Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы




опечалились к покаянию…» (2-е Коринф.,7,8-9)

[канонический православный перевод]

В этом отрывке слово метанойя встречается только раз - в выражении «в раскаяние» (эйс метанойя), и отрывок просто показывает, как неточно слово раскаяние. Когда Павел говорит «я не раскаиваюсь…», он употребляет совершенно другое слово ________1 (эквивалентное латинскому _______2), которое является именно тем словом, к которому восходит наше обычное слово раскаяние. Тем не менее, эти греческие слова совершенно различных смыслов переводятся одним и тем же словом на английском.

Не сожаление и не раскаяние в обычном смысле осуществляет изменение ума. Человек может сожалеть, но не до такой степени, чтобы произошла метанойя. Однако имеется особый вид страдания, который ведет к метанойе, и именно об этом страдании говорит Павел, когда он противопоставляет его обычному страданию жизни:

«Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению,

а печаль мирская производит смерть.» (2-е Коринф.,7,10)

«Ваша печаль перешла в раскаяние» - именно это правильное страдание коринфян привело их к раскаянию. Декан3 Стенли, один из немногих английских комментаторов, понимающих смысл метанойи, замечает: «Отрывок показывает, как неточно наше слово ’’раскаяние’’. Вы были огорчены так, что изменили ваш ум, или ваше раскаяние было таковым, что вызвало революцию ума

И именно это имеется в виду; а в гораздо более глубоком смысле - это то, что означает вся жизнь: привести человека к той точке, где, вместо того, чтобы говорить слепо себе «это не может быть правдой», он претерпевает пробуждение, мгновенное ощущение нереальности того, что происходит в мире и нереальности его в связи с собой. Это есть метанойя; это есть начало трансформации ума.

Весь смысл замечания Христа ученикам об убийстве галлилеян и несчастном случае в Силоаме заключается в идее, что смысл фразы:

«…да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Матфей,6,10)

не может быть понят без понимания слова метанойя или изменения ума. Однако мы можем считать, что мы знаем, что имеется ввиду, тем не менее мы не понимаем этого на нашем нынешнем уровне мышления. И если человек не отделит в себе мир, как он его видит, со всеми его событиями, от его идеи высшего смысла своего собственного существования в видимой жизни, он остается в состоянии, в котором метанойя или изменение ума, невозможна. Раскаяние, то есть новое отношение, совершенно другой способ мышления, может начаться только тогда, когда люди осознают, что воля Божия не вершится на земле. Люди часто говорят, когда они слышат о несчастьях, случившихся с другими: «Так им и надо». И у каждого есть эта точка зрения в какой-то степени, хотя они могут и не соглашаться с этим. Все, в особенности те, которые чувствуют себя нравственными и которые понимают религию исключительно как мораль, имеют эту точку зрения. Эта внешняя точка зрения религии, в которой жизнь рассматривается как место наказания или вознаграждения, основана на идее, что воля Божия вершится на земле, и все видели, как с людьми обращаются с этой точки зрения. (Я в особенности помню один случай, когда один очень нравственный человек, который был миссионером и врачом, лечил одну девушку, болевшую сифилисом, именно таким образом: как если бы она была наказана Богом за свои грехи, и поэтому с ней следует обращаться как с чем-то низким, и в этом конкретном случае она не заслуживала того, чтобы получить анестезию во время очень болезненной местной операции). Разве не факт, что большая часть дикой жесткости, пыток, страдания и зла, которыми отмечена история религии, основана на коренной ошибке, что воля Божия вершится на земле, и поэтому на воображении, что человек знает, какова воля Божья? Поэтому крайне важно попытаться понять, что Христос говорил своим ученикам в связи с убитыми галлилеянами и людьми, убитыми в Силоаме. Эти события ничего не имели общего с волей Божьей, и учениками было предложено посмотреть на них с новой точки зрения; и это влекло за собой не раскаяние - ибо почему бы ученикам нужно было раскаиваться, в обычном смысле, в отношении галлилеян и силоамцев, - а изменение ума. И это изменение ума означает, что человек больше не должен думать, что люди на земле караются за свои грехи, или что те, которые не соглашаются с их собственными взглядами на мораль или идеями правильных религиозных принципов, - грешники, а если с ними случаются несчастья, они определенно караются Богом за то, что они такие скверные люди. Это - Христос говорит очень ясно - совершенно неправильное отношение к жизни. Как религиозные, так и нерелигиозные люди часто считают, что те, кто не соглашается с ними, в отношении политических идей, или моральных, или научных, или социальных идей, независимо от религиозных идей, являются дурными, и они занимают по отношению к ним позицию высокомерия или превосходства и даже считают, что их нужно наказать или уничтожить. Их убеждение из жизни и покоится на жизни - то есть это внешний, а не внутренний вопрос внутри них. И если от этой точки зрения человек не полностью отказывается, не может иметь место начало его внутренней эволюции. Ибо безразлично, судит ли человек других, исходя из своей религии, или своих политических взглядов, или как-либо еще. Дело в том, что все, что относится к жизни, все, что относится к внешнему миру, который мы воспринимаем через свои жалкие ощущения, - это не место, из которого может начать человек - человек, желающий претерпеть эту трансформацию, которой Христос учит сначала как метанойе, а затем как рождению вновь. Мы должны говорить о рождении вновь позже, но следует заметить, что метанойя или изменение мышления есть первая стадия. И первым примером этого изменения является - перестать воображать, что воля Божья вершится на Земле. Таким образом, фраза в Молитве Господней:

