Маркетинговая среда предприятия.
В процессе рыночной деятельности каждое предприятие как экономическая система открытого типа вступает в определенные взаимоотношения со своей внешней средой и окружением. Возникает некое новое расширенное системное образование, которое функционирует как единое целое. Многие отмечают, что успех предприятия на рынке зависит не только от деятельности самого предприятия, но он оказывается тесно связан с тем, что в теории и практике маркетинга принято называть маркетинговой средой. Маркетинговая среда предприятия представляет собой совокупность различных факторов, субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности устанавливать и поддерживать с потребителями отношения успешного обмена и сотрудничества. Маркетинговая среда представлена ближним и дальним окружением: макро- и микросредой. Критерием разделения этих понятий является степень возможности предприятия оказывать адекватное обратное воздействие на различные элементы своей маркетинговой среды. Микромаркетинговая среда представлена субъектами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию потребителей и клиентов: · акционеры и собственники предприятия; · партнеры по производственной и коммерческой деятельности; · поставщики – организации и отдельные лица, обеспечивающие предприятие необходимыми материальными и др. ресурсами; · торговые предприятия и посредники, помогающие в продвижении, сбыте и распространении товаров среди потребителей; · потенциальные и реальные потребители предприятия; · конкуренты, изучение которых дает предприятию возможность выбора наиболее успешной стратегии конкурентной борьбы;
· контактные аудитории – организации или общественные группы, проявляющие интерес к предприятию или оказывающие влияние на его деятельность (банки, инвестиционные компании, СМИ, защитники окружающей среды и проч.); Макромаркетинговая среда представлена факторами более широкого социального плана, определяющими общие условия функционирования предприятия. Они оказывают влияние как на саму фирму и ее деятельность, так и на ее микросреду. На данную группу факторов предприятие может лишь пытаться косвенно влиять, но управлять ими не может. Эти факторы должны тщательно изучаться и учитываться в маркетинговой деятельности предприятия: · политические факторы – общеполитическая ситуация как в государстве, так и за его пределами; · правовые факторы – законы, нормативные документы государственных учреждений, различных общественных организаций и объединений; · экономические факторы – состояние, развитие, направленность и темпы роста экономики на территории государства, уровень цен, инфляции, безработицы; · социально-культурные факторы – уровень покупательской способности, уровень доходов и сбережений, социальная защищенность, а так же взгляды, ценности, нормы поведения в обществе, особенности менталитета; · природно-географические условия – климат, экологическая обстановка, использование природных ресурсов и их воспроизводство, охрана окружающей среды; · демографические факторы – численность и плотность размещения населения, половозрастные особенности, динамика рождаемости и смертности, миграция населения и проч. · научно-технические факторы – НТП, научные достижения, новые технологии и разработки, новые виды сырья, новшества в производстве, дизайне, конструировании товаров, упаковке, продвижении и т.д. Степень успеха предприятия на рынке во многом зависит от способности управлять своей микромаркетинговой средой и адаптироваться к изменениям в макромаркетинговой среде.
Основные принципы, функции и методы маркетинга.
Принципы маркетинга
Принципы маркетинга – это основополагающие правила, положения, обстоятельства, требования, которые лежат в основе маркетинга и раскрывают его сущность. Сущность маркетинга состоит в том, чтобы производство товаров и оказание услуг обязательно ориентировались на потребителя, на спрос, на постоянное согласование возможностей производства с требованиями рынка. В соответствии с этой сущностью маркетинга выделяют следующие его основные принципы: 1) производить только то, что нужно потребителю, при этом использовать дифференцированный подход как к самим товарам, так и к товарным рынкам; 2) выходить на рынок не с предложением товаров и услуг, а со средствами решения проблем потребителей; 3) организовывать производство товаров только после исследования потребностей потребителей и потребительского спроса; 4) концентрировать усилия на достижении долгосрочного результата в маркетинговой деятельности предприятия; 5) использовать программно-целевой метод и комплексный подход для достижения поставленных целей. Это предполагает формирование маркетинговых программ на основе применения комплекса маркетинговых средств, а не отдельных маркетинговых действий; 6) применять тактику и стратегию активного приспособления производства товаров к требованиям рынка с одновременным целенаправленным воздействием на него в целях охвата маркетингом всех звеньев в цепи продвижения товара к потребителю; 7) учитывать социальный и экономический факторы производства и распределения товаров на всех стадиях их жизненного цикла; 8) придерживаться взаимодействия и межотраслевой координации в целях сбалансированности спроса и предложения на рынке; 9) стремиться к активности, наступательности, даже агрессивности в определенных ситуациях в процессе поиска и формирования конкурентных преимуществ и имиджа предприятия или товаров на рынке. При этом маркетингу должна быть присуща гибкость, оперативность и адаптивность в условиях конкуренции.
