если он не узнает, что идеи относятся к различным категориям, он смешает идеи, относящиеся к различным школам, и они столкнутся и будут казаться противоречивыми. Имеются различные виды идей. Идеи бывают различных уровней, а уровни нельзя смешивать. Сама идея уровней заключается в том, что вещи различны, не могут быть смешаны и должны держать отдельно. Все эзотерические идеи находятся на уровне выше уровня ума, который думает естественно, в соответствии с внешностью вещей. Понимать эти идеи на самом механичном, буквальном уровне ума невозможно. Однако в то же самое время они должны в некоторой степени попадать сперва на этот уровень, ибо никто не может думать по-новому, если он не начнет из того, что он уже знает и понимает.

Существует много проблем относительно учения эзотеризма. Эзотерические идеи лежат далеко за пределами естественных идей. Однако должна быть установлена какая-то связь. Это - одна из проблем эзотеризма, именно найти, как возможно передать идеи более высокой категории, принадлежащие к более высокому уровню ума, тем людям, которые думают естественно, буквально, из ощущений, из вещей, как они представляются. В Евангелиях был создан соединительный мост с помощью притч.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

 

Притча - это средство связи между более низким и более высокими смыслами. Но необходимо более внимательно посмотреть, на чем притчи основаны и на причину их существования. В древнем учении Человек рассматривается как звено между более высоким и более низким мирами, между «небом» и «землей». Человек живет физически на земле при свете солнца, но психологически он живет при свете, получаемом его уровнем понимания, что есть свет «неба» - гораздо более удивительный свет. По мере того, как человек растет в понимании, он все больше стоит в этом свете, и можно сказать, что только через получение какой-то частицы этого света человек вообще может думать. Существует язык, который когда-то был известен, который соединяет Человека на уровне Земли с Человеком на уровне Неба. Именно на этом языке излагаются притчи. Это - особый язык, говорящий в терминах земных объектов, о смыслах, которые эти земные объекты символизируют на более высоком уровне. На этом языке все на земле символизирует что-нибудь, относящееся к пониманию. Предметы символизируют идеи. Все физические вещи имеют определенные психологические смыслы - не произвольные субъективные смыслы, придуманные Человеком, а объективные смыслы, то есть смыслы, совершенно не связанные на земле; имеющие истинную, реальную объективную значимость, потому что они символизируют что-то на более высоком уровне, что могут постичь только понимающие. Если бы человек был полностью пробудившимся, он видел бы объективный смысл всего вокруг себя. Было бы достаточно, если бы он был полностью пробудившимся - в эмоциональном центре - то есть если бы он был сознательным в Высшем Эмоциональном центре. Высший Эмоциональный центр - это мир сверх нас. Язык Высшего Эмоционального центра - это язык притч. Это язык вид е ния. Это, например, язык, на котором написана Книга Откровения. В этой странной книге язык отлит в образах ощущений. Мы читаем о лошадях, трубах, мечах, звездах, солнце, луне, царях, войнах, морях, и т.д., и думаем, что это означает буквально именно эти вещи. Ее (книги) смысл заключается в том, что эти земные предметы символизируют на этом утраченном языке, который еще существует в нас.

Этот язык когда-то знали и понимали, и намеренно использовали в мифах, легендах, притчах и другими способами. Эмоциональный центр был когда-то пробужденным в Человеке. Он тогда ходил и говорил с Богом. Он назвал все сотворенное. То есть, он знал, что каждый предмет символизирует.

«Господь Бог образовал из земли всех животных полевых

и всех птиц небесных, и привел (их) к человеку, чтобы видеть,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...