«…да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Матфей,6,10)

когда она взята в связи с тем, что Христос сказал своим ученикам, когда они явно придерживались точки зрения, что галлилеяне и силоамцы были наказаны за свои грехи тем, что случилось с ними, и ясно - они были на том уровне мышления, из которого они думали, что воля Божья в самом деле вершится на земле и что все то, что случается на земле, есть результат воли Божьей, - эта фраза в Молитве Господней означает нечто неоценимой важности. В действительности Христос говорит:

«Если вы не измените свой ум, вы все погибнете точно таким же образом»

Это - первый ясный пример того, чему учил Христос о смысле чрезвычайно трудного слова метанойя.

Крайняя скудность человеческого понимания, - которая заставляет человека считать, что если другой человек - не его религии (убеждения), и он переживает трудности, то так ему и надо, - основывается на идее, что внешняя жизнь и зло мира есть знак смысла. И скудность означает отсутствие достаточного смысла. Однако мы понимаем высший символ смысла - именно, в конечном счете, Бога, - и, в самом ли деле веруем мы в Бога или нет, каждый действует лично из того, что он считает своим смыслом. Ибо без смысла никто не может существовать. Бессмысленное существование не может быть ничем поддерживаемо. Таким образом ясно, что все живут своим собственным смыслом, чем бы он ни был, и поэтому видят в жизни то, что относится к их собственному смыслу. Но Христос говорит, что усматривать смысл в жизни - в плане высочайшего смысла или Бога, действующего в жизни, - совершенно неправильно. Высочайший смысл существует независимо от событий, который происходят в жизни, и если человек не может изменить свой ум, он разделяет общую судьбу с хорошими и плохими в жизни. Он не начал находить правильной исходной основы. То есть если мы все веруем в Бога, как в источник смысла, и мы верим, что наше личное существование имеет общий смысл, и мы ищем этот особый смысл во внешней жизни, усматривая в вознаграждении и наказании в жизни высочайший смысл, мы исходим из неправильной основы. Таким образом следует, что странное слово метанойя имеет такое значение.

