Маркетинговая информационная система.
Каждая фирма заинтересована в эффективном управлении своей маркетинговой деятельностью. В частности, ей нужно знать, как анализировать рыночные возможности, отбирать подходящие целевые рынки, разрабатывать эффективный комплекс маркетинга и успешно управлять претворением в жизнь маркетинговых усилий. При этом недостаточно опираться на интуицию, суждения руководителей и специалистов и прошлый опыт, а необходимо получать адекватную информацию до и после принятия решений. На качество принимаемых решений оказывает влияние большое количество факторов. Но проблема заключается даже не в их многообразии, а скорее в невозможности с большой долей вероятности предсказать характер влияния большинства из них на позицию предприятия на рынке. Поведение конкурентов, например, часто выходит за рамки традиционных моделей и схем. Ситуация усложняется и тем, что система управления маркетингом функционирует в реальном масштабе времени. Следовательно, для уменьшения степени неопределенности и риска предприятие должно располагать надежной, верной, достаточной и своевременной маркетинговой информацией. Понятие «информация» в настоящее время является одним из самых распространенных. Сам термин произошел от латинского «informatio», что означает – разъяснение, изложение. Первоначально под информацией понимали сообщения, сведения, передаваемые одними людьми другим людям, а также сам процесс передачи этих сведений. Под маркетинговой информацией понимается совокупность данных, получаемых в ходе исследования процесса обмена между всеми субъектами рыночной системы, используемых в сфере маркетинга. В современном информационно-ориентированном обществе оперативный доступ менеджеров к сведениям о рыночной ситуации является ее очевидным конкурентным преимуществом. Изучение рынка и получение необходимой информации позволяют компании оценить свои возможности и определить целевые сегменты рынка, что ведет к увеличению прибыли. Поэтому специальные сотрудники компании выясняют, какие сведения о состоянии рынка прежде всего необходимы руководителям различных рангов, и проектируют маркетинговые информационные системы.
Маркетинговая информационная система – включает в себя субъектов, оборудование и процедуры сбора, сортировки, анализа и оценки современной и достоверной информации, используемой при принятии маркетинговых решений. Роль маркетинговой информационной системы заключается в определении потребностей в информации для маркетингового управления, ее получении и своевременном предоставлении соответствующим менеджерам. Необходимые сведения могут быть получены из внутренней отчетности фирмы, маркетинговых наблюдений, исследований и анализа данных. Маркетинговая информационная система обычно состоит из четырех основных элементов: 1-й элемент – подсистема внутреннего учета и отчетности, объединяющая информацию, проходящую по всему циклу от размещения заказа до его оплаты и доставки до потребителя. Внутренняя отчетность фирмы – основа маркетинговой информационной системы. В ней отражаются сведения о заказах, продажах, ценах, запасах, дебиторской и кредиторской задолженностях и т.п. Анализ внутренней информации позволяет менеджеру по маркетингу выявить перспективные возможности и насущные проблемы фирмы. К документам внутренней отчетности относятся: счета-фактуры, товарные и транспортные накладные, платежные и организационно-распорядительные документы, данные бухгалтерской и финансовой отчетности. 2-й элемент – подсистема маркетингового наблюдения и мониторинга внешней среды. Этот элемент основан на процедурах, методах и источниках, используемых для получения ежедневной информации об изменениях во внешней рыночной среде и окружении. Информация используется менеджерами для воссоздания текущей картины происходящих в рыночной среде перемен. В то время как подсистема внутренней отчетности содержит данные о том, что уже произошло, предназначение подсистемы маркетингового наблюдения заключается в предоставлении сведений о ситуации на рынке в текущий момент времени.
Чтобы получать важную информацию во время, а не с опозданием, а также, чтобы успевать предпринимать ответные шаги в соответствии с этой информацией, необходимо добиться высокого качества маркетинговых наблюдений. Для этого необходимо обучить и заинтересовать персонал, непосредственно связанный с продажами, тому, как замечать происходящие перемены и сообщать о них специалистам по маркетингу. То же самое можно внедрить и в среду дистрибьюторов, розничных торговцев или других посредников, поощряя их к сбору и передаче сколько-нибудь важных замечаний. Также компания может получить сведения о конкурентах, покупая их продукцию, участвуя в различных выставках и «днях открытых дверей», изучая публикуемые отчеты, посещая собрания акционеров, беседуя с дилерами, дистрибьюторами, анализируя рекламу и т.д. Компания может покупать маркетинговую информацию у специализированных фирм, которые собирают данные и предлагают их потом клиентам, или организовать центры маркетинговой информации, которые собирают и распространяют результаты текущих наблюдений за рыночной средой. 3-й элемент – это подсистема маркетинговых исследований, предназначенная для сбора анализа данных, применительно к конкретной ситуации и доведения их до сведения руководства. Как показывает практический опыт, основной целью маркетинговых исследований является – получение полной, надежной и достоверной информации о состояния и перспективах развития предложения и спроса, движения цен, тенденциях рыночной конъюнктуры, степени удовлетворенности потребителей, действиях конкурентов, новых методов продажи товаров и технического обслуживания продукции. Эта информация нужна для выработки стратегии и тактики поведения предприятия на рынке.
Компании могут проводить маркетинговые исследования самостоятельно или поручить их проведение специализированным агентствам, консалтинговым фирмам, а так же посредникам, действующим на рынке. Таким образом, маркетинговые исследования представляют собой вид социальной технологии, направленной на обнаружение эффективных средств управления рынком на основе объективного понимания ситуации на нем. 4-й элемент представляет собой подсистему поддержки принятия маркетинговых решений, которая помогает руководителям интерпретировать соответствующие данные и использовать их в качестве отправной точки для осуществления маркетинговых мероприятий. Этот элемент связан с формированием банков и баз данных, предназначенных для хранения и использования маркетинговой информации. В настоящее время на рынке информационных технологий предлагаются различные информационные продукты и программы по формированию и хранению данных. Многие из них адаптированы под современное Белорусское законодательство, сферу деятельности, размер предприятия и специфику бизнеса. Основным достоинством этих программных продуктов является простота их использования при принятии на их основе управленческих решений в области маркетинга. К сожалению, в связи с непониманием многими руководителями актуальности маркетинга в современных условиях, недостаточностью средств, выделяемых на маркетинг и специалистов в области маркетинга востребованность этих программных продуктов пока невелика. Но этот недостаток вероятнее всего будет устранен по мере развития маркетинга в Республике. Преимуществами использования маркетинговой информационной системы являются: · возможность организованного сбора и широкого охвата различной маркетинговой информации; · возможность принятия более качественных управленческих решений в области маркетинга; · возможность предупреждения сложных ситуаций в деятельности фирмы на рынке; · возможность координации планов и программ маркетинга со всеми структурными подразделениями;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|