Как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев,
и этого ли не знаешь?» (Иоанн,3,2-10) Есть что-то странное в последовательности этих слов, в особенности в начале. Что имеет в виду Никодим, и что имеет в виду Христос? Никодим не задал никакого вопроса, однако говорится, что Христос отвечает ему. Что Он отвечает? На первый взгляд не очевидно, что в предварительных словах, которые вложены в уста Никодима, что-нибудь требует ответа. В этом изложении предполагаемого разговора ночью между фарисеем и Христом показано, как Никодим говорит серьезно и безо всякого намерения льстить, что он видел чудеса, творимые Христом, и поэтому он убежден, что Христос - Учитель, пришедший от Бога. «мы знаем, что Ты - Учитель, пришедший от Бога, ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.» (Иоанн,3,2) Это кажется разумным утверждением, не требующим ответа, и утверждением, которое ведет к какому-нибудь вопросу, как признанию, или просьбе совета. Но описано, что именно в этот момент Христос прерывает его ответом. По какой причине был он прерван, и что имелось в предварительных словах Никодима, на что было необходимо ответить? Можно предположить, что Христос согласился бы с Никодимом и сказал бы ему, совершенно недвусмысленно, что он полностью прав в своем заключении и что чудеса являются убедительным свидетельством того, что Он - Учитель, пришедший от Бога. Но вместо этого Христос говорит нечто, что кажется не относящимся к словам Никодима, и именно этот на вид не соответствующий и не просимый ответ придает отрывку какое-то странное качество, как будто бы он не в фокусе, как будто бы два совершенно разные смысла силой поставлены вместе. И именно в этом и заключается значимость этого отрывка. Точка зрения Никодима и точка зрения Христа приведены к открытому столкновению в самом начале в двух кратко сформулированных положениях, для того чтобы показать необычайную разницу между ними и, подобно всему остальному в Евангелиях, этот отрывок имеет характер испытания понимания всякого читающего его. В двух первых строфах разговора слова идут друг за другом гладко, но смыслы, заложенные в них, противоположны, и это становится яснее далее в остальном отрывке, где показано, что Никодим ничего не понимает из того, о чем говорит Христос.
Какова точка зрения Никодима? Это - точка зрения, которая имеет свое происхождение в ощущениях. Никодим начинает с того, что он видел своими физическими глазами, и следует полагать, что он хочет построить свою веру в учение Христа из этого отправного пункта. Он видел сотворенные чудеса и знамения, и это свидетельство ощущений определяет его веру в Христа. Он исходит не из чего-нибудь, что он видел внутренне, а из того, что он видел внешне. Христос поправляет его. Никодим еще не задал ни одного вопроса, но он начал говорить определенным совершенно неправильным образом: и именно это отмечает Христос. Христос не говорит прямо, что у Никодима совершенно неправильный подход, но Его ответ подразумевает это. Он не говорит действительно Никодиму, что бесполезно начинать с видимых доказательств Бога, но подразумевает, что вся проблема - это проблема, которая касается человека. Он говорит: «…истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.» (Иоанн,3,3) То есть Христос говорит Никодиму, что только новый человек, человек другого рода, может знать что-то о Боге. Но Никодим в поисках внешних обстоятельств проявлений Бога и под впечатлением чудес не может принять то, что имеется в виду. Он думает, что все дело в том, чтобы найти видимое постороннее свидетельство того, что «Бог» существует или проявляется в том или ином человеке. И он хочет совершенно серьезно исходить из такого видимого и, следовательно, внешнего свидетельства. Поэтому, увидев чудеса, он решил, что Христос - по меньшей мере замечательная личность и фактически божественный человек.
Все естественно имеют тенденцию думать так же и исходить из этой отправной точки и рассматривать свидетельство видимого как конечное доказательство, потому что ум сперва развивается путем контакта с объектом ощущений и поэтому основан естественно на видимом мире. Вера Никодима исходит из чувственного и таким образом из того, что вовне, и Христос показывает здесь, что верить из внешнего невозможно. Все, что от ощущений и может быть проверено ими, не является правильной исходной точкой. Если Человек способен претерпеть внутреннее развитие, индивидуальную трансформацию, здесь терминологически называемое рождением вновь, из того, что подразумевает Христос, ясно, что оно не может начаться из свидетельства видимого и поэтому не может иметь исходной точки в жизни. Поэтому все, что мы можем вообразить в смысле рождения вновь, очевидно, что мы можем уже понять одно - что оно может начаться с чего-то внутреннего, чего-то видимого внутри человека, чего-то понятного и осознанного внутренне, и не может начаться из поклонения чему-нибудь вне человека или из любого убеждения, достигнутого посредством внешних свидетельств - таких, как чудеса, или чего-нибудь, относящегося к внешней жизни, или, короче говоря, чего-нибудь, приходящего извне через каналы пяти внешних чувств. ЧАСТЬ ВТОРАЯ
«Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|