Коллективная монография. Ответственный редактор В.И. Заботкина. Предисловие
Стр 1 из 58Следующая ⇒ Коллективная монография Социокультурные угрозы: реальность, ментальные модели и дискурс. Ответственный редактор В. И. Заботкина Коллективная монография «Социокультурные угрозы: реальность, ментальные модели и дискурс» представляет собой труд, в котором проведено рассмотрение социокультурных угроз в когнитивном аспекте. Обсуждаются следующие проблемы: как понимается социокультурная идентичность, какие когнитивные механизмы лежат в основе осознания и переживания социокультурных угроз, как репрезентированы ситуации подобных угроз в нашем мышлении и в языке. Исследование социокультурных угроз в дискурсе представлено такими направлениями дискурсологии, как репрезентация угроз в интернет-дискурсе, предвыборном дискурсе, дискурсе повседневного семейного общения и др. В данной монографии идея методологической междисциплинарности получила дальнейшее развитие. Монография задает целый ряд новых направлений в исследовании социокультурных угроз, соответствующих основным трендам мировой науки. Монография адресована специалистам разных областей гуманитарной сферы, интересующимся исследованием социокультурных угроз в рамках когнитивного подхода. Книга адресована также преподавателям, магистрантам, аспирантам, ученым, всем, кто занимается исследованиями в данной области.
Предисловие
Коллективная монография представляет собой научный труд, в который внесли вклад представители разных направлений гуманитарных наук: лингвисты, дискурсологи, психологи, нейробиологи, философы, логики, политологи. Все они представили исследование социокультурных угроз в аспекте своих наук. Это сделало монографию междисциплинарной. Подобная междисциплинарность, в рамках которой методология работы соотносится с соответствующей научной областью, но при этом каждый автор стремится к поиску объяснений сложных социальных процессов в других, смежных гуманитарных науках, без сомнения, делает этот труд уникальным. Триада «мысль – язык – общество» является связующей в формировании магистральной линии этой книги.
Первая часть монографии рассматривает когнитивные механизмы и концептуальные структуры репрезентации социокультурных угроз. В главе, написанной В. И. Заботкиной, О. В. Воробьевой и Э. И. Бархатовой под названием «Угрозы XXI века: репрезентация в ментальных моделях и в новой лексике» рассматриваются важные вопросы анализа концепта УГРОЗА на уровне ментальных моделей и когнитивных механизмов, лежащих в основе лексической репрезентации этого концепта. Содержание концепта, как известно, формируется на основе: 1) глобального универсального знания; 2) культурно-специфического знания определенной культуры; 3) индивидуально-личностного знания. Каждая из вышеперечисленных составляющих подвержена изменениям. Меняется глобальная картина мира, меняется система ценностей отдельной культуры (аксиосфера), и пополняется индивидуальный опыт носителя языка. Таким образом, концепт является динамичным по своей природе и может меняться/пополняться по мере развития цивилизации, изменения системы, ценностей определенной культуры и приобретения опыта и знаний конкретным индивидуумом. Говоря об изменениях глобальной концептуальной картины мира, правомерно задать вопрос: какие сектора этой картины пополняются новыми типами угроз? В данной главе авторы попытаются проанализировать новые типы угроз социокультурного плана как на уровне ментальных моделей, так и на уровне новой лексики. Действие, как известно, является ведущим элементом фрейма «событие», в связи с этим авторы считают обоснованным рассматривать концепт «угроза», в качестве производного от концепта СОБЫТИЕ, а именно УГРОЖАЮЩЕЕ СОБЫТИЕ. Соответственно этому, фреймовый анализ концепта УГРОЗА позволяет выявить в нем ряд слотов, совпадающих со слотами фрейма «угроза», структурирующими концепт СОБЫТИЕ.