Функции маркетинга Профессиональные субъекты маркетинга попытались найти универсальный подход к определению и описанию маркетинговых функций и приведению их в определенную систему. Этот подход состоит в выделении четырех блоков функций маркетинга, каждый из которых включает ряд подфункций: 1. Аналитический блок функций реализуется по следующим направлениям: изучение рынка – исследуются емкость и потенциал рынка, конъюнктура рынка, структура и география рынка, тенденции и процессы развития рынка в будущем, барьеры рынка, состояние конкуренции, а так же возможности и риски. Изучение потребителей – включает изучение потребительского спроса, определение потенциальных и реальных потребителей, потребностей потребителей и их вариаций, возможно группирование потребителей в определенные сегменты, определение мотивов совершения покупки, возможностей потребителей (структуры потребительского дохода). Так же проводится изучение конкурентов – определяются действующие и потенциальные конкуренты, проводится анализ их товарной, ценовой, коммуникационной и сбытовой политик, выявляются их сильные и слабые стороны, определяется позиция предприятия относительно конкурентов и стратегия конкурентной борьбы. Аналогично проводится анализ всех элементов маркетинговой среды предприятия или, по мере необходимости, целенаправленные маркетинговые исследования по соответствующим направлениям. 2. Производственный блок функций включает в себя действия и мероприятия, связанные с товарной и ценовой политиками предприятия. Сюда входят – разработка новых товаров и новых модификаций для соответствующих сегментов рынка, организация материально-технического снабжения производства. Так же осуществляется разработка и управление товарным ассортиментом для соответствующих рынков, разрабатываются товарные знаки и подготавливаются брэндинговые мероприятия, проводится политика в области управления качеством и конкурентоспособностью продукции, определяются необходимые сервисные услуги. Ценовая политика основывается на избранной стратегии и методах ценообразования, но в дальнейшем ценообразование будет адаптировано под тот рынок или рынки, на которых будет осуществляться сбыт. Для этого используются методы модификации цен на рынке (наценки и скидки), а так же определяются ценовые пороги и психологические ценовые барьеры.
3. Сбытовой блок функций – напрямую связан с коммуникационной и сбытовой политиками. В упрощенном виде построение системы маркетинговых коммуникаций включает определение целевой аудитории и выбор необходимых форм продвижения (реклама, PR, прямой маркетинг, СТИС и др.) для ее охвата. Политика распределения и сбыта обычно проводится либо с целью углубленного проникновения товара на рынок, либо с целью повсеместного присутствия товара и более широкого охвата потребителей. В этой связи в зависимости от специфики товара, вида рынка и целей предприятия необходим выбор каналов распределения, видов и методов сбыта товаров. Это в свою очередь предопределяет решение проблем по транспортировке и перемещению товаров, складированию и хранению, формированию партий для дальнейшего перераспределения, выбора сети посредников и сбытовиков. 4. Организационный блок функций – его наличие определяется тем обстоятельством, что все вышеперечисленные маркетинговые мероприятия на фирме должны кем-то выполняться. Более того, и аналитический, и сбытовой, и производственный блоки функций должны на предприятии быть взаимоувязаны друг с другом и представлять собой стройную логическую маркетинговую систему, ориентированную на достижение целей предприятия, обеспечение его устойчивого и эффективного развития. Следовательно, к этому блоку функций принято относить – мероприятия по построению маркетинговой структуры (бюро, службы, отдела, департамента маркетинга), информационное обеспечение подсистемы управления маркетингом, действия по организации стратегического и оперативного планирования маркетинга, а так же организацию и проведение контроля маркетинговых мероприятий. Необходимо отметить, что на некоторых предприятиях малого и среднего бизнеса не всегда имеются ресурсы и возможности в полной мере реализовывать все вышеперечисленные функции маркетинга. В этой связи практики отмечают, что в реализации маркетинговых функций могут принимать участие как активные, так и пассивные субъекты рыночных отношений: производители товаров, посредники, различные специалисты в области маркетинга (рекламные агентства, исследовательские организации), а так же конечные потребители.