Человек должен исходить не из внешнего мира. Если он исходит из внешнего мира, как все делают, - он не способен еще ни к какому дальнейшему изменению, ни к какой дальнейшей эволюции. Усматривать смысл во внешней жизни, брать тот смысл, который человек находит во внешней жизни, и судить из него в соответствии со своим воспитанием - все это противоположно метанойе. Именно об этом обычном взгляде на жизнь говорит Христос своим ученикам, когда он подчеркивает, как необходима метанойя - то есть изменение ума. Но дело в том, что никакой отдельный индивидуум не свободен от этого взгляда на вещи. Фактически, каждый отдельный индивидуум поддерживает свое собственное уважение к себе и самовосхищение из своих внешних верований, из фундамента, образованного в нем во время его детства, из чувства, что он лучше других, независимо от того, занимает ли он более низкое или более высокое положение в жизни. И все думают, вследствие религиозности или по другим причинам, что внешний мир есть театр морального действия, в котором мы должны доказать презрением, насилием или преследованием, что мы всегда правы. Таким образом все видят конечный смысл - и это есть «Бог» - во внешней жизни и поступают соответственно. Нравственные люди поступают так, политики - эдак и т.д. Чрезвычайно трудно отделиться от этого взгляда на вещи. Но начать делать это - значит начать практиковать изменение ума или метанойю. Все судят жизнь, даже не ведая, что они делают это, в соответствии со своими моральными убеждениями, совестью, принципами и т.д., а все это основано на взгляде, что внешняя жизнь есть источник всего. Но Христос говорит, что ничего нельзя получить таким образом из жизни, какой мы ее видим. То, что случается во внешней жизни, ничего не объясняет. Но люди думают, что все это заложено в самой жизни; и они не видят, что, что бы они ни делали, жизнь остается всегда одной и той же, и они не могут постичь, что жизнь, по самой своей природе, есть нечто, что может привести к метанойе - высшей цели. Это - не место, где «вершится воля Божья», а отсюда - молитва:

«…да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Матфей,6,10)

И если человек не понимает, что означает эта фраза и не начинает видеть всего, что из нее следует, он не понимает, что он говорит, когда он повторяет Молитву Господню. И не только эта фраза, но каждая фраза должна быть понята в Молитве Господней, так чтобы человек, творя Молитву Господню, находился бы в высочайшем состоянии сознания, понимая смысл каждого слова и фразы, чтобы сделать ее спасительной, то есть сделать ее молитвой в реальном смысле молитвы. Это было бы метанойей в самом полном смысле слова.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

 

Какова природа мира и каков смысл нашего существования в нем, с точки зрения Нового Завета? Павел говорит:

«…тварь покорилась суете не добровольно, но по воле

покорившего ее…» (Римлянам,8,20)

Павел говорит о состоянии вещей на земле. Эта идея, выраженная таким образом, представляется очень странной и пугающей. Он учит, что жизнь на земле не для блага человека и не направляется добром, и что все на земле просто случается. Павел не говорит, что вещи на этой земле правильны, или преднамеренны, или управляются верховным Богом. Наоборот, он говорит совершенно ясно, что вещи на этой земле

«покорились суете»,

не потому, что желают этого,

«но по воле покорившего».

Это подразумевает власть, которая по отношению к тварному на этой маленькой земле, враждебна человеку. Если мы полагаем, что все, что имеет власть над тварным на земле, должно быть названо именем Бога и, если в то же самое мы верим, что Бог есть единый и также все Добро, - это утверждение Павла непостижимо. Если высший Бог правит непосредственно всеми феноменально созданными мирами и Его воля достигает их непосредственно, - как можно сказать, что тварь «покорилась суете» против своей воли? Если Павел проповедует идею Добра, основную концепцию высшей и доброй силы, воздействующей на все живые существа, как может он сделать такое странное заявление? Человек, - говорит он, - как часть тварного, силой подвержен суете против своей воли. Как же возможно придерживаться взгляда, что Бог есть Добро? Несомненно, глядя на жизнь и ее события и веря, что чрезвычайно добрый Бог направляет все, невозможно объяснить хотя бы малую частицу событий, которые происходят на земле. Но Павел не говорит, что сила, действующая на этой тварной земле, со всеми ее существами, есть добро. В действительности он говорит о «Боге этого мира»:

«…неверующих, у которых бог века сего ослепил умы…» (2-е Коринф.,4,4)

Человек, как часть тварного, был подвержен суете и находится под какой-то властью, под каким-то влиянием, каким-то добром, которое действует против его воли, против того, что он хочет. Тварь была подвержена суете не по своей собственной воле.

По чьей воле?

«по воле покорившего ее…» (Римлянам,8,20)

Павел не называет его Богом. Какое объяснение дает Павел? Тварь была подвержена суете; это означает ошибочность, бесполезность, бессмысленность, или по-латыни - расстройство, тщету. Павел добавляет, в надежде, что она могла бежать от рабства (уз) в свободу.

«…в свободу славы детей Божиих» (Римлянам,8,21)

Мы сами - говорит он - все в этом положении. Он продолжает:

«…вся тварь совокупно стенает и мучится доныне, и не только она, но

и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления…

нашего.» (Римлянам,8,22-23)

как бы заключенные в тесной темнице, «ожидая усыновления … нашего» - в качестве Сыновей Бога.