Источником материала являются новые слова, публикуемые в таких интернет- источниках как сайты и блоги словарных издательств, таких как Cambridge Dictionary Blog, Macmillan Dictionary Buzzword, Merriam-Webster Unabridged, Oxford Dictionaries. Преимуществом данных источников является оперативность «регистрации» новых слов, появляющихся в дискурсе. Таким образом, становится возможным значительно быстрее зафиксировать изменения концептуальной картины. Исследование когнитивных механизмов продолжается в главе «Необходимость дифференциации содержания и логистики в таксономии когнитивных функций», написанной М. Изадифар, Э. Пёппелем, Я. Бао и В. И. Заботкиной. Авторы исследуют таксономию когнитивных функций. Центральная идея авторов состоит в том, что элементарные психологические функции являются результатом эволюции, а их реализация зависит от функциональной интегративности нейронных модулей. Подобные модули представляют собой встроенные нейронные механизмы, которые привязаны к локализованным структурам нейронов либо к их функционирующим связям. Потеря психологических функций, ассоциированных со связями между модулями, может способствовать определению каталога самих функций. Используя этот принцип, следует различать четыре области психологических функций, репрезентированных в модульном формате. К таким областям относятся «стимульные» репрезентации (восприятие), переработка информации (обучение и память), оценка информации (например, с помощью эмоций), и, наконец, действие или реакция. Функциональная компетенция, однако, это не только потенциальная доступность элементарных психологических функций, но также и то, как именно эти функции реализуются. Это связано с активацией и, особенно, с временнЫми проблемами переработки информации в нейронах. В главе обсуждается своего рода «машина времени», которая чрезвычайно важна для функционирования модулей. Центральные связи могут влиять как на «функцию-что», так и на «функцию-как».
Глава «Моделирование социокультурных аспектов познания и языкопользования», написанная Т. Гергеем, рассматривает социокультуру как очень сложную концепцию, которая организована смыслом и знанием. Эта концепция относится к нормам, ценностям, убеждениям, традициям, идеологии, религии, отношениям, технологиям, нормам поведения и стилям языка, она ассимилируется, строится и передаётся через процессы социального научения. Полагается, что социокультура является многослойной системой, В обществе существует несколько социокультур, которые могут различаться на базовых уровнях, но есть и такие, которые различаются на более высоких уровнях. Различные социокультуры могут взаимодействовать друг с другом, и в результате мы можем рассматривать кросс-культурные эффекты в данной социальной среде. Риск в сфере социально-культурных взаимодействий будет зависеть от характера и степени их различий. Основная цель данной главы - предложить комплексный модельно-ориентированный подход для анализа социокультурных факторов, которые оказывают значительное влияние на развитие личности и их повседневную жизнь. Предлагаемый подход предусматривает набор когнитивных инструментов и систему моделирования для лучшего понимания и анализа социокультур. Этот подход позволяет анализировать и характеризовать социокультурные факторы (i) когнитивного и поведенческого развития индивидуумов, (ii) когнитивных процессов (например, принятия решений и рассуждения), (iii) процессов, связанных с использованием и развитием языка (это называется languageing), и (iv) процессов, порождающих поведение. Концептуальная основа предлагаемого комплексного подхода основана на результатах текущих социально- и когнитивно-психологических исследований. В частности, принимая во внимание эти результаты, глава, написанная Т. Гергеем, предлагает согласованное психологическое обоснование, которое служит концептуальной основой подхода. Это обоснование может быть основой для описания: • социально-культурного влияния на развитие когнитивных функций, которое показывает, как развиваются образы опыта, знаний и поведений, • социокультурной теории познания, которая рассматривает разумы как социально- культурные продукты, биологически развитые, чтобы быть расширенными инструментами, социальным взаимодействием и воплощенным взаимодействием в внешнем мире,
• социокультурной теории когнитивной лингвистики, которая характеризует социокультурные факторы использования языка и порождения смысла, • теории обучения, которая показывает, как согласованность (когерентность) может быть достигнута путем сочетания естественного и дискурсивного обучения и как может быть достигнуто изменение поведения. Для максимально возможного изучения и понимания влияния социокультуры на отдельных индивидовавтор разрабатывает комплексный, многогранный подход к моделированию и соответствующую методологию. Этот подход основан на исследовании: (i) опыта и знаний отдельных лиц и их развития и изменений; (ii) аспекта восприятия и языкового управления воздействием окружающей среды; (iii) аспекта когнитивных навыков и способностей, которые реализуют процессы познания, решения проблем и принятия решений, а также (iv) аспекта реализации поведения, зависящая от когнитивных