Методы маркетинга Под методом понимается совокупность приемов и способов теоретической и практической деятельности людей, разработанных на основе закономерных связей окружающей действительности. Маркетинг как наука о рынке представляет собой систему понятий, знаний, а так же методов их получения и использования в практической деятельности. В маркетинге используются общенаучные методы, такие как – анализ, синтез, методы сравнения, сопоставления, наблюдения, классификации, эксперимента, экспертного оценивания и другие. Они позволяют: - накапливать, систематизировать и анализировать как вторичную (полученную от других исследователей и источников), так и первичную (полученную самостоятельно) информацию о рынке, о потребителях, конкурентах, каналах продвижения и сбыта продукции, состоянии окружающей маркетинговой среды и др.; - синтезировать информацию, моделировать ситуации, прогнозировать изменения, производить экспертную оценку перспективности тех или иных решений и действий, включая стратегию и тактику; - экспериментальным путем получать рыночные оценки и искать оптимальные маркетинговые решения; - в соответствии с полученной информацией изменять практику, планировать и корректировать маркетинговую деятельность, управлять поведением потребителей, воздействовать на восприятие фирмы и выпускаемой ею продукции другими субъектами рынка. Необходимо отметить, что маркетинг возник на стыке многих областей знаний, следовательно он может использовать методы этих конкретных наук и научных дисциплин, В этой связи в нем активно реализуются методы экономического анализа и моделирования, статистики и социологии, психологии и психофизиологии, математики, дизайна и эстетики и др. Так, например: - методы статистики, и прежде всего статистические данные государственных органов и организаций – используются для оценки емкости рынка и его сегментов, величины и тенденций изменения спроса и др.; - методы макро- и микроэкономического анализа – используются для оценки состояния и перспектив развития рынка, возможностей конкурентов, каналов продвижения и продаж, а так же собственных возможностей; - методы социологии – используются для выявления и анализа позиций конкретных потребительских групп и общественных слоев (контактных аудиторий) по соответствующим маркетинговым вопросам; - методы психологии и психофизиологии – обычно используются для апробации и повышения действенности рекламных и других приемов и способов формирования спроса, воздействия на восприятие потребителями продукции предприятия, на принятие ими решений в пользу выбора конкретной фирмы; - методы теории управления – для осуществления процессов планирования и прогнозирования, контроля, регулирования, стимулирования маркетинговой работы и всей деятельности предприятия, а также поведения взаимодействующих с ним субъектов рынка. - методы математики и математического анализа – используются для обслуживания процессов достижения указанных целей; - отдельную группу составляют методы, используемые в процессе сбора первичной информации, заимствованные из социологии и психологии. Так же в теории и практике маркетинга существует широкий комплекс собственных методик и технологий, присущих именно маркетингу и ориентированных на решение его специфических задач и проблем. Эти методы применяются в отношении различных объектов маркетинга, товарного ассортимента, ценообразования и маркетинговых коммуникаций, распределения и сбыта товаров на рынке. Эта совокупность методов маркетингового анализа и воздействия включает: - методики сегментации потребителей на рынке; - технологии позиционирования товаров, составление карт позиционирования; - методики продвижения, распределения и сбыта, ценообразования и ценовой модификации товаров на рынке; - методы сбора и анализа маркетинговой информации, а так же технологии проведения маркетинговых исследований; - методики анализа поведения потребителей; - методы расчета емкости рынка, доли рынка и рыночного потенциала; - методики оценки качества и конкурентоспособности товара; - методики оценки конкурентоспособности предприятия; - методы и технологии организации коммуникационной политики; - SWOT -анализ (исследование и оценка сил и слабостей фирмы, ее возможностей и угрожающих факторов); - матрица BCG, АВС -анализ ассортимента по блокам модификации товаров, отвечающих требованиям различных сегментов рынка, и др. При использовании любого метода или совокупности методов в маркетинге необходим анализ ситуации, определение характера и направленности воздействия, выбор состава и содержания методов, а так же обеспечение условий для грамотного целенаправленного применения выработанных методов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|