Бесполезное страдание твари, мира, признается. Не делается никакой попытки скрыть это или сказать, что это - лучший из миров. Все это страдание, вся эта боль, все это горе, вся эта смерть, разрушение и бессмысленность не объясняются в терминах самого себя. Жизнь не объяснима как таковая. Она, как таковая, не может быть понята. За ее внешней видимостью скрыта другая идея - идея, не полученная из заключений, которые мы можем сделать из того, что мы видим, а идея, которая не доказуема ощущениями.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

 

Если мы хотим понимать терминологический смысл учения в Евангелиях, необходимо отбросить всякие сентиментальные взгляды на его смысл. Внутренний смысл учения Христа не сентиментален. Оно ничего не имеет общего с утешением слабых и бесполезных людей или с поощрением рабской морали. Сентиментальные вольности, которые позволяет себе литература, искусство и поэзия, выросшие вокруг учения Христа, есть просто пример полного непонимания того, что означало это великое и безжалостное учение.

Учение Христа говорит о возможной индивидуальной эволюции в человеке.

Если мы попытаемся найти первое терминологическое слово - или, скорее, говоря терминологически, первую стадию, которую необходимо достичь человеку, прежде чем станет возможным что-нибудь дальнейшее в его развитии, то оно лежит именно, как мы видели, в трудном слове метанойя. Иоанн Креститель, провозвестник нового послания, изображен учащим раскаянию - то есть метанойе или изменению ума, или трансформации мышления. Если человек не начнет думать совершенно по новому, он не может вступить во все то, что идет далее в учении Христа. Все в Евангелиях зависит от этого, и никто не может понять, на что указывает все учение, которое облачено в такие трудные притчи и парадоксы, если не постигнут этот исходный пункт.

Христос, говоря об одном смысле этого слова своим ученикам, учил дальнейшей стадии, называемой терминологически рождением вновь, следующей за изменением ума. Но оба учили еще одной идее. Иоанн пришел проповедовать метанойю и «Царство Небесное», а Христос, говоря с Никодимом, учил рождению вновь и «Царству Небесному».

Мы должны понять, что метанойя - изменение ума - невозможна, если непонятна другая идея - идея «Царства Небесного». Эту идею невозможно понять, если не осознана концепция индивидуальной эволюции человек - то есть, что все на этой планете способны к определенному росту и индивидуальному развитию, и что это есть их истинное предназначение и их глубочайший смысл, и начинается с метанойи. Но изменение ума бесполезно, невозможно, неосуществимо, кроме как в свете этой другой идеи, которая делает изменение ума возможным и дает ему его смысл и его завершение. Если жизнь на этой земле есть все, тогда метанойя невозможна. И эта другая идея делает всю придуманную человеком психологию неважной и произвольной. Ибо если человек рождается на земле как индивидуум, способный претерпеть трансформацию, потенциально заложенную в нем, сравнимую с трансформацией личинки в крылатое насекомое, потенциальная возможность чего заложена в личинке, - значит может существовать и действительно существует истинная и подлинная психология человека - психология трансформации себя. Но если нет, все психологические системы - это всего лишь преходящая мода и выдумка. Таким образом, если мы хотим начать понимать, о чем говорят Евангелия, следует понять, что они - о возможном внутреннем развитии или трансформации человека и это начинается с метанойи, как своей отправной точки. И как мы видели, эта метанойя начинается с понимания, что Божья воля не вершится на земле, что означает другими словами, что человек перестает находить свой высший смысл во внешних событиях жизни и во всем, что он претерпел в жизни. Где же он находит его? Он находит его в идее, которая независима от внешней жизни и называется «Царствием Небесным». Поэтому неудивительно, что после того, как Христос объяснил своим ученикам, что бесполезно увидеть, что Божья воля вершится на земле, в жизненных несчастных случаях и катастрофах, и говорит им, что главное - изменение ума, в их отношении и мышлении, - Он сразу же говорит далее о «Царствии Небесном» с помощью притчи. Он только что сказал, что убитые в Силоаме были не большими грешниками, чем остальные обитатели Иерусалима, и повторил слова:

«Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете.» (Лука,13,5)

и тотчас далее рассказывает эту притчу:

«…некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу,

и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...