способностей, действий и деятельностей. Этот многогранный подход к моделированию позволяет учитывать различные аспекты социо-культурных воздействий. В главе обсуждаются основные методологические компоненты предлагаемого многогранного подхода к моделированию: (i) методология на основе капсул, которая подходит для обращения знанием и опытом и для формирования семантического пространства для языков; (ii) двойственная когнитивная теория, которая предоставляет набор инструментов для моделирования когнитивных процессов. Статья предлагает два метода для изучения работы языка и познания: (i) метод на основе капсул и (ii) логически обоснованный метод. Эти методы позволяют моделировать и исследовать влияние социокультурных факторов на когнитивные процессы людей. В данной главе автор сосредоточился на трех важных явлениях, связанных с социально-культурными влияниями, которые предлагаемый подход позволяет моделировать и исследовать. А именно, показано, как моделировать (i) когнитивные процессы использования и понимания языка, т. е. languageing, (ii) когнитивные процессы быстрого и медленного рассуждения и (iii) взаимосвязь языка и познания. Однако предлагаемая интегрированная методология позволяет также исследовать более сложные явления. А именно, она позволяет моделировать и исследовать: Развитие разума под влиянием социокультурных факторов путем моделирования роста знаний, формирования опыта и изменения в когнитивных процессах. Это может быть смоделировано с помощью капсул, которые представляют собой формирование ментальных моделей посредством естественного научения, которые отражают ситуации и события социокультурной среды. Развитие знаний, реализуемых дискурсивным обучением, когда могут быть установлены различные типы отношений вместе с модификацией соответствующих ментальных моделей, чтобы сформировать согласованную сеть моделей вместе с накрывающей структурой. Это может быть смоделировано динамически изменяющейся многоуровневой сетью капсул, где помимо капсул также используются формальные компоненты открытой когнитивной теории. Развитие когнитивных способностей человеческого разума. Это может быть смоделировано с помощью каркаса когнитивного рассуждения (CRF- cognitivereasoningframework), который позволяет изменять и модифицировать правила рассуждений и эвристики вместе с тем, как генерируются когнитивные процессы из доступных методов и правил. В качестве центрального концепта личности, противостоящей социокультурным угрозам, рассматривается концепт социокультурной идентичности. В главе «Концепт идентичности в нарративах преодоления социокультурной угрозы», автором которой является В. И. Тюпа, последовательно рассмотрены четыре нарративных текста российской словесности: древнерусская «Повесть о разорении Рязани в 1237 году», «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака и роман «Авиатор» современного писателя Е. Г. Водолазкина. Данные произведения объединяет ситуация социокультурной угрозы утраты чести. Категория «чести» рассматривается в работе как исторически наиболее ранняя, базовая форма осмысления идентичности – как индивидуально-личностной, так и национально-корпоративной. В каждом из четырех примеров угрожающая ситуация не частная, не случайная, а историческая, захватывающая широкий круг людей. Но при этом в каждом из рассматриваемых произведений принципиально значим мотив женской чести. Внимание концентрируется на подвергающейся данной угрозе героине, за которую вступается герой. Общей особенностью первых трех текстов оказывается неагрессивная, пассивно жертвенная стратегия преодоления угрозы – стратегия стоического неучастия в неприемлемом для героев ходе событий. В «Авиаторе» герой первоначально занимает иную, агрессивную позицию возмездия. Однако всем ходом дальнейшего художественного «расследования» агрессивная стратегия ответного насилия в качестве пути преодоления утраты идентичности дезавуируется (как и в побочной сюжетной линии Стрельникова в романе Пастернака). В рассмотренных нарративах нравственная победа отдается стоическому неподчинению угрожающей силе. Все это позволяет утверждать особую значимость для российского менталитета пассивно-стоического неподчинения чуждой воле в качестве доминантной стратегии оберегания социокультурной идентичности. М. Н. Коннова подготовила главу «Метафорические модели концептуализации социокультурных угроз в русскоязычной медийной картине мира». Автор исходит из утверждения, что социокультурные опасности и риски– это, прежде всего, угрозы образу жизни населения, духовному и физическому здоровью граждан и всей национальной культуре. В качестве неотъемлемой части культуры рассматривается спорт, представляющий собой форму самореализации и воспитания личности. В настоящее время, когда стремительное распространение границ техногенной цивилизации, сопровождаемое экспансией культа комфорта, удовольствия и эгоизма, приводит к постепенной деградации человека как целостной телесно-духовной личности, выявление возможных угроз в этой сфере, анализ особенностей их восприятия обществом, а также поиск путей их предотвращения представляется особенно востребованным. Актуальность и новизна исследования обусловлена тем, что в нем впервые определяется круг явлений, которые осмысляются обыденным сознанием носителей русского языка как серьезные угрозы спорту, моделируются ведущие метафорические проекции, структурирующие восприятие угроз, рассматриваются пути их преодоления, а также анализируются способы их дискурсивной репрезентации в русскоязычном медиадискурсе. В ходе анализа автор приходит к выводу, что в современной русскоязычной медиакартине мира главной опасностью, стоящей перед олимпийским движением и мировым спортом высоких достижений в целом, предстает политизация спорта. В процессе метафорического проецирования опасность использования спорта как инструмента политического давления на Россию выступает целевым доменом, соотносимым с несколькими доменами источника – концептами судебно-юридической, военной и социальной сфер, области искусства. Языковые метафоры, актуализирующие концептуальные схемы на дискурсивном уровне, способствуют детализации и частичной внутренней материализации осмысляемой социокультурной угрозы, предоставляя широкие возможности для её интерпретации. Глава « Анализ динамики изменений структуры событийного фрейма » ( авторы Боярская Е. Л., Фурменкова Т. В. ) посвящена анализу концептуальной структуры события. Предметом исследования являлись динамические изменения структуры события, его формирования, сегментации и определения ролей. В качестве иллюстративного материала было использовано событие ‘спортивное соревнование’, имеющее длительную историю функционирования и одновременно демонстрирующее активное приращение элементов концептуальной структуры в результате действия экстралингвистических факторов, в том числе ассоциированных с определенным типом угроз, влияющих на возможность реализации события. Структура события представлена в работе в виде макрофрейма, перечень слотов которого и их концептуальное наполнение демонстрируют тенденцию подвижности. В работе демонстрируется роль факторов экстралингвистического характера, оказывающих влияние не только на динамику изменений структуры события, но также на изменении статуса признаков-атрибутов в структуре отдельных концептов. Описывается опыт концептуального моделирования, использованного для анализа и репрезентации структуры концепта. Концептуальное моделирование представляет собой построение моделей концептуальных процессов с целью познания, понимания или симуляции объектов репрезентации, будь то физические объекты, явления или процессы абстрактного порядка. В качестве материала исследования авторы выбрали лексикализованные прототипы категорий THREAT\УГРОЗА. Результаты концептуального моделирования были верифицированы экспериментальными данными, полученными в ходе проведения социологического опроса респондентов. Концепт Угроза/Threat принадлежит к базисному уровню категоризации, концепты которого являются релевантными для повседневной деятельности человека. Они усваиваются в раннем детстве и распознаются с относительной легкостью. Способность идентифицировать угрозу и реагировать на нее является неотъемлемой способностью, часто рефлекторной реакцией, живой природы. Масштаб и разнообразие угроз, воспринимаемых человеком в повседневной жизни нашли отражение в высокой частотности употребления данных лексических единиц. Так, например, лексикализованный прототип THREAT входит в 4000 наиболее употребительных лексический единиц современного английского языка, при этом рост частотности употребления связан с предкризисными и кризисными годами. Аналогичная тенденция прослеживается и в русском языке, что является косвенным подтверждением выводов о базисном уровне категоризации. В структуре концепта присутствует несколько групп признаков – универсальные, культурно-специфические и индивидуально-личностные, каждая из которых претерпевает изменения на протяжении жизни. Наибольшей динамикой обладают индивидуально- личностные признаки, т. к. они формируются под влиянием развития концептуальной системы конкретного индивидуума. Метод концептуального моделирования, выполненный на лексикографических источников и корпусных данных, позволяет выделить следующие признаки в структуре концепта - наличие агенcа, пациенса, интенции, цели, причины, мотива, гипотетичности воздействия, характера негативных последствий, а также их масштаба. Данные признаки различаются по степени центральности в структуре концепта, а также устойчивости. Так, наличие агенса и пациенса является максимально устойчивым признаком, т. к. его отсутствие приводит к распаду структуры концепта, в то время как признак вербализованности /невербализованности угрозы не является значимым для целостности концептуальной структуры. Результаты опроса респондентов подтвердили выводы, сделанные на основе моделирования признаков концепта УГРОЗА/THREAT. Было подтверждено предположение о том, что именно устойчивые и центральные признаки концепта максимально часто используются в описаниях лексического значения слов практически у всех групп респондентов. Опрос респондентов позволили выделить тенденцию перекатегоризации - осмысливания мягких угроз в качестве жестких, что еще раз подтверждает динамичный характер концептуальной